ОО "Союз Православных Граждан Казахстана» представил доклад руководителя миссионерского отдела СПГК, кинорежиссера научного и документального кино и телевидения, заслуженного деятеля РК. Дильмухамедовой Эльзы Ельтоковны на третьем Российском культурологическом конгрессе. 27-29 0ктября 2010 г. В Санкт-Петербурге.
Уважаемые дамы и господа, коллеги, братья и сестры!
Разрешите приветствовать вас и выразить огромную признательность устроителям Международного конгресса профессору Любови Михайловне Мосоловой, доценту кафедры теории и истории культуры ГПГУ им. Герцена Алексею Владимировичу Бондареву за приглашение и возможность выступить на столь представительном форуме.
В 1975 году я закончила ВГИК, факультет режиссуры научного и документального кино и телевидения (мастерская профессора А.М.Згуриди). С тех пор не всегда регулярно, но последовательно занимаюсь научным кинематографом. Сначала о сфере изучения животного мира, затем - в области истории культуры различных регионов Евразии.
Более чем за четверть века работы на «Казахфильме» удалось снять несколько циклов фильмов, посвященных:
1) охране природы;
2) культурно-историческому наследию народов Великой степи;
3) Евразийству.
В настоящее время, находясь в простое, обратилась к своим кино и фотоархивам, которые пока еще не вошли в фильм, но требуют своего осмысления и воплощения. Одна из загадок - т.н. «Синкретическая бляшка», публикуемая в различных глянцевых журналах и книгах, так не получила своего научного комментария (фото 1).
Копию бляшки (их две) для фильмa «Жертвоприношение» в 1987 г. изготовил Крым Алтынбеков (фото 2). Уже тогда для меня была очевидной концепция о четырех животных: телец (бык), лев, орел, человек - как о четырех стихиях Мира, четырех сторонах света и прочее, известных у народов Евразии с древнейших времен. В откровениях пр. Даниила, пр. Иезикиля, апост. Иоанна описаны те же шестикрылатые животные и человек. Есть и начало, и конец. Но каков путь и содержание этой удивительной находки? (фото 3)
Прошлым летом мы вместе с братом Отелло Дильмухамедовым, историком и археологом, встретились с Бекеном Нурмагамбетовым, сделавшим это удивительное открытие. Вот что он рассказал (фото 4):
«Эти бляшки были найдены в 1985 г., более 30 лет назад, в так называемом охранном раскопе в г. Иссык. На этом месте должны были строить микрорайоны (фото 5). В одном из небольших курганов, в стороне от могильной ямы на глубине 1,5 м. шел дромос. Могила была разграбленной. Среди останков костяка, в области шейных позвонков была обнаружена одна бляшка, другая - на некотором расстоянии - в дромосе. Датируется IV–V вв. до н.э. Керамика плоскодонная, хорошо ангобированная густым красным слоем, без орнамента. Типично сакского времени». По аналогии наборного пояса «золотого человека» таких бляшек, по его мнению, должно было быть не менее 13 (?!).
Один известный иранист И.С.Брагинский предположил, что на бляшках изображение Иранского мифологического царя - быка Гоподшаха.
Крылатый бы с головой человека, украшен тиарой из 2-х пар бычьих рогов из дворца Саргона II в Дур Шардкине VIII в. до н.э.
Алад (Шумер) Шеду (аккад) ... тип демона... С конца Старовавилонского периода - добрый дух, хранитель каждого человека. Охраняет входы во дворцах ассирийских царей.
Недоумение наше от столь исчерпывающего рассказа отнюдь не рассеялось, а только усилилось. Известно, что скифо-сибирский звериный стиль явление автохтонное, уникальное, идущее из глубин Евразийского континента, легко распознаваемое по своей экспрессии. А эти поясные бляшки - явный экспорт междуречья Тиргра и Ефрата. Но как она сюда попала? Ничего подобного за 25 лет не было найдено.
Исаак Самуилович Брагинский указал точное направление, пространство и время поисков. Ищем и находим: «Гоподшах персонаж древнеиранской (Авестийской) мифологии царь-бык, обитающий в обетованной земле Арйана Вэджа (арийский простор), совершает служение богам. Представление о Гоподшахе отражало почитание иранцами быка.
Но в нашем конкретном случае мы имеем не торс быка с головой человека, а лишь символ его в виде четырех (?!) рогов по четырем сторонам света. Однако, погружение в проблему выявляет взаимозаменяемость в сопредельных культурах междуречья фигуры льва и быка. Человек и орел остаются неизменными. (фото 6)
Крылатый бык из дворца Саргона Шумеро-аккадской мифологии украшен тиарой из двух пар бычьих рогов, а крылатый лев из дворца Нимруда - тиарой из трех пар бычьих рогов. Эти мифологические существа имели божественные, охранительные свойства (фото 7).
Ассирийский крылатый гений,
Позднехетский крылатый лев.
Ашшур - центральное божество Ассирийского пантеона, стоящего на крылатом и рогатом льве VII–VIII вв. до н.э. (фото 8).
Но не только дворцы охранялись антропоморфными существами, но и люди имели своего «шеду» (гения-хранителя). Личные боги-хранители противостояли злу, были оберегами, пеpeдaвaлиcь наследникам (фото 9).
Элементы четырехзначного зооморфного кода известны с древнейших времен от глубины Евразии до Средиземноморья. В Монгольской мифологии Уэдзена - хозяева четырех гор:
горы Богдо-ула - птицы хан Гарцы,
горы Сонгино - в виде старца,
горы Боян-дзурх - в виде волка,
горы Чингилътэ-ула - в виде вепря.
На гербе Исландии изображены: человек, орел, бык, дракон. Греческий Грифон - это птица с телом льва, которая стережет золото в стране гипербореев.
Число 4 (четыре) - число пространственной полноты, вся земля всеобъемлемость, всемирность - соотнесены со сторонами света, стихиями, минералами, числами, цветами и т.д.
В Ассиро-вавилонской мифологии и в тексте Ветхого завета наблюдаем соответствия
(фото 10 - таблица).
Ассиро-вавилонская символика была привнесена Израилитами в Палестину из Вавилонского плена.
Пророк Даниил из Колена Иуды жил при дворце Вавилонского царя Навуходонасора (605 г. до Р.Х.) был очевидцем завоевания Вавилона персами и воцарении Кира в 539 г. до Р.Х.
Дан (7:2) «...видел я в ночном видении моем, И вот четыре ветра боролись на великом море и четыре больших зверя вышли не похоже один на другого.
Первый как Лев, но у него крылья орлиные. Я смотрел, доколе не были вырваны у него крылья. И он поднят был от земли и стал на ноги как человек и сердце человеческое дано ему...»
(1:28) Пророк Иезикиль был уведен в плен в 597 г. до Р.Х. Он жил среди тех, кто был переселен на р. Ховар, в окрестностях Вавилона.
«...И отверзлись небеса и увидел видения Божия...
И увидел: И вот бурный ветер шел с севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины как бы Свет пламени. Из середины огня... из середины его видно было подобие четырех животных... Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны всех четырех..., а левой стороны - лице Тельца у всех четырех и лице Орла у всех четырех...» (фото 11).
Откровение Иоанна (4:6-8). «...И посреди Престола и вокруг Престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади... И первое животное было подобно Льву. Второе животное было подобно Тельцу. И третье животное имело лицо, как человек и четвертое животное подобно Орлу летящему. И каждое животное имело по шести крыл вокруг...
Основные функции Kerubim (та xepovB'im) - херувимов охранять рай, св. предметы (Ковчег) Алтари, Престолы, осенять и носить Славу Божию...
С момента воплощения Господа нашего Иисуса Христа боги - стихии, духи были упразднены. По свидетельству Иринея Лионского Сам Господь «при воплощении (рождении) - человек при крестной смерти - жертвенный бык, при воскресении - лев, при вознесении - орел...»
Жертва Христова изменила мир. «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели /во мне мир/. В мире же будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. (Ин. 16:33).
О победе над миром стихий возвестили четьіре евангелиста и апостолы Его. Традиционно евангелист Матфей изображается с крылатым ангелом (человеком) т.к. отразил человеческую генеалогию Христа. Евангелист Марк изображается с львом, за проповедь Иоанна Крестителя в пустыне, евангелист Лука с быком за описание жертвы Захарии. Евангелист Иоанн - орел - за возвышенное устремление к чертогам небесным.
Есть и другие варианты. Т.е. эти символы могут быть взаимозаменяемы без всякого ущерба содержанию. Это - всего лишь дань многовековой традиции.
II часть
В поисках аналогов или какого-либо подобия этой уникальной находке предприняла путешествие вглубь Средней Азии. Ознакомилась с экспонатами и фондами музеев Бишкека, Тараза, Чимкента, Нукуса. Интересующее меня время (V в. до н.э. – V в н.э.) было представлено главным образом оссуариями. Оссуарии (костница, греч.) были самых разнообразных форм и материалов. Но только в фондах Нукусского музея хранились оссуарии с христианской символикой.
Оплатив право первой публикации, приступила к съемках (фото 12, 13). Научный сотрудник музея Игорь Навицкий отнес их к V–VI вв. н.э. и определил их как несторианские: «После раскола в 431 г. н.э. несториане нашли убежище на востоке в городах Ирана, Афганистана, Средней Азии. Живя среди населения, исповедующих зороастрийскую религию вынуждены были приспосабливаться к их обычаям и хоронили своих покойников по зароастрийскому обычаю. Конец этому был положен, когда началась исламизация...» (фото 14).
Возникает несколько вопросов:
1. Почему христиане могли принять языческий обряд захоронения, растянутого на очень длительное время (до года), чтобы собрать останки из Дахмы в костницу-оссуарий, затем предать земле. Значит и весь быт их от рождения до смерти был пронизан обрядами чуждой религии?..
2. До несторианского раскола в г. Эфесе в V в. (431 г. н.э.) наблюдался мощнейший расцвет христианской цивилизации. Всё средиземноморье пульсировало мессианскими подвигами и жертвенностью. Сами апостолы и их ученики, и ученики их учеников и т.д. непрерывными волнами расходились по всем четырем сторонам ойкумены. На восток - до Китая и Индии, на запад через всю Европу до Атлантического океана, на юг - вглубь Африканского континента, на север - через Скифию и славян, до северных морей.
Персидские, сирийский, греческие, армянские источники говорят о колоссальном влиянии христиан в период правления от Шапура-I
(240–272 гг.) до Иездигера (399–421 гг.) в течение 150 лет. Деяния и подвиги первых христиан мало изучены наукой. Наблюдается устойчивая тенденция все памятники христианской культуры за 1000 (тысячу) лет обозначать «несторианскими». С чем это связано?
Сначала сасанидские правители охотно принимали у себя христиан, бежавших из языческой Римской империи. Они строили церкви, академии, занимали ключевые позиции в городах. Когда многочисленность и их значение выросли в известную силу, Шапур II (309–379 гг.) наложил на христианских подданных двойной налог, т.к. они не могли служить в его войсках. Верховные жрецы жаловались на христиан: «Мы не можем ни поклоняться солнцу, ни очищать воздух, ни поддерживать чистоту воды, ни содержать чистой землю из-за назорян, которые пренебрегают солнцем, презирают огонь и не почитают воду...».
Когда в IV (313 гг. н.э.) веке при императоре Константине христианство стало господствующей религией Римской империи, злейшего врага персидского государства, Шахиншах Шапур II (309-379 гг.) казнил двух епископов, усилил гонения на христиан почти до полного их истребления.
«120 св. мучеников в Персии сожженных.
270 св. мучеников, пострадавших от царя Сапора II (Шапура II),
1000 св. мучеников и Азата пострадавших во время гонения царя Сапора II (Шапура II...)» Четьи Минеи Дмитрия Ростовского.
В 399 г. н.э. на престол вступил Иездигерд I. Он великодушно разрешил христианам хоронить своих покойников в земле. Но уже при правлении его сына Вахрана V (421–439 гг. н.э.) зороастрийские маги вытащили из земли покойников и разбросали останки под Солнцем. Так продолжалось пять лет.
Феодорет, писавший во время правления Вахрана V, рассказывает, что «хотя персы выставляли своих мертвецов собакам и птицам, тем не менее персидские христиане не допускают теперь этого обычая. Не обращая внимания на жестокие законы, запрещающие погребение и не страшась жестокости тех, кто их наказывает». Беседы 9.35.
(Фото 13)
Прошу обратить внимание, что крышка от другого оссуария значит, их было два. Или несколько почти идентичных, отмеченных тремя крестами на тулове и крышках (фото 15, 16) аналогичных крестам из «Византийских древностей». «Открытие животворящего креста Господня и двух разбойников. (Фото 17) Надгробные стелы коптского Египта. на центральной стеле крест изображен с расходящимися лучами. Соответствие весьма впечатляющее.
В связи с вышеизложенным можно поставить под сомнение несторианское происхождение этих оссуариев. Они больше напоминают мощевики. В них могли христиане собрать останки мучеников, обозначить крестами и скрыть в Земле.
* * *
(Фото 9).
Никаких аналогов, близких или не очень близких соответствий металлической бляшке из Иссыкского некрополя я не нашла. Но это штамповка из сплава серебра и олова.
Есть вероятность, что где-нибудь в музеях России, Европы, Израиля или Туркмении можно отыскать точно такие же или их подобие, т.к. символы четырех стихий весьма устойчивы и наблюдаются в искусстве разных народов в разрозненном виде в ковровых, шелковых, кожаных и металлических изделиях (на щитах, например).
Кем же был этот человек? Какими путями шел в туранскую степь, как жил и почему похоронен в сакском некрополе?