Печать
Категория: Православные Казахстана
Просмотров: 5752

Mitropolia.kz Интервью с настоятелем Никольского собора города Алма-Аты протоиереем Валерием Захаровым

В текущем году исполнилось 40 лет служения в священном сане благочинного Алма-Атинского церковного округа, настоятеля Никольского собора Алма-Аты митрофорного протоиерея Валерия Захарова. Сотрудники информационного отдела Казахстанского Митрополичьего округа поздравили отца Валерия с этой знаменательной датой и попросили ответить на несколько вопросов.

 

Отец Валерий, Вы родились и жили в советской эпохе, в которой царила идеология научного атеизма. Власти всеми способами пыталось уничтожить в народе даже самое крохотное зерно веры и знания о Боге. Естественно, что и молодежь воспитывалась в атмосфере полного отрицания религии. Как Вы пришли к Богу?

На мой взгляд, нет легких времен для человека здесь, на земле, после грехопадения. Чем дольше человечество живет в этом мире, тем все больше отдаляется оно от своего Творца, от Бога и Отца, Господа Вседержителя. Каждый отрезок человеческой истории характеризуется своими определенными трудностями. Время, которое выпало на мое детство, было отмечено таким явлением, как тоталитарный атеизм, который буйствовал на всей территории бывшего Советского Союза. И, конечно, в тот период достаточно непросто было верующему человеку исповедовать свои убеждения. Тем не менее, по моим воспоминаниям, православные храмы, которых было к тому времени совсем немного, были переполнены молящимися. В нашем городе тогда было всего лишь три действующих храма: Свято-Никольский собор, Казанский храм в Малой станице и небольшой Покровский молитвенный дом. Мне вспоминаются такие богослужения, когда от количества молящихся, находящихся в храме, невозможно было поднять руку для того, чтобы осенить себя крестным знамением. Конечно, советская атеистическая идеология имела сильное воздействие на людей. Особенно этому влиянию было подвержено молодое поколение. Начиная с яслей и детского сада, а тем более в школах и высших учебных заведениях, детям и подросткам внушались эти идеи. И, как Вы правильно заметили в своем вопросе, идеология эта ставила перед собой цель полностью уничтожить всякое знание о Боге, а тем паче живую веру. Конечно, мне, как и другим людям, исповедующим Православие, приходилось непросто. Сразу вспоминается один эпизод школьных лет, это было уже в старших классах, когда перед уроком физкультуры мне нужно было снять верхнюю одежду, чтобы переодеться в спортивную форму. И вот тут я совершенно позабыл о своем нательном крестике, и не спрятал его заранее от чужих глаз. И, конечно, мои одноклассники заметили его. Естественно, можно представить себе, что там началось. Меня тут же начали обвинять в том, что я верующий, и почему-то сразу «окрестили» баптистом. По этому поводу даже вызывали моих родителей в школу, были долгие и неприятные разбирательства. Трудно было убедить их в том, что я не баптист, а православный. Хотя, в общем-то, разницы для них не было никакой, кем именно я являлся. Сейчас очень сложно себе представить, чем грозило тогда открытое исповедание своих убеждений.

Хотя мое раннее детство и выпало на период так называемой «хрущевской оттепели», более теплого отношения к религии православным ожидать не приходилось. Все мы помним Никиту Хрущева и знаем его отношение к вере. Именно он в свое время сделал громкое и жесткое заявление о том, что через двадцать лет по телевизору покажут последнего попа. При Хрущеве начали закрываться храмы, монастыри, духовные учебные заведения. Конечно, «служителей культа» уже не отправляли повально в ссылки и лагеря, как это делалось в сталинский период, но, тем не менее, многих священнослужителей старались скомпрометировать и подтолкнуть к уходу из Церкви или даже публичному отречению от сана. Вот в такой атмосфере всеобщего богоборчества и жил наш народ, в такой атмосфере воспитывалось и подрастающее поколение, которое, конечно, является более восприимчивым к какому бы то ни было влиянию извне. Но мне, можно сказать, очень повезло, так как я рос и воспитывался в верующей семье. Мое мировоззрение формировали родители, которые с пеленок прививали мне православные традиции. Их наставления и назидания были гораздо весомее всего того, чему нас учили вне дома. Еще ребенком меня приводили в Никольский собор Алма-Аты, и помню, как однажды, в зимний престольный праздник, в день памяти святителя Николая Чудотворца, в Никольском храме было такое количество молящихся, что даже все крыльцо и паперть были заполнены людьми. Двери храма были открыты нараспашку и теплый пар из храма валил на улицу так, как это бывает, если в очень теплой комнате открыть окно в морозную погоду. Конечно, вид этого переполненного храма, это торжественное богослужение, эти искренние и радостные молитвы собравшихся оказывали на меня тогда сильное впечатление. Для меня, как и для любого человека, которого с детских лет приучают к Церкви, было очень важно присутствовать на богослужениях, а не просто слышать от родителей рассказы о не совсем понятных заповедях Божиих и о том, каким нужно быть праведным, чтобы унаследовать Царствие Божие. И мои родители прекрасно осознавали, что помимо устных наставлений и чтения Священного Писания, необходимо было приучать ребенка к литургической жизни, прививать любовь к церковной молитве и посещению храма.

Но все-таки самым решающим и переломным моментом в моей жизни можно назвать встречу и знакомство с выдающимся, не побоюсь этого слова, иерархом Русской Православной Церкви, приснопамятным Высокопреосвященнейшим владыкой митрополитом Иосифом (Черновым). Я был уже шестнадцатилетним юношей, когда впервые мне довелось встретить этого человека необычайных духовных дарований. Мне посчастливилось видеть владыку Иосифа на службах, а служил он, несмотря на возраст и трудности со здоровьем, довольно часто – каждый воскресный день и по праздникам. Всякий раз с особенным вниманием я слушал его назидательные проповеди, которые оставляли какой-то неизгладимый след в уме и в сердце. Вряд ли получится припомнить, какие именно вопросы духовного искания побудили меня, шестнадцатилетнего юношу, отважиться и пойти на встречу с владыкой Иосифом, тогда еще архиепископом. Помню, как тряслись мои коленки, какое волнение охватило меня, когда я подходил к деревянной зеленой калитке небольшого дома на улице Минина. Кто-то из служащих открыл нам дверь, и вышел сам владыка Иосиф в скромном подряснике и телогреечке, которую он носил постоянно, круглый год. Архипастырь был подвержен простудным заболеваниям, все-таки не могли не сказаться на здоровье двадцать лет лагерей и ссылок.

Как сейчас помню нашу первую беседу. Несмотря на то, что перед ним сидел простой юноша, владыка достаточно серьезно, со вниманием слушал меня, желая вникнуть в проблемы своего собеседника. И это чувствовалось. Его ответы не носили формальный и общий характер, он беседовал со мной с заметным участием и интересом. И как я был счастлив, когда услышал от владыки Иосифа, что могу теперь приходить к нему каждый месяц за ответами на все вопросы, которые будут у меня возникать.

Как уже было сказано, именно эти встречи с владыкой митрополитом сыграли основополагающую роль в моем дальнейшем духовном выборе, который рано или поздно стоит перед каждым молодым человеком. После окончания средней школы, когда нужно было решать вопрос о том, идти ли служить в армию или поступать в высшее учебное заведение, владыка посоветовал мне отдать свой долг перед родиной, отслужить в рядах вооруженных сил. Я не знал, кем я буду и что со мной будет, думал лишь о том, что стану военным. Все остальное было мне неведомо. И когда я пришел к владыке перед отправкой на место служения, он, преподавая мне свое благословение, произнес такие слова «Ты не переживай, не волнуйся. Покров Пресвятой Богородицы будет вместе с тобой». Потом в течение двух лет моего служения я многократно убеждался в том, что слова владыки митрополита были действительно воплощены в реальность. Конечно, и этот период моей жизни не был простым. Время моего служения в армии как раз выпало на «знаменательное» событие, на 100-летие со дня рождения В.И. Ленина. Шел 1970-й год, и тогда все взводы, роты и батальоны брали на себя повышенные социальные обязательства. Заключались они в том, чтобы сделать всех не комсомольцев комсомольцами, всех комсомольцев – кандидатами, поступающими в партию, а всех кандидатов – коммунистами. Но поскольку я, закончив школу, не был комсомольцем, тут, разумеется, возникла дилемма. Я прекрасно понимал, что если буду официально отказываться от комсомола, то этим самым подведу своих сотоварищей, которые взяли на себя вышеупомянутое обязательство и ответственность за меня. С другой стороны, мои убеждения не позволяли мне вступать в эту организацию. Ни для кого не секрет, что фундаментом этой организации была все та же атеистическая идеология. И в этой непростой ситуации мы все-таки смогли найти компромисс. В этом помог командир нашей роты, замечательный человек, майор Заитов; я до сих пор помню его фамилию. В моей роте все знали, что я был верующим. Конечно, у меня нашли нательный крестик, и отпираться мне было незачем. К моему удивлению, к этому факту все отнеслись достаточно ровно, видя мои неплохие успехи в военном деле. И тогда мы с майором приняли такое решение: взвод и рота напишут в официальной бумаге, что берут на себя стопроцентное обязательство и ручаются за то, что все, в том числе и я, вступят в комсомол. Но на самом деле вступать в эту организацию я не буду. Так и получилось. Помню даже, когда я демобилизовался старшим сержантом, и уже здесь становился на воинский учет, то мне не поверили, что я, сержант советской армии и не числился в рядах комсомола. И это действительно казалось невероятным. Покров Царицы Небесной всегда пребывал надо мной, и в тот период моей жизни все было именно так, как пожелал и благословил митрополит Иосиф.

Встреча с этим старцем-архипастырем, беседы с ним, его рассказы о своей жизни, о тех непростых испытаниях, которые выпали на его долю, повествования о лагерных, тюремных годах, конечно, стали фундаментом моего отношение к духовенству и церковным людям. Теперь я уже своими глазами видел перед собой одного из великих пастырей Церкви, который до конца своей жизни целиком и полностью посвятил себя служению Христу и народу Божиему. Это, конечно, помогло тогда моему духовному становлению, и сформировало мое представление не только о самой Церкви, но и о тех ее служителях, которые трудятся во благо прославления имени Божия.

Как мы можем видеть из биографий священнослужителей тех лет, большинство из них никогда не предполагали посвятить свою жизнь Богу и стать пастырями. В какой момент Вы осознали, что хотите не просто верить в Бога, но и служить Ему? И как, на Ваш взгляд, можно стать хорошим священнослужителем?

Наверное, я могу назвать себя человеком дисциплины. Главное мое требование и к самому себе, и к окружающим – это порядок во всем. Поэтому у меня с детства было два желания: стать военным или священнослужителем. На первый взгляд, кажется, что это совершенно разные вещи, однако, есть тут все-таки много созвучного: служение в армии – служение в Церкви, дисциплина в армии – послушание в Церкви. В армии ты присягаешь на верность Родине, в Церкви – до конца служить Богу.

Когда уже после прохождения воинской службы, я вернулся домой, владыка Иосиф взял меня в свои келейники. Удивительно то, что владыка до последнего не говорил мне о том, что он преподаст мне благословение на поступление в духовную школу. Он продолжал готовить меня к поступлению в светское учебное заведение, и рекомендовал мне поступить на юридический факультет одного из сибирских университетов. К этому я, собственно, и готовился на протяжении нескольких месяцев, начиная с декабря и по июль. И вдруг уже в июне владыка говорит, что я должен готовиться к поступлению в Московскую духовную семинарию, и для этой цели даже дал мне правила поступления. Он желал, чтобы я поехал в Загорск, ныне Сергиев Посад. Там, собственно, в стенах Троице-Сергиевой Лавры и находится моя Alma Mater – Московская духовная семинария и Академия. Таким образом, владыка определил мой дальнейший путь и дал свое благословение.

Одним из профессоров в Духовной Академии был владыка Питирим (Нечаев), архиепископ Волоколамский, который возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. Он с большим благоговением относился к владыке митрополиту Иосифу и к старцу схиархимандриту Севастиану Карагандинскому. Известно, что он даже приезжал в Алма-Ату и Караганду на встречу с владыкой митрополитом и старцем Севастианом. Владыка Питирим всегда внимательно относился к студентам, которые поступали из Казахстана. Когда он узнал о моем зачислении в семинарию, меня пригласили в Издательский отдел, где после беседы с владыкой Питиримом, меня включили в число его референтов и иподиаконов. Вот так в течение всего учебного процесса мне посчастливилось выполнять эти ответственные послушания. И это тоже в дальнейшем очень помогло мне, потому что владыка Питирим воспитывал нас в тех церковных традициях, которые были восприняты им от дореволюционных и довоенных священнослужителей.

Как-то мне пришлось услышать интересные слова от владыки митрополита Иосифа о том, что в службе не нужна театральность, но красота, эстетика обязательна. Тогда я еще не понимал настоящего смысла этих слов. Но когда мне впервые довелось увидеть то, как совершает служение владыка Питирим, для меня все стало ясно. К сожалению, мало кто из современных священнослужителей служит так, как служил владыка Питирим: ни одного лишнего движения, каждый шаг, каждый поворот, каждый наклон головы выверены, и соответствуют тому или иному моменту богослужения. В храме, во время предстояния святому престолу не должно быть торопливости или суеты. Этого не было у владыки Питирима, этого не было и у владыки Иосифа. И это очень важно. А еще что хотелось бы отметить, оба владыки никогда не повышали голоса на священника, диакона или пономаря, которые во время богослужения делали что-то не совсем правильно. Помню, как всякий раз, уже после совершения богослужения, владыка Питирим собирал нас, иподиаконов, на чашку чая, и вот здесь уже шел, так называемый, «разбор полетов». В теплой, дружеской обстановке мы разбирали, кто из нас и в какой момент богослужения сделал что-либо неправильно: не так повернулся, неправильно вышел, неправильно встал, не подобающим образом подал дикирий и трикирий, неправильно держал рипиду. И поскольку все эти ошибки разбирались уже после службы, в спокойной обстановке, то запоминалось все намного лучше, чем, если бы это было какое-то замечание во время богослужения. Эта школа для меня незабываема, она дала очень многое, и когда я сам стал священником и настоятелем, ректором духовного училища, а позже преподавателем духовной семинарии, я старался все приобретенные знания и навыки передать студентам и молодому духовенству, привить им те традиции, которые когда-то передавали и нам старшие наставники. Преемственность поколений крайне важна для сохранения всех сторон жизни нашей Церкви.

Отец Валерий, в этом году Вы отмечаете 40-летний юбилей служения в священном сане, кроме того Вы являетесь бессменным настоятелем Свято-Никольского собора города Алма-Аты. Как менялась жизнь храма за этот период?

Наверное, будет не совсем правильно сказать, что я являюсь бессменным настоятелем Никольского собора, так как первые двенадцать лет я был просто его клириком. При этом я нес ответственное послушание, являясь секретарем епархиального управления и помощником тех правящих архиереев, которые служили здесь, на Казахстанской земле. Это были владыка Серафим (Гачковский), который управлял епархией с 1975 по 1982 годы, владыка Ириней (Середний), который ныне является митрополитом Днепропетровским на Украине, это митрополит, а тогда – епископ Евсевий (Саввин), который сегодня совершает архипастырское служение в Пскове. При всех этих Преосвященных я был секретарем епархиального управления, а в 1987 году был назначен настоятелем Никольского собора, поэтому в этом году исполняется 28 лет, как я являюсь, теперь уже можно сказать, бессменным его настоятелем.

За весь период в этом храме служили и трудились очень многие священнослужители. Не будем забывать, что Никольский храм до 1995 года был кафедральным собором, а кроме того, с начала 1991 по 1995 годы здесь находилось Алма-Атинское епархиальное духовное училище. Таким образом, можно сказать, что в стенах и даже подсобных помещениях нашего храма учились, трудились и жили многие учащиеся, которые в дальнейшем стали священнослужителями в нашей епархии. И они все могут сказать, что вышли из стен Никольского собора, который стал для них Alma Mater, который дал им путевку в жизнь. Естественно, по возможности я старался передать им духовный опыт, который, в свою очередь, воспринял от своих старших наставников. Ведь Церковь Христова жила, живет и, надеюсь, будет жить этими неизменными и нерушимыми традициями, которые мы бережно передает из поколения в поколение. Ведь Церковь жива не только Священным Писанием, но и Священным Преданием. И все эти учения Церкви должны передаваться из уст в уста, от воспитателей к воспитуемым, от старших к их потомкам в той неповрежденной чистоте, которая на протяжении двух тысячелетий по милости Божией сохраняется в нашей Церкви.

Существует всем известное высказывание о том, что семья – это малая Церковь. Или как говорил святитель Иоанн Златоуст, «Брак есть таинственное изображение Церкви». Как можно это понять? И что Вы можете сказать о роли брака и семьи в жизни православного человека? И какую роль играет супруга священника – матушка в жизни и служении ее супруга?

Никогда не забуду одну из лекций отца Алексия Остапова, который вел у нас в Академии урок эстетики. Так вот, он однажды рассказал нам случай из жизни одного священника, который в течение всего дня исполнял различные священнические обязанности, то есть совершал богослужения и различные требы. В конечном счете, он настолько устал, что, придя домой, совершенно обессиленный в прямом смысле упал на диван. Вероятно, он поделился своим положением со своей супругой, матушкой, и пожаловался на то, что не имеет физических сил, чтобы подготовиться к завтрашней Литургии. Вот тогда матушка, встав на колени перед батюшкой, и открыв молитвослов, стала вслух за него читать молитвенное правило ко Святому Причащению так, чтобы батюшка мог слышать.

Этот рассказ, конечно, произвел тогда на меня сильное впечатление, и я действительно задумался о том, какой должна быть настоящая супруга священника. Здесь уместно вспомнить завет апостола Павла, который говорит: «Друг друга тяготы носите и так исполните Закон Христов». Конечно, эти слова апостола относятся ко всем христианам, но в большей степени, как мне кажется, они относятся к супругам, а тем паче к семье священнослужителя. Матушка должна понимать, что она равным образом, как и ее супруг, священник ли, диакон ли, точно так же совершает свое служение Церкви Христовой. И это служение всегда жертвенное. Попросту говоря, она должна всегда быть готовой пожертвовать собой. На что еще хотелось бы обратить внимание, когда мы говорим о православной, и особенно священнической семье. Из книг и летописных памятников известно, что в древности семью священника можно было узнать по большому количеству детей. Матушки тогда не боялись рожать. Сегодня, считаю, надо над этим хорошо задуматься и батюшкам, и их супругам – матушкам, и вернуть в жизнь этот праведный обычай.

А еще ведь очень часто по тому, какая семья, можно судить о самом священнике. Вы упомянули выражение, что семья – это малая Церковь, и это действительно так. Если в семье священнослужителя все устроено в согласии с православными традициями, то и приход этого батюшки будет организован так, как полагается. Очень важно, чтобы в семьях нашего духовенства было четкое понимание того, ради чего была создана семья, чему эта семья посвящает себя.

Разумеется, и в моей жизни семья имела и имеет достаточно большое значение. Здесь очень важна, как говорят, «погода в доме». От того, какая погода и какой климат царит в семье, зависит многое. У священника и его супруги должны быть общие цели и задачи, должна быть симфония взглядов и семейных ценностей. Конечно, это можно сказать не только о семье священника, но и о любой православной семье. К сожалению, даже среди пар, над которыми совершилось таинство Венчания, сегодня большая статистика разводов. Это все происходит, на мой взгляд, от незнания молодыми людьми того, для чего создается семья, для каких целей, какая задача ставится перед мужем и женой. От того, что неправильно расставлены ориентиры и приоритеты, мы видим такую неблаговидную картину распада очень многих семей.

Сегодня мы живем в демократической стране, где каждый человек имеет право на свободу вероисповедания. Вопросы религии перестали быть запретной темой, в средствах массовой информации можно найти ответы на все интересующие нас вопросы. Как Вы считаете, Интернет и телевидение могут помочь делу Церкви? И какие проблемы или даже опасности нам могут здесь поджидать?

В целом, мне кажется, что средства массовой информации, особенно телевидение и Интернет, могут помочь молодому человеку, особенно неофиту (неофит - человек, готовящийся к познанию веры или только что принявший Святое Крещение – прим. авт.) в избрании своего пути и совершении правильного духовного выбора.

Я всегда сравниваю средства массовой информации с ножом. Мы можем употребить этот предмет для того, чтобы порезать хлеб или, скажем, отрезать дольку арбуза. Без ножа на кухне сейчас не обходится ни одна хозяйка. И задаваясь вопросом о том, положителен ли этот предмет, мы, конечно, не задумываясь, ответим, что действительно предмет этот полезен и необходим.  Но ведь мы знаем, что этот же самый предмет можно употребить для других целей, даже порой лишить жизни другого человека. Так и в вопросах о средствах массовой информации имеется достаточно тонкая грань, которую не всегда можно увидеть неопытному человеку. Совершенно недавно я, перелистывая религиозные сайты в Интернете, встретил статью, которая называлась «7 отличий духовности от религии». Начав читать, я просто ужаснулся от того, в каком свете представили религию. А когда все это читает неофит, то есть человек, который еще имеет плохое представление о Церкви и Боге, то он определенно сделает для себя совершенно неправильные выводы.

Есть еще такой неприятный момент, когда в средствах массовой информации мы видим негатив, который выплескивают на священнослужителей и Церковь. Существует масса так называемых форумов, где люди высказывают свое мнение. И мне кажется, что огромное количество таких форумов созданы как раз для того, чтобы провоцировать людей и сеять в их умах и душах семя раздора.

И ведь не сразу можно определить, что скрывается за той или иной информацией. И внешне может быть все благовидно и правильно. А когда человек начинает разбираться (и начинает ли разбираться?) насколько это правильно, подчас бывает уже поздно. Конечно, я бы просто хотел предостеречь наших молодых людей, многие из которых находятся в религиозном поиске, призвать их как можно осторожнее пользоваться Интернетом и другими средствами массовой информации. В Православной Церкви есть великолепное духовное наследие, труды святых отцов, которые действительно полны истиной и добрыми назиданиями, духовными советами и правильными примерами так, как глубокий колодец наполнен студеной и вкусной водой. Конечно, для современной молодежи, привыкшей общаться посредством различных коротких и простых символов, «смайликов», чтение святителей Иоанна Златоуста или Григория Богослова может показаться достаточно сложным, ведь и язык сейчас уже совсем другой. И это, на мой взгляд, тоже является достаточно серьезной проблемой нашего молодого поколения, которое выбирает легкие пути, не желает напрягать свои мозги и трудиться, не хочет вникать в суть предмета и предаваться размышлениям. Мы видим полное духовное, моральное и физическое расслабление. А потому подчас очень нелегко современному молодому человеку встать на правильный путь и познать истину, не спрятанную в обертку обмана. Я считаю, что каждый человек должен искать истину, бороться с врагом рода человеческого и искать Бога в лоне Церкви, а не за ее пределами. Ведь дьявол постоянно борется с Богом и изобретает все новые и более изощренные методы для этой борьбы. Достоевский сказал когда-то устами своего героя Дмитрия Карамазова замечательные слова о том, что борьба эта происходит в сердце каждого из нас. И исход борьбы зависит от того, на чью сторону мы станем, чью позицию займем. Займем ли мы сторону Бога и станем носителями Креста, или займем сторону дьявола и станем богоборцами. Порой очень сложно определить, что скрывается за той или иной оберткой. Мы ложно следуем той установке, что все в этом мире должно доставаться легко и просто, без особенных стараний и усилий. Христос однажды и на все века произнес такие слова «Царствие Божие нудится и только нуждницы восхищают е». Это церковно-славянская вариация на современный лад звучит примерно так «Царствие Божие достигается только трудом, и тот, кто трудится, достигает Его». Мы должны помнить, что духовное становление – это работа над самим собой, это каждодневное занятие, каждодневный труд. И этому мы должны посвятить свои силы.

Как, по-вашему, сегодня Церковь прилагает достаточно усилий для того, чтобы воспитать современную молодежь в правильных традициях? Что может предложить сегодня детям и молодежи Ваша центральная воскресная школа?

В нашей воскресной школе мы организовали различные молодежные клубы, вечерние богословские курсы для взрослых, различные секции для детей и подростков. Мы проводим соревнования по разным видам спорта, у нас есть свой спортивный зал, который снабжен тренажерами; группа ребят занимается вольной борьбы с элементами дзюдо и самбо. Заведует нашей спортивной секцией клирик нашего собора отец Александр Воронин.

Сегодня ищутся различные формы работы с молодежью для того, чтобы каким-либо образом привлечь молодого человека к вере. Возможно, приходя в спортивную секцию, находящуюся во дворе храма, молодой человек заинтересуется и самим храмом, и есть надежда на то, что, у человека, переступившего церковный порог, хотя бы какой-то положительный след останется в душе. Формы привлечения молодежи к Церкви могут быть различными и, наверное, нельзя останавливаться на достигнутом. Я думаю, что со временем могут быть подсказаны какие-то новые формы работы с молодыми людьми. Ребенок – это говоря иносказательно, своего рода тесто, пластилин, из которого можно лепить все, что угодно. И Церковь, конечно, прилагает все усилия для того, чтобы создать из нашего молодого поколения достойных людей с твердыми духовными стержнем.

Говоря о воспитании нынешнего поколения, стоит еще, конечно упомянуть о такой проблеме: современная молодежь практически не читает книг. В моей молодости, в 60-80-е годы население нашей страны было самым читающим. А современные молодые люди совсем не берут книг в руки. Есть, конечно, этому внешнее оправдание: все можно найти в том же самом Интернете, и это действительно правда. Но Интернет и все эти современные технологии не восполняют тех пробелов, которые возникают от недостатка чтения серьезной литературы. Например, люди перестают грамотно писать, а когда человек не научен грамотно излагать свои мысли, когда он делает множество орфографических и других ошибок, это в дальнейшем может иметь свои негативные последствия. На первый взгляд, кажется, что это никак не влияет на становление личности человека, но я убежден, что безграмотный, не читающий серьезных книг человек не может стать частью полноценного и развитого общества. К сожалению, прогресс не всегда несет в себе положительное и светлое, а приносит многие отрицательные моменты.

Отец Валерий, что бы Вы хотели сказать нашим читателям в завершении этой замечательной беседы? Ваши пожелания, советы и назидания для тех, кто делает первые шаги к Богу, а также для тех, кто уже пребывает в лоне Церкви Христовой.

Тем, кто уже твердо стоит на духовных ногах, хотелось бы напомнить слова апостола Павла, который говорил «Бодрствуйте и бдите, ибо дьявол бродит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Это действительно так. В духовном развитии не должно быть никаких остановок на передышку, двигаться мы должны постоянно, потому что враг человеческий не дремлет. Помните, как он однажды сказал преподобному Антонию «Ты мало спишь, а я совсем не сплю, ты мало ешь, а я совсем не ем, но ты побеждаешь меня своим смирением». Каждый из нас должен помнить завет Христа, который говорил «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Мы ищем часто этого покоя и не можем найти. А не можем найти по одной простой причине: нет смирения и кротости в нашем сердце. Так вот я желаю каждому верующему человеку не забывать о том, что нам заповедовал Христос, и никогда не ослаблять своих духовных трудов, помня, что враг человеческий не дремлет.

А тем, кто только переступил церковный порог, хотелось бы напомнить о необходимости быть твердыми, стойкими и мужественными, не поддаваться соблазнам и искушениям, которые встречаются на нашем жизненном пути. Когда мы говорим о вере, должно быть четкое представление о том, что вера – это лишь только начальный этап искания Бога и желание и стремление жить с Богом. А следующим шагом должна быть уверенность в Его бытии, уверенность в том, что Господь всегда рядом с нами, что он нас никогда не оставит и протянет всегда руку своей божественной помощи. Зная об этом, будем действительно стараться проявлять мужественность, твердость и стойкость в нашем выборе и наших убеждениях, в том исповедовании православных ценностей, которые нам оставили наши отцы и деды. Ведь если бы мы понимали, какое счастье – быть православным, тогда, наверное, каждый из нас старался достойно, свято и высоко нести свое христианское православное звание в этом мире.

 

Беседовала Евгения Леденева.

Mitropolia.kz

 

Правление ОО "Союз православных граждан" РК присоединяется к поздравлениям.

Нравится