Печать
Категория: Виктор Шестаков
Просмотров: 8941

Газета Веди Виктор ШЕСТАКОВ

2013 год.

К ПРЕДСТОЯЩЕМУ ЮБИЛЕЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ГАЗЕТЫ "ВЕДИ" 

Эти люди, как кирпичики, которые на развалинах советской империи стали фундаментом нового дома казахстанской русскости. Кто помнит середину 90-х годов Казахстана, поймет, что они совершали настоящий подвиг.

Первые люди первого журнала

Одной из деятельных организаций той поры (сохранившей запал и сегодня) было Республиканское славянское движение «Лад», которое возглавлял ныне, к сожалению, покойный Яков Петрович Белоусов – писатель, доктор философии, товарищ и советник бывшего руководителя Казахстана Д. Кунаева. Его, авторитетного и деятельного человека, однажды встретила Валентина Петровна Печуева, ученый-финансист, директор издательства «Ценные бумаги». В результате этой встречи и родилась русская газета, которую В. Печуева предложила назвать «Веди»: на санскрите Ве – значит «мы», а все слово «веди» соответствует слову «знать», причем знать больше душой, нежели умом. Яков Петрович зарегистрировал газету на движение «Лад», Валентина Петровна согласилась ее издавать на свои заработанные средства.

Константин Бируля
Константин Бялыницкий-Бируля

Политическое издание выпускать было практически невозможно. Выход помог найти Константин Дмитриевич Бялыницкий-Бируля, который руководил представительством Союза православных граждан в Казахстане и был известен видеофильмом «Русские в Казахстане». Константин – человек энергичный и творческий, он-то и предложил сделать упор в новом издании на православной тематике и пригласил на работу своих знакомых журналисток Елену Сафонову и Елену Глумову.


Первоначально клирики с осторожностью относились к предложениям стать духовными наставниками. Но тут позвонил в редакцию священник строившегося храма Серафима Саровского, что в Чапаевке Алма-Атинской области, Евгений Мельник и согласился стать духовником.

«Мы придаем большое значение патриотическому возрождению и единению людей на основе Православия. Святоотеческое наследие, духовные наставления старцев, основы традиций и преемственность поколений, история в фактах – наши приоритеты» – так сформулировали Печуева и Бируля свою платформу.

Работа над первым номером шла трудно и с искушениями. Верстать приходилось по ночам на чужом, весьма слабом оборудовании. Но в самом начале января 1996 года он все же вышел. Тот номер совсем не походил на нынешний журнал – обычная четырехполосная газета, каких много появлялось и исчезало в те годы, но он вышел!


Дорогу осилят идущие

Появление журнала породило проблему его распространения, за решение которой опять взялся К. Бируля. Он лично ходил по киоскам, предлагал на реализацию отдельным людям, раздавал бесплатно. Как говорит Валентина Петровна, «для него это было настоящим подспорьем, визитной карточкой.

Печально, что получив благословение на распространение газеты по храмам Алма-Аты у владыки Алексия, действующего в то время архиерея, реально осуществить это не удалось. Пришлось продавать с рук прямо у храмов, в результате самоокупаемости не получилось, и в следующий номер издатели вкладывали уже собственные средства.

Возникали и иные проблемы. К. Бируля настоял на историко-патриотической концепции с упором на монархические взгляды. Но после размещения молитвы и иконы царя Николая II издатели сразу получили вразумление от владыки: «Вы вводите в соблазн верующих», хотя к тому времени царь был прославлен в Екатеринбурге как местночтимый святой. Но Константин не отступил: он не только добился, чтобы о журнале заговорил телеканал КТК, который с помощью журналистки Натальи Валуйской открыл у себя «Видеостраницу газеты Веди», но и организовал трансляцию фильма о последнем русском императоре, подготовленного по зарубежной хронике.

За это на епархиальном совете порицали всю редакцию, а некоторые священники – члены совета вообще предложили запретить «монархическую и националистическую газету». Ответ редакции был таков: «Газета – независимое от епархии издание, а прославление царя Николая II мы делаем от души, по велению сердца. Если на небесах у нас есть Отец Небесный, Царь, то и на земле у нас тоже должен быть царь, отец Отечества нашего, тем более что мы считаем нашего царя Николая II и его крест – искуплением всей России».

Большим ударом стал уход некоторых сотрудников, в том числе художника Анатолия Постовита, который разработал логотип газеты и поднял оформление на качественно новый уровень. И все же газета жила, со временем трансформировавшись в журнал.


Приоткрывшие занавес истории

Так повелось, что историю русского освоения Туркестана и непомерный вклад русских в развитие, изучение и облагораживание этого края в советский период практически не изучали. Слабо изучена она и по сей день. И потому коллектив «Веди» взял на себя задачу популяризации истории Туркестана, Верного (так до 1921 г. называлась Алма-Ата), Семиреченского казачества.

Как замечает алма-атинский краевед Максим Ивлев, «в том мутном потоке дезинформации, лжи, пошлости и бесстыдства, который обрушился на читателя со страниц бульварных газет в 90-е годы прошедшего века, «Веди» твердо стояла на позициях традиционной русской культуры и духовности, неуклонно занималась основами православного просвещения, рассказывала о деяниях отцов Церкви, отстаивала правду об истинной истории императорской России и Русского Туркестана в частности. Несомненная заслуга газеты в том, что «Веди» одна из первых, после десятилетий умолчания, поведала нам о священномученике Пимене, епископе Верненском и Семиреченском, и опубликовала часть его наследия. Тема Белого движения, его героев и русской эмиграции тоже стала одним из основных направлений газеты».

Был выпущен уникальный номер, посвященный 150-летию основания города Верного, печатались материалы о русских династиях, русских исследователях Семиречья, в том числе и о моем прадеде семиряке Н.И. Шестакове. Огромную помощь в этом оказывали невероятные подвижники-краеведы В. Проскурин, О. Ходаковская, М. Ивлев, В. Казанцев. Безо всякого сомнения журнал можно назвать «воротами в мир Семиречья второй половины XIX и начала XX веков».


Работа, работа, работа

За первые пять лет деятельности «Веди» его редакция смогла привлечь на свои страницы замечательных авторов-патриотов, получить интервью у выдающихся деятелей культуры, интеллигенции, православных архиереев. В редакцию присылали свои материалы редактор газеты «Наша страна» Н.Л. Казанцев (Аргентина), председатель Конгресса русских американцев П.Н. Будзилович (США), редактор журнала «Православная Русь» А.В. Псарев (США), председатель издательства «Заря» С.А. Зауэр (Канада), историк А.С. Кручинин (Москва).

Параллельно учредители занимались активной общественной и правозащитной деятельностью. Так,  Бялыницкий-Бируля возглавил сопротивление православных граждан принятию ИНН, а Печуева с помощью Международного фонда славянской письменности и культуры и при поддержке его основателя Вячеслава Клыкова основала Международный православный благотворительный фонд «Веди», президентом которого и стала. С этого времени она также финансово и организационно помогала народному хору «Зори Семиречья», проводила с ними Рождественские праздники, концерты «Рождество», «Масленица», «Русские свадьбы», «Казачьи песни», «Россия – наша Родина». Мало кто знает, что Валентина Петровна на свои средства помогала солистке этого хора Марине Грановой закончить обучение в Гнесинке.

 

Валентина Печуева
Валентина Печуева

В. Печуева вкладывала средства в восстановление Софийского собора, на свои деньги провела археологические раскопки на месте сожженного собора. С ее помощью был установлен памятный знак в роще Баума на месте убиения владыки Верненского и Семиреченского Пимена, к 130-летнему юбилею Туркестанской епархии был выпущен альбом портретов архиереев.

Сотрудники «Веди» довольно долго ведут благотворительную деятельность. Так, в минувшем 2011 году газета подарила детям, оставшимся без попечения родителей, два компьютера и 40 книг .

Но главным событием года Печуева и ее соратники считают создание ими Общественного движения «Граждане Казахстана за право жить без ИИН». Как говорит Валентина Петровна, «дело в том, что в Казахстане с 1-го января 2012 законом «О национальных реестрах идентификационных номеров» вводится индивидуальный идентификационный номер (ИИН), который присваивается с письменного согласия-заявления всем гражданам Казахстана, даже младенцам на 10-й день по рождении (хотя у младенца нет еще даже имени!). Таким образом, в мир человек идет под номером, как скот. НО в имени человека заложена его судьба! Какая судьба ждет человека с цифровым именем?».

Новое движение уже направило воззвание против ИИН президенту Республики Казахстан, в парламент и Министерство юстиции, а также митрополиту Казахстанскому и Астанайскому Александру, всем семи архиереям Казахстанской митрополии, мусульманским лидерам. И результат обращения был! Власти уже во второй раз ввели отсрочку на использование ИИН для всех жителей Казахстана до 2013 года!

Любопытно, что «Веди» и его редакция стали поведенческим примером для русских Казахстана, которых, к сожалению, раздирают междусобойчики и проблемы финансового «фюрерства». Став авторитетным и признанным изданием, журнал не замкнулся в себе, напротив, он оказывает активную поддержку своим союзникам – газетам «Семиреченский казачий вестник» и «Семиреченские ведомости», сам выход которых в свет во многом обязан помощи коллектива «Веди».

 Отошли ко Господу  Я.П. Белоусова, Е.Г. Моисеев, художника первого (православного) номера газеты, поэтесса Е. Поленовская  православный философ И. А. Непомнящих, церковный историк и краевед В. А. Казанцев,   постоянный художник и разработчика шапки г. Веди А. И. Постовит.

К. Бируля стал заниматься сайтом СПГК, а В. Печуева работает в газете сама со своими помощниками. Но их совместное детище живет уже около 20 лет, несмотря на все сложности и преграды. «Веди» ведет за собой!

Источник Русское Единство.

Примечание. К.Д. Бялыницкий-Бируля, в 2007 году покидает журнал "Веди". Ныне является руководителем ОО "Союз православных граждан Казахстана" и редактором одноимённого сайта.

См также

  М. Ивлев Первый юбилей газеты «Веди»

 

Памяти церковного историка и краеведа В.А. Казанцева

19 февраля 2013 года после продолжительной болезни отошел ко Господу церковный историк и краевед Валентин Алексеевич Казанцев.

 

Художник редакции Анатолий Постовит

 13 сентября 2013 года Ушел из временной земной жизни дорогой нашему сердцу, уважаемый соратник, художник Анатолий Иванович Постовит.

 

Видеоархив Натальи Валуйской

Предыстория видеоархива

Прежде чем начать наш диалог и поделиться своим видеоархивом -  частичкой  души и телевизионной жизни - мне хотелось бы вернуться к началу 90-х годов.

 

Не забыт — значит, вечно живой!

Интервью с Константином Бирулей, правнуком белорусского новомученика.

 

 

Нравится