Печать
Категория: Разное
Просмотров: 10640

Список Казанской иконы мера в меру для Казахстана Константин Маскаев

Праздник Казанской иконы Божьей Матери, ежегодно отмечаемый 4 ноября, считается одним из самых значимых в церковном календаре, что подчеркивает величайшее почитание этого образа Богородицы в православном мире.

Этой иконе молились цари и великие полководцы, с ней освобождали русские земли, она вела первопроходцев на освоение Сибири и исцеляла больных со времени обретения более четырех веков назад.

 Судьба святыни полна загадок. Это и детективная история, и кругосветное путешествие. И самый высокорасположенный образ Богородицы: с 2011 года заступница рода христианского находится на борту Международной космической станции.


 Иконы на борту МКС.

 Иконы на борту МКС.

«Казанской» икону называют по месту её обретения. В то время застройка города была преимущественно деревянной из-за чего периодически выгорали целые кварталы. Масштабный пожар 28 июня 1579 года обратил в пепел внушительную часть города и Казанского Кремля. Язычники и мусульмане злорадствовали, увидев в этом гнев божий на христиан. Однако Казань стали спешно восстанавливать.
Среди других погорельцев строил дом и стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне во сне явилась Богородица и поведала, что в земле на пепелище таится Её иконный лик, который зарыла ранее взятая в рабство славянка, тайно исповедовавшая православие еще при господстве мусульман. Девочка рассказала о видении взрослым, но те восприняли это лишь как сон ребенка.

 Богородица и девочка Матрона.

 Богородица и девочка Матрона.

Богородица вновь явилась девочке, настойчиво повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам место, чтобы те извлекли из земли Её образ. В третий раз девочка увидела во сне саму икону, от которой услышала строгое: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь».
Словам испуганной девочки внимала лишь мать, которая сходила к воеводам и архиепископу. Но те отнеслись к услышанному несерьезно. Тогда мать, дочь и помощники пришли 8 июля в указанное Богородицей место и стали рыть. И когда сама девочка стала копать около печи, показался суконный сверток, в котором и находилась икона Богородицы. Ткань была истлевшей. Лик же был ясный, будто написан накануне, нисколько не пострадавший от огня.
О находке доложили архиепископу и градоначальникам. Они поспешили на место чудесного обретения иконы, где уже собралось изрядно народу. И теперь уже крестным ходом перенесли лик в Никольскую церковь неподалеку, а после молебна — в Благовещенский собор в Кремле. Говорят, что еще во время этого шествия начались чудесные исцеления — двое слепцов обрели зрение.

Место обретения иконы в Казани. Пещерный храм. Наши дни.  

Место обретения иконы в Казани. Пещерный храм. Наши дни.

Иван Грозный воспринял обретение иконы как знак одобрения самой Богородицей его действий по распространению православия. И повелел поставить на месте обретения иконы женский монастырь. А позже и сам принял монашеский постриг. С тех пор в русском православном календаре стали отмечать Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. В наше время выпадает на 21 июля.

Казань на рисунке английского путешественника.

Казань на рисунке английского путешественника.

В 1649 году царь Алексей Михайлович повелел отмечать не только день ее явления, но и 22 октября (4 ноября по сегодняшнему летоисчислению) - как память избавления России от поляков и конец Смутного времени.

Была там, где худе всего

Об этом периоде следует рассказать подробнее, поскольку то время положило начало особому почитанию Казанской иконы. И без знания этого исторического периода сложно понять её особу роль в судьбе Российского государства и православия.

В 1598 году начался один из тяжелейших периодов на Руси, названный Смутным временем. Время безвластия, предательств, разлада во всех слоях общества, голода и всеобщих несчастий.
Наследник Ивана Грозного Фёдор Иоаннович правил до 1598 года, а другой сын Ивана Грозного и младший брат Фёдора, юный царевич Дмитрий, погиб при таинственных обстоятельствах в Угличе. Со смертью Фёдора правящая династия пресеклась. На трон был возведён представитель боярского рода Борис Годунов, который, возможно, был лучшим из кандидатов на высшую роль в государстве как умный и дальновидный правитель. С точки зрения легитимности, известно, что через сестру Ирину, бывшую замужем за царём Фёдором, Борис оказался в родстве с династией Рюриковичей. Князья Мстиславский и Шуйский также имели притязания на трон. Что усиливало разобщение и углубляло кризис власти и экономики. К тому же три года подряд, с 1601 по 1603 годы, Русь переживала величайший голод, который способствовал народным брожениям Смутного времени. Лето 1601 года было самым холодным за 500 лет. Десять недель подряд шли дожди, затем грянули ранние морозы. В 1602 году холод и неурожай повторились. Цена хлеба выросла в 100 раз.
Борис запретил продавать хлеб дороже установленного предела. Преследовал тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Помещики стали отпускать крестьян на волю, дабы не заботиться о них. Те же устремились в Москву, где Годунов, стремясь помочь голодающим, не жалел средств и раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. В народе ходили слухи, что происходящее – Божья кара за то, что царствование Годунова незаконно и не благословляется Богом. К тому же стали появляться слухи о том, что законный царевич Дмитрий выжил. Из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно.
О том, что царь Борис часто недомогает, стали замечать с 1599 года. Были подозрения, что его травят. Но 13 апреля 1605 года Годунов казался весёлым и здоровым, с аппетитом ел. Потом поднялся на башню, с которой нередко обозревал Москву. После чего сошёл, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер в возрасте 53 лет. Похоронили его в Архангельском соборе московского Кремля.

К.Е. Камовский. Агенты Дмитрия самозванца убивают сына Бориса Годунова, 1862.

К.Е. Камовский.

Агенты Дмитрия самозванца убивают сына Бориса Годунова, 1862.

Царём стал 16-летний сын Бориса — Фёдор II Годунов, юноша образованный и чрезвычайно умный. Но правил он лишь семь недель. В Москве произошёл спровоцированный Лжедмитрием мятеж. Фёдора и его мать убили 10 июня 1605 года. Официально же объявили, что юный царь и его мать отравили себя. Тела их выставили напоказ, несмотря на то, что были видны следы побоев и удушения. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью: без отпевания, как самоубийц.
Существует несколько версий, кем на самом деле был Лжедмитрий I. По наиболее достоверной, «выжившим царевичем» назвался беглый монах Чудова монастыря Григорий, получивший нелицеприятное прозвище Отрепьев. Самозванец объявил о своём царском происхождении, тесно сошёлся с польским воеводой Ежи Мнишеком и папским нунцием Рангони. В начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля Сигизмунда III и вскоре принял католицизм. Польский монарх признал права Лжедмитрия на русский трон и разрешил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий должен был передать Польше Смоленск и Северские земли.
За предстоящий брак с дочерью воеводы Марией Мнишек Лжедмитрий также обещал передать во владение невесты Новгород и Псков – с предоставлением ей права раздавать эти земли своим служилым людям и повсеместно строить костелы. Ежи Мнишек дал самозванцу войско, состоящее из запорожских казаков и польских наёмников. Москву заняли иноземцы.
Казалось, что государству приходит конец. И тогда на защиту русского царства и православия встал народ, возглавляемый Патриархом Ермогеном. Тем самым, что был митрополитом в Казани в момент обретения там иконы Богородицы.
Первое ополчение, собранное в 1611 году рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, было разбито, а воевода был убит своими же соотечественниками. Спустя полгода в Нижнем Новгороде Кузьма Минин призвал горожан пойти на защиту Отечества. К нижегородцам присоединились жители других городов. И второе ополчение князя Дмитрия Пожарского и воеводы Кузьмы Минина шло освобождать Москву под списком чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году.

 Ополчение Минина и Пожарского выступает на защиту Руси от иноземцев.

 Ополчение Минина и Пожарского выступает на защиту Руси от иноземцев.

Перед решающим сражением ратники строго постились три дня и усиленно молились. 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года Москву освободили от поляков. Междоусобицы Смутного времени закончились. В феврале 1613 года Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова.

Изгнание поляков.

Изгнание поляков.

Верующие люди были убеждены, что победа над иностранными захватчиками стала возможной благодаря помощи Божией и чудотворному Богородичному образу. Почитание Казанской иконы Богородицы стало общенародным. Были созданы, по крайней мере, два списка иконы. Первый для Москвы, и позже – для новой столицы, Санкт-Петербурга, где построили знаменитый Казанский собор.

В июне 1812 года на Россию напали французы: началась Отечественная война. В середине сентября Наполеон занял Москву.
Русский полководец, положивший конец той войне, князь Михаил Кутузов молился у Казанской иконы Божьей Матери после назначения его главнокомандующим. И часто обращался в молитвах именно к Казанскому образу Богородицы. А период после 22 октября, дня празднования Казанской Богородицы, начинается череда побед русских войск и полный разгром французских войск. Добывший эту победу светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов Смоленский скончался 16 апреля 1813 год, не перенеся тяжелую форму простуды и по распоряжению императора Александра I был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Иконе Казанской Божьей Матери приписывают помощь и в победе в Великой Отечественной войне. По преданию, в поездках по фронтам маршал Георгий Жуков возил с собой Казанскую икону. Этот факт подтверждает его дочь, Мария Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души».
Небольшая по размеру икона (всего 22 на 26,5 см), обретённая в далёком 1579 году девочкой Матроной, оказалась величайшей всенародной святыней. Ее воспринимают как свидетельство покровительства Божией Матери и особое Её участие в исторической судьбе страны.
В 1581-1585 годы освящала поход Ермака на восток и освоение Сибири;
4 ноября 1612 года воодушевила народ на освобождение Москвы и всего царства от поляков;
в 1709 году вняла молитвам Петра I и благословила его на Полтавскую битву;
в 1812 году осеняла русских солдат в ходе французского нашествия;
крестный ход с иконой Казанской Божией вокруг Ленинграда в сентябре 1941 года не позволил немцам взять город;
присутствие образа Казанской Богородицы на разных участках фронта во время Сталинградской битвы помогло одержать важную стратегическую победу;
9 апреля 1945 года перед штурмом Кёнигсберга в расположение Красной Армии в сопровождении генералов вдруг приехали священники с иконой Казанской Божией Матери. Был отслужен молебен, после чего священники подняли икону и понесли в сторону обороняющихся немцев. Из духовных лиц никто не был даже ранен. А по немецкому гарнизону был объявлен приказ о капитуляции.
В газете «Зюддойче цайтунг» были опубликованы воспоминания лейтенанта Ганса Брикмана из кенигсбергского батальона фольксштурма «Амалиенау», в которых он утверждает, что в небе над русскими позициями возникла гигантская фигура Мадонны (так они называют Богородицу), которая простерла руки в усмиряющем жесте. Многие немецкие солдаты и офицеры, увидев это, опускались на колени и молились, не обращая внимания на близкие разрывы и свист пуль. Они отказались от дальнейшего сопротивления.

Это лишь наиболее известные вмешательства Казанской иконы Божьей в историю и судьбы людей. На самом деле их гораздо больше. Из множества икон Богородицы, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская.

Усердно молятся перед этой иконой в самых непростых жизненных ситуациях:

об излечении болезней (особенно о прозрении слепых или для исцеления заболеваний глаз);
о духовном прозрении, для поиска верного пути при ослаблении в душе огня веры;
о помощи солдатам, защищающим родную землю, чтобы вернулись домой целыми и невредимыми и о скором прекращении военных действий;
о принятии правильного решения, чтобы уберегла от ошибок и напастей и указала путь к доброй цели;
о налаживании отношений между супругами;
о том, чтобы уберегла детей от несчастий, печалей и помогла им в жизни.
Казанская икона Божьей Матери помогает тем, кто нуждается, верит, просит её защиты и благословения.

Присутствует повсеместно

Казанский собор в Алматы.

Казанский собор в Алматы.

Казанские церкви и соборы возведены во многих местах, в том числе за рубежом, и их продолжают строить. В конце минувшего года в Казани, над местом обретения иконы завершили восстановление разрушенного в 1933 году величественного Казанского собора.
Первый и наиболее старый храм Алматы – Казанский собор в Малой станице сейчас переживает второе рождение, его реставрируют, чтобы вернуть ему первозданный облик.

Список чудотворной Казанской иконы для Казахстана.

Список чудотворной Казанской иконы для Казахстана.

Казанская церковь станет новым православным храмом в городе Рудном. В июле митрополит Астанайский и Казахстанский Александр положил начало строительству и привез Казанскую икону для будущего храма. Среди собравшихся на церемонии закладки камня и грамоты оказалась прихожанка, чья история хорошо знакома жителям Рудного. Пожилая женщина по имени Александра после тяжелого заболевания суставов лишилась возможности ходить и была прикована к креслу. Она обращалась в молитвах ко многим святым, но наиболее сугубо молилась иконе Казанской Богородицы, совершила паломничество к одной из чудотворных икон Царицы Небесной. И со временем вновь встала на ноги!

Украл и уничтожил

Судьба явленного образа Казанской Богородицы оказалась трагичной. Российский монарший дом воспринимал её как главную покровительницу, Казанская икона была венчальной иконой династии Романовых. Императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной и пожаловала 20 тысяч рублей на обустройство монастыря и украшения ризы.
В ночь на 29 июня (12 июля) 1904 года в собор пробрались злоумышленники и похитили икону вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах (обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей) и деньги из свечных ящиков. 5 июля похитителей сняли с отплывшего в Самару парохода. Ими оказались крестьянин Варфоломей Чайкин (Стоян) и сообщники. При обыске обнаружили много драгоценностей: порезанные на куски золотые ризы, в большом количестве жемчуг, драгоценные камни. Чайкин сознался, что сжег иконы в печи в своей комнате, поскольку сами они были ему без надобности.
Святотатство в Казани произошло за несколько месяцев до начала первой русской революции. Между этими событиями можно заметить духовную связь. Дело о похищении чудотворной Казанской иконы стало ярким свидетельством тяжелого греховного состояния, в которое погружалось российское общество, забывающее Бога.

Путешественница и путеводительница

После революции 1917 года из России вывезли многие произведения искусства и прославленные иконы. Впервые чудотворный список с первообраза Казанской иконы Божией Матери объявился в публичном поле в 1920 году. Власти выставили его на продажу среди других икон и ценнейших произведений искусства. Икону намеревался купить лондонский ювелир Норман Вайс, но не потянул высокой стоимости лота. Впоследствии икону вывезли за границу и передали коммерсантам, которых в большей степени интересовала не икона, а драгоценный её оклад. Отдельные камни из ризы изымали и продавали, но существенных утрат, к счастью, не произошло. В 1928 году Нормана Вайса все же устроила цена, он вывез икону в Англию и вскоре перепродал миллионеру Фредерику Митчеллу-Хеджесу.
В 1953 году Хеджес купил замок Фарлей Касл и открыл образ Богородицы для верующих. По молитвам у иконы стали происходить чудеса, что сразу получило широкую огласку. В среде эмигрантов икону называли «Черная Богородица замка Фарлей». К пошли православные верующие, в основном, русские эмигранты.

Ватиканский список иконы в Казани.

Ватиканский список иконы в Казани.

Среди первых паломников были люди высокого духовного звания, представители высшего сословия царской России. Поклониться Казанской иконе Божией Матери приезжали митрополиты, графы и представители княжеских родов, среди которых и великая княгиня Ксения Александровна, которая «узнала» в иконе первоявленную. Русская община не сумела уговорить Хеджеса продать святыню хотя бы без драгоценного оклада. Позже коллекционер предлагал приобрести икону архиепископу Сан-Францисскому Иоанну (Шаховскому), но цена оказалась слишком высокой.

В июне 1959 года миллионер умер, оставив состояние приемной дочери Анне. Наследница перевезла иконы в Гонконг, но не отказалась от завещанной отчимом идеи вернуть икону православным, когда наступят условия.
В 1964 году икону выставляли на Всемирной выставке в Нью-Йорке в павильоне, который внешне повторял первый православный храм в Америке — в Форт-Росс в Калифорнии. И на два года павильон стал символом христианской веры и свидетельством о жизни Православия в Америке.
В судьбе Казанской иконы приняло участие множество людей. И не только православных. По договоренности с архиепископом Иоанном икону купила католическая организация Blue Army («Голубая армия Фатимской Божией Матери»). Католики должны были оставить образ в храме Девы Марии в Фатиме (Португалия), охраняя его как святыню до того времени, когда появится возможность передать его Русской Церкви.

Дорога «домой»

В 1993 году икону перевезли в Лиссабон, а затем подарили папе Римскому Иоанну Павлу II, у которого она провела 11 лет. Понтифик очень дорожил ею, молился у иконы. Но в довершение своего земного пути все-таки решил возвратить её в Россию. В праздник Успения Пресвятой Богородицы делегация из Ватикана передала ее Патриарху Алексию II. 21 июля 2005 года он лично привез икону в Казань, крестным ходом принес в Казанский кремль и передал верующим.

 Казанская ватиканская икона вернулась в Казань.

 Казанская ватиканская икона вернулась в Казань.

Точная дата написания образа неизвестна. Специальная российско-ватиканская комиссия нашла признаки того, что это - список с чудотворного первообраза Казанской иконы, который сделали не позднее начала XVIII века. Об особом почитании ватиканского списка в России того времени свидетельствует драгоценный оклад конца XVIII — начала XIX в.
Ныне икона находится в Казанском храме казанского Богородицкого мужского монастыря.

Восстановленный Казанский собор Казани.

Восстановленный Казанский собор Казани.

Нам досталось лишь черно-белое фотографическое изображение явленной в 1579 году иконы. Но сохранилась сама золотая риза, которая до недавнего времени хранилась в музее, а ныне установлена в южном приделе восстановленного на историческом месте Казанского собора в Казани. Чтобы не нарушать достоверности, в современную фотографию оклада иногда монтируют черно-белое архивное фото лика иконы и в таком виде продают как икону для домашнего почитания.

Источник- Агентство православных новостей АПН.

 

Нравится