Печать
Категория: Владимир Проскурин
Просмотров: 1608

Проскурин В.Н. Константин Бялыницкий-Бируля, председатель ОО "Союз православных граждан"РК.

Проскурин В.Н. - Мне 75 лет, и я счастливый человек. Есть у меня любимое публикаторское дело, написание краеведческих очерков, создание документальных фильмов. Все в совокупности наполняет дни моей жизни содержанием. Я осознаю, что приношу пользу своей стране и обществу, любимому городу Алма-Ате.

Кто поверит, а я и сам не верю, то ли на счастье, то ли на беду, у меня семь пятниц на неделе и тринадцать месяцев в году. Я - счастливый, как никто! Я счастливый лет на 100.

 

Бируля К.Д. - Владимир Николаевич, примите поздравления от Союза православных граждан Казахстана с юбилеем. Вы живете, работаете в Берлине, вдали от города – Верного – Алма-Аты – Алматы. Осталась ли живая связь с городом?


Проскурин В.Н. - К сожалению, или иному чувству, и да, и нет. Но связь с городом, пусть хрупкая и виртуальная, осталась. Меня окружали любимые и преданные люди. Прежде всего, это мои незабвенные родители. Прошло уже полвека как они ушли на небеса обетованные.
Мои родители, незабвенные Ната Гольцева и Коля Проскурин, бывшие студенты всесоюзного института «Цветметзолото». В годы эвакуации во время Великой Отечественной войны 1941 - 45 гг., приехали в Алма-Ату с фронтового Подмосковья. Поселились, постепенно вырастая семьей, - две сестры, Ирина и Татьяна, и два брата, Алексей и я, - на половине дома бабушки, в верховьях Фонтанной улицы (с годами Абая, ныне – М.Тулебаева). Переименований, реконструкций, благоустройств в истории города (и не только, во всем!!!) было, увы, предостаточно. Заметим, пограничной южной улицей была Артиллерийская (ныне Курмангазы), покрытая булыжником и укрытая по-колено глиняной пылью, да Головной арык. Пока безтранспортную Алма-Ату прозвали приезжие «ишачьий край», т. к. гужевой транспорт - волы, лошади, а также прочее лающее и мяукающее – были в непрерывном ходу. Благоустройство – керосиновое тепло и освещение керогазом да лампой. Горячая вода отсутствовала. Источником холодной оставался обыкновенный журчащий арык – до обеда – уличная кухня; после обеда – полив сада и хозяйство. Ну, что ворчать, так и жили - здравствовали, слушая постановления партии и правительства из огромного репродуктора в комнате бабушки Марии Александровны Гольцевой, концертмейстера Музхоркомбината. Светлая им память!

Бируля К.Д. - Чем Вы занимаетесь в настоящее время? Что составляет предмет Ваших исследований?


Проскурин В.Н.- Надо сказать, Европа значительно повлияла на мои научно-практические, краеведческие и обывательские увлечения. Скажем, в западных коллекциях библиотек и архивов прочитаны «до дыр» первые сибирские и семиреченские газеты, документы по истории Русского Туркестана и Семиречья, Степного края и Сибири, изданий которых в Алматы не найдешь. Прежде всего, отмечу нововведение – проведение историко-культурных этнографических фотовыставок в европейских городах. Собственно, каждый год открывает двери новым исследованиям, открытиям и находкам, встречам и прощаниям с интересными людьми.

Бируля К.Д.- Какие любимые места у Вас в Берлине? Путешествуете ли по европейским странам?


Проскурин В.Н - Безусловно. Да и культура, язык, традиции и обычаи здесь иные, чем на Востоке. Каждый маленький город или горная деревня, местечко или земля, по-своему вызывают бурю эмоций. Надо отметить, путешествую по Германии, на поездах и прочем транспорте, причем, совершенно бесплатно, так как я пенсионер. Таково отношение, льготы и привилегии для нынешних стариков.
На сегодняшний день юбилей тянется странно, на одних дружеских интернет-ресурсах меня уже поздравили, на других – пока еще только предвидится. Ко мне приезжают алматинцы, друзья по творчеству или коллеги. Я им показываю города и деревеньки на Шпрее, Хавеле и Эльбе. И мы вместе работаем над совместными теле,- киносценариями или литературными сюжетами, где, как и чем живут люди. Думаю, мой персональный сайт ответит на любопытные вопросы о странствующем человеке.



Бируля К.Д.- С кем из земляков поддерживаете связь, переписку? Как Вы отметили юбилей?


Проскурин В.Н.- Прежде всего, с журналистами газеты «Дойче альгемайне цайтунг», журналом «Простор», сайтом «Литературная Алма-Ата», а также с иными изданиями. Скажем, журнал «Берлинский телеграф». Читая добросердечную повесть старинной знакомой Надежды Черновой «Летящие в тумане», только вышедшей в «Просторе», прихожу к мысли, что строки взяты будто из моей творческой биографии. Ведь я был знаком с каждым героем черновских «веселых воспоминаний», мы дружили гостеприимными домами, встречались в кафе Союза писателей «Каламгер», я писал воспоминания о знатных людях Казахстана в «Казправде», «Вечерней Алма -Ате», «Караване», «Ленсмене», «Дружных ребятах». Помню всех, да вот, в нашем интервью это ограничено многим. Беспощадная память стирает воспоминания, остаются только разрозненные страницы, отдельные пятна, обрывки разговоров – кадры, выпавшие из длинной киноленты жизни, которые я тороплюсь запечатлеть, пока не исчезли и они. Внимательная, шедрая, гостеприимная Надежда Михайловна заканчивает опус в «Просторе» трогательными словами: «...но вернемся к Проскурину. Он теперь живет в Берлине, куда утянуло его семейство, пьет шнапс и тоскует по возлюбленному Верному, по его камням и голосам из прошлого. В Германии уникальный архив Проскурина и его знания никому не нужны. Ни дома, ни на чужбине. Но он продолжает с упорством писать свои этнографические очерки для «Простора». А в интернете его знают под ником «Semireк». Он навсегда остался семиреком...»
Огромное спасибо вам, алматинцы, за поддержку, понимание, публикацию статей по городским и республиканским темам. Отмечу, немецкий читатель, местный любитель - филокартист с интересом знакомится с моими статьями и выставками по истории Казахстана и Средней Азии.

Бируля К.Д.- Заканчивая наше юбилейное интервью, что скажете Вы, оборачиваясь на бурную молодость? Мол, обломал так много веток. Наломал немало дров…


Проскурин В.Н. - Однажды, спозаранок очнулся уже 75-летним старцем. Говорят, что в этом возрасте у мужчин начинается кризис пожилого возраста. Переоценка ценностей, поиск смысла жизнь. Мол, до ста расти нам без старости. Но я смотрю на свою жизнь и понимаю, что она складывается именно так, как хотелось Всевышнему. Наверное, я на пути к всепрощению. Конечно, споты¬каюсь, не хватает терпения, сил, чтобы окончательно понять, что мир таков, каков он есть. Что так было, так есть, и так будет, пока не исчезнет человечество.
У меня есть любимая жена, растут семьи прелестных дочерей и зятьев, есть очаровательные внуки и внучки. Да еще многоликая по фамилиям родня в Старом и Новом свете. Вокруг не только верные друзья, поклонники и любимые люди, но и сильные враги, плуты и лжецы. Такие люди живут дольше. Я не желаю никому ничего плохого. Не надо брать на себя функцию судьи. Есть опасность и риски, которые держат в тонусе. Да, были и есть в жизни и в творчестве хулиганство, кураж, песня. Я осознаю, что приношу пользу своей стране и обществу, любимому городу Алма-Ате. Огромное количество людей переживает за меня. И совершенно искренне болеют за меня и мое творчество. И что важно – я чувствую невероятную, бесконечную поддержку. Обнимаю вас, каждого встреченного в караване жизни! Пусть будут все в здравии, в благополучии, в порядке. В завершении нашего товарищеского интервью скажу.


Кто-то знает, я и сам не знаю,
где финал тот, где та полоса.
За которой лишь ворота Рая,
а за ними просто Небеса.
Я - счастливый! Я - не лгу!
Так счастливым и уйду!

Нравится