Политолог-международник Юрий Косов о двойных стандартах в политике США …
Как сообщалось, президент США Барак Обама встретился с Арсением Яценюком, избранным киевской хунтой премьер-министром Украины. Глава Белого дома заверил гостя в том, что Вашингтон готов оказать Киеву всемерную поддержку в обеспечении суверенитета и территориальной целостности Украины.
Кроме того, 13 марта Президент России Владимир Путин провёл в Сочи оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности, сообщает сайт Кремля.
Участники совещания, в частности, обсудили взаимодействие Российской Федерации со странами Центральной Америки и Карибского бассейна, а также ситуацию на Украине.
В совещании приняли участие председатель Правительства Дмитрий Медведев, руководитель Администрации Президента Сергей Иванов, председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев, министр внутренних дел Владимир Колокольцев, министр обороны Сергей Шойгу, министр иностранных дел Сергей Лавров, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников, директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков, заместитель секретаря Совета Безопасности Рашид Нургалиев, и постоянный член Совета Безопасности Борис Грызлов.
Перед началом заседания Президент РФ сказал: «У нас с вами сегодня один плановый вопрос и один вне плана. Первый плановый – это развитие отношений Российской Федерации со странами Центральной Америки и Карибского бассейна. А второй – разумеется, мы не можем обойти вниманием те события, которые складываются вокруг Украины, Крыма и всего, что касается этой непростой проблемы, которая возникла, хочу это подчеркнуть, не по нашей вине. Этот кризис возник, и мы вовлечены так или иначе в него. Хочу отметить, что это, прежде всего, внутриукраинский кризис. К сожалению, мы все понимаем, что мы оказались так или иначе вовлечёнными в эти события. Давайте подумаем вместе на тему, как нам строить отношения с нашими партнёрами и друзьями в Украине и с другими нашими партнёрами в Европе и в Соединённых Штатах».
Сложную международную обстановку прокомментировал в интервью «Русской народной линии» политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов.
Я думаю, что американцы не вели битву за Крым, он им по большому счету не нужен. Будет он в составе Украины, не будет он в составе Украины, я думаю, если их это и волнует, то это задача для них не первого ряда, потому что, действительно, и в нормах международного права записано – в статье 2 Устава ООН о праве народа на самоопределение, и был прецедент с Косово, который нам всем хорошо известен, там даже референдума не проводили, проголосовали тоже в местном нелегитимно образованном парламенте, и этого достаточно было. Шотландцы объявляют о референдуме о самоопределении, пользуясь всеми этими нормами, и никто шотландцев никак не третирует, не клеймит, никто им не обещает какие-то последствия, если шотландцы оторвут северную часть острова от Соединенного Королевства – им никто ничем не грозит.
Здесь давняя тактика воздействия Соединенных Штатов на Россию – историческая память, все-таки холодная война, которую Советский Союз вел против Соединенных Штатов, напугала американскую политическую элиту. Потому что, как сейчас в своих воспоминаниях пишут государственные деятели высокого уровня того периода, когда американская армия с позором бежала из Вьетнама, там зрелище было не очень приятное – эвакуировались с крыши посольства последние дипломаты, в город уже ворвались вьетнамские войска. Это, в общем-то напугало, и американцы даже считали, что тогда они стали проигрывать в холодной войне и предприняли все усилия, чтобы переломить ситуацию в свою сторону.
Поэтому, мне кажется, что Обама, хоть и не участвовал в холодной войне, а был тогда, скорее всего, студентом, но историческая память в американской политической элите осталась. И хотя она и говорит, что холодная война закончилась, но мышление такое осталось – они делят всех на своих и чужих. Великобритания и Шотландия – свои, им можно самоопределяться, можно проводить референдумы, албанцы в Косово – тоже свои, сербы – чужие, россияне тоже чужие, им нельзя того, что можно шотландцам, каталонцам. Это стереотипы холодной войны, ну и, с другой стороны, поднимающаяся Россия, возникающий центр силы, и политический, и экономический. Любой центр силы уменьшает влияние Соединенных Штатов и Запада в целом. Такая тенденция воздействовать на Россию существует, и даже Горбачев как-то сказал, что так и есть. Американцы придерживают Россию – это еще в 1999 году сказано было – и началось сильное давление на нас, чтобы сдержать экономическое развитие и рост политического влияния России. Это сейчас и проявляется: ситуация складывается таким образом, что Запад имеет все меньше и меньше рычагов влияния на Россию.
Финансово Россия независима до определенной степени, по крайней мере, кредитов не берет. В экономическом плане Россия достаточно серьезно за последние годы поднялась, и какие-то рычаги влияния за последние лет 10-15 утрачены. Какие могут быть рычаги влияния? Создание кризисных зон вокруг России, конфликтных зон. Когда в 2008 году возник конфликт на Кавказе, то Соединенные Штаты и Евросоюз сразу начали предлагать свое посредничество. Они говорили о конфликте между Россией и Грузией, хотя Россия заявляла, что есть конфликт между Грузией и Абхазией и Южной Осетией, но никак не Россией, и ей не хочется в этот конфликт влезать. Сейчас организуется конфликт между Россией и Украиной, и, как мы видим, еще недавно Украина рассматривала вопрос о вступлении в Евразийский союз или ассоциацию с ним, а сейчас, благодаря действиям западных политтехнологов, возникла конфликтная ситуация между Россией и Украиной. И вот мы наблюдаем министров, которые сидят, как ученики, сложив ручки, в овальном кабинете Белого дома, слушают строгого учителя, все готовы выполнить. Американцы считают, что такое посредничество между горе-руководителями Украины и российским руководством может быть рычагом влияния на Россию. Потому что, действительно, ситуация очень сложная, а до Москвы от Украины примерно 400 км. Цель США - создание такой конфликтной зоны, а эта ситуация в определенной мере будет зависеть от американцев, поскольку здесь используется фактор давления на Россию, как фактор управления ею.
Параллельно решается вторая задача – сокращение зоны влияния Российской Федерации, сокращение ее политического, геополитического и экономического влияния.
Я думаю, на этом ситуация не успокоится. Некоторые страны, которые граничат с Россией, являются родственными, дружественными России, поэтому и этим странам, и их руководству, и Российской Федерации надо быть очень внимательными, так как соответствующие структуры и умы думают над тем, как учесть украинский опыт. Мне кажется, это основная задача.
Проблема не в Крыме, потому что с юридической точки зрения Крым достаточно правомерно решает свои вопросы. Россия готова идти на переговоры по Крыму, готова какие-то компромиссы достигать, но, решая проблемы населения, которые возникли в результате нынешнего киевского режима. Россия ведет себя достаточно корректно, готова обсуждать с Западом все вопросы. Цель Запада - создание зоны напряженности, сокращение зоны влияния России как растущего центра силы. Сегодня между странами идет серьезная конкуренция, и как мы видим, в этой конкурентной борьбе используются все методы. Но, с другой стороны, сейчас наблюдается уменьшение экономического влияния Запада, и военной составляющей. Если в годы холодной войны в некоторых конфликтах был вовлечен весь мир, вспомним хотя бы конфликт вокруг Афганистана – ни один регион не промолчал, высказался по этому конфликту не в нашу пользу, то сейчас мы видим, что конфликт приобрел ось «Россия – страны Запада».
Я не слышу голоса Японии, может быть, я не так наблюдаю, но, по-моему, она не рвется в этот конфликт. Остальные регионы – Китай, Индия, Латинская Америка, Африка – достаточно сдержаны, они видят, что это не их конфликт. Позиция Китая исходит из его внешней стратегии. Его задача – сосредоточиться на решении своих внутренних проблем. Он главный торговый партнер Соединенных Штатов, поэтому он, с одной стороны, не хочет обострять ситуацию, не связанную с его непосредственными интересами, а, с другой стороны, это говорит о том, что союз с Китаем тоже, в общем-то, имеет определенные границы. Хотя высказался по этому вопросу посол Китая в Германии, и высказался достаточно четко в поддержку России, а это добрый знак, т.к. зная строгую дисциплину китайских дипломатов, можно предположить, что его заявление было согласовано с руководством.
Весь мир держится достаточно отстраненно, потому что никто не хочет ссориться с западной группировкой стран, поскольку влияние их, надо признавать, достаточно велико. Но, с другой стороны, никто не видит в этом вопиющего нарушения международного права, какого-то беспредела, того, как это пытается подать Обама и за что, с его точки зрения, Россию надо строго наказывать. Эти строгие наказания, о которых они говорят, унижают наше национальное достоинство, а, во-вторых, это не наказание, а какое-то противоправное деяние, это метод конкурентной борьбы, которая называется недобросовестной конкуренцией. Все это тоже заставляет задуматься. Запад еще 10-20 лет назад имел мощную экономику, мощную мягкую силу, выигрывал конкуренцию в правовом поле, в экономическом соревновании. Но сейчас ситуация все чаще выходит за правовое поле, все чаще хотят кого-то наказать – одну страну, другую, третью, и дестабилизировать обстановку.