Подписка на почту  

  Свежие статьи на почту!

Впишите свой E-mail здесь! 

   

Страны  

   

75 -ЛЕТ ПОБЕДЫ  

Казахстанский русский культурный центр.

Праздничный концерт к 75 летию Победы над фашистской Германией.

   
 
 HotLog
   

   

Мы на Facebook  

   
   

Мы в Контакте  

   

Мы на Mail.ru  

   

Ф.М.Достоевский Автор: Портрет Василия Перова 11 ноября 2021 года исполнится 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского – великого русского писателя, мыслителя, философа.

Предлагаем вниманию читателей доклад Епископа Каскеленского Геннадия, Управляющего делами Казахстанского Митрополичьего округа, ректора Алматинской духовной семинарии, сделанный им на XX Филаретовских образовательных чтениях, прошедших 16 октября 2021 года в зале церковных собраний при Никольском соборе Алматы.

 


«Мы не можем пройти мимо этого всемирно-исторического юбилея – 200-летия со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. Пройти мимо Достоевского для православного человека – это отречься от собственной культуры. Но, к сожалению, многих православных людей что-то смущает в Достоевском.
Может быть, смущает его язык? Язык, конечно, у него особенный - импульсивный, нервный, надрывный. Человеку, склонному эмоционально воспринимать вещи окружающего мира, наверное, тяжело читать Достоевского. В XIX веке был такой писатель-народник Глеб Успенский, который говорил: «Когда я читаю Достоевского, у меня возникает ощущение, что вытягивается какая-то рука и берёт меня за горло». Глеб Успенский был очень впечатлительным, эмоциональным человеком, он закончил свою жизнь в сумасшедшем доме. Можно понять таких людей.
Но творчество Достоевского знать надо, ведь, что ни говори, но это самый читаемый российский писатель. Ни Толстой, ни Тургенев, никто другой не идут ни в какое сравнение с ним. Достоевского из русских писателей знают больше всего во всем мире. Все его романы, составляющие знаменитое пятикнижие, заново экранизированы в последние 10-15 лет: сняты сериалы по роману «Бесы», «Преступление и наказание», очень хороший сериал «Идиот» с Евгением Мироновым в главной роли. А его шедевр - рассказ «Кроткая» - насчитывает десятки постановок в провинциальных и столичных театрах. Конечно, Достоевского нужно читать, нужно знать, тем более что его многие цитируют, хотя, как правило, цитаты из Достоевского перевирают нещадно. Чего только стоит его фраза «Красота спасет мир», которую цитируют везде, вплоть до эротических конкурсов красоты. При этом искажают ее смысл. Под подлинной, спасающей мир «красотой» Достоевский понимал личность и влияние Самого Господа Иисуса Христа. Это тоже надо знать и одергивать собеседника, когда он не к месту лепит эту цитату.
1821 год был очень урожайным для русской литературы. 11 ноября в Москве родился Фёдор Михайлович, а 10 декабря - Николай Алексеевич Некрасов. Два великих русских литератора – главный романист русской литературы и второй после Пушкина русский поэт. Их связывали сложные отношения, но, в то же время, совершенно особые. В литературу Достоевского вывел именно Некрасов. Достоевский хоронил Некрасова и на похоронах сказал о том, что он второй поэт в России после Пушкина, на что молодежь закричала: «Нет, он выше, выше Пушкина!» Достоевский нервно обернулся и с раздражением произнес: «Он не выше», потом сделал паузу и продолжил: «Но и не ниже Пушкина». И в этом он, конечно, был прав. Сам Достоевский хотел лежать рядом с Некрасовым на Новодевичьем кладбище в Петербурге, но суровая игумения Новодевичьего монастыря заломила такую огромную цену за могилу, что родственникам пришлось отказаться от этой идеи. Они пошли договариваться к наместнику Александро-Невской Лавры, тот отослал их к митрополиту Исидору. Митрополит тоже не хотел хоронить Достоевского в Лавре, но в ситуацию вмешался всесильный Оберпрокурор Святейшего Синода К.С. Победоносцев. Он объяснил митрополиту, кто такой Достоевский, и писатель был похоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры. Его могила находится где-то в 150 метрах от мощей св. князя Александра Невского, и каждый может посетить его могилу, находясь в центре Санкт-Петербурга.
Достоевский и Некрасов во многом похожи. Похожим образом проходило их детство, и может быть, поэтому похоже их творчество. У Некрасова в творчестве тоже много надрывного, много смертей, гробов, страданий. На их творчество повлияли детские впечатления. Некрасов рос в деревеньке Грешнево недалеко от Ярославля. Через Грешнево проходила знаменитая Владимирская дорога, по которой пешком в кандалах водили заключенных. Зимой 1850 года в кандалах на повозке через Грешнево проехал и Фёдор Михайлович. А еще дом Некрасова стоял недалеко от берега Волги, и рядом с домом проходил сложный участок реки - так называемая Овсянниковская мель. В начале XIX века до изобретения пароходов баржи по Волге тянули бурлаки, и самый сложный участок пролегал недалеко от дома Некрасова. Бурлаки тянули эту лямку, надрываясь из последних сил, и этот их заунывный плач, напряжение всех сил произвело на Некрасова колоссальное впечатление, когда он еще ребенком увидел эту страшную картину. И написал стихотворение, которое знают все дети: «Выдь на Волгу, чей стон раздается?..».
У Достоевского были тоже очень яркие впечатления детства. Вообще он никакой не поляк, и не литовец, как пишут о нем некоторые. Он происходил из татарского рода. Еще во времена Дмитрия Донского некий татарский вельможа покрестился и приехал из Золотой орды на Русь, его потомками были князья Ртищевы, а прямым их потомком был Достоевский. Фамилия берет свое начало от названия имения Достоево в Пинской губернии, которое было подарено его предкам в XVII веке. Так что Достоевский был русский человек с татарскими корнями. У него тоже были тяжелые детские впечатления. Его отец был простым врачом в знаменитой Московской Божедомке – больнице для бедных, которая находилась в Марьиной роще. Бедные люди часто приходили туда с застарелыми язвами, ранами, и впечатлительный мальчик все это видел своими глазами. И еще одна история врезалась ему в память: он был влюблен в детстве в одну девочку - дочку повара, и эту девочку изнасиловал какой-то бродяга, маленький Фёдор видел ее окровавленное тело и очень сильно переживал потом всю жизнь. Отсюда его слог, стиль, темы, его литература.
И Некрасов, и Достоевский со временем переезжают в Петербург и их обоих направляют в главное техническое учебное заведение Российской империи – Военно-инженерную Академию. За 15 лет до Достоевского эту Академию окончил не кто иной, как святитель Игнатий (Брянчанинов). Располагалась она в Михайловском замке, потом благодаря учебному заведению замок стали называть Инженерным. Некрасова в Академию отправил отец, но он отказался туда поступать и пошел учиться в Университет. Достоевский поступил в Академию, даже окончил полный курс, и год после окончания работал по специальности как военный инженер в Петербурге. Он очень много читал и понимал, что военный мундир ему жмет, он ощущал в себе призвание литератора, но в отличие от Некрасова писать Достоевский начал относительно поздно. Некрасов в Петербурге переживал очень тяжелые времена: отец отказал ему в содержании, он голодал, замерзал в холодном Петербурге, но от призвания своего не отступился. В 19-20 лет он уже сочинял водевили, которые ставили на сцене Александриинского театра. А Достоевский как писатель состоялся в 24 года.
Его призвание как писателя произошло зимой 1845 года. Достоевский описал, как это произошло. На Выборгской стороне, на набережной он вдруг увидел, как весь город испарился, поднялся вверх, «искурился в темно-синем небе», по его собственным словам. И вместо города перед ним появился совершенно особый мир, где действовали его будущие литературные персонажи. Он во мгновение увидел от начала до конца сюжет своего первого романа «Бедные люди». Это было настоящим откровением, Божественным призванием, которое исполнилось в его жизни. Роман «Бедные люди» через своего сокурсника по Военно-инженерной Академии Григоровича он передал Некрасову, Некрасов отнес Белинскому, ведь Белинский тогда был властителем дум интеллигенции. Некрасов пришел к нему буквально с криком: «Новый Гоголь родился!» Недовольный Белинский ему ответил: «Что, у вас там Гоголи, как грибы, родятся?» Взял рукопись, прочитал, и тоже пришел в восторг, даже расплакался. Хотя всего через полтора года он будет поносить Достоевского, а Некрасов разочаруется в Достоевском из-за содержания его произведений. Но именно они Достоевского ввели в литературу в 1845 году.
Далее в жизни Фёдора Михайловича произошло важнейшее и роковое событие. Все вы знаете, что он отбывал каторгу в Омском остроге, потом служил солдатом в Семипалатинске. Что случилось? Он познакомился с незначительным чиновником Министерства иностранных дел Петрашевским. Знакомство произошло в одной из книжных лавок: Петрашевский подошел к нему, подкупил его хорошими словами в адрес его первого романа и пригласил на свою встречу. Два или три года проходили эти встречи Петрашевского в самом центре Петербурга на Покровском острове. Первоначально на этих встречах разбирались наивные утопичекие проекты французского социалиста Фурье, который предлагал строить общины - фаланги, где все могли бы совместно жить, наслаждаться жизнью и плодами своего труда. Петрашевский даже пытался для своих крестьян такую фалангу устроить - построил большой деревянный дом, куда стал заселять крестьян и учить их социализму. Крестьяне тут же сожгли этот дом со всем имуществом, которое там было. После этого Петрашевский по отношению к русским крестьянам не находил уже никаких других слов, кроме ругательных.
Эти кружки собирались каждую пятницу, в них вовлекались все новые люди. Новую жизнь этим кружкам принес Николай Спешнев, который приехал из Франции, где в 1848 году произошла очередная революция. И после этого кружок приобрел радикальное направление. Долгое время было непонятно, какую роль Достоевский играл в этом кружке, насколько радикальными были его взгляды в 1848-49 годах. Но уже в XX веке было обнаружено неотправленное письмо Аполлона Майкова 1884 года, в котором он, тоже посещавший кружок Петрашевского, рассказал о своих разговорах с Достоевским. В письме речь идет о том, что Достоевский предлагал ему создать подпольную типографию, чтобы наводнить Петербург революционными прокламациями. Сейчас в литературоведении вопросов нет: Достоевский стоял на достаточно радикальных революционных позициях, хотя веры православной он не терял. В вере он был воспитан дома, отец и мать были глубоко верующими людьми. Большую роль в воспитании его в православной вере сыграл и диакон близлежащей церкви. Я единственный раз в истории встретил, что уроки закона Божия, преподаваемые простым диаконом, на мальчика из дворянской образованной семьи произвели такое сильное впечатление. Какой великий талант нужно иметь, чтобы заинтересовать и воспитать в религиозной вере молодого человека из дворян!
Конечно, в революционном кружке нашелся провокатор - некий человек с итальянской фамилией Антонелли. Этот кружок взяли под наблюдение, причем полицейскую разработку этого кружка вел не кто иной, как приятель Александра Сергеевича Пушкина Иван Липранди, с которого Пушкин списал своего Сильвио – героя повести «Выстрел». Липранди был ответственным за арест всех членов этого кружка, причем, как потом стало известно, он сгустил краски перед императором и добился того, что практически всех членов кружка приговорили к расстрелу.
Этот расстрел был назначен на 22 декабря 1849 года. Это был роковой день в жизни Фёдора Михайловича, в романе «Идиот» он опишет свои чувства перед этим расстрелом. Это была, конечно, инсценировка, организованная на высшем уровне. Один из приговоренных потом сошел с ума. Их вывели в двадцатиградусный мороз на Семёновскую площадь, огласили приговор, в центре площади стояло три столба. Заключенных по трое должны были подводить к этим столбам и расстреливать. Пригласили священника, но никто из осужденных не стал исповедоваться, т.к. все члены кружка считали себя правыми. Это уже много лет спустя они все признают себя виноватыми, и Достоевский через много лет скажет: «да, мы были неправы, и государство поступило справедливо, оно защищало себя». Но тогда по молодости никто в содеянном не раскаивался. Первых трех человек подвели к этим столбам. Достоевский должен был идти на расстрел во второй партии. Зазвучала барабанная дробь, и… стала затягиваться. И когда она затянулась надолго, а команды к расстрелу не звучало, стали подозревать, что что-то идет не так. Под эту барабанную дробь на площадь прискакал адъютант Его Величества и объявил о великой милости государя, заменившего расстрел каторгой.
Готовясь к смерти, Достоевский бросает Спешневу фразу на французском языке: «Сейчас мы будем со Христом». Спешнев с усмешкой отвечает: «Горстью пепла мы сейчас будем». Показательный диалог атеиста Спешнева и верующего Достоевского. Даже в тот момент Достоевский воспринимал свою смерть как восхождение на Голгофу, как он потом об этом напишет. Он думал, что приносит себя в жертву за будущую свободу народов и христианства в России. Но казнь не состоялась, и Достоевского отправляют в кандалах в Омск. В Омске на каторге он проведет 4 года. Это событие стало поворотным в его жизни. Чем для Пушкина была ссылка в Михайловское, тем для Достоевского стала Омская каторга.
В Омске созревает главная идея всего творчества Достоевского – это Господь Иисус Христос. Нет другого писателя в мировой литературе, который был бы настолько христоцентричен. В Тобольске перед отправкой в Омск происходит судьбоносная встреча с одной из жен декабристов Натальей Фонвизиной, которая дарит Достоевскому Евангелие. Это Евангелие он сохранит на всю жизнь: он будет его хранить под подушкой на каторге, с ним в руках он умрет в Петербургской квартире. Недавно вышла книга митрополита Иллариона (Алфеева) «Евангелие Достоевского», название которой имеет двойной смысл – с одной стороны речь идет об этой книге, которую он хранил всю жизнь, с другой стороны, митрополит пишет о том, что все творчество Достоевского – это благая весть о Христе. Невозможно с этим не согласиться.
Свое творческое кредо писатель выражает в письме Н.Д. Фонвизиной, в котором говорит о том, что для него идеал – это Христос, и нет никого в мире прекраснее, глубже, разумнее, симпатичнее, мужественнее и совершеннее Иисуса Христа. «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, - пишет Достоевский, - и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной». Вот это его вера.
Любопытно, что к такой христоцентричной вере Достоевского привёл опыт страданий на каторге. Но не сравнить, конечно, эти страдания с тем, что испытали люди в ленинско-сталинские времена. Даже если читаешь рассказ Достоевского об аресте и содержании в Петропавловской крепости, то в нем можно много встретить хороших слов в адрес тех, кто был по сути его мучителями. Он находит хорошие слова в адрес коменданта Петропавловской крепости Набокова, который из своих денег покупал заключенным все необходимое, заботился о них. Самые хорошие слова звучат по отношению к офицеру Прокофьеву, который сопровождал его из Петербурга в Омск, или начальнику Омского острога Де Греве. Замечательные люди часто трудились в системе исполнения наказаний в царское время.
Очень тяжело было Достоевскому привыкать к каторге. «Не человек, а зверь с тобой рядом стоит», - писал он об одном бандите-рецидивисте. На каторге ему было все чуждо, заключенные его не любили. «Вы – дворяне, железные носы, нас заклевали», - говорили они. Но постепенно для Достоевского начинает проясняться образ русского человека, он видит, что даже опустившиеся люди на каторге сохраняют какое-то христианское начало. Замечательный эпизод происходит на каторге, когда к нему подходит женщина с 10-летней девочкой, и девочка протягивает ему копеечку: «Вот, несчастный, возьми Христа ради». Он научился видеть в заключенных Христа, и после этого можно было уже увидеть Христа везде. Эта христоцентричность прослеживается во всех произведениях Достоевского.
Достоевский - автор великого пятикнижия. В 1866 году написан роман «Преступление и наказание», в 1868 году – «Идиот», в 1871-72 годах написаны «Бесы», в 1875 году – «Подросток» и в 1880 году – «Братья Карамазовы». В феврале 1881 года Достоевский умирает. Кратко напомню основные идеи этих великих романов.
Какая самая главная мысль «Преступления и наказания»? Не сводится человек к влиянию внешней среды. Раскольников – студент, который оторвался от родной почвы (философию Достоевского будут назвать почвеннической, она отличается от славянофильства), и как только он оторвался от почвы, им завладевает идея. Власть идеи над человеком - это важнейшая тема романа Достоевского. Какая идея завладевает Раскольниковым? Он хочет стать сверхчеловеком, чтобы потом совершать великие дела. Для этого он должен убить старуху. Но выясняется, что человек не исчерпывается теми идеями, которые он продумывает в уме. Достоевский впервые, задолго до Фрейда, вскрывает работу «внутреннего человека», человеческого подсознания. Раскольников на протяжении многих месяцев расчислил свое поведение, встал на этот путь, сделал первые шаги, но ничего не получается. Некая внутренняя сущность не дает ему поступать так, как он задумал. Он переживает трагический разрыв между всем миром и им самим, и это внутреннее побуждение - безотчетное, неосознанное - ведет его к покаянию.
Достоевского даже современники называли пророком и апостолом. Когда роман «Преступление и наказание» был написан, отправлен для напечатания в Москву, и пока рукопись туда ехала, в Москве произошло убийство, буквально такое же, какое описал Достоевский в своем романе: некий студент убивает ростовщика Попова и его прислужника. Образованная публика была просто в ужасе, когда через несколько месяцев вышел роман, и они стали сравнивать то, что написано в романе с полицейскими сводками. Оказалось, что Достоевский просто предсказал это убийство.
Роман «Бесы» наиболее сложный для чтения, он обличает революционную стихию, которая охватывала страну. Для меня лучшим аргументом того, что надо читать Достоевского, является отношение Ленина к нему. Ленин просто бесновался, когда речь шла о Достоевском, он кидал его книги об стену. Эпиграфом к роману является цитата из Евангелия об исцелении бесноватого Христом. Бесы – это вся Россия и, к сожалению, эти пророчества сбылись. У каждого из героев романа свое мировоззрение, многие из них литераторы, которые что-то пишут. Есть такой персонаж – Шигалёв, он исписал мелким почерком целую тетрадку, в которой излагает свое видение будущего России. И через него Достоевский произносит пророчество – из великой свободы человечество придет к великой тирании. Лозунг всех революций «Свобода, равенство, братство» появился в начале французской революции. Но почему-то никто не видел противоречия между этими понятиями. Как свобода и равенство могут сочетаться? Это ложь всякой революции. Только в XX веке на это обратили внимание. Свобода дает возможность из безликой серой массы выделиться наиболее выдающимся, и они очень быстро начинают расти и возвышаться над остальными людьми. Если есть свобода, никакое братство невозможно. Достоевский делает предсказание, особенно в «Дневнике писателя» 1877-78 года, что провозглашенная свобода приведет к режиму невиданной деспотии, невиданного шпионства, что и произошло в 20-30-е годы XX века.
Если Раскольников одержим идеей сверхчеловека, то подросток в четвертом романе одержим идеей обогащения, идеей Ротшильда. И опять - одно дело, о чем герой размышляет, и другое дело - его внутренние побуждения, которые противоречат ходу его мыслей.
И, наконец, роман «Братья Карамазовы». Всеобщее мнение, что это - главный роман Достоевского и вообще русской литературы. Может быть, это самая сильная книга вообще всей мировой цивилизации. Большое количество западных специалистов считали, что знаменитая глава о Великом Инквизиторе – это лучшее, что написано в литературе. Этот роман тоже пророческий. Что такое «карамазовщина»? Это состояние России, откуда уходят вера, традиционные корни и начинается борьба всех против всех. Даже в отдельно взятой семье люди воспринимают других, как подножие и пьедестал для самого себя. Во всем городе и обществе российском воцаряется прямо противоположное христианской жизни. Если Христос жертвует собой, то люди, потерявшие веру во Христа, других приносят в жертву себе. Легенда о Великом Инквизиторе - это последнее пророчество, имеющее всемирно-историческое значение, оно о будущем тоталитарном обществе, когда человек с легкостью отдает свою свободу ради земных благ, подчиняясь антихристовой безбожной власти.
Вот кратко о творчестве нашего великого христианского писателя.

 

Добавить комментарий

Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев.


Защитный код
Обновить

   
   

Портал «Туркестанская Голгофа»  

Попечительством епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила создан портал

«Туркестанская Голгофа».

ПОДРОБНЕЕ 

 

   

РОССОТРУДНИЧЕСТВО В КАЗАХСТАНЕ  

Мы открыли свой ютюб-канал. Смотрите нас, подписывайтесь на нас! Мы рядом! Мы вместе!

 НАЖМИТЕ СЮДА, ЧТОБЫ ПЕРЕЙДИТЕ НА КАНАЛ 

ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ПИШИТЕ НА

E-mail: rs_almaty@mail.ru

   

Последние комментарии

Знакомство и общение православных христиан Республики Казахстан"

 

   
© spgk.kz © 2011-2012 Союз Православных Граждан Казахстана. Официальный сайт Общественного Объединения "Союз Православных Граждан" РК. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!. Мнение авторов не всегда совпадают, с мнением редакции сайта. Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев (подробнее...). Редактор сайта Константин Бялыницкий-Бируля. Адрес для писем в редакцию сайта E-mail:spgk@spgk.kz