Печать
Категория: Разное
Просмотров: 5806

Анна Кандаева, ответственный секретарь приходской газеты «Воздвижение»

Книга как откровение.

Мое поколение (родившихся в конце 80-х годов ХХ века) выросло в то время, когда рухнул Советский союз вместе с его коммунистической идеологией, а пришедшая ей на смену идеология всеобщего потребительства еще не успела как следует утвердиться.

Школа была еще инертная, советская, не тронутая заграничными реформаторами, но учебники уже не содержали коммунистических лозунгов и история преподавалась нам серо и теплохладно. Не было в ней героев, не было и настоящей оценки происходящих событий, значения их для сегодняшних реалий. И не способна была эта история утолить живой интерес к родной истории и жажду знать правду. Такими же характеристиками обладали и пособия, предлагаемые в Высшей школе. Только с приходом в лоно святой Церкви, с воцерковлением мне стали открываться некоторые грани прошлого нашей Родины, как будто нарочно кем-то стертые... Но целостное восприятие всей русской трагедии, истинное соприкосновение с жизнью предшествующих поколений произошло при погружении в творческое наследие великого русского писателя, генерала Императорской армии, донского атамана Петра Николаевича Краснова, который, слава Богу, читаем и почитаем в нашем Крестовоздвиженском казачьем приходе Санкт-Петербурга.

Хотелось бы сказать несколько слов о только что прочитанном мною романе «От Двуглавого Орла к красному знамени», который произвел на меня сильнейшее впечатление. В романе нет ничего лишнего, каждое слово стоит на своем месте и поэтому читать роман необычайно интересно. Ты попадаешь в Российскую империю, ходишь по ее улицам, слушаешь речь русских людей, буквально видишь всю Царскую Россию. У каждого в ней было свое место и свое дело, веками формировался уклад жизни. Но Краснов не ограничивается красивым описанием быта или службы столь любимой им императорской армии, где вычеканивается его талант. Он буквально вспарывает незаметно вплывшие в русскую жизнь проблемы и заблуждения, которые в конечном итоге и приводят к революции и братоубийственной войне. Он показывает, как вера в православном государстве вытесняется и уходит на второй план. Будучи глубоко православным человеком, он изображает в судьбах своих героев и грех, и воздаяние за него, и преображение посредством покаяния и искупление мученичеством. Краснов показывает, что в том, что произошло с Россией, виноваты не одни «красные палачи», но и лучшие русские люди, так легко и непринужденно впустившие в свою жизнь грех... Но все это скажется потом.

А пока ты наслаждаешься жизнью шумного Петербурга, и почти узнаешь его, вот только многие улицы ты уже привык слышать под другими, страшными названиями. Петербург парадный. Петербург Царский. У Краснова Петербург необычайно хорош. Но главное, что у него все - правдиво. Правдива и первая мировая - великая война, где ты заглядываешь в душу верным Царю и Отечеству солдатам, любуешься отлично подготовленной армией, сидишь у ночного костра в казачьем стане, заслушиваясь песней... Но лучшие из героев этой войны полегли в отважном бою, отдав свои жизни за честь Родины. И вот ты уже видишь, как в военные дни в Петербурге кипит черная работа по раскачиванию русского корабля, как расхолаживается армия, как извергают пропаганду расплодившиеся кинематографы, видишь такие образы и типажи, что становится по-настоящему страшно. В Россию врывается красная чума, с ее кровавыми вождями и сотнями тысяч лучших, уведенных «в расход»... И только слабые необученные дети, юнкера выступают против всемирной тьмы, погибая за веру, Царя и Отечество и свои чистые идеалы...

Будучи очевидцем описываемых событий и непосредственным участником военных действий на высоких командных должностях, Петр Николаевич повествует с одной целью - передать грядущим поколениям правду о происходивших событиях, правду о Великой России, о захлестнувшем ее зле в самые трудные, переломные для нее времена.

Буквально на себе испытывая все «завоевания революции», ты вместе с героями романа то идешь с добровольцами в легендарном походе на Кубань, то маешься по подвалам чрезвычайки, то в одиночку пытаешься вызволить из заключения Государя...

Но доподлинно вскрывая всю суть большевизма, изображая без прикрас его вождей и ужасающую действительность, Краснов не теряет веры в Промысел Божий, Россию и русского человека. В уста своих героев, «прошлых людей», выброшенных из своей страны, он вкладывает такие слова:

« - Русский народ долготерпелив, - сказал Осетров, - над ним можно долго измываться, ну только, не дай Бог, перейти меру и границы, - жесточее его нет на свете.

- Да, так и будет, - сказал купец.

- А потом что? - спросил Осетров.

- Кто ж его знает что, - сказал полковник. - Будущее скрыто от нас. Только история-то медленно делается. Думаю так, что если без Европы пойдем - богаты будем, а пойдем с нею - оберут, как нищего на пожаре.

- Да, потерпеть, господа, придется, - сказал купец.

- И не один еще год, - сказал полковник.

- А выживет Россия, - убежденно сказал Осетров. - Выживет. Сильная она до чрезвычайности. Ужасно какая сильная и могучая. Нет сильнее ее.

- Да, если не вымрет, - сказал купец.

- И вымирала и выгорала не раз, а вставала всякий раз лучше и красивее, - сказал Осетров.

- Да, но когда? Доживем ли? - сказал полковник.

- Бог даст, - сказал Железкин».

Заканчивается роман все тем же вопросом «Когда? Когда же?..» И тут уже ясно и громко звучит ответ главной героини Тани Саблиной: «Когда Он простит нам нашу измену... Когда мы снова вернемся к нашему славному Двухглавому Орлу... Когда будем с Христом и во Христе!..»

Трудно себе представить, что впервые роман «От Двуглавого Орла к красному знамени» был издан уже в 1921 году. Кажется, должны были пройти десятки лет, прежде чем появилось бы подобное произведение, в котором дан глубочайший анализ всей русской смуты, осмыслено и взвешено каждое слово. Каждый эпизод романа, размышление, диалог, каждый персонаж выписан настолько художественно искусно, что к роману хочется возвращаться вновь и вновь.

Отрываясь от чтения этого романа-эпопеи, понимаешь, что он не теряет своей актуальности и в наши дни и вполне приложим к современной действительности. Помня, что еще совсем недавно имя П.Н.Краснова было под строжайшим запретом, можно считать настоящим чудом обретение этого бесценного труда для современного поколения.

Я верю, что наследие Петра Николаевича Краснова - это наследие будущего, что оно еще будет общедоступно и подробно изучаемо, ведь в нем заложена целая сокровищница русской жизни, великая вера в то, что не может быть сломлен русский дух и любовь восторжествует.

Знаменательно, что Краснов не назвал свое главное произведение «Русская трагедия» или «Конец великой страны», что тоже бы сочеталась с содержанием книги, нет, он озаглавливает его просто «От Двуглавого Орла к красному знамени». Этим автор показывает, что революция и безумие, накрывшие Русь, - лишь один из тяжких периодов многострадальной русской истории. Краснов, и мы вместе с ним, верит в то, что спустя некоторое время Господь устроит так, что от красного знамени не останется и следа и какой-нибудь русский самородок снова скажет свое слово, напишет свой роман «от красного знамени к Двуглавому Орлу».

Крестовоздвиженский казачий собор, Санкт-Петербург 

Нравится