Подписка на почту  

  Свежие статьи на почту!

Впишите свой E-mail здесь! 

   

Страны  

   

75 -ЛЕТ ПОБЕДЫ  

Казахстанский русский культурный центр.

Праздничный концерт к 75 летию Победы над фашистской Германией.

   
 
 HotLog
   

   

Мы на Facebook  

   
   

Мы в Контакте  

   

Мы на Mail.ru  

   

РАЗГОВОР С ПРОТОИЕРЕЕМ ЕВГЕНИЕМ ИВАНОВЫМ

Добрый день, отец Евгений. Давайте сегодня поговорим о таком явлении нашей жизни, как духовный кризис. 
Признаюсь честно, раньше я думала, что духовных кризис — это удел людей монашествующих.

 Но позже поняла, что и миряне очень часто стоят перед выбором: уйти из Церкви или остаться? Как Вы думаете, почему православный человек попадает в подобную ситуацию?

Тема актуальная, злободневная. Духовный кризис – явление свойственное каждому мыслящему человеку независимо от его вероисповедания и положения внутри религиозной общины. Он может наступить у глубоко верующего и у атеиста, у аскета и у простого человека, обывателя. Кризис в данном случае – это внутреннее переживание утраты мировоззренческой основы, смысла в бытии. Происходит нарушение процесса духовного поиска или возникает некая пауза, провал в духовной жизни.

На пустом месте кризисы духовные не наступают, всегда им предшествует какая-то внутренняя работа, «умное делание». Но всегда они свидетельствуют о какой-то глубинной ошибке в этом делании, а может и в выборе пути.

Немного про выбор пути. Если уж мы начали разговор с монашества, то одним из поводов к возникновению критической ситуации в жизни монаха может стать неверный изначальный выбор. Человек принял постриг не вполне осознанно, не взвесив предварительно все «за» и «против», а может, неправильно восприняв саму идею ангелоподобного жития. Понятно, что по прошествии времени наступит разочарование, нежелание так дальше жить, будут предприняты попытки изменить ситуацию. Такая же картина может возникнуть и в семейной жизни. И надо сказать, часто возникает. Всем разводам и ссорам внутри семьи обязательно предшествует духовный кризис. Эта же ситуация порой возникает у некоторых священнослужителей, которые шли на служение Богу и людям, не принимая во внимание тяжести пастырского креста, не расставшись с привычками юности, имея порой значительные пробелы в образовании как духовном, так и светском. Поэтому главным предупреждением духовных кризисов является правильный выбор жизненного пути.

Теперь немного об ошибках в духовном делании. Они, конечно, не приводят моментально к критическим состояниям, но их всегда много и они, увы, у большинства из нас постоянны.

Одна из главных ошибок – создание в уме, в сознании некоего «мира», который отличается не только субъективностью, но порой и иллюзорностью, и мифичностью. Человек, переступая через церковный порог, заранее придумывает для себя образы, идеалы. Например, что в приходской общине его с радостью встретят, и все сразу начнут любить, уважать, ценить. Он упрямо ждет именно этого и ничего другого. Но, увы, реальность совсем иная.

Разочаровавшись в своих собственных представлениях о Церкви, о священниках, о монахах, о церковнослужителях такой человек уходит. Зачастую этот уход сопровождается «хлопаньем дверью» - громкими высказываниями перед родными, знакомыми, а порой и незнакомыми людьми (в интернете, к примеру) о том, что «всё в Церкви плохо, священники – лицемеры, прихожане – мракобесы, уборщицы и сторожа - хамы». Случился самый настоящий духовный кризис, сопровождающийся разочарованиями и горькими обидами. Такие трагедии случаются, как правило, у людей в самом начале церковной жизни. Премудрый Соломон сказал: «Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли» (Притчи 17:24).

Мудрость в том, чтобы не мечтать, не выдумывать, не жить миром иллюзий и фантазий, а адекватно воспринимать реальность. Как-то давно услышал такую фразу: «Чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться».

Еще одна ошибка – неверное представление о самом себе, неправильная оценка своих интеллектуальных и духовных способностей. Представьте такую картину. Человек стал думать о себе, что он талантливый художник. Его старательно в этом поддерживает кружок почитателей из близких и родных. И однажды, у этого «гения кисти» отказываются взять на выставку его полотна, ему рекомендуют подучиться, а еще лучше сменить род занятий. У «одаренного» художника начинается самый что ни на есть кризис. Так и в духовной жизни. Размечтался человек о себе, что он постник, молитвенник, подвижник, и готово, прямой путь либо к прелести (так называют отцы Церкви глубокий духовный самообман), либо к кризису, девизом которого станут слова «ничего у меня не получается, а значит и не получится, а значит больше ничего этого мне не надо».

Бывают и немного другие мечты. Например, человек считает, что из него получится (или он уже) прекрасный регент хора, молодежный лидер или координатор социальной работы. И, не дай Бог, ему помешают в самореализации и предложат иной вид деятельности. Все, уйдет! В лучшем случае на другой приход, в другую епархию. И вот здесь важно остановиться, подумать: «а может, и в правду не очень я умею делать то, что мне хочется». «Мудрость разумного — знание пути своего» (Притчи 14:8).

Быль. Была на одном приходе повар, хороший специалист и человек добрый. Работала долго, несколько десятков лет. Пришла старость. Глаза не те, руки не те, сил нет. Как результат – качество питания в трапезной приходской, мягко говоря, ухудшилось резко. Но вот беда, не уходит, не увольняется. Не потому, кстати, что пенсия маленькая. Нет, она сама себя продолжала считать великой поварихой всея Руси, а все претензии к приготовленной пище объявлялись провокациями со стороны врагов Православия и привередливостью заевшейся молодежи. Ей в этом «подпевали» ее подруги. Не объяснишь, не докажешь. Как нетрудно догадаться закончилась эта история кризисами духовными – для уволенной, в конце концов, пожилой поварихи и ее правдолюбивых подруг, которые «остро разочаровались в новом настоятеле, не уважающем старое поколение».

К чему этот рассказ? Поясняю. Иногда надо найти в себе силы признать неправоту, сменить род занятий, уступить. Скажу еще одно нужное слово – смириться. Тогда кризиса не будет.

Существует ряд еще более тонких ошибок. К сожалению, в рамках этого рассказа подробно и обо всех поговорить не получится.
К таким относится неверное представление о Боге. Порой сталкиваюсь со следующим явлением. Приходит человек побеседовать, жалуется, что Бог его не слышит. Начинаем анализировать его духовную жизнь. И выясняется, что все то, во что он верит, лишь отдаленно напоминает Христианство.

Потому его Бог не слышит, что не к Богу он все эти годы взывал, а к созданному в собственных мыслях идолу. Человеку может казаться, что он общается с Творцом, с ангелами и святыми, а он всего лишь разговаривает сам с собой. Такая жизнь, конечно, приведет к кризису. При этом такой несчастный, разочаровавшийся человек будет считать, что это Христианство Православное его духовные нужды не может удовлетворить, что это Церковь не смогла дать ему спасение. А на самом деле просто настоящим христианином он так не смог стать. В храм ходил, в таинствах участвовал, но все это пронизано было нехристианским отношением, самым настоящим язычеством.

Психологи утверждают, что без кризисов просто не может сформироваться личность ребенка. Значит ли это, что и православный человек обязательно должен пережить несколько этапов «взросления», за каждым из которых следует это переходное состояние?

Взрослеть надо, но вот лучше без кризисов. Кризисы в жизни христианина явление в принципе ненормальное, говорящее об ошибках: гордыне, лени, поспешности, отсутствии терпения и духовного рассуждения, привязанности к собственным иллюзиям.

Увы, «нет человека, который не согрешил бы» (2 книга Паралипоменон 6:36). Но побежденный, преодоленный грех делает человека сильнее, крепче. В этом отношении из критических духовных ситуаций можно и нужно извлекать немалую пользу. Более того, как сказали древние мудрецы: «Там где стоят кающиеся грешники, праведник не устоит». Добродетель, испытанная горнилом искушений и соблазнов, превосходит во многое множество раз добродетель естественную, природную. Один из самых важных уроков, который может получить осознавший свое падение грешник – это урок смирения, «знание пути своего» (Притчи 14:8).

В идеале, в духовной жизни все должно идти не рывками, а постепенно. Получается не часто и не у всех. Для каждого верующего переходные этапы, а точнее подъем на ступеньку – это разрыв с греховным прошлым и встреча с Богом в таинствах Исповеди и Причащения. Отцы и учителя Церкви говорят о том, что каждый день для христианина – это первый и последний, единственный. Есть такой художественный фильм «День сурка». В этом внешне комичном фильме представлена жуткая ситуация, когда человек просыпается в одном и том же дне, возвращается в одно и то же календарное число. И вырваться из этого состояния ему удается лишь тогда, когда день этот он проживает полноценно, по-человечески с утра и до вечера. В восприятии каждого дня как чего-то цельного, законченного, содержится одно из лекарств от духовных потрясений.

Много написано и сказано на тему подросткового кризиса. Когда молодой человек или девушка из православной семьи вдруг начинают бунтовать против устоев и отказываются ходить в храм и причащаться. Как помочь такому подростку пережить этот непростой период?

Первый совет: не проявлять занудства, не устраивать сцен со слезами и воздеванием рук, не заставлять, не настаивать на своем. Реакция будет обратной. Попытки принудить подростка к посещению храма вызовут агрессию с его стороны. Даже маленьких детей принуждать к чему-либо надо предельно аккуратно, тем более 10-13 летних хулиганов, считающих себя взрослыми и мудрыми.

Второй совет: обратите внимание на себя. Ребенок воспитывается не словами, а примером. Если сын или дочь не видят по-настоящему глубокой веры у родителей, то интерес к вере не появится. От людей мы любим требовать то, чего сами еще не умеем. Наблюдение: стоит в храме мама, рядом с ней сын лет 4-х или 5-и. Ребенок время от времени начинает шуметь, вертеться. Мама его призывает к спокойствию, ругая и шлепая по попе. И через минуту начинает сама о чем-то интенсивно перешептываться с соседкой по подсвечнику, далее разговор сменяется копошением в сумке, и совершенно несвоевременным перемещением по храму. Поверьте, ребенок хоть и маленький, но не глупый. Все шикания и шлепки потеряли для него всякую воспитательную пользу, как только он увидел, что его мама – главный для ребенка человек в мире – сама шумит, шуршит и бегает.

Религиозный кризис у подростка может случаться и от духовного «перекармливания». Нельзя в детском возрасте требовать от сына или дочери монашеских подвигов и свершений, как у египетских отцов-пустынников IV века. Дети не смогут быть «святее» родителей. В них, как в зеркале, да еще и с увеличением, проявляются грехи и страсти мам и пап. Мы иногда можем возмутиться или напротив, улыбнуться тому, с каким упорством иные родители заставляют свое чадо учиться играть на скрипке, фортепиано, иных инструментах. Почему они так делают? Явно не из-за любви к классической музыке (не хочу никого обидеть). Просто им хочется дать ребенку то, что они не имеют или чтобы их дитё стало в чем-то лучше и успешнее, чем соседские мальчишки и девчонки. Так и в духовной жизни случается: родители, сами еще не стойкие в вере, неподкованные в азах Закона Божия, стремятся сделать своих детей «правилом веры и образом кротости» чтобы самих себя оправдать, восполнить или «чтоб не хуже чем у других».

Совет еще. Камней подводных много, а поэтому не надо стесняться по каждому конкретному случаю советоваться со священником. И, конечно же, молиться много и упорно за своих детей.

Давайте теперь поговорим о ситуации, когда кризис постигает человека зрелого, казалось бы, твердо стоящего на своих убеждениях. Как и почему вдруг на 30-летнюю жену и мать или отца семейства нападает хандра, уныние и разочарование? Как помочь человеку выбраться из этой пропасти? И можно ли чем-то помочь?

О причинах мы в целом уже поговорили. Необходимо внимательно вести свою духовную жизнь. Хандра, уныние, разочарование – все это признаки оскудения веры, маловерия. Человек продолжает верить в Бога, вроде бы, как и раньше. Но вот доверия Божественному Промыслу нет, отсутствует вера в то, что Бог – любит и забоится о тебе. Само ощущение божественного из жизни исчезает. Когда наступают такие минуты (часы, дни) надо говорить об этом с Самим Богом. Просить одного из главнейших даров в жизни – дара веры. Помните, как в ответ на вопрос о вере отец тяжело больного, бесноватого отрока воскликнул: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Св. Евангелие от Марка 9:24). Веры у него не было, а для исцеления требовалась его вера. Вот он и возопил о своей трагедии: «Помоги моему неверию! Исцели от маловерия!». Так и в минуты охлаждения, уныния надо вопить к Небесам. А можно не постесняться и попросить других помолиться – знакомых священников, благочестивых христиан. Нищих, подавая им копейку, также можно попросить помолиться.

Бывает такое: люди любят друг друга, жизни друг без друга не представляют. И тут наступает разлука, кто-нибудь из них переезжает в другую страну. Постепенно острота ощущений исчезает, горячие письма и долгие телефонные разговоры уступают место паре-тройке праздничных открыток и небольшим смс сообщениям. От былых «пожаров любви неземной» не остается и следа. Так и в вере: если не обновлять отношения с Богом, перестать молиться или не стараться в молитве, рано или поздно образ Бога будет в уме, в сердце, в памяти стираться. Разрыв с Богом может произойти от грехов, которые в нашей традиции называются «смертными», а чаще человека заедают (медленно, но верно) грехи «бытовые», такие как осуждение, болтливость. Второе средство от хандры – регулярная (не говорю частая, а регулярная) исповедь, к которой надо готовиться не только вспоминая грехи, но больше молясь о восстановлении отношений с Создателем, о примирении.

Общие советы бывают опасны. Симптомы то одни и те же, а вот причины разные. Тут самое главное установить причину. Бывает «камень на сердце» от нераскаянного греха, тщательно скрываемого от самих себя и от священника на исповеди. Бывает и от загнанной внутрь обиды. От недостойного причащения Святых Христовых Таин. Надо с Божией помощью, доискиваться всегда до настоящей причины. 

Отец Евгений, ни для кого не секрет, что нередко причиной духовного кризиса или даже ухода из Церкви становятся какие-то действия священников: резкое слово, необдуманный поступок. Особенно сильно это бьет по новоначальным, только переступившим порог храма людям. Как помочь человеку вернуться в Церковь, где, как он считает, его незаслуженно обидели?

Пытаюсь с «жертвами священнического произвола» говорить языком сравнений. Например, человек пришел в больницу и врач не смог ему помочь, а может еще и навредил неправильным лечением. Что же теперь, от медицины вообще отказаться и всех врачей записать в ранг «убийц в белых халатах»? Нет, мы так не делаем, а продолжаем надеяться на медицину и верить в то, что специалисты хорошие существуют, и надо их искать.

Увы, не все в Церкви хорошие «специалисты», священно и церковно-служители к нам не с Луны и Марса прилетают, они из того же самого общества выходят, и несут зачастую отпечаток среды. Это тоже надо принимать всегда во внимание.

Будем честными, период, когда Православие было для людей экзотикой, давно в прошлом. Об ошибках, и порой некрасивом поведении пастырей все слышали, а поэтому необходимо, никого нарочито не подозревая и не осуждая, принимать во внимание «человеческий фактор» в жизни церковной общины. Заранее быть готовым и к невнимательному отношению, и к равнодушию, к ошибкам со стороны пастырей. Много раз современные церковные проповедники произносили слова о том, что наша Церковь – это собрание не святых и праведных, а духовно нездоровых людей, проходящих курс лечения.

Современный человек очень требователен к окружающим, порой нервозно требователен. Так вот, переступая порог храма, не надо требовать немедленно и по полной программе удовлетворить, как говорили в советские годы, духовные потребности. Входя в храм и приходя в Церкви неплохо чуть-чуть смириться, позабыть о собственной уникальности, значимости, величии и т.п.

А есть еще один духовный закон, о котором мы зачастую забываем: просто так Небеса человека не наказывают, все происходит по принципу «мера за меру». Если кто-то с нами грубо общается, и совсем неважно кто этот человек, значит – это дано нам за грехи, нам возвращается (иногда с процентами) наша грубость, хамство и т.п. Порой возврат долгов может начаться спустя много-много лет.

Еще один маленький совет: давайте учиться видеть в этом мире всемогущую Десницу Всевышнего. Бог говорит с нами на языке событий, происшествий, встреч и расставаний, зачастую отвечает нам на наши вопросы через знакомых и совсем не знакомых людей, показывает нам в окружающих, как в зеркале наши недостатки и страсти.

Беседовала Мезенцева Татьяна.

 

PRITVOR.KZ

Добавить комментарий

Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев.


Защитный код
Обновить

   
   

Портал «Туркестанская Голгофа»  

Попечительством епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила создан портал

«Туркестанская Голгофа».

ПОДРОБНЕЕ 

 

   

РОССОТРУДНИЧЕСТВО В КАЗАХСТАНЕ  

Мы открыли свой ютюб-канал. Смотрите нас, подписывайтесь на нас! Мы рядом! Мы вместе!

 НАЖМИТЕ СЮДА, ЧТОБЫ ПЕРЕЙДИТЕ НА КАНАЛ 

ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ПИШИТЕ НА

E-mail: rs_almaty@mail.ru

   

Последние комментарии

Знакомство и общение православных христиан Республики Казахстан"

 

   
© spgk.kz © 2011-2012 Союз Православных Граждан Казахстана. Официальный сайт Общественного Объединения "Союз Православных Граждан" РК. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!. Мнение авторов не всегда совпадают, с мнением редакции сайта. Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев (подробнее...). Редактор сайта Константин Бялыницкий-Бируля. Адрес для писем в редакцию сайта E-mail:spgk@spgk.kz