Печать
Категория: Елизавета Дильмухамедова
Просмотров: 5462

Лев Николаевич ГУМИЛЕВ (1912-1992) Наталья Валуйская руководитель информационного отдела

"Союза Православных Граждан Казахстана"" 

Выдающийся русский мыслитель, историк-тюрколог, поэт, переводчик с фарси, основоположник пассионарной теории этногенеза. Всю свою жизнь посвятил созданию правдивой картины истории евразийских народов.

 

 

 «...теорию нельзя ни рассказать, ни показать, а только чувствовать как любовь».

Лев Гумилев

И не увидим в мире пустоты,

И будем все смотреть на землю снова,

К земле приглядываться с высоты.

Так писал ЛевГумилев в своем стихотворении «Путь на землю».

По мнению ученых, евразийская идея привлекательна сегодня тем, что она содержит мощный потенциал интеграции и созидания стран, существующих на постсоветском пространстве. Они обрели независимость, но ощущают потребность в экономическом и культурном взаимодействии, взаимообщении людей, поскольку страны эти составляют изначальное единство, именуемое континентом Евразия. Это - историческая реальность, общность исторической судьбы. Это - евразийская целостность, в расцвет которой так верил ученый.



Дильмухамедова Эльза Ельтоковна - режиссер, член Союза кинематографистов Республики Казахстан, лауреат международной премии «Мир через культуру» за цикл фильмов «Кочевники Евразии». Имеет два высших кинематографических образования: ВГИК, режиссура документального и научно-популярного кино, и Высшие курсы Госкино СССР, сценарный отдел. Плодотворно работает в кинематографе 25 лет. С 1990 по 2000 годы вышли на экраны научно-популярные и документальные фильмы из цикла «Номады Евразии»: полнометражный фильм «Степная сюита» о теории этногенеза Л.Н.Гумилева и происхождении казахского народа, «Я - евразиец» - цикл фильмов, которые поднимают философско-историческую проблему евразийства от истоков до осмысления этой идеи в трудах Льва Гумилева, «Континент Евразия ч.I. Евразийский Лев» - фильм о жизни и учении выдающегося мыслителя двадцатого века Льва Гумилева в воспоминаниях его учеников и последователей. 

Сегодня Эльза Дильмухамедова работает над следующей частью трилогии «Континент Евразия» - «Черная легенда». Поводом для встречи с режиссером-документалистом стало событие, весьма значительное.

- В связи с 95-летием со дня рождения Льва Николаевича Гумилева 28-29 октября в Астане состоялась очередная научная конференция. Каждый год под сводами Евразийского национального университета имени Гумилева собираются ученые, которые так или иначе связаны с концепцией великого ученого, с гуманитарными проблемами и идеями. На этот форум я везу картину «Континент Евразия. ч. I. Евразийский Лев», где мои герои - последователи и ученики Льва Николаевича Гумилева, которые не только изучают его научное наследие, но и осмысливают, и развивают его в своих работах. Я хочу показать свою картину молодежи. Меня интересует прежде всего молодое поколение, потому что оно еще мало знакомо с колоссальными исследованиями и фундаментальными научными идеями Льва Гумилева.

С Львом Николаевичем я общалась лично, и не только как с ученым, незаурядной личностью, человеком, но и как с представителем «серебряного века», с евразийцем. Меня это сильно интересовало и волновало, потому что и я чувствую себя евразийским человеком.

- Именно поэтому вас «зацепила» теория Гумилева?

- Не совсем. Мое первое образование - физика. Оно и помогло мне откликнуться на проблему, которую еще никто никогда из ученых не ставил. 

- Серебряные нити «серебряного века» тянутся в «век золотой»?

- Ведут к золотому веку, который открыл Лев Николаевич, поскольку его концепция в свете сегодняшнего дня все больше и больше оправдывается. Если, к примеру, рассмотреть Ближний Восток в контексте пассионарного толчка, о чем много дискутировали участники моего фильма, сегодня это - проблема геополитики, а Лев Николаевич рассмотрел ее с точки зрения пассионарной теории.

- Насколько концепция Льва Николаевича актуальна в современном, мире и в частности в Казахстане?

- Только набирает обороты, если опираться на его фундаментальные работы «Этногенез и биосфера земли» и «Ритмы Евразии». Когда я сняла свой первый фильм «Я - евразиец», Айдер Куркчи, культуролог, соратник и издатель работ Льва Николаевича, сказал, что Гумилев имеет в виду формирование евразийского народа и его ментальности на протяжении тысячи лет. Но были и другие народы до хуннов, до тюрков: индоевропейцы, которые тоже были генетическим фундаментом и славянских, и тюркских, и европейских народов.

Сейчас, благодаря новым технологиям, освоению космоса, спутниковому телевидению, нА-нА-технологии, генетике, можно исследовать истории народов на совершенно новом уровне, начиная с глубокой древности.

***

Земля, к чему шутить со мною,

Одежды нищенские сбрось

И стань, как ты и есть, - звездою,

Огнем пронизанной насквозь.

А это уже кадры из фильма:

«Я родился в Царском селе, - звучит голос диктора: это из воспоминаний Льва Гумилева, - но Слепнево, Бежецк - моя отчизна. Дело в том, что этим воздухом я дышал и воспитывался. Поэтому я его люблю. Этот якобы скучный ландшафт освобождает душу, дает возможность какого-то особого глубокого сосредоточения. Вот поэтому мне дорого Тверское, Бежецкое отечество».

В имении Слепнево жили Львовы, Гумилевы, Ахматова. В дворянском роду Львовых, к которому принадлежала Анна Ивановна Гумилева, бабушка ученого, имя Лев получали мальчики через поколение. Имя Лев слышится и в фамилии отца Гуми-лев. А молодую Ахматову друзья называли Гуми-львица.


...И открылась мне та дорога,

По которой ушло так много,

По которой сына везли...


- горестно писала Анна Ахматова в «Поэме «без героя».

«После очередной отсидки в Норильске в качестве рядового солдата дошел с боями до Берлина. Вернулся в Ленинград, восстановился студентом в ЛГУ, сдал все экзамены экстерном. В 1948 блестяще защитил кандидатскую диссертацию. В 1949 арестован и осужден на десять лет, сослан в лагерь особого назначения. Сначала в Казахстан, затем в Сибирь. За семь лет ссылки написал трехтомную монографию «История срединной Азии» - будущую докторскую диссертацию».


***

Перенесемся из сороковых на несколько десятилетий вперед...

Евразийство и проблема глобализации - во мнениях ученых, соратников, учеников и друзей Льва Гумилева, участников фильма «Континент Евразия»:

- Это феноменальный факт: русский православный человек, патриот Гумилев так необходим, так всем тюркским народам в нашем суперэтносе. Именно потому, что он понимал: только в единении, только в комплиментарности, в этой привязанности, связанности друг с другом наше спасение, - говорит Людмила Стеклянникова - журналист, ближайший друг и соратник ученого.

- Когда мы формируем научное мировоззрение наших студентов, то неизбежно несколько раз в процессе чтения курса «Общая психология» мне приходится упоминать имя Льва Николаевича и его идеи. Изучение его идей поможет студентам не только сформировать научное мировоззрение, но и понять на его основе общие фундаментальные процессы и закономерности, которые неизбежны и которые мы обязательно должны учитывать, анализируя психологию отдельного человека, носителя этноса. Мы все этнофоры, то есть представители определенного этноса, социальных, в том числе этнических групп. Эти общие закономерности обязательные, природные, а в этом и заключается пафос концепции Гумилева, играют большую роль в процессе анализа и прогноза поведения крупных социальных групп. Любой человек в наше время, получивший высшее образование по любой специальности - врач, учитель, философ, психолог, историк-лингвист, должен быть знаком с его идеями, - утверждает Елена Маслова - руководитель Центра этнологии имени Л.Н.Гумилева Санкт-Петербургского государственного университета.

- Значительная часть тюркского мира не принадлежит к российскому суперэтносу, но от тюркского мира к российскому суперэтносу идет плавный переход. И очень многие тюркские этносы совершенно органично включены в российскую цивилизацию. Именно очень тонкая, грамотная, выверенная до малейших нюансов политика - сплочение на евразийской платформе - это единственная альтернатива.

- Евразийство - это культурно-исторический архетип России-Евразии как цивилизации, за которой скрывается исторический синтез, идущий на протяжении где-то около 8-10 тысяч лет. Россия-Евразия - это пространство от Карпат до Дальнего Востока, это великая степь, великий лес, великие реки. Это пространство является единым, - это мнение Александра Субетто, доктора физико-математических и экономических наук, вице-президента Петровской Академии наук.

- Глобализация поглощает самобытную историю. И если этнос потеряет традиции, культуру, язык, он будет стерт с лица земли, станет реликтом, - это уже мнение студентки Евразийского национального университета.

- Антиевразийские тенденции пытаются разрушить то, что нерушимо: комплиментарность - подсознательное ощущение взаимной симпатии. Европоцентризм меняет свою маску. В чем же проблема глобализма? - задается вопросом режиссер фильма.

- Дело в том, что американцам нужна атомизированная карта мира. Они устанавливают для всех некие более-менеее приемлемые правила игры, с единым центром руководства, - считает Владимир Мичурин, ученик и последователь концепции Льва Гумилева.

- Глобализация есть идеологема, в соответствии с которой империализм США устанавливает господство над миром, а для того чтобы господство над миром установить, нужно, чтобы этноса не стало, культур не стало, а взамен появилась серая раса, которая должна кочевать в мире так же быстро, как кочуют деньги. Эта раса манкуртов, людей без корней, капиталороботов, которые работают только на производство денег. Это и есть глобализация. Для ее осуществления формируются несколько видов агрессии. Сейчас мы переживаем прессинг глобализации в виде культурной, информационной и духовной агрессии, - подтверждает его мысли Александр Субетто.

- Сейчас Америка, как в ловушку, попала в зону пассионарного толчка на Ближнем Востоке, - считает режиссер и автор фильма, - последствия непредсказуемы. Или предсказуемы? Как по теории Льва Николаевича?

- Безусловно, мы имеем дело с достаточно сильным пассионарным подъемом. И это прежде всего касается регионов Ближнего Востока. То, что называют исламским фундаментализмом. Если мы посмотрим на те процессы, которые действительно реально протекают там, - это процессы, типичные для фазы этнического подъема, динамики, и это связано с поведением людей. Сам Гумилев многократно подчеркивал: пассионарность - это не медаль на грудь, не комплимент. Это объективная оценка психики поведения, выражающаяся в активности, - завершает свою мысль Владимир Мичурин.

«Говорить о том, что высокая американская технология содержит в себе потенцию долговременной жизни, нельзя, - читаем в статье «В гостях у Льва Гумилева», опубликованной в газете «День» в 1992 году. - такие этносоциальные структуры характерны не для начала, а для конца. Процветание, богатство, обладание отлаженным правовым и поведенческим механизмом - символы конца. Все пассионарные потенции уже вложены. Как встряхнула всех нас война в Персидском заливе! Американцы воевали за счет техники, то есть за счет материализованной пассионарности предыдущих поколений, воевали за свои материальные интересы и выгоды. Когда воевал Ирак и Иран, впереди стояло совершенно другое - фанатизм... Америка - этносоциальная система закатного времени, поэтому по этническим параметрам она будущего не имеет и постепенно будет терять лидерство».

- Глобализм «играет в большую шахматную игру» на «великой шахматной доске» по теории, предложенной небезызвестным Збигневом Бжезинским, классиком современной политологии и геополитики, который рассматривает США как единственную супердержаву, способную удержать мир от хаоса, «вывести в люди» все человечество, - говорит режиссер фильма. - Евразийский континент с его огромными просторами, автохтонное, коренное население - люди, чья общая история насчитывает не одно тысячеление, их духовная близость - все это мешает процессу глобализации. Только сохраняя традиции, укрепляя корни, придерживаясь комплиментарности, континент Евразия сможет противостоять тенденциям американского глобализма. 

Евразийство сегодня обретает новые параметры, новые форматы: глобализму очень не просто будет расщепить евразийские народы на атомы и навязать свое примитивное потребительское мышление и стиль поведения. Не случайно люди сейчас интересуются своими родословными, своими корнями, шежере.

***

Из письма Льва Гумилева Наталье Варбанец (лагерь особого назначения):

«Это я со своей испанской бородкой, только я рисовать не умею, и получился, кажется, широковат, впрочем, это походит на монгола и подходит к моим вкусам и наклонностям... Случилось так, что здесь выкраивается время и место, и хунну, уйгуры, каракипчаки из контуров теней постепенно превращаются в фигуры и иногда даже наливаются кровью, и хотя не говорят, но иногда, кажется, бормочут. Я на них смотрю почти как на детей, я ведь вывожу их из небытия. Это подлинная радость.

Я написал всем, слезно моля исторической литературы. Глас вопиющего в пустыне будет больше эха. Хунну - моя радость, мой витамин. Не будь их, я бы страдал еще больше. Помнишь, как сказали на защите диссертации: из кучи хлама сделана связная история за 100 лет. Теперь сделано уже за 1000 лет до новой эры и еще кое-что за 1000 лет нашей эры. Я горд, как павлин».

Своим святым Лев Гумилев считал Святого Льва Папу Римского, жившего в пятом веке еще до разделения церквей. «Первый хуннолог» - называл его Гумилев, потому что Папа Римский смог договориться с Аттилой, по-видимому, зная язык хуннов, остановил полчища и таким образом спас от разрушения Рим.

Завещание

...Я написал историю хунну для собственного удовольствия и утешения души. В ней нет ничего антисоветского. Поэтому в случае моей смерти прошу рукопись не уничтожать, а отдать в рукописный отдел Института востоковедения АН СССР в Ленинграде. При редакционной правке книга может быть напечатана, авторство мое может быть опущено. Я люблю нашу науку больше, чем собственное тщеславие. В том случае, если книга напечатана не будет, разрешаю студентам и аспирантам пользоваться материалом без упоминания моего авторства. Наука не должна страдать. Готические соборы строились безымянными мастерами. Я согласен быть мастером науки.

Великий русский мыслитель Лев Николаевич Гумилев, потомок русских дворян по отцу и хана Ахмата по матери, покоится ныне среди достойнейших сынов России под покровом Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

И снова перед нами кадры из фильма.

Здесь, в московском кабинете Льва Николаевича Гумилева, и создавалось сокровенное сказание древней и средневековой степной цивилизации. Рассыпанные летописные, этнографические, антропологические, географические сведения из разных источников на разных языках народов Средней Азии единой волей были собраны, описаны и систематизированы как целостное уникальное явление Евразийского континента.

Подлинные вещи ученого: книжный шкаф, рукописи, пишущая машинка, весь его московский кабинет, все то, что содержит дух, аруах евразийского соотечественника, стало щедрым подарком Евразийскому национальному университету в Астане супруги Льва Гумилева - Натальи Викторовны.

- С моей точки зрения, все труды Льва Николаевича Гумилева должны быть переведены на казахский язык. Потому что человек, изучающий наследие ученого, повышает свой исторический и культурный кругозор, - считает Акселеу Сейдимбеков, доктор исторических наук Евразийского национального университета. - Это необходимо студентам, учащимся высших школ. Глубочайшая информированность, прекрасная логика научной мысли позволяют решать острые научные проблемы. Интересный подход к формулированию концептуальных вопросов имеет исключительную важность для всех тюркских народов, и казахского народа в частности.

- Кого, по вашему мнению, Лев Николаевич назвал бы пассионарием?

- Александра Невского, Кенесары. Назвал бы и нашего Президента, который поддерживает и ведет курс евразийства.

А вот еще одно мнение:

- Ханская династия, которая была в казахском ханстве, своей историей поставленная в срединное евразийское положение: с одной стороны - Россия, с другой - Китай, с юга - Центральная Азия, не могла вести какую-то одностороннюю политику, ориентируясь только на запад, или только на Китай, или на юг. Здесь сама жизнь заставляла учитывать различные геополитические векторы. Это был связующий центр континента - сердцевина земли. Эти позитивные потенциалы энергии истории сходятся здесь, как в ее ключевой точке.

Как раз история срединной Азии и была темой монографии великого мыслителя, написанной в жесточайших условиях ссылки. И если присмотреться к себе и оглядеться вокруг, можно увидеть, как расходятся и сходятся пути разных народов древнейших времен, совершая извечный круг истории.

Но вернемся от просмотра фильма к нашему интервью.

- Эльза Ельтоковна, если говорить о сущности теории Льва Николаевича в двух словах...

- В двух словах невозможно. Именно с таким вопросом я пришла 25 лет назад ко Льву Николаевичу. Я училась еще на высших курсах в Москве и через «Казахфильм» нашла возможность командировки, чтобы заснять такое уникальное событие в научной среде, как Лев Гумилев. Было это в 1983 году. До нас Льва Николаевича никто не снимал. Приготовила камеру, спрашиваю: «В чем состоит ваша теория этногенеза, только кратко...» Он помолчал. Потом: «Стоп. Неверная постановка вопроса». Я продолжаю настаивать на съемке. Тогда он позвал своего ученика Костю: «Лев Николаевич, по вашей теории на границах ландшафтов могут возникать новые этносы. Это связано только с ландшафтом или есть другие причины?». Лев Николаевич расцвел и стал рассказывать. Я тогда была еще не готова к правильной постановке проблемы. 

«Теорию нельзя ни рассказывать, ни показывать, а только чувствовать, как любовь», - помню его слова. Он начал, как мне показалось, с сотворения мира. Я боялась, пленки не хватит. Потом: «Мы даже не приблизились к теории». Я: «Давайте встретимся в другой раз». Следующий раз наступил через несколько лет. Тогда я проштудировала его труд «Этногенез и биосфера земли» и задала вопрос про антисистемы. Он говорит: «А-а, читала!». Наталья Викторовна, жена Льва Николаевича, была удивительно гостеприимной, радушной хозяйкой, и он очень гордился ею и любил. Все его книги - это их дети. Лев Николаевич наговаривал текст, а Наталья Викторовна сидела за печатной машинкой.

- Эльза Ельтоковна, кто еще в Казахстане занимается проблемой евразийства?

- Кроме известных видных политиков и ученых, могу назвать поэта и критика Татьяну Фроловскую, которая на протяжении 30 лет изучает жизнь Льва Гумилева и его окружения. Ее труд «Евразийский Лев», спрессованный, необычный, посвящен великому ученому. Кстати, «Евразийский Лев» - это ее бренд, и я очень признательна Татьяне, что она позволила мне им воспользоваться. 

- Как вы считаете, средством кино, языком кино можно ли приблизить Личность Льва Николаевича Гумилева к современному человеку?

- Конечно. Кинематограф - это линза, которая фокусирует те или иные социальные или природные явления человеческой жизни в социуме. Это остается навсегда. Поэтому я и выбрала профессию режиссера документального и научно-популярного кино. Моя любимая работа позволяет мне утолить жажду познания, с одной стороны, и отдавать все это через свои фильмы, с другой.

Так все и возвращается на круги своя, обретая нерушимую связь с корнями, традициями, преемственностью, постигая через единство и взаимодействие друг с другом путь на землю.

 

Мы мало в сущности

с землей знакомы 

Земную жизнь скрывают облака.

Мы с ней в гостях у времени пока

И только в вечности бываем дома.

   

Нравится