Печать
Категория: Бочаров Дмитрий
Просмотров: 1115

Дмитрий Бочаров, капитан в отставке, наказной атаман Малой Алматинской станицы, Верненского Казачьего Станичного Объединения.

21-й годовщине принятия мной Воинской присяги посвящаю

- Да ты прав, Алетум, тогда мы были молодыми и чушь прекрасную несли...

 


Хотя от курса молодого бойца (КМБ) в нашем полевом учебном центре (ПУЦ) Алма-Атинского Высшего Пограничного Командного Ордена Октябрьской Революции Краснознаменного Училища КГБ СССР им. Ф.Э.Дзержинского, ныне Военного Института Пограничной Службы Комитета Национальной Безопасности Республики Казахстан остались противоречивые, но незабываемые впечатления!
Любой экстремальный отдых и рядом не валялся. Сплошной адреналин в кровь!
К слову вспомнил гусарский анекдот:
Молодой корнет допытывает поручика Ржевского:
- Скажите, поручик, а правду говорят, что в молодости вы хотели стать членом суда?
На что поручик ему ответил, мечтательно глядя вдаль:
- Эх молодость, молодость... членом туда! членом сюда!


* * *

Вот и я до сих пор помню, как меня пробило 1 сентября 1993 года на воспоминание о проведенном лете.
Мы в составе своей учебной заставы чистили контрольно-следовую полосу (КСП) перед сигнализационным комплексом в ПУЦе малыми пехотными лопатками.
Время было тяжелое – Великая держава - СССР только распалась, и каждая из «самостийных» республик вынуждена была, как-то кормить и обеспечивать свои армии…
Едой худо-бедно, но обеспечивали, а вот с остальным…
Особые проблемы были с обмундированием и горюче-смазочными материалами (ГСМ).
Так что экономили на всем, но службу несли еще с честью и достоинством, как положено до последнего вздоха!
А в ПУЦе была знатная материальная база - и полоса препятствий, и инженерный городок, и Государственная Граница в натуральную величину со всеми инженерными сооружениями, включая пограничные вышки советские и китайские, а также посты технического наблюдения.
Если граница есть – значит, она должна быть в надлежащем состоянии.
Содержание Границы неотъемлемая часть деятельности пограничных войск, уж так определено Законом о Госгранице! Пусть даже она и учебная, тем более – содержать её нужно тем самым учебным подразделениям, а значит– нам!
И не важно, есть ГСМ или нет! Граница есть, есть воинская смекалка и бесплатная рабочая сила в лице солдат срочной службы и курсантов!
Это вовсе не новый вид трудовой повинности - чистка контрольно-следовой полосы (КСП) малыми пехотными лопатками в составе штатного воинского подразделения. А самый обыденный элемент служебно-бытовой деятельности войск. В пограничных войсках такие мероприятия проводятся регулярно и носят название инженерных дней и даже месячников. Даже в плане охраны границы отмечается как служба пограничного наряда «Рабочая группа на границе» (РГГ), в нашем случае укрупнённого, аж до взвода.
Настал-таки день, когда и нашей учебной заставе выпал счастливый билетик, разнообразить армейские будни выходом на природу. Почерпнуть, так сказать, мудрость предыдущих поколений.
А разнообразить было чего!
То ночной марш-бросок на 6 км - подняли в 4 утра, оружие выдали и давайте в составе походной колоны - сбегайте победить условного супостата.
То занятия по ЗОМП - защита от оружия массового поражения, либо 1 км в ОЗК и противогазах, либо тушение зажигательных боеприпасов персонально или в составе подразделения на штатной технике.
То стрелковая подготовка с выходом на стрельбище - в мишени пострелять, либо болванки да гранаты пошвырять.
То инженерные занятия по рытью окопов и маскировке, я уже не говорю про ежедневную спортивную подготовку - утром кросс 3 км, к вечеру накидывали еще 5 км пробега, так сказать «файф о клок!» джентльмены – скукота одна для юношеского организма.
А тут на тебе – целый полевой выход!
Как там у Пушкина:
«…И башку с широких плеч
У татарина отсечь…»
Встали как обычно в 6:30, по форме №2 – голый торс, размяли сонные организмы часовой армейской зарядкой с пробежкой.
Романтика – бежишь ты в кирзовых сапогах по пыли, а холодненький ветерок с реки тебе лысину обдувает!
Позавтракали плотно, сообща залили во фляжки отвар верблюжьей колючки из баков.
Как обычно, построились в колонну по три и пошли!
Пяток километров до ворот в сигнализационном комплексе, оборудованных в натуральную величину на макете Государственной Границы, пройденных со строевыми песнями - пролетели незаметно.
Бодрый вояж, переместил наше подразделение к рубежу инженерных сооружений участка учебной пограничной заставы. Тут-то нашему взору и предстала КСП – контрольно-следовая полоса – гордость, символ и зеркало границы. Во всей своей красе: ни травинки, ни камушка, куда ни взгляни! Просто мечта пограничника! Кто собственными шагами отмерил не один километр вдоль КСП понимает о чём я говорю. Естественно, для всех кто бережёт зелёную фуражку, как память о былой пограничной молодости, известно, что именно по этому зеркалу опытные знатоки-следопыты с лёгкостью читают все события и разгадывают замыслы потенциальных нарушителей границы. А вот сама гладь КСП называется профилем. Профиль – это в точности как резьба у болта, состоит из чередующиеся возвышений и углублений. Вот такое рифление вспаханного участка земли, протянулось на пару десятков километров учебного рубежа основных инженерных сооружений. Эдакая грампластинка со звуковыми дорожками, только в виде бесконечной ленты. Эта лента с одной стороны обрамлена вертикальной системой столбов с козырьками, ажурно разлинованная параллелями множества нитей колючей проволоки, уходящих в даль к горизонту. Вдоль другой кромки этой ленты, в ту же даль, стремилась грунтовая дорога под покрывалом неимоверно густой пыли, в которой по самую щиколотку утопали наши сапоги, ещё недавно сияющие свежим, парадным чёрным блеском…
Повернули мы направо и еще промаршировали по этой самой пыли с пяток километров. Шли мы уже без песен, ибо в воздух из-под наших сапог взметнулось плотное облако, оседающее на нашем обмундировании хорошим бежевым слоем, забивающим глаза и ноздри... Какое тут песнопение?!


По мере продвижения нас в клубах дорожной пыли, окружающий ландшафт естественным образом поглотил и нотный стан из колючей проволоки, и гладь КСП. Он стал идентичным с окружающим раздольем разнотравья окружающих прерий.
Солнышко пригревает, тепло (градусов под 50 по Цельсию).
Мы остановились под лучами палящего солнца. Пропотевший камуфляж и просоленная кепка начали прихватываться в смеси с цементом от осевших клубов пыли, продолжая спасать курсантские тельца от зноя.
Чёрт возьми! Назвать наше состояние оцепенением – это слишком банально и, в некоторой мере, до безобразия цензурно звучит. Мы находились у подножия бесконечно тянущейся вдаль «Великой китайской стены» из плотнейшей золотистой мешанины перекати-поле и прочих видов кустиков, недавно украшавших просторы тактического поля нашего учебного центра. Что характерно, в эту стену гармонично вписались и добавляли особый колорит весьма богатые заросли конопли, да такой душистой. Надо же, выросла на песочке КСП, выше человеческого роста. Век воли не видать, толщина стволов с большой палец!
В реальность бытия вернула постановка задачи отцов командиров:
– Видели КСП около ворот?
- Так точно!
- Ваша задача привести данный участок в соответствующий вид!
Как говориться - «отсюда и до вечера»!
После двух часов интенсивной рубки лопатками, с обмундирования хоть "ручник" катай от пыльцы. И курить не надо, только вдыхай!
На руках, хоть и загрубевших, уже наклевываются мозоли. Загорелые до черна, лицо и руки по локоть, все в пыли, пыльце и разводах, дорожках и потеках от пота. Губы все потрескались.
Одно радует в такую жару мошкара и комарье попрятались.
Кузнечики, саранча и другая живность нехотя отпрыгивают из зарослей, когда начинаешь выдергивать или рубить эти джунгли.
Вода во фляжке уже плескается на дне.
Присел на бугорке дух перевести, взглянул вдаль, как конопля километрами колоситься... и так мне тоскливо на душе стало...
И тут бац!!! Мне в мозг мысль - сегодня же 1 сентября!!!
Моя младшая сестренка первый раз в первый класс пошла...
Стоит, наверное, на первой в своей жизни линейке в школе с цветами и в белых бантах, и в белых гольфиках…
А я тут коноплю километрами валю...
После целого дня такой инженерно-тактической подготовки мы уставшие, но счастливые строем в колонну по три возвращались в расположение...
На подходе к штабу заместитель командира ПОГЗ старший сержант Крестин, решил прогнуться перед начальством и подал команду: - «Песню запе-е-ВАЙ!»
Строй в ответ исполнил ему культовое произведение группы "Кино" - «Группа крови»!
Реально, мы пели эту песню, маршируя в ногу... Вот такая, блин, вечная музыка!
Даже в мыслях у меня тогда не было, что на похожей Государственной Границе в далеком Таджикистане, этим же жарким летом 1993 уже догорали заставы и блок посты совместных сил СНГ по охране границы.
Кто бы мне тогда сказал, что уже к концу начавшейся осени я породнюсь с тропами памирских гор на Таджико-Афганской границе, не поверил бы.
И в страшном сне такое не приснится…


05 сентября 2014

 

 

Нравится