Печать
Категория: Валентин Казанцев
Просмотров: 6803

Протоиерей Димитрий Александрович Смирнов Валентин Казанцев, историк краевед, член правления Союза Православных Граждан Казахстана

26 июня 1940 года в г. Усть-Каменогорске на 70-м году в тюремной больнице от паралича сердца скончался известный в Русской Православной Церкви священник, богослов, вдохновенный проповедник, мученик за веру Христову протоиерей Димитрий Александрович Смирнов.
Еще в отрочестве будущий пастырь, казалось, предвидел свой путь.
В семье Смирновых сохранилось предание, что в юности после окончания Духовной семинарии Димитрий не был уверен в своем дальнейшем жизненном пути - быть священником или нет, но ему было предсказано, что в будущем его ожидает тюремное заключение. А родился он 26/09 ноября 1870 г. в семье настоятеля Троицкой церкви села Норского Ярославской губернии.

Чтобы избежать страшной участи, родители Димитрия настояли, чтобы способный и одаренный юноша продолжил духовное образование и готовился к восприятию священного сана, так как по законам Российской империи духовные особы не подлежали светскому суду, а только духовному.
Юноша Димитрий поступил и успешно окончил Казанскую Духовную семинарию, но до 1902 г. служил учителем. Немного ранее женился на певчей Троицкой церкви Елизавете Яковлевне, в девичестве Чирковой, которая до замужества с 12 лет работала на Норской текстильной фабрике в отделении ручного ткачества и помимо этого отличалась прекрасными певческими данными и боголюбием. В сан иерея Димитрий Смирнов посвящен в 1902 году. Первоначально молодая чета проживала на родине, в селе Норском, и отец Димитрий служил в Троицком приходе. Протоиерей Димитрий Александрович Смирнов
Но вскоре, а точнее в 1898 году, он был переведен настоятелем-строителем Никольского храма и церковно-приходской школы в село Курилово, в котором, в основном, проживали работники лакокрасочного завода, которые ходатайствовали об этом. Молодой настоятель успешно справился с нелегкой строительной задачей, становлением прихода, затем с повседневными пастырскими и хозяйственными заботами.
Учащиеся церковно-приходской школы полюбили своего наставника и, дожившие до наших дней, много доброго поведали современным историкам церкви.
Внешность отца Димитрия была благообразной, ростом он был немного выше среднего, стройный, голос скорее высокий, высокий лоб, большие глаза с мягким добрым взглядом. В опекаемой им школе, да и в приходе царил непреложный закон, чтобы всякая преподаваемая христианину наука была непременно пропитана началами христианскими, и притом православными. Он был убежден, что всякая наука способна к этому, и даже тогда только и станет истинною наукою в своем роде, когда исполнит это условие.
Православные начала, несомненно, истинны.
Отец настоятель в проповедях пояснял, что обязательства христианства в крещении принимаются безсознательно, ведь мы младенцы, затем более хранимы чужим умом по чужому построению и в простоте мы - дети. А созрев, мы сознательно должны положить на себя благое иго Христово, избрать христианское православное житие, исключительно посвятить себя Господу, чтобы во все дни служить Ему с воодушевлением.
Отличительным признаком православной семьи отец Димитрий считал любовь, которая лежит в основе ее. Семья есть воплощение любви нескольких поколений людей друг к другу. Основа отношений родителей с детьми - полная ответственности любовь, подразумевающая авторитет и уважение старших младшими, а первыми - понимания личностей своего потомства. Когда молодого отца Димитрия представили к возведению в сан протоиерея, он смиренно просил подождать до тех пор, пока его отец не будет удостоен того же сана, так как не желал возноситься над своим родителем, что и было исполнено.
В начале ХХ столетия отец Димитрий был переведен в губернский Ярославль и служил настоятелем Крестовоздвиженского прихода на углу улиц Голубятной (ныне Терешковой) и Железной. Он был настоятелем этого известного и популярного в приволжском городе прихода, до и после своего первого ареста в 1921 году. Ныне в этом, чудом не взорванном, храме какие-то мастерские.
Во время изъятия церковных ценностей из храмов староста их прихода спрятал золотую ризу с чтимого образа великомученика Димитрия Солунского – небесного покровителя настоятеля храма (день ангела 8 ноября н.с.).
В результате были заключены в страшную ярославскую тюрьму Коровники настоятель -протоиерей Димитрий Смирнов, сам староста и еще один прихожанин. Срок заключения батюшке «самый гуманный пролетарский суд» определил – 3 года, но выпустили его несколько раньше.
С 1924 по 1928 год отец Димитрий был секретарем митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) – до самой праведной кончины Владыки 16 октября 1928 года.
В конце 1928 года протоиерей Смирнов подвергся аресту во второй раз. Сначала отец Димитрий отбывал назначенный ему срок на лесоповале в 100-200 километрах от Вятки, затем был переведен в г. Каргополь Вологодской области, где условия заключения были для него полегче. Освобожден в 1934 году без права проживания в больших городах, как и многие священнослужители в то безбожное время.
Некоторое время уже немолодой и не совсем здоровый батюшка проживал у сына Димитрия на станции Волга, где тот работал врачом в местной больнице, но вскоре власти жить и там ему запретили, и пришлось переезжать в рядом расположенную деревню. Затем отец Димитрий Александрович и матушка Елизавета Яковлевна проживали в селе Брагино под Ярославлем, затем они переехали в село Сопылево (вверх по Волге, ныне - Кирово), где они приобрели домик на деньги, данные сыном.
В страшном 1937 отца Димитрия арестовали в третий раз. Он просидел несколько месяцев в тюрьме, в г. Ярославле состоялся суд. Ему вменили участие в контрреволюционной группе церковников и по решению особого совещания НКВД сослали в село Шемонаиху Усть-Каменогорского района Карагандинской области, сроком на 5 лет.
4 ноября 1939 года ссыльный батюшка арестовывается в четвертый раз. На сей раз его, как и других отбывавших ссылку священнослужителей необоснованно обвинили в том, что среди ссыльных и населения систематически вел антисоветскую агитацию, направленную на дискредитацию мероприятий партийного правительства, не верил в построение социализма, высказывался против насильственного проведения коллективизации, восхвалял царский строй.
Восточно-Казахстанским областным судом от 26 февраля 1940 года по обвинению в преступлении, предусмотренном ст. 58-10 часть 1 и ст. 58-11 УК РСФСР приговорен к 10 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет.
4 марта протоиерей Димитрий Александрович Смирнов был переведен в тюремную больницу г. Усть-Каменогорска, в которой праведно почил 26 июня 1940 года.
Постановлением Президиума Верховного суда Казахской ССР от 4 августа 1989 года приговор Восточно-Казахстанского областного суда от 26 февраля 1940 года отменен и отец Димитрий реабилитирован. В 2002 году новомученики митрополит Агафангел (Преображенский), архиепископ Рижский Иоанн (Поммер) и протоиерей Димитрий Смирнов прославлены в лике святых Русской Православной Церкви. Их жизни - высокий пример подражания столпам веры и православия, которые своими мученическими смертями показали, как надо крепко, непоколебимо стоять за веру
и истину. Они не устрашились ни тюрем, ни мучений, твердо стояли за Христа, за свою святую, поруганную безбожием несчастную Родину, за драгоценную святыню Православия. Нам следует смотреть и поучаться.
Внук отца Димитрия – протоиерей Андрей Смирнов - настоятель одного из московских храмов, он прислал документы и материал, из которых составлена настоящая статья.

 

Памяти церковного историка и краеведа В.А. Казанцева

 

19 февраля 2013 года после продолжительной болезни отошел ко Господу церковный историк и краевед Валентин Алексеевич Казанцев.



  


В.А. Казанцев родился 25 марта 1949 года; окончил исторический факультет Казахского Государственного университета.

Всю свою жизнь он был неутомимым тружеником, жизнерадостным и добрым человеком. Валентину Алексеевичу приходилось осваивать много разных специальностей, он не гнушался самых простых, как принято сейчас говорить непрестижных профессий: трудился дворником, вахтером, но при этом всегда оставался верным своему призванию историка.

Через всю свою жизнь, наполненную многими скорбями и трудностями, он пронес искреннюю, глубокую веру в Бога. Валентин Алексеевич интересовался церковной жизнью, любил богослужения, трепетно относился к церковной истории.

Трудно переоценить его труды по истории Православия в Казахстане. Обладая широким научным кругозором, Валентин Алексеевич стал первооткрывателем многих тем в краеведении, связанных с жизнью Русской Православной Церкви в Семиречье. Глубина анализа первоисточников, серьёзный научный аппарат, отшлифованный стиль изложения характеризуют написанные им труды. Из найденных в архивах Валентином Алексеевичем материалов мы черпаем ценные сведения о становлении Туркестанской епархии, о жизни и страданиях за Христа новомучеников и исповедников Казахстанской земли, о существовании Православия в годы репрессий и административных гонений на Церковь в ХХ веке. Принадлежащие его перу объемные монографии, а также научно-популярные статьи в газетах и журналах, неизменно вызывали интерес широкого круга читателей и остаются актуальными сегодня.

Валентин Алексеевич был членом Комиссии Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан по канонизации святых.

4 декабря 2012 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, Валентин Алексеевич Казанцев был удостоен медали «140-летия основания Туркестанской епархии». Награду Православной Церкви Казахстана ему вручил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.

Отпевание В.А. Казанцева, скончавшегося 19 февраля 2013 года, совершил клирик Свято-Никольского собора священник Вячеслав Лисиков. Валентин Алексеевич погребен на городском кладбище Алма-Аты.

Глава Казахстанского Митрополичьего Округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр направил родным и близким почившего соболезнование, в котором, в частности, говорится: «Искренне разделяя вашу скорбь и выражая слова сочувствия, с усердием молюсь об упокоении новопреставленного раба Божия Валентина в селениях праведных – там, где, как свидетельствует Святая Церковь, «нет болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Вечная и благодарная ему память.
Всеблагой Господь да судит Своим милостивым судом жизнь и деяния верного раба Своего, а наша память о многоуважаемом Валентине Алексеевиче да будет исполнена искренней молитвы о сопричтении его души с праведными в селениях небесных».

Клирики Астанайско-Алматинской епархии и сотрудники Алматинского епархиального управления выражают сердечные соболезнования родным и близким приснопамятного Валентина Алексеевича Казанцева, вознося молитву о принятии души его в небесные чертоги. 

Mitropolia.kz  

 

Валентин Алексеевич Казанцев являлся членом правления Союза Православных Граждан Казахстана. Автором страницы нашего сайта "ИЗ АРХИВОВ СЕМИРЕЧЬЯ" До 2005 года работал в редколлегии журнала "Веди"

Сотрудники ОО "Союз Православных Граждан " РК, выражают соболезнования родным и близким Валентина Алексеевича Казанцева.


Работы Валентина Алексеевича Казанцева, опубликованные на нашем сайте.

КНИГА "ОБРАЗОВАНИЕ ЕПАРХИИ"

Протоиерей Димитрий Александрович Смирнов

КАТАКОМБНАЯ ЦЕРКОВЬ В АЛМА-АТЕ

К 130-летию ТУРКЕСТАНСКОЙ ЕПАРХИИ

Нравится