Печать
Категория: Римма Артемьева
Просмотров: 6412

Свято-Вознесенский Кафедральный собор Римма Артемьева казахстанский поэт, прозаик, журналист. Член Союза Писателей Казахстана, Союза журналистов РК, Союза православных граждан Казахстана

ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ. ЭССЕ.

   Я шла по аллее парка, ведущей к храму. Предстоящее событие было особенным – мои друзья венчались, они становились единой душой!

 

Радость переполняла меня еще и от того, что венчание пройдет в Свято–Вознесенском Кафедральном соборе, который вновь стал, и не только для православных, центром, куда стремится душа для молитвы, красоты, духовной работы.       

     Весна еще только вступала в свои права, но воздух был наполнен особыми ароматами просыпающейся природы. Густой туман, совсем не диковинка для Алматы, опустился на парк, делая все вокруг загадочным, еле различимым, оставляя глазу только абрис. Вдруг небо над храмом раздвинулось, озаряя солнечными лучами лишь купола, и они будто поплыли в небеса, осеняя дорогу крестами… От увиденного захватило дух, и пришли ко мне строки, которые сами собой легли на бумагу:

 

В серебряной дымке летят купола

И парк, и аллеи, и к храму дорога.

Их будто небесная песнь позвала,

Покрыв Благодатью и милостью Бога.

 

Господь нам открыл сокровенную связь,

Скрепившую прочно земное с небесным,

И в храме в единой молитве сойдясь,

Стремятся все души к чертогам чудесным.

 

Там каждый по вере своей обретет,

И всем воздадут за труды и смиренье,

И в душах, как редкий цветок, расцветет,

Дарованной истины, миг откровенья.

 

В серебряной дымке летят купола

Крестами свою, осеняя дорогу.

Возносят их к небу святые крыла –

Молитва и вера в служении Богу.

 

    Во всем этом великолепии зазвенели колокола восстановленной звонницы: «Благовествуй земле радость велию, Хвалите небеса Божию славу…», приглашая в храм на молитву... 

Я тоже пошла перед венчанием на службу. Словно продолжая колокольный благовест, сверху полилось дивное пение – зазвучал уникальный, единственный  в епархии, мужской хор Кафедрального собора, соединяя  всех в единой молитве, отправляя душу в небо, словно вслед за «летящими» куполами…  Ставший сегодня еще одной, современной,  достопримечательностью храма, хор был основан его руководителем  Игуменом Филиппом (Моисеевым). И, конечно же, неслучайно, как и все сущее, Игумен Филипп, по материнской линии – потомок знаменитого Андрея Павловича Зенкова, воздвигшего этот собор еще в начале ХХ века.

    Можно ли представить себе Алматы без поразительного, фантастического Свято-Вознесенского Кафедрального собора! Кто однажды видел его, навсегда будет очарован его красотой. Расположенный  в центре парка имени 28-ми героев-панфиловцев, он  привлекает к себе взоры людей самых разных национальностей и вероисповеданий.   

       Бывший Софийский Туркестанский Кафедральный собор, ныне Свято-Вознесенский собор,  – уникальное сооружение, которое относят к одному из восьми лучших деревянных зданий на планете. Он является памятником  деревянного зодчества, вторым по высоте деревянным зданием в мире (54 метра) после пагоды в монастыре Тяньнин на востоке Китая (153,79 метра). Более того, это – редкостный  образец сейсмостойкого сооружения, включенный в список памятников истории и культуры Казахстана, редкая по своей красоте и значимости достопримечательность города, выдающийся памятник архитектуры города Алматы.

     Известный краевед, писатель, историк  Владимир Проскурин о строительстве собора в своих исследованиях пишет: «В 1903 году Святейший Синод утвердил проект.  Место строительства Пушкинский сад (ныне парке 28-ми гвардейцев-панфиловцев) было освящено в Верном 26 сентября 1903 года Туркестанскими епископами Паисием и Дмитрием. А торжественная закладка состоялась 26 сентября 1904 года. Ответственным за производство всех работ был назначен областной инженер Андрей Павлович Зенков. Кафедральный собор возводился из голубой тяньшанской ели с 1904—1907 гг. по проекту московских  архитекторов Константина Аркадьевича Борисоглебского и Сергея Константиновича Тропаревского». Андреем Зенковым и Полем Гурде проект был доработан окончательно. Строительство собора было закончено в 1906 году – как раз в тот период, когда в искусстве Российской империи правил бал модерн. В случае с Вознесенским собором это эклектика, реконструкция старинных неклассических стилей.

На торжестве освящения собора 30 июля 1907 года епископ туркестанский Дмитрий назвал его «одним из величайших деревянных храмов нашего отечества».  Нередко даже и сейчас собор называют по имени его создателя — Зенковским.

 

Верный. Кафедральный собор. ~1912
Верный. Кафедральный собор. ~1912

       Украшение храма А.П.Зенков поручил местному художнику Н.Г. Хлудову. Внутренняя роспись стен собора была выполнена мастерами Киева и Москвы иконописцами А.И. Мурашко и П.И. Усыревым. Роспись иконостаса делал сам Хлудов.

     Вот что напишет двадцать лет спустя о найденном иконостасе Хлудова Юрий Домбровский: «Долгое время на чердаке валялось несколько длинных черных досок, никто на них не обращал внимания, но как-то я перевернул их и через пыль и лампадную копоть увидел проступающую живопись. Досок было много – наверно, десятка полтора, я их все обтер мокрой тряпкой и выставил вдоль стены…  Наверное, я наткнулся на остаток того самого большого иконостаса, о котором верненский батюшка Марков писал в «Семиреченских ведомостях» так:

 

Иконостас здесь резной и прекрасный,

Золотом чисто, искусно покрыт,

Он грандиозный, высокий, трехчастный,

Точно охвачен огнем и горит. 

 

     И он действительно горел со всех сторон и со всех досок. Горел даже на чердаке. Даже через пыль и копоть. Даже через десятки лет забвения и пренебрежения.

     И когда я ушел от этих досок и спустился вниз под белый купол музея, к высоким окнам, под целые столбы и туннели света, к своим каменным, бронзовым, медным и железным векам, я понял, почему Зенков поручил украшать храм именно Хлудову.И мне стало очень радостно за них обоих».

     По желанию жителей города собор был посвящен «Вознесению Господа Иисуса Христа». До сих пор не затихает народная молва о том, что собор был построен «без единого гвоздя». Хотя это совсем не так. По отчетам Зенкова, обнаруженных в архивных документах, разных гвоздей было заказано 8, 2 пуда. Но основные балки действительно скреплены не гвоздями, а подвижными скобами, которые при землетрясении, обеспечивая свободное хождение, сохраняют целостность конструкции. О колокольне Андрей Павлович писал: «Стены ее в углах и простенках прошиты восемью сквозными вертикальными болтами». Деревянное строение было усилено металлом, прочно скреплено с фундаментом, выполненным на бутовом камне, впервые в Верном, с применением железобетона. 

      Землетрясение, в 10 баллов, случившееся в 1910 году, которое весь одноэтажный Верный превратило в развалины, обошло стороной Зенковский собор. Лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулся крест, и выбило некоторые стёкла из окон.  В то время Андрей Павлович жил в Казачьей станице и ночью, когда тряхнуло, он в одном нижнем белье вскочил в седло и поскакал посмотреть, стоит ли его творение. И когда увидел, что собор устоял, радовался как ребенок. О случившемся он писал: «...при грандиозной высоте он (собор) представлял очень гибкую конструкцию. Колокольня его качалась и гнулась как вершина высокого дерева, и работала как гибкий брус». Землетрясение разрушило все остальные храмы с колокольнями – колокола падали, теряя опору, один – на крышу, а другой – наземь. В кафедральном же соборе они даже не сместились и не были потревожены.

     Наверное, нет в городе здания, о котором бы слагалось легенд и мифов больше, чем об этом таинственном, чудесном, неповторимом храме… 

     После 1917 года многое изменилось в Верном. Храмы разрушались и разорялись. Свято-Вознесенский собор продолжал использоваться как культовое учреждение лишь до 1927 года. В 1929 году по приказу Совнаркома, в городе, к тому времени уже названном Алма-Ата,  пытались сорвать купола с крестами и с Кафедрального собора, но человек, карабкавшийся на сияющую макушку храма, сорвался и погиб. Лишь по этой причине кресты осеняли город в течение всей эпохи социализма. Зато колокольня подверглась варварскому опустошению. Только чтобы не повредить крышу собора, колокола не сбрасывали, а снимали на лебедках. Самый большой из них, в 250 пудов весом, всю зиму пролежал, поверженный, но не разбитый, около храма. Куда он делся потом до сих пор неизвестно! Переплавить такой массивный предмет не могли, так как в то время плавильных заводов в городе не было. О том, что его вывозили куда-то, тоже нет никаких сведений. Но старожилы, которые могли быть очевидцами или даже участниками событий 1929 года, считают, что колокол закопали. Вот только где... Одни говорят, что где-то в районе вокзала, другие, что в пригороде, а есть слухи, что даже в самом парке…

     Ключарь Кафедрального собора – протоиерей Александр Суворов в одном из интервью рассказал еще об одной легенде, у которой до сих пор нет ни опровержений, ни документальных подтверждений. Речь идет о подземных коридорах, ведущих из храма к дому градоначальника и архиерейскому дому. Хотя в жизнеописании священномученика Пимена есть такой эпизод: когда его большевики пытались захватить в соборе, он ушел в архиерейский дом по подземному ходу.

       «Архиерейского дома сейчас не существует, – говорит Александр Суворов, –  он находился на юго-восточном углу парка – там, где сейчас построено здание Сити-банка. А алматинский историк Валентин Казанцев утверждает: «Я лично имел счастье спускаться в этот подземный ход вместе с профессором, нашим известным краеведом Николаем Петровичем Ивлевым. Тайный ход вел от архиерейского дома к губернаторскому, который находился на углу нынешних улиц Достык и Казыбек би».  

     Были и другие эпизоды, когда строители случайно натыкались на подземный лабиринт. Говорят, что в 1974 году при строительстве Дома офицеров в открывшейся подземной нише обнаружили золотую и серебряную церковную утварь, которую, видимо, спрятали во время разграбления собора большевиками. 

      Нам удалось разыскать 90-летнего Виталия Павловича Денягина, который в 1922-1924 годах служил пономарем Вознесенского собора, а его дедушка в то же самое время был в нем церковным старостой. Виталию Павловичу в то время было 9-10 лет, но он хорошо запомнил и с уверенностью утверждал, что был подземный ход, только не из алтаря, где мы его искали, а из южного придела».

 Сколько еще тайн хранит этот необычный во всех отношениях храм!

     Интерьер Туркестанского собора изменился, когда, он поступил в распоряжение министерства культуры Казахской ССР. Яркие многоцветные купола перекрасили в зелёный цвет, а фасад — в розовый. Здесь разместился Центральный музей Казахстана, где и работал научным сотрудником Юрий Домбровский, писатель, воспевший историю города Алма-Аты, в своих знаменитых романах «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей». Вот что писал он в романе о соборе в его первозданном виде: «...представить себе Алма-Ату без построек Зенкова невозможно. Есть, в его зданиях что-то действительно нарядное, по настоящему ликующее и веселое. Он висел над всем городом – высочайший, многоглавый, узорчатый, разноцветный, с хитрыми карнизами, с гофрированным железом крыш, с колокольней, лестницей – целой системой лестниц, переходов и галерей – ...настоящий храм Василия Блаженного...  Даже после сильнейшего землетрясения в городе Верном из великолепных дворцов Зенкова не обрушился ни один. Дерево не подвело его! А в самом грандиозном соборе уцелели даже стекла».

     У каждого, кто хоть раз видел этот уникальный храм, с ним связана своя, личная, история. Как удивительно переплетается история моей семьи с историей Свято-Вознесенского собора... В тридцатые годы, когда на колокольне Собора были установлены антенны Всесоюзного радио, а  в помещении шли записи хора и солистов Казахского радиокомитета, тетушка моей мамы была участницей этого хора, и не однажды потом рассказывала нам о репетициях и о том, как их записывали. 

 

 

Алма-Ата. Центральный музей Казахстана.
Здание быв. Кафедральн. собора. 1930-е гг.

 

     Позже, уже в сороковые, когда в помещении музея стояли два бюста – Ленина и Сталина, выпиленные из сахарных глыб, кто-то из детей придумал легенду о том, что если загадать желание и лизнуть какой-нибудь из бюстов с тыльной стороны, то оно непременно исполнится. И моя матушка с двоюродной сестрой и братом были частыми посетителями  музея, особенное внимание, уделяя сахарным скульптурам. Сторож и смотрители  видимо жалели детей, на долю которых выпала война, и сахарные бюсты со стороны портьер были покрыты глубокими вылизанными рытвинами загаданных желаний…

     Мне довелось побывать в здании собора и когда в середине восьмидесятых в связи с переездом Центрального музея Казахской ССР в новое здание, в соборе разместился концертно-выставочный павильон, и храмовое здание стало визитной карточкой города того времени. В 1990 году мы пришли на выставку искусных репродукций картин Сальвадора Дали. Помню, как экскурсовод живописно говорила о храме, отмечая, что Андрей Павлович Зенков возвел этот собор, построенный без единого гвоздя, в подарок своей дочери. Лишь много лет спустя, читая публикации известных краеведов, основанные на архивных документах, я узнала, что у Андрея Павловича не было своих детей – ни на момент строительства храма, ни позже.

     В апреле 1995 года, Указом  Президента РК Н.А.Назарбаева, собор был передан в бессрочное и безвозмездное пользование Русской православной церкви. К лету 1995 года были восстановлены алтарь, ризница, притвор. Осенью 1999 года освящены и подняты на звонницу новые колокола. Главный колокол-благовест для Свято-Вознесенского Кафедрального собора был отлит на пожертвования алматинцев 17 августа 2000 года в Москве. Весом в 100 пудов, он был назван «Пименом» в честь священномученика Пимена, бывшего епископом Верненским и Семиреченским в самое сложное для православного духовенства революционное время. Установили его на колокольне в 2001 году.

                                 

Свято-Вознесенский Кафедральный собор
Свято-Вознесенский Кафедральный собор

                                        

     Как и многим горожанам, мне повезло присутствовать при освящении Свято-Вознесенского Кафедрального собора Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. А 24 апреля 1995 г. быть в храме, когда архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий, совершил первое богослужение. Довелось мне быть на службе и получить благословение, и когда в июне 1995 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершал в Вознесенском Кафедральном соборе Божественную литургию. Бережно храню и иконку с патриаршим благословением, подаренную алматинцам Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, совершившим Божественную Литургию в Свято-Вознесенском Кафедральном соборе в январе 2010 года. Не многие храмы удостаивались такого патриаршего внимания! 

     Радует то, что и сегодня, когда храм выполняет свое истинное предназначение, он остается притягательным для разных людей. Старожилов и туристов, верующих разных конфессий, детей и взрослых. 

     Выйдя из храма после венчания моих друзей, я встретила в парке молодого человека из Японии, который, явно делая первые шаги в общении на незнакомом языке, вежливо узнав, можно ли ему побывать внутри, попросил меня рассказать об истории этого храма, поразившего его своей необычной красотой. 

 

   

 

Нравится