Эльза Дильмухамедова – единственный казахстанский режиссер, занимающийся научно-популярным кино. В кинематографе она плодотворно работает уже более 25 лет. За этот срок ее имя стало известно не только в нашей стране, но и за рубежом, а ее картины были удостоены ряда премий и наград.
Арайлым Ибраева
Последнее десятилетие центральной темой творчества Эльзы Дильмухамедовой является евразийство. Какое же значение имеет евразийство для самого режиссера, и почему именно исследованию этой темы она посвятила свой творческий путь?
Об этом нашим читателям расскажет сама Эльза Дильмухамедова.
BUSINESSWOMEN.KZ: Эльза Ельтоковна, вы – единственный человек в нашей стране, который занимается научным кинематографом. Скажите, пожалуйста, что подтолкнуло вас к решению пойти по этому пути?
ЭЛЬЗА ДИЛЬМУХАМЕДОВА: По своему первому образованию я физик. Увлекалась, естественно, квантовой механикой, так как она космична, она объясняет многое. Собиралась защищать диплом, но уехала в Россию со своим мужем, и защита диплома отошла на второй план. Готовилась к поступлению во ВГИК. Я попала к Александру Михайловичу Згуриди на факультет научно-популярного фильма. Свой проект защищала по Аральскому морю. В те времена был кризис Арала, он стал высыхать, куланы умирали, народ уезжал. Я написала несколько рассказов на эту тему. Меня приняли. Весь мой кинематографический опыт связан с жаждой знаний, можно сказать, даже с алчбой знаний. В научно-популярном кино можно изучать все: искусство, религию, этносы, нана-технологиии, все сопрягается с наукой. Мне важны и интересны все открытия фундаментального свойства. Во время съемок расширяются горизонты познания. Теперь, по прошествии четверти века, я много общаюсь с учеными, езжу в экспедиции, а если нет возможности, езжу за свои средства по городам и весям. Все это позволяет мне познавать саму себя в контексте того народа, которому я принадлежу.
BW.KZ: Центральной темой вашего творчества является евразийство. Эту же идею активно развивал Лев Николаевич Гумилев. Скажите, какое значение имело знакомство с ним в вашем решении заняться творческим исследованием данной темы?
Э.Д.: Мы с ним были знакомы с 1983 по 1992 год. Тогда еще не говорили о евразийстве, это только в течение последних 10-15 лет его жизни эта идея стала такой значимой и достаточно оформленной. А тогда, когда я с ним встретилась, меня просто поразило, как он говорил о степях, о тюрках, о народах Евразии, их взаимодействии, истории и истоках. В первый раз, в 1983 году, я попала на его лекцию о великом переселении народов. Я была потрясена его колоссальными знаниями, как будто перед нами человек такого масштаба, как Вернадский или Бартольд. Лев Николаевич вдохновенно водил указкой по карте мира, рассказывая о мельчайших подробностях жизни этих народов. Он из глубины своей души говорил об их поведении, мыслях, видел причинно-следственные связи их поступков. Я наблюдала за ним, и в какой-то момент у меня в подсознании возникло понимание того, что такое сокровенное знание этому человеку могло открыться только из любви к этим народам. Такое знание не может быть добыто из книг и монографий.
BW.KZ: То есть он вдохновил вас своим примером?
Э.Д.: Не только. Однажды, много лет спустя после этой лекции, когда в стране начался подъем национального самосознания, один из моих хороших знакомых, компетентный культуролог, сказал мне: «Эльза, ты вообще непонятно кто: ты не казашка, не татарка, не русская. Соответственно твое поведение непредсказуемо». И тогда я подумала: действительно, что же я собой представляю, кто я? Я ему сказала, что люблю всех, люблю казахский народ, я изучала историю Казахстана, выступала на маргулановских чтениях в Санкт-Петербурге. Я знаю этот предмет – посвятила ему всю жизнь, ну 25 лет точно. Благодаря маме изучала и татарский язык, и историю булгаров-татар, генеалогию по отцовской и материнской линии. Мои родственники, живые и мертвые, рассеяны по всей Евразии. Когда я пожаловалась Льву Николаевичу и спросила: «Кто я?», он ответил: «Ты – евразийка», - добавив при этом: «Я тоже евразиец». Он достал и показал мне свою генеалогию. Она есть в моем фильме «Я – евразиец». В ней указаны все семь поколений его предков. Его корни тоже повсюду. Он сказал: «Все мы евразийцы».
BW.KZ: Говорит ли это о том, что значение отдельно взятой нации в контексте евразийского народа утрачивает свое значение?
Э.Д.: Как раз наоборот. Вспоминаю высказывания некоторых геополитиков, призывающих называть всех граждан Казахстана единым словом – казахстанский народ. Я считаю это ошибкой. Каждый из нас должен сохранить свою самоидентификацию. Чем глубже мы знаем свою родословную, тем глубже корни, сохраняющие нас в различных испытаниях. А если утратить свое национальное самосознание, восприятие остального мира будет блокировано. Евразийские народы всегда сохраняли свою индивидуальность, свое особенное национальное самосознание, восприятие мира. Но, тем не менее, они всегда были комплиментарны друг другу, они взаимодействовали друг с другом. Лев Николаевич открыл эту комплиментарность, и она составила костяк евразийской идеи. Эта комплиментарность особенно мощно проявилась во время Великой Отечественной войны.
BW.KZ: В последнее время под воздействием идей глобализма утрачиваются многие национальные черты. Эта тенденция направлена на то, чтобы уровнять все народы.
Э.Д.: Наша неоднородность, наше разнообразие – это наш фундамент. В связи с нарастающими тенденциями европоцентризма Лев Николаевич всегда говорил: «Они – не мы, а мы – не они». Глобалисты утверждают, что все люди одинаковы, идентичны. Но если взять карту мира и на ней отметить разными цветами каждый народ в зависимости от его особенностей, традиций и прочих характеристик, то получится красивая разноцветная мозаика. Если воздействовать каким-либо образом на эту карту, мозаика устоит, разобьется только небольшая часть – именно благодаря такому разнообразию. А если карту мира покрыть одним цветом, сделав из нее монолит, и так же воздействовать на нее (например, ударом) – она разлетится вдребезги или покроется трещинами. Эту метафору всегда приводил Лев Николаевич.
BW.KZ: В чем, на ваш взгляд, отличие евразийских народов от прочих народов мира?
Э.Д.: Евразийство как идея незримо формировалось вместе с народами, населяющими Евразию за несколько тысячелетий. В фильме «Я – евразиец» евразийству была отведена тысяча лет, поскольку тысячу лет половцы взаимодействовали со славянами. Но однажды один российский академик выразил уверенность, что евразийству 8 тысяч лет, поясняя, что мы, люди, принадлежащие этому континенту, автохтонны, мы не пришельцы, как например, американцы. Нам всегда хватало своей огромной территории, на которой наши народы развивались и взаимодействовали. Я думаю, что нас спасет от идей глобализма наш многовековой иммунитет и наша комплиментарность. Будущее за Евразией, за нашим евразийским народом.
BW.KZ: Какие меры, на ваш взгляд, должен предпринять Казахстан в развитии идеи евразийства?
Э.Д.: Казахстан может стать центром евразийских народов. Для этого нам нужно создать Центр изучения тюркских языков. Количество этих языков около двадцати семи. Это огромное наследие, и, к сожалению, оно не разработано. Если бы мы создали этот центр, мы смогли бы объединить у себя все тюркоязычные народы. Можно было бы сделать фундаментальные открытия, найти глубинные уровни языка и смысла. И в изучении и становлении казахского языка это сыграло бы значительную роль, ведь сейчас мы изучаем лишь бытовой уровень казахского языка, а он, как стало очевидно, мало востребован. Взять, к примеру, язык жырау – такой невыразимый смысл, глубина, красота. Можно сделать большие открытия. Институт мировых языков тюркских народов создал бы прецедент, ситуацию прорыва в евразийской идее. Все силы и интеллектуальные ресурсы евразийских народов были бы задействованы в этом глобальном проекте.
BW.KZ: Как вы связываете идею евразийства в контексте новейшей современной истории Казахстана с именем Президента нашей страны, ведь он по праву считается глашатаем евразийства в нашей республике и в странах СНГ?
Э.Д.: Безусловно, наш Президент – пассионарный человек. Нельзя не отметить его решительность, целеустремленность, заслуги перед народом. Он - человек евразийского масштаба. Он продвигает евразийскую идею как хозяйственник, экономист, политик, геополитик. Я считаю, что с ним, так же, как и с Д. Кунаевым, нам повезло. Я надеюсь развить эту мысль в следующем фильме.
BW.KZ: Раз уж речь зашла о ваших творческих планах, не могли бы вы поделиться ими с нашими читателями?
Э.Д.: Надеюсь продолжить работу над фильмом «Континент Евразия-2», в котором попытаюсь раскрыть понятие «Народ». Народ, который был, который есть и который будет. То есть это не только мы, те, кто живет и дышит в настоящее время, это наши предки, мы сами и наши будущие потомки. «Народы – это мысли Бога», по выражению одного выдающегося ученого. Попробуем работать в этом контексте.