Печать
Категория: Сергей Кутузов
Просмотров: 1378

 Зал епархиального музея Петропавловско-Булаевской епархии. Автор: Сергей Кутузов

 Церковный музей. Если быть, то где?


В настоящее время в Казахстане не приходится говорить о нехватке объектов религиозного назначения. Многие храмы восстановлены и появились новые.

Технологии позволяют возводить здания, которые отвечают современной эстетике. В областных центрах, независимо от потенциальной паствы, в среднем, действуют по 4-6 православных храмов. Есть монастыри и часовни, но до музейной или другой экспозиционной работы, вероятно пока не дошли руки. Либо не сформировалось осознание, что эта важная составляющая незаслуженно ускользнула от внимания. В епархиях и отдельных приходах уже есть запасы религиозно-краеведческих, православных материалов, предметов, книг, личных вещей, которые можно было бы успешно экспонировать: бы было где! И лишь решение об обустройстве помещений или возведении новых зданий под музейную работу могло бы сдвинуть процесс с мертвой точки.

 

Зал епархиального музея Петропавловско-Булаевской епархии.

(Фото из архива Агентства Православных Новостей)


Где сейчас самостоятельно существуют историко-краеведческие музеи? В городах с богатой и протяженной историей. Поэтому неудивительно, что наиболее ценные собрания исторических ценностей находятся в Петропавловске, Семипалатинске, Усть-Каменогорске: возраст этих городов перевалил за 250-300 лет. А вот центрами бизнеса, культуры и финансов стали другие, более молодые города.
Я внимательно изучил фонды церковно-исторического музея Карагандинской епархии, который включает 1500 единиц хранения. Есть там и весьма редкие экспонаты. Вскоре музей разместят в более подходящем помещении. Но для успешной работы музея одного переезда недостаточно. Необходимо продумать концепцию и найти такую форму экспозиции, которая бы стала противовесом политически ангажированному музею в п. Долинка. Православный музей Караганды мог бы способствовать национальному примирению, прежде всего, исходя из своей христианской направленности.
Алматы, Усть-Каменогорск, Караганда, – те города, где в первую очередь должны быть созданы полноценные церковно-исторические музейные комплексы. В этих городах есть не только коллекции артефактов, площади, проекты и даже готовые здания. Главное – есть потенциальные посетители. Кроме того, перечисленные города наиболее интегрированы в сферу религиозно-познавательного туризма, которую, конечно, ещё предстоит создать.

Епархиальный, церковно-археологический музей. Расположен в духовно-культурном и административном центре епархии имени священномученика Александра (Дагаева). (Фото Автора)


Необходимость появления центрального музейного выставочного комплекса назрела в первую очередь в Алматы. Как скоро будет реализован этот весьма масштабный проект, сказать трудно. Но уже сегодня можно было бы, вооружившись цифровыми технологиями, сделать первые и весьма эффектные шаги. Небольшие экспозиции и маленькие музеи обречены оставаться малоизвестными в силу своей разрозненности. Оцифровав экспонаты, эти отдельные музеи можно было бы объединить в одно информационное пространство – как маленькие «духовные жемчужины» нанизывая на общую ниточку интернет-соединения, довольно быстро можно создать единый виртуальный музей Митрополичьего округа. В отдельных случаях даже отпадёт необходимость строить специальное здание. В оцифрованном виде музейные фонды будут доступны широкому кругу посетителей. В то же время не исключено, что электронный каталог в свободном доступе станет хорошей аргументацией необходимости создания классического церковного, историко-краеведческого музея. Очередность и приоритет – согласно ценности и объему имеющихся фондов.

 Виртуальные «древнехранилища»


Незаменимым инструментом путешествий по виртуальным музеям могут стать 3D-туры. Таким способом давно можно посетить не только мировые Лувр, Эрмитаж, но практически все местные статусные музеи. Государственный музей Казахстана – хороший пример предварительного интернет туризма. Особенно востребованной оказалась такая форма посещений в период пандемии. В самый разгар локдауна я, например, открыл для себя Пушкинский музей. А вот Костромской ЦИАМ (церковно-историко-археологический музей) смог «посетить» посредством канала в YouTube, где моя бывшая одноклассница разместила снятый на смартфон и смонтированный видеоряд во время обзорной экскурсии по местному кремлю. Напомню, Кострома – не только одна из сокровищниц «Золотого Кольца» России с момента основания проекта, но ещё и город-побратим Уральска. Существуют подобные дистанционно-познавательные примеры и у нас. С помощью сайтов главных храмов страны любой посетитель может легко оказаться под сводами кафедральных соборов в Алма-Ате или Астане, восхищаясь их великолепием и масштабом.

Одних наличие таких доступных дистанционных обзоров будет мотивировать к посещению, других – к заимствованию положительного опыта. Например, увидев, как обустроена мемориальная келья преподобного Севастиана Карагандинского, в каком-то приходе захотят воздать подобную дань памяти местному почитаемому святителю.

Мемориальная келья Севастиана Карагандинского в Богородице-Рождественском женском монастыре

(Фото Автора)


Современные цифровые технологии на службе религиозно-познавательного туризма.


В России 3D-туры как инструменты виртуального посещения, всё чаще встраивают в туристические приложения-гиды. Для наглядности рекомендую протестировать мобильные приложения Старицкого и Валаамского монастырей. Там, например, использованы аэро- и 3D панорамы, сделанные в разное время суток и в разные сезоны. Они помогают проложить маршрут и найти дорогу к местам посещений, составить виртуальную прогулку по переулкам кремлей и храмовых комплексов, демонстрируют окрестные виды улиц и показывают объекты с высоты птичьего полёта. Усыпальницы, музей, алтари – всё находиться в зонах доступа для виртуальных туристов. У нас трудно заблудиться в поисках нужного православного объекта посещения. Но когда такое мобильное приложение будет создано, основной контент в нём видится именно как информационно-познавательный, т.е. большей частью музейный. А вот программный функционал, наиболее уместен и востребован в формате интернет платежей. Денежные переводы, пожертвования, оплата треб и покупки в церковных лавках, с избытком покроют любые неудобства в использовании наличных средств при массовом посещении открытых для туризма приходов.

Принт скрин с мобильного приложения-гида по Валаамскому монастырю. Церковь в честь Успения пресвятой Богородицы. На карте и 3D панорама.


Встроенные аудиогиды и переводчики, открывающееся информационные интерактивные панели, заменят отсутствие квалифицированных экскурсоводов, которых сегодня взять просто неоткуда. В существующих церковных музеях об экспозициях рассказывают местные иерархи, женщины-прихожанки, монашки, пенсионеры-активисты, которые сами являются очевидцами и даже участниками некоторых событий. Собиратели и хранители коллекций, сами становятся как бы частью, живыми легендами музеев. Другими словами, все кто угодно, кроме профессионально обученных гидов. Живое человеческое общение ничем не заменишь, но к массовому тур потоку православные музеи должны подготовиться заранее, до начала их масштабного запуска.
Собственное туристическое мобильное приложение-гид позволит загружать новые и обновлять прежние виртуальные экспозиции. Когда очередная отправная точка будет пройдена, наступит возможность для начала следующего этапа - развития церковно-интерактивных музеев Казахстана. На этом этапе необходимо консолидировать БД аккаунтов по интересам и работать с профильными сообществами.
Подобные проекты не будут территориально привязаны к отдельным экспозициям, приходам, епархиям. Одна из задач интерактивных музеев - рассказ об истории зарождения христианства в Казахстане: с глубины веков до наших дней. Справляться с подобной задачей каждое интернет-сообщество сможет по-своему, минимизировав количество барьеров и припонов, на пути к своей целевой аудитории. С большой долей вероятности, это будет достаточно плодотворный труд. Тогда и вопросы, типа, «А что, разве в Казахстане есть православие?» приобретут чисто риторический характер.


Окончание следует

СМ. Первую часть материала!

СМ. Третью часть материала!

 

Нравится