Печать
Категория: Наталья Валуйская
Просмотров: 5869

Святейший патриарх Кирилл Наталья Валуйская, руководитель информационного отдела Союза Православных Граждан Казахстана

…Вера наполняет сердце человека любовью, а любовь преодолевает любые человеческие разделения.

16 января этого года, по приглашению Президента страны Нурсултана Назарбаева Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом в Республику Казахстан. Первосвященный визит Святейшего Патриарха Кирилла стал значимым событием в общественной и религиозной жизни не только казахстанцев, но и всех людей доброй воли, живущих на постсоветском пространстве. Новомученики и исповедники земли казахстанской, испившие здесь чашу скорбей в годы массовых политических репрессий и гонений на Церковь и принявшие мученическую кончину, явили миру удивительную силу духа, сохранив в тех неимоверных условиях веру, надежду и любовь.

Именно эти главные ценности призваны сегодня сохранить мир и спокойствие в душах и сердцах миллионов людей, помочь обрести силу для преодоления трудностей в нашей земной жизни.
В Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая прошла встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с общественностью города. Среди гостей – первая Леди страны Сара Назарбаева, иерархи и священнослужители, сопровождающие Святейшего Патриарха Кирилла в ходе Первосвятительского визита в Казахстан, представители государственных структур и общественных организаций, а также традиционных религий Казахстана.
Солнцем и светлым дождем встретил Патриарха Кирилла город. Приветственными песнопениями встретил Его Святейшество детский хор Свято-Никольского храма Алматы. К торжественному событию в фойе театра была организована рождественская выставка детских поделок: юные воспитанники воскресных школ представили свои работы: рисунки, картины, новогодних зайчиков, елочек и даже целый город мастеров из цветной бумаги…
Курс – на межнациональный диалог

Под разливанный звон колоколов на сцену театра взошел Святейший Патриарх Кирилл. Его сопровождал Митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий. Зал - полная чаша – тепло и сердечно рукоплескал.
--Для меня огромная честь открыть нашу встречу, которая, безусловно, имеет большое значение для многонационального Казахстана, для всех его граждан, независимо от вероисповедания и национальности, потому что мы, как никто другой в мире, демонстрируем свое дружелюбие, миролюбие, толерантность, уважение друг к другу, - сказал правящий Архиерей Мефодий. На этом-то и зиждется феномен Казахстана, который способствовал в немалой степени тому, что наша страна в этом году председательствует в ОБСЕ. Основой всего этого является та великая нравственность, которую проповедуют и исповедуют основные религии Казахстана – православие и ислам.
Как отметил в Первосвятительском слове Святейший Патриарх Кирилл, побывавший на казахстанской земле 27 лет назад, все изменилось до неузнаваемости и причина перемен в том, что Казахстан стал динамически развивающимся государством. Причем возникло это государство в Великой степи в период всеобщего развала, когда вокруг в ряде мест постсоветского пространства возникали межэтнические конфликты. В некотором смысле, Казахстан оказался в особо трудном положении, ведь это по-настоящему многонациональное и многорелигиозное сообщество людей.
--Мы помним, сколь мощные националистические силы стали активно выступать на политической арене в период распада Советского Союза; помним, к каким катастрофическим последствиям приводили эти межэтнические конфликты в ряде мест постсоветского пространства. Такие конфликты, действуя как приводной механизм, обрушивали нормальную жизнь людей: проливалась кровь, возрастала напряженность, подогревалась ненависть. Ничего подобного не произошло в Казахстане. Наверное, многие думали, что здесь-то и «рванет»: так много разных народов и религий, такие огромные пространства… Не произошло этого!
Размышляя над тем, почему это не произошло в Казахстане, любой честный наблюдатель отметит совершенно особую роль Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Я очень уважаю вашего Президента и ценю все, что он сделал для Казахстана, для казахстанско-российских отношений, для организации сотрудничества на постсоветском пространстве; он действительно заложил основы такой государственности и создал такой общественный климат, который снял все возможные опасения, связанные с развитием межэтнических и межнациональных конфликтов.Тот факт, что Казахстан избран сегодня председателем ОБСЕ, не случаен. Это признание роли Казахстана, в том числе в налаживании межнационального, культурного и межрелигиозного диалога.

Каждая страна и каждый народ — бесценное сокровище цивилизации.
Фобии, ненависть, вражда нередко связаны с националистическими историософскими идеями и теориями. В Казахстане не существует национальных и исторических фобий: никто не держит зла на прошлое, никто не ищет в прошлом то, что может осложнить отношения между странами и народами на постсоветском пространстве. Это замечательный пример для всех. Мы знаем, как в некоторых других странах намеренно акцентируются такие моменты истории, которые могут ранить чувства той или иной нации, создать образ врага в лице других народов.
--И я хотел бы сердечно поблагодарить и Президента, и весь народ Казахстана, которые сделали так много для того, чтобы страна жила в мире, в спокойствии, с доброжелательным отношением ко всем,- подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
У казахского народа есть национальная особенность, связанная, по большей части, с восточной ментальностью. Подобная черта есть и у русских, но в Казахстане она проявляется особенно ярко, — это гостеприимство. Люди на Востоке очень гостеприимны: иногда на последнее, что у него есть, человек накрывает стол, чтобы угостить гостей. Но сейчас я бы хотел упомянуть о совершенно особом проявлении казахского гостеприимства. Сюда, в Великую степь, в самые тяжелые годы политических репрессий XX века привозили множество заключенных. Общественным сознанием они воспринимались как враги народа, с которыми было опасно общаться. Теперь мы понимаем, что абсолютное большинство репрессированных было невиновно, но ведь в то время никто этого не знал, и подвергшиеся репрессиям люди воспринимались как преступники. И что же происходило, когда доставленных эшелонами или грузовиками заключенных оставляли в степи в холодную ненастную погоду? Множество людей погибало, но сколько обреченных остались живы только потому, что простые люди, жившие на этой земле, не боялись протянуть руку помощи так называемым врагам народа! Доброта была сильнее, чем страх перед наказанием. Я думаю, что никогда в России и в других странах постсоветского пространства не будет забыт этот опыт общения с казахским народом в тяжелейшую годину народных страданий. Может быть, в ответ на эту доброту Господь споспешествует сегодня успешному развитию Казахстана.
В современном Казахстане религиозное и национальное многообразие не отражается негативно на человеческих отношениях, ибо здесь привыкли оценивать людей, прежде всего по их душевным качествам. Уверен, что ментальность казахского народа, исторический опыт и замечательные традиции в сочетании с мудрым государственным руководством способствовали созданию государства, в котором гармонизируются межнациональные и межрелигиозные отношения.
Напомню слова Президента Казахстана, который свидетельствует, что каждая страна и каждый народ — это бесценное сокровище цивилизации. Богатство мира заключается в его многообразии, и своим примером, говорит Назарбаев, мы наглядно демонстрируем, что разные народы и разные религии вполне могут сосуществовать и развиваться в благоприятных мирных условиях.
Я хотел бы выразить надежду и уверенность, что в соответствии с этими мудрыми принципами Казахстан будет развиваться и впредь, что и далее будут строиться такие межнациональные отношения, дабы народ имел поддержку со стороны власти в проявлении своих национальных и религиозных чувств, в реализации своих культурных особенностей, и чтобы каждый представитель любого народа имел возможности для интеллектуального развития и для профессиональной карьеры.
Сегодня, как, может быть, никогда, людям разных стран, разных народов, разных религий необходимо находить общий язык, чтобы объединять свои усилия. Непредвзятый взгляд на происходящее сегодня свидетельствует о возникновении перед человеческой цивилизацией опаснейших вызовов: род человеческий сталкивается с такими проблемами, с какими никогда не сталкивался раньше. Действительно, человек не может быть спокоен, когда сообщается о том, что совершен террористический акт, о том, что нищета и голод губят людей.
Весь мир всколыхнула трагедия Гаити. У этой страны тяжелая судьба. В свое время, когда она была французской колонией, там находились тюрьмы, куда из Франции отправляли людей на пожизненное заключение. Это был страшный уголок мира. Потом страна освободилась от колониального ига, но, к сожалению, в отличие от своего соседа — Доминиканской Республики — не смогла наладить жизнь и встать на тот путь развития, который привел бы людей к благополучию. Мне приходилось бывать на этом острове, разделенном между двумя странами: Доминиканская Республика и Гаити воспринимаются как два мира. Одна часть острова процветает, в другой царят преступность и политическая нестабильность.
Теперь же тяжкие проблемы этой части острова многократно усугублены катастрофическим землетрясением. С экранов телевизоров мы видим бездну человеческого страдания.
Казахстан, как и другие страны, не понаслышке знает, что такое землетрясение. Обычно в случае тяжких природных катастроф люди организуются, начинают помогать друг другу, создавать условия для реализации внешней помощи. На Гаити же мы сейчас видим нечто противоположное: люди погибают от голода, жажды, болезней и от рук преступников; можно представить себе, в каком аду сейчас находятся жители Гаити.

О значении человеческой нравственности
У нищеты, голода, преступности, наркомании, коррупции, на фоне которых развивается человеческая трагедия в этой разрушенной землетрясением стране, много исторических, экономических политических, социальных, климатических причин; в конце концов, велика роль личности в истории. Однако нельзя забывать, что именно глубинное состояние человеческого духа лежит в основе многих проблем современного общества — от наркомании и преступности до загрязнения окружающей среды.
Богу было угодно заложить в нас нравственное чувство, которое познается голосом совести. Именно этим чувством, в первую очередь, человек и отличается от всего животного мира, ведь разум в той или иной мере свойственен и животным. Так, наблюдая за собаками, иной раз поражаешься их разуму, дипломатии, хитрости.
Однако в человеческой природе, помимо инстинктов и разума, есть нравственное чувство. Это очень важная черта человека, отличающая его от других живых существ нашего мира. Именно в этом тайнике человеческой природы, в этом тайнике души и происходит все — как говорит Писание, из сердца человека исходят злые помыслы (Мк. 7, 21) . И если эти помыслы мы претворяем в злые деяния, то уже вторично, в какой области они будут осуществляться: в политике ли, в экономике ли, будем ли мы бездумно тратить природные ресурсы, которые Бог нам дал, и загрязнять окружающую среду, или создавать несправедливые отношения, провоцируя голод, социальные потрясения и употребление наркотиков, при помощи которых некоторые пытаются вырваться из тяжких условий земного бытия, забыться в виртуальном мире грез.
К сожалению, старшее и среднее поколение людей, воспитанное в годы атеизма, практически никогда не задумывалось о значении человеческой нравственности. Как вы помните, нам говорили, что базисом общественных отношений в любой социально-экономической формации является экономика. Но на самом деле экономика вторична, первична же человеческая личность. Экономика призвана обслуживать потребности человека и потребности человеческого общества. Но человек не может жить только ради экономики — иначе чем он будет отличаться от бобра, который всю жизнь строит в водоеме плотины?
У нас есть высшие цели, и одной из них является реализация нравственного чувства человека. Хотя в истории религиозные чувства проявлялись по-разному (мы знаем, что были религиозные войны; порой люди, прикрываясь верой, творили зло), но сама по себе религия призвана поддерживать нравственное чувство в человеке, не давать этому чувству угаснуть — а угаснуть оно может очень легко. Религия помогает людям сохранять сильным голос своей совести. В этом, в первую очередь, социальное значение религии. Конечно, вера приводит человека к Богу, открывает ему путь в Царствие Небесное, но если оценивать роль религии социологически, то это, в первую очередь, работа по сохранению нравственного чувства.
Иногда нам говорят: чтобы решить проблему преступности, нужно воспитать правовое сознание, добиться того, чтобы люди знали законы. Но мне приходилось посещать тюрьмы, и я был поражен, общаясь с теми, кто находится в заключении. Немалое число из них — это талантливые, образованные люди, которые знают законы лучше, чем мы с вами, и, тем не менее, нарушают эти законы. Так почему же бабушка в деревне, не зная закона, не нарушает его, а люди просвещенные сознательно идут на нарушение закона, причем так, что порой сеют вокруг себя смерть и разрушение? Все зависит от того, что в сердце. О том же говорит апостол Павел, отмечавший, что язычники естеством законное творят (Рим. 2, 14), — то есть они по своей природе делают то, что правильно, ибо природа человека от Бога одарена нравственным чувством.
Для того чтобы исполнялись законы, чтобы процессы в области политики, экономики, социальной жизни несли в себе добро, улучшали человеческие отношения, повышали качество жизни, необходимо жить по закону совести. И если современный человек забудет об этом, это может повлечь страшные последствия, потому что научно-технический прогресс настолько вооружает человечество, что в его силах сделать с собой все, что угодно, вплоть до самоуничтожения.
Пекитесь о добром перед всеми людьми
Нужно также сказать и о том, что решение многих проблем, которые сегодня обрушиваются на человеческую цивилизацию, требует сотрудничества, координации действий. Среди таких вопросов, требующих общих усилий, — и изменение климата, о котором сегодня много говорят, и проблема загрязнения среды, и международный терроризм и преступность, и многое другое. Экономический кризис высветил еще одну проблему — проблему «дутой» экономики, в рамках которой деньги являются не итогом реальных затрат труда, умственного или физического, а лишь результатом умения работать с так называемыми ценными бумагами. Во многом эта проблема — нравственная; решить же ее можно только всем вместе.
Я хотел бы еще раз вспомнить, слова Президента Казахстана. Так, он выразил уверенность в том, что все крупные проблемы современного мира могут быть разрешены путем диалога и совместных усилий. Русская Православная Церковь полностью согласна с таким подходом. Ведь и Священное Писание нам говорит: пекитесь о добром перед всеми людьми. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 17-18). Поэтому вопросы организации сотрудничества между людьми разных взглядов и убеждений, людьми доброй воли, очень важны на уровне любого человеческого объединения — семьи, трудового коллектива, деревни, города. Мы можем себе представить счастливую семью, где все, как лебедь, рак и щука, тянут в разные стороны? Единственный путь решения общих проблем — взаимная поддержка и согласие, которое достигается через диалог. И если диалог помогает на уровне семьи и коллектива, то он может и должен помочь на уровне всего человеческого рода.
23 сентября 2003 года по инициативе Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Астане открылся I Съезд лидеров мировых и традиционных религий. К вам приехали люди разных религиозных взглядов и убеждений — кстати, некоторые из них до приезда в Казахстан не могли друг другу руку протянуть, не говоря уже о том, чтобы сесть за один стол. В рамках форума начался серьезный разговор о судьбах мира, о роли религии в устроении общества. Главной задачей Съезда стало объединение усилий религиозных лидеров для уврачевания и предотвращения конфликтов на религиозной почве, для выработки новых форм международного сотрудничества. Пользуясь случаем, я бы хотел выразить свою признательность и Президенту страны, и казахскому народу за то, что именно здесь, на этой благодатной земле, были предприняты такие замечательные инициативы.
Хотелось сказать несколько слов о жизни Русской Православной Церкви в Казахстане. Я хотел бы отметить, что за последние годы формат отношений между Русской Православной Церковью и властями Республики Казахстан стал максимально доверительным. В этом я вижу заслугу и Президента страны, который, как мне хорошо известно, испытывает к Православию глубокое уважение; и местного церковного руководства, в первую очередь, митрополита Мефодия.
Православная община республики ощущает поддержку и внимание со стороны государственных властей, пользуется уважением народа. Отрадно, что 7 января — праздник Рождества Христова — является выходным днем на всей территории Казахстана. Это знак уважения к тем, для кого Рождество является одним из самых важных дней в году.
Русская Православная Церковь — это не только Церковь Российской Федерации. Русская Церковь совершает пастырское попечение о людях, которые живут в разных государствах в ближнем и в дальнем зарубежье, в том числе здесь, на земле Казахстана. Свидетельство современному миру о духовных ценностях в православной традиции, о ее вкладе в культурное единство народов — одна из задач моего Патриаршего служения.
Еще раз хотел бы поблагодарить народ этой страны за любовь и уважение, которые они испытывают к Православной Церкви, к ее духовному и культурному наследию. Надеюсь, что так будет всегда, ведь Православие — это неотъемлемая часть многовековой истории Казахстана и его народа, а значит, и часть его будущего.
Пример любви и преданности Богу
Известно, что христианство в Казахстане имеет глубокие исторические корни. По преданию Церкви, уже святые апостолы Варфоломей, Филипп, Матфей и Фома распространяли Евангелие в Индии и в соседних с нею странах, к которым относятся среднеазиатские земли и территория Семиречья. После вхождения Казахстана в состав Российской империи наша Церковь стала активно развивать свою деятельность на его территории, и в XIX — начале XX века началось повсеместное строительство храмов в различных пограничных крепостях и городах. В их числе — Покровская церковь в городе Верном, Петропавловская Вознесенская церковь, церковь святых Константина и Елены в городе Акмолинске и другие. Были основаны самостоятельные православные епархии, территории которых охватывали современный Казахстан — Омская, Туркестанская, Оренбургская, Семипалатинская. Была создана система церковно-приходских школ: появились Алма-Атинская двухклассная женская церковно-приходская школа, Лепсинское мужское двухклассное приходское училище, церковно-приходская школа в станице Каскеленской и ряд других.
В ХХ веке, в период безбожного лихолетья, когда миллионы людей подвергались преследованиям и предавались смерти, в том числе за их религиозные воззрения, казахская земля стала местом ссылки и исповеднического подвига тысяч и тысяч православных христиан, среди которых были и архиереи, и священники, и монахи, и множество мирян. Среди них есть великие святые, которые теперь непрестанно молятся Богу за Казахстан и за его народ. Думаю, многие ощущают их молитвенную помощь, находясь в этих политых священной кровью местах.
На Юбилейном Архиерейском Соборе нашей Церкви, который проходил в 2000 году в Москве, более 200 человек, которые засвидетельствовали свою веру в Казахстане (многие из них мученически погибли), были причислены к лику святых, в том числе ревностный архипастырь священномученик Пимен (Белоликов), епископ Верненский и Семиреченский; священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский; печальник многострадального народа преподобный Севастиан, старец Карагандинский; преподобномученики Алма-Атинские Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров). В черте южноказахстанского города Чимкента находится место расстрела и захоронения выдающегося иерарха ХХ столетия священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского, и с ним 25 человек, также причисленных к лику святых. В городе Уральске отбывал ссылку священномученик Серафим (Звездинский), архиепископ Дмитровский. В селении Кара-Тюбе проходил свой мученический путь старец московского Данилова монастыря преподобноисповедник Георгий (Лавров).
Всех новомучеников и исповедников, освятивших своей кровью эту землю, сейчас невозможно перечислить. Пример любви и преданности Богу казахстанских святых стал той силой, благодаря которой возгорелись верой сердца многих тысяч людей, окрепло их упование на Бога, победившего смерть и даровавшего нам воскресение.
Залог доброго будущего
Сегодня Православие — это вторая по численности традиционная религия в Казахстане. Число православных составляет около трети населения страны. Со времени обретения Казахстаном независимости шел процесс преобразования церковного управления в стране для лучшей координации церковной жизни. В 1991 году из Алма-Атинской епархии, ранее единственной на всей территории республики, была выделена Уральская и Чимкентская. Решением Священного Синода от 16 июля 1995 года была образована межъепархиальная комиссия правящих архиереев, несущих послушание в Республике Казахстан, под председательством Преосвященного Алма-Атинского. Постановлением Священного Синода от 7 мая 2003 года с целью улучшения координации религиозно-просветительской, издательской, социальной и прочей общественно значимой деятельности православных епархий Казахстана был образован митрополичий округ, включающий Астанайскую, Уральскую и Чимкентскую епархии, с центром в Астане и с возглавлением митрополитом Астанайским.
Сегодня в нашей Церкви активно развивается образовательная и просветительская деятельность, социальная работа, молодежное служение. Я призываю к тому, чтобы все эти церковные служения получили развитие в каждом нашем приходе, вне зависимости от того, в какой стране эти приходы находятся. Убежден, что такие труды приносят пользу всему народу, людям разных убеждений. Эти труды содействуют поддержанию нравственного чувства в душе человеческой. Поэтому хотелось бы надеяться на поддержку церковных социальных, просветительских и молодежных инициатив со стороны органов власти Республики Казахстан. Ведь заботясь о людях, об их физическом и духовном здоровье и благополучии, мы будем вместе заботиться о будущем страны.
Наша Церковь совершает свое служение во многих дружественных государствах, между народами которых в течение веков установились прочные узы взаимоотношений во всех областях жизни. В годы Великой Отечественной войны наши народы плечом к плечу защищали мир от коричневой чумы. С особым чувством я возложу венок к монументу в память казахстанцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, потому что мы помним, какую огромную роль сыграли дивизии, сформированные на казахской земле, в защите нашего, тогда общего, Отечества, в том числе его столицы — города Москвы. Это наша общая память.
Современное развитие наших народов показывает, что потенциал их взаимодействия не исчерпан. Наши страны играют важную роль на евразийском политическом и экономическом пространстве. Поэтому считаю крайне важным поддерживать и укреплять конструктивное взаимодействие между властями, общественностью и народами наших стран, между религиозными сообществами, духовенством, особенно между религиозными лидерами. В этом я вижу залог доброго будущего.
Нам необходимо понимать, что если мы действительно хотим подлинной взаимопомощи между странами, то должны стремиться к сохранению и укреплению общих духовных и культурных корней, которые формировались на протяжении столетий. Об их неразрывной связи красноречиво свидетельствует творчество великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева, который первым на казахской земле перевел Пушкина, Лермонтова, Толстого и Бунина. В зале, названном его именем, мы с вами сейчас находимся.
Ныне часто на первый план выдвигается сотрудничество между нашими народами и государствами в сфере экономики. Это сотрудничество действительно очень важно, и мне хотелось бы поздравить народы Белоруссии, Казахстана и России с оформлением единого таможенного пространства и с успехами на пути координации экономической политики. Но по-настоящему крепким и полноценным будет лишь такое взаимное общение народов, которое основано на общей исторической памяти, на общих ценностях и на взаимной братской поддержке. Только такая основа позволит мирно и по справедливости преодолевать любые расхождения интересов.
Надеюсь, что руководство всех стран единого исторического пространства, сформированного духовными и культурными факторами нашего общего бытия, будет прилагать усилия для того, чтобы эти духовные, культурные, исторические факторы никогда не подвергались разрушению, но, напротив, сохраняли свою актуальность и способность плодотворно влиять на все сферы отношений между народами и государствами. Уважение к этой общей истории, общей традиции, общей системе ценностей не имеет ничего общего с «имперскими воздыханиями».
Русская Православная Церковь с уважением относится к суверенитету, к национальному выбору каждого из народов. Но разве суверенитет и национальный выбор означают отрицание истории, ее поругание, ее разрушение? Разве каждый суверенитет должен быть непременно нацелен на конфронтацию, на разжигание конфликтов и противоречий? Вовсе нет. В условиях государственного суверенитета и независимости люди, вышедшие из общей исторической традиции, могут и должны сохранять тесные взаимоотношения, братские связи, чтобы вместе решать проблемы, с которыми они сталкиваются.
Это мой первый визит в Казахстан, и я очень рад, что он был совершен в первый год моего Патриаршества. Я очень хотел побывать на казахстанской земле именно в этот первый год, чтобы тем самым засвидетельствовать глубочайшее уважение и любовь к казахстанскому народу, ко всем тем, кто живет на этой благословенной земле.
Я молюсь, чтобы народ, живущий здесь и с уверенностью смотрящий в будущее, мог еще более радовать всех нас своими замечательными достижениями. Как пастырь Церкви я молюсь Господу о том, чтобы Он ниспослал Свое благословение на все добрые дела и начинания людей, которые здесь живут, на весь народ Казахстана; молюсь, чтобы благословение сопутствовало деятельности руководства государства и всех, кто несет высокую ответственность за будущее страны.
Благодарю вас всех за эту возможность встретиться с вами, почувствовать тепло ваших сердец, увидеть ваши лица. Для меня это большая радость. Пусть Господь хранит всех вас.
Митрополит Мефодий поблагодарил Его Святейшество за искреннее, доброе и теплое выступление, проникнутое духом любви, которое вечно соединяло и соединяет близких людей и дальних. Это чувство, которое способно объединить людей независимо от того, самостоятельное ли это государство или входит в состав других объединений, чувство, свидетельствующее о том, что им пользуется цивилизованное человечество.
--Именно чувство любви и высокой нравственности отличает человечество от всего живого. Любовь – это не просто красивые слова, произнесенные Архипастырем со сцены, это та повседневная забота и глубочайшие переживания, которые передает служитель церковный и церковь своему народу,- сказал в завершении Митрополит Мефодий.

Его Святейшество с удовольствием поделился с участниками встречи своими размышлениями, ответил на многочисленные вопросы, в том числе затронул тему жизни по совести и самую таинственную – тему счастья.

На вопрос, как жить верующему человеку в мире, где столько соблазна и искушения, Патриарх Кирилл ответил так:
--Жизнь по вере – это жизнь по совести. Верующий человек больше понимает эту связь, чем это может позволить себе человек не религиозный. Почему люди, даже не будучи религиозными, стараются не делать плохих поступков? Каждый ответит по-разному. Один скажет, меня так научили, другой – так народ наш живет, у нас есть такая традиция. Если человек не верит в Бога и не верит, то после смерти будет другая жизнь, какое имеет значение все эти традиции, живешь-то один раз, а жизнь такая скоротечная. Она кажется долгой, пока тебе 20, а после 40 человек начинает понимать, то что-то он сделает, а что-то уже никогда не сделает.А когда переваливает за 50, то больше появляется трезвого взгляда на жизнь, я уже не говорю о тех, что оборачиваются назад и удивляются, что так все быстро пролетело. Для неверующего человека, если он начинает серьезно думать о жизни, возникает большое искушение: а зачем нужно следовать таким условностям, как нравственность, чистота отношений между мужем и женой и многие другие вопросы, которые становятся бессмысленными. Некоторые говорят: а мы живем для будущих поколений. Тоже неубедительный ответ. Почему другое поколение предпочтительнее нынешнего? Не каждое ли поколение имеет свою ценность? А у верующего человека есть ответ: нужно жить так, потому то пред Богом предстанем. И Бог будет судить. Страх перед Богом, и я говорил об этом на проповеди в Астане, очень важное понятие, оно помогает человеку дисциплинировать самого себя. Каждый верующий человек знает, что пролетят эти 60-70 лет как миг, а дальше – Вечность. Поэтому религиозное мировоззрение способно поддерживать нравственное чувство в человеке куда более значительно, чем нерелигиозное. Тем не менее я не хочу ничего плохого сказать в адрес неверующих людей. Среди них есть люди нравственные. Но нравственность человека, который убежден в том, что все закончится со смертью, очень отличается от нравственности того, кто не согласен с таким исходом жизни. Поэтому в первую очередь очень важно сделать религиозный выбор. Не случайно наши народы после десятилетий атеизма выбрали путь веры, строятся православные храмы, мечети, у людей есть потребность опираться на духовную составляющую. Нужно дорожить религиозным чувством, если оно человека посетило, нужно сделать все, чтобы его сохранить. Если человек не чувствует божьего присутствия, я бы посоветовал таким людям больше размышлять. И по-настоящему серьезные размышления приводят человека к правильным выводам и заключениям.

А вот теперь в отношении борьбы с искушениями. У человека два пути: любо оставаться человеком либо становиться животным. Искушения проистекают от наших инстинктов. Но инстинкт – это та сила, которую Бог вложил в человека так же, как он вложил и нравственное чувство. Потому то без инстинкта не было бы и чувства самосохранения человеческого рода, не было бы продолжения человеческого рода. Мы бы не чувствовали потребности в еде, питье, просто люди исчезли бы с лица земли. Инстинкт важен, но если человек живет только по голосу инстинкта, а все искушения от этого происходят, тогда чем он отличается от животного? Поэтому борьба с искушениями – это не какая-то скушная штука, как молодежь говорит. Борьба с самим собой – это и есть жизнь. Это и есть драма человеческой жизни. Личность растет через преодоление, как внешних трудностей, так и трудностей, таящихся в собственной природе. И не надо бояться этой борьбы, надо ее мужественно встречать и в результате этой борьбы становиться человеком с большой буквы, возрастать как личность во имя своего собственного благополучия, благополучия семьи и конечно тех, кто вокруг нас.

Следующий вопрос, заданный Его Святейшеству касался просьбы верующих прихожан содействовать канонизации митрополита Иосифа Чернова, служившего в Алматинской епархии в 60-х годах и почитаемого в народе за святителя, заступника, исповедника.
--Я лично очень хорошо знал владыку Иосифа, он был дружен с моим духовным отцом митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом. Я хорошо помню его, он был замечательный человек.Но существуют совершенно конкретные критерии, которые необходимо накладывать на человеческую личность с тем, чтобы сказать, святой человек или нет. Сам факт исповедничества не означает святости. Вот мой дед провел тюрьмах и лагерях почти 25 лет за веру Христову. У него было семь человек детей, он оставил семью и пошел на эти страдания за Христа, а потом освободившись в 1951 году, тал священником и служил в Башкирии до 91 года. Почему он не святой? Я хорошо знал деда, он действительно был великим человеком, многое у меня от него и по его молитве, но просто уважение и любовь к этому человеку не означает, что он достоин канонизации. Когда вам ответили отказом, это не потому, что в комиссии сидят бесчувственные люди, а потому, что рассматривая жизнь владыки Иосифа, не все в ней членам комиссии кажется, что совпадает с критериями, которые существуют в церкви. Одним из критериев является молитвенное почитание человека, зафиксированные чудеса. Если мы будем просто уважаемых людей канонизировать, то размоем само понятие святости. Если человек не запечатлел свою жизнь мученической смертью, то чаще для канонизации нужно, чтобы прошло какое-то время. Совсем немного времени прошло с момента кончины владыки Иосифа и требуется время для размышления, молитвы, чтобы Господь открыл нам, может ли осуществиться этот акт или нет. А пока накапливаются и собираются материалы, которые помогут в решении этого вопроса.

Самым непростым оказался вопрос о женском счастье, на который Его Святейшество ответил:
--Счастье – это не погоны, не счет в банке, это даже не большая семья. Это внутреннее состояние человеческого сердца. Счастливым можно быть, живя очень скромно. Когда человек стремится к карьере, это не плохое чувство, но будет глубочайшим заблуждением считать, что став на ступеньку выше, ты будешь счастливее. Другая проблема заключается в том, что человек считает: вот я побольше заработаю, куплю то-то и то-то и стану счастливее. Я уже однажды говорил и даже публично, что мне пришлось быть лично знакомым с самым богатым человеком на земном шаре. Этот человек мог позволить себе все. У него был единственный сын – наследник огромной империи, красивый молодой, который в 28 лет, будучи в здравом уме бросился с моста в реку. Отчего это произошло? Оттого, что в сердце был ад, и его не могла снять никакая человеческая радость, которую можно купить.
Тема счастья – это очень таинственная тема, это Божий дар. Нет рецепта счастья, служебного положения, должности или института, которые могут предоставить счастье. Нет конкретного мужчины, выйдя замуж за которого непременно окажешься счастливой. Вот почему мы говорим, что все исходит от человеческого сердца. Можно быть скромным во всем человеком, ограничиваться невысоким уровнем потребления, но невероятно счастливым. Я вспоминаю свое детство, и могу сказать, что мне удивительно повезло, я рос в прекрасной семье. Мы жили в коммунальной квартире, скромно питались, донашивали друг за другом одежду, но это была такая жизнь в любви, такая прививка человеческого счастья, что с этими чувствами я живу до сих пор.
--------------------------

Вечер в театре оперы и балета закончился, а в фойе долгое время люди оживленно обсуждали выступление Патриарха, делились впечатлениями.
--Для нас, православных прихожан Богоявленского храма города, это знаменательный день. Мы очень долго ждали приезда Патриарха Московского и всея Руси и пришли, чтобы получить Его благословение.
--Я думаю, что те вещи, о которых он говорил сегодня, своевременны и нужны для каждого из нас. (прихожане Иссыка )
--Он человек глубокой веры, уважает всех людей и убежден, что религия помогает найти человеку счастье.
--В 80-х годах я встретился с ним в Смоленске, когда был с капеллой на гастролях. Он провел литургию и читал проповедь. Я подошел к нему и сказал, что он необыкновенная личность, имеющая колоссальный ум, величайший дипломат, сказал: у вас большое будущее. Так и получилось. Вы обратили внимание, как он говорил сегодня? Без бумажки, эмоционально. А как потрясающе на вопросы отвечал. Вот вам и понятие счастья: для меня это – счастье ( народный артист СССР, профессор Алматинской консерватории Анатолий Молодов).
--Выступление Патриарха – значимое событие для всех православных казахстанцев. Речь его потрясает, каждое слово аргументировано и понятно всем, независимо от образования и социального положения. Это и есть человек, который может вести свою паству за собой. ( советник, член Ассамблеи народа Казахстана Георгий Иорданиди)

Благодарим пресс-службу Астанайской и Алматинской епархии за помощь в подготовке материала.

Нравится