Печать
Категория: Ольга Ходаковская
Просмотров: 4912

Ольга Ходаковская, кандидат философских наук, зав. архивом Санкт-Петербургской епархии (Санкт-Петербург)


29 октября 2010 год, Семипалатинск.
Выступление на конференции, посвященной
140-летию Воскресенского собора в Семипалатинске


Уважаемые участники конференции! В своем небольшом сообщении я хочу вспомнить о человеке, который достоин того, чтобы это произошло в дни юбилея Воскресенского собора г. Семипалатинска.  Дважды он был в Семипалатинске, совершал богослужения и произносил проповеди. Это легендарный святитель Пермский Андроник (Никольский, 1870-1918). В 1918 году архиепископ Андроник в Перми фактически открыл счет жертвам революции среди архиереев, он стал в этом списке вторым. Какое же отношение имел он к Восточному Казахстану?
Полтора года в 1913-1914 годах он являлся епископом Омским и Павлодарским. Прииртышье, в том числе город Семипалатинск входили в состав его епархии. Он писал в Новгород: «Моя епархия и по населению, и по клиру — конгломерат всех епархий России. Вообразите — в приходах население бывает из двадцати губерний в одном поселке (поселки здесь громадные)».
Он прибыл из древнего Новгорода, насыщенного святыми мощами и чтимыми иконами, и писал туда архимандриту Алексию (Симанскому) – будущему Патриарху: «Хорошо вам там подле святынь, а я здесь буду зубами щелкать». Он принадлежал к тому яркому типу людей, вера которых сопровождалась горячим почитанием святынь. Они нужны ему были как воздух, они реально животворили этого слабого здоровьем человека, но фанатично преданного своему делу. Из иртышского далека он писал в Новгород и умолял, убеждал прислать к нему в епархию списки, как он говорил, «отобразы», чтимых новгородских икон. В скором времени сюда прибыли новгородские иконы: св. Никиты Новгородского, св. Евфросинии Полоцкой, св. Великомученицы Варвары, Варлаама Хутынского ─ все со святыми частицами мощей. Афонские образы св. Пантелеимона и Скоропослушницы. Преосв. Андроник рассказывал в письме архиепископу Новгородскому Арсению (Стадницкому): «Сделал четыре поездки по громадной епархии. Всего на конях до 4 тысяч верст, машины и парохода не считаю… Начали два крестных хода с новгородскими святынями по сектантским районам. Православные наперебой сверх маршрута заносят к себе иконы, десятки верст и под снег мы и бураном идя с ними от поселка до поселка. Православные воодушевляются, а сектанты в сторону уходят. Но есть и принимающие к себе святыни и открыто возвращающиеся в Церковь. С весны пойдут другие крестные ходы с новгородскими святынями и более упорядоченные на основании опыта».
Что касается конкретно Семипалатинска, то по его прошению сюда была дарована императором Николаем Вторым иконы свят. Николая. В Семипалатинск ее привезли из Омска по Иртышу.

Наверное потому, что этот человек испытывал личную неодолимую потребность в соприкосновении с чудотворной святыней, свою первую поездку по епархии 16-21 мая 1913 года он совершил в направлении Семипалатинска. 18 мая служил всенощное бдение в Казачьей Воскресенской церкви, был в детском приюте, общине Красного Креста, освятил юбилейную икону из храма учительской семинарии, для этого ее крестным ходом принесли в Воскресенскую церковь, был гимназии и тюрьме. Но чудотворная святыня ждала его за городом в часовне на Св. Ключе ─ богородичная икона Знамение, список с тобольской чудотворной иконы «Абалацкая». В проповеди перед семипалатинцами преосвященный Андроник соединил этот образ с первообразом – дорогой для себя новгородской иконой «Знамение».
Через год он вновь побывал в Семипалатинске. 9 июля 1914 года им была произнесено потрясающее слово об этой иконе. Дело в том, что во второй половине июля 1913 года всем стали заметны признаки ее обновления. Изменения решено было фиксировать фотоаппаратом, поскольку у кого-то возникало недоверие, чудеса ли это.
«Не дерзай испытывать силы Божией, но в благоговении стой перед ней, и непонятное для тебя вверяй этой силе», ─ от таких слов, услышанных вживую от истового маленького изможденного человека с горящими глазами, сердце должно было дрогнуть соприкоснувшись с высшей невидимой реальностью.
Вкратце передадим впечатления преосвященного Андроника от фотоснимков иконы.
5 августа 1913 года отпечатлелось такое выражение Богородицы, как будто только что вышла из какого-то мрачного места на яркий свет, ее поразивший и обрадовавший. Она вся сияющая и ликующая. На снимке 7 августа иное выражение, которое можно передать так: Владычица, выйдя на свет, осмотрелась кругом и увидела, что тут не только яркий и радующий свет, но есть и темные и грязные места, есть горе и злоба человеческие. И она омрачилась скорбью, улыбка еще сохраняется на лице, но уже сквозь слезы, и буквально две слезы блестят под глазами… Снимок же 9 августа говорил: Богородица огляделась кругом и видит, что в мире бывает добро и зло, скорби сменяются радостями. И над всем Бог, все в своей власти содержащий и все направляющий непонятно для людей по своему мудрому промышлению. Слеза видна лишь едва под одним глазом. Лицо полно светлым покоем.
С осени икона со Св. Ключа была изъята из открытого почитания и поставлена в темном углу часовни. Здесь оставалась пять месяцев. Ее засняли 10 марта 1914 года. Снимок технически вышел маленький, но ясно переданы все ее мелкие черточки. Снимали еще 21 апреля 1914 года. Снимок получился как в тумане. Владычица оказалась покрытой светлым сиянием. Настроение исполнено прежнего мира и слез под глазами вовсе нет, как не было и на самом первом снимке. Снимали 9 июля 1914 года утром, снимали несколько раз при мне и без меня, ─ рассказывал преосвященный Андроник, ─ и на всех снимках получалось всё как в тумане от сияния. На одних снимках сияет лик Матери, на других ─ Богомладенца, на третьем от обоих вместе. Все это в точности отразил фотографический прибор, который отражает то, что видит в натуре. Подделки быть не может. И вот стоит верующая душа как перед живой владычицей и не наглядится на нее. Это удивительная икона по своему живому письму: как живая смотрит Владычица, глаза как будто даже двигаются и играют от своей живости и ясности поразительной.

Он трудился на Омской кафедре свыше той меры, которая дается человеку, и бросил напоследок духовенству епархии, отношения с которым складывались трудно:
─ Я был к Вам требователен к себе беспощаден.
След ТАКОГО служения пробивается свидетельствами, подобными приведенному выше. Преосвященный Адроник выходил за принятый образ архиерея, и без всяких авансов сану святителя, его нужно помнить и почитать в Семипалатинске.

29 октября 2010 год, Семипалатинск.
Выступление на конференции, посвященной
140-летию Воскресенского собора в Семипалатинске

Нравится