Печать
Категория: Виктор Шестаков
Просмотров: 4669

Январь. Ялта. Ищу, как добраться до гостиницы «Мариино». Местная дамочка словоохотливо делится информацией, отчаянно жестикулируя при этом: «Пойдете вниз по Морской, перейдете улицу Чехова, пройдете мимо чеховский библиотеки и как раз подойдете к гостинице, где жил Чехов!». Да, просто Чеховщина какая-то… 

А ведь действительно, организатор и «осуществитель» проведения ежегодных «чеховских чтений» в чеховской Ялте, Александр Николаевич Кондряков «возложил» на мероприятие такое количество «предметно-именной» нагрузки, что подобное «чеховское присутствие» попахивало гоголевской мистикой, отчего становилось необычайно интересно.

Все три дня буквально фонтанировали именем русского гения. Эти дни не были пафосно-мемориальными, они действительно отличались невероятной динамикой и полезной работой. Кондряков и его организация «Русская школа», работающая с детьми, построили работу чтений, как деловую игру, дополненную экскурсиями и бурными обсуждениями.

«Именная библиотека» наполнена ялтинцами и гостями. Здесь партнеры из фондов «Русский мир» и «Русское Единство», здесь народ из Киева, Харькова, Севастополя, Крыма, Одессы, Херсона, Полтавы, и конечно - здесь Чехов…

Антон Палыч не только пристально приглядывался к собравшимся с большого портрета. Он звучал строками своих произведений, он пересказал свое великое путешествие по России, глазами, фотографиями, фильмом и рассказами тех, кто через 122 года повторил его маршрут. 

«Хождением за три месяца», назвал кто-то из участников, международную экспедицию по путям Чехова от Ялты, через Москву, Волгу, Сибирь, до островов Ольхон, Цейлон и Сахалин. Опыт, методику проведения, алгоритмы подготовки, все это позволяет сегодня формировать концептуально новый вид туризма - туризм педагогический!

Без сомнения Чехов не стался без внимания и в контексте «фирменной игры» А.Н. Кондрякова «Я знаю!», в которой обязали играть всех собравшихся, а после еще и одарили призами за участие, оригинальность и знаниях о великом русском гении.

Быть в Ялте и не побывать на даче Чехова в Гурзуфе и ялтинском домике писателя, просто невозможно для человека русского, да еще и (хоть изредка) читающего! 

Эмоционального смотрителя чеховской дачи, надо просто показывать в кино или как минимум проводить тренинги с его участием. Великолепная риторика, шикарный баритон и…необыкновенная любовь к Чехову! Детализация микроскопических элементов его бытового портрета (вроде любви к одеколонному запаху и портретам), рассказы о короткой, но чрезвычайно насыщенной истории дачи, превращает крохотный по квадратуре кусочек скалы в огромную иллюстрацию жизни и смерти Антона Павловича.

Домик литератора в самой Ялте уже давно превращен в один из главных бастионов чеховской памяти. Казалось бы удивительно, но даже во время «мертвого сезона» сюда постоянно приходят люди, смотрят, слушают, запоминают. Чехов это не какой-то блестящий предмет современного мейнстрима, вроде Киркорова, на него не заглядываются, его смотрят. Чехова не наблюдают, его познают.

Несколько необычно выглядело познание Чехова через танец, которое продемонстрировал детский коллектив воспитанников коллег главного организатора. «Чехов навсегда», - так назвала литературно-музыкальную композицию Ольга Анатольевна Ермакова, и это «навсегда», как раз проявлялось в детях, которые свою танцевальную пластику трансформируют в память о том, кому этот танец они посвящали.

Сюрпризом стали русские романсы в исполнении народной артистки Украины Наташи Лелеки, прибывшей из Херсона. Чехов не писал романсов, но любил их и жил в период их расцвета, так что романсы это тоже память.

О детях и Чехове, точнее о том, как «доставить Чехова» подрастающим поколениям, «зависающим» в социальных сетях и приобщающимся к «энергетическим напиткам» говорила представитель киевского Россотрудничества Ирина Гурьевна Царева. А ведь и правда, с «школьным» Чеховым (уж простите меня за неуместные сравнения) происходит то, что произошло с «школьной» Полтавской битвой. То есть величие признается, но внимание уделяется какое-то «скользяще-поверхностное». Чеховские произведения втеснены к хронологическому изучению в период «подготовки к экзаменам и летней практике», а потому времени на детали не остается. Вот и выходят дети в большую жизнь в лучшем случае с «Каштанкой, Хамелеоном и Ванькой Жуковым», а хотелось, чтобы с чем-то более весомым.

От детей вновь переходим к проблемам взрослым – сохранению литературно-исторического наследия, пополнения чеховского музея новыми экспонатами и самое главное – планами, а их, как оказывается, очень и очень много. Потому и уезжаешь из чеховской Ялты и от «чеховской гвардии» с уверенностью – пока с Антоном Палычем все будет хорошо!

Нравится