Известно, что профессор Петербургской консерватории, виолочелист и композитор , дирижер К. Б. Шуберт , совершил в 1857-58 гг. концертную поездку по Волге , с посещением Букеевской орды и Астраханского казачьего войска.
Во время гастролей музыкант познакомился с народностями края. Творческим успехом его новых впечатлений явился струнный квартет «Моя поездка в киргизские степи » ( Мeine Reise nach Кirgisien) , изданную в Лейпциге в 1862 году. Это своеобразные путевые заметки, расскрытые в заголовке и названии частей. 1-я часть – «Приезд» (Аnkuft ), 2-я – «Бухарская песня» ( Вucharenlied или Scherzo ), 3-я – «Татарская песня» (Тatarengesang ), 4-я часть – «Башкирская песня или возвращение» (Вaschkirenlied или Final ). Первая часть квартета , имевшая форму сонатного аллегро , относится к казахскому мэлосу. Совершенно новый опыт фольклора народов Азиатской России для камерно-инструментальной музыки. Квартет Карла Шуберта и в наши дни занимает видное место в истории музыкальной культуры Отечества. Рядом с «Временами года» Петра Чайковского , «Картинками с выставки» Модеста Мусоргского , «Маленькой сюитой» Александра Бородина , «Славянским квартетом » Александра Глазунова. Однажды на концерте были исполнены «Воспоминания о летней ночи» и «Камаринская» исполнителя Карла Шщуберта , прослушенные Михаилом Глинка . Русский гений отметил «… мой дорогой и несравненный друг! Берлиоз и ты –два лучших наших дирижеров, каких я знаю » После первого пылкого признания друг другу последуют следующие, которые выльются в большую творческую дружбу.
Паром между Эльбой и Волгой
Общечеловеческие проблемы начала 21 века , связанные с пандемией коранавируса , отодвинули на год или более, давние планы встретиться с прямыми родственниками Шуберта в Брюсселе, совершить путешествие с семьей Майкла Шуберта по детским годам композитора на Эльбе , послушать реставрированные концерты.доктора Клауса Харер в Потсдаме Однако, мои ранние поездки по России и немецким городам дают представление о жизни и судьбе международного музыканта.
Виртуоз виолончелист Карл Богданович Шуберт ( Сharles Schuberth) родился в Магдебурге 25 февраля 1811 года. Утомленный долгими трудами Шуберт отправился в мае 1863 г. отдыхать к брату в Лейпциг. Отсюда с семейством предпринял поездку в Цюрих, где неожиданно скончался 22 июня 1863 года. Мне удалось побывать в городах Европы и виртуально встретиться с самородком-музыкантом.
Первоначальное музыкальное образование получил от своего отца Готлоба Шуберта, с семи лет стал учиться на виолончели у педагога Л. Гессе. Успехи, сделанные маленьким Карлом на этом инструменте, были настолько значительны, что через год уже он выступил на публичном концерте, обращая на себя всеобщее внимание своей талантливой игрой. Вскоре в 1825 г был послан отцом в Дрезден к известному виолончелисту Ю. Ф. Дотцауеру, под руководством которого усердно занимался в течение двух лет. По возвращении на родину он с большим успехом принимал участие в концерте знаменитой певицы Анджелики Каталини. Hо по настоянию братьев Юлиуса и Людвига вернулся опять к Дотцауеру и продолжал свои занятия с ним еще несколько лет, все более и более совершенствуясь в игре на виолончели.
В 1828 г. Шуберт предпринял свою первую артистическую поездку по Европе; играл в Людвигслусте и Гамбурге, приглашен участвовать в придворном концерте в Копенгагене. В 1833 г. братья , основавшие большой книжный магазин в Гамбурге, вызвали его к себе и дали возможность выступить на концерте перед многочисленной публикой. Ободренный этим успехом, Шуберт осенью того же года предпринял самостоятельное артистическое путешествие; давал концерты в Бремене, Ольденбурге, Дюссельдорфе, Кельне, Аахене, Брюсселе и Антверпене, отправился затем в Париж.
Следующей осенью объездил Голландию, обратил на себя внимание королевского двора и получил почетное звание придворного солиста. Здесь же в Гааге он встретился с графиней Росси (урожденной Зонтаг), с которой еще в ранней молодости вместе выступал на концерте в Магдебурге. Влиятельная графиня помогла ехать ему в Россию, передала рекомендательное письмо к русской императрице Музыкант давал блестящие концерты в Кенигсберге, Риге и Дерпте, а в Петербурге после первого же концерта был назначен солистом Его Величества. С этих пор Шуберт безвыездно жил в Петербурге, и деятельность его здесь была очень обширна: Он был директором Императорской придворной капеллы, более 20-ти лет управлял университетским оркестром, состоял инспектором по музыкальной части при Театральном училище, устраивал придворные концерты, наконец, дирижировал и оркестром на концертах Филармонического общества. Шуберт познакомил петербургскую публику с лучшими произведениями Листа , Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Бетховена и других выдающихся композиторов. В оценке современников был автором многочисленных сочинений для виолончели и камерно-инструментальных ансамблей.
Песни в астраханской Степи
В 1857 году у петербургского музыканта и природного немца Карла Богдановича Шуберта родилась великолепная идея собрать этнографический материал для новых музыкальных произведений. Он отправляется по вольной и песенной матушке-реке Волге , выступая с сольными виолончельными концертами в татарских деревнях, кочевьях калмыков и аулах казахов, среди новых немецких поселений, с посещением Букеевской орды, Приуралья и Астраханского казачества . В оценке современников был автором многочисленных сочинений для виолончели и камерно-инструментальных ансамблей
Песня «Перовский » , в четвертой части музыкального дневника Шуберта, могла быть заимствована из азиатских песен, скажем, у Александра Алябьева . Его вариации для пения и фортепиано посвящены на смерть графу В. А. Перовскому , генерал- губернатору Оренбургской и Самарской губерний, герою Бородинской битвы, взятия Парижа и Ак-Мечети . Впрочем точных сведений на этот счет не осталось .Творческим успехом его новых впечатлений явился струнный квартет. Патриотическая песня стала известной с именем мастера Курмангазы и популярной в Астраханской казачьей среде.
Здесь в Астрахани Шуберта ждал сюрприз. В городе жил фольклорист Иван Добровольский, который еще в 1816-18 гг. издавал «Азиатский музыкальный журнал» –первое подобное издание в России. На страницах журнала были опубликованы восемь азиатских песен в обработке для фортепьяно . Шуберт мог познакомится с журналом во время своего недолгого пребывания в Прикаспии. Возможно, квартет «Моя поездка в киргизские степи » в немалой степени навеяна записями Добровольского.
В Астраханском крае прочно обосновались торговые люди , ростовщики из армян и персов , индусов и генуэзцов , верующих самых различных верований. Пользовался популярностью Гостиный двор , где путник созерцал сидящих полуголых факиров или моление гостей Астрахани перед символом Вишну Зелиграном. Шуберт получил приглашение в аул Тюменевка, - историко- культурная достопримечательность Астраханских калмыков. Оно было известно среди художников и писателей. Здесь были писатели, живописцы, путешественники А. Дюма ( отец) , Я. Потоцкий, А. Гумбольдт , И. Аксаков , иные великие европейские знаменитости .
Среди калмыцких поселений , наряду с войлочными кибитками , имелись деревянные избы крепостных калмыцкого князя ( нойона) , полковника Сереп Джаб Тюменева ( 1874 - 1858 ). Он был герой Отечественной войны 1812 г., командовал полком , брал Лейпциг, Фер-Шампенуазе, Париж. После возвражения на родину возвел монумент воинской славы. Установил в Тюменевке в деревянном хуруле полковое знамя Второго калмыцкого полка и и провел торжественное ламаитское богослужение. Его братья БатурУбуши и Церен Норбу , тоже войсковые герои, тоже сотники Астраханского казачества, корнеты лейб-гвардии казачьего полка в Санкт-Петербурге, владетели Хошеутовского калмыцкого улуса
Высокому петербургскому гостю Шуберту показали ламаитский храм с деревянной колоннадой, построенный в строгом соответствии с тибетскими канонами. Здесь до тридцати гелонгов и лам одетых в богатые ризы устроили настоящее шоу , - вроде оперного представления.
В гостях хана Младшего жуза
Впечатления от увиденного у Шуберта утроились, когда ему показали ставку Букеевской ( Меньшой или Внутренней) орды в местечке Рын-Пески . « … Проходя по улицам, приятно всматриваться в пестроту азиатской одежды, наблюдать повсюду движение, видеть верблюдов, послушно несущих на своих хребтах по нескольку десятков пуд сена, дров, вьюки товаров, хозяйственную посуду, жен и детей, покрикивающих от удовольствия».
В ханской ставке был даже не дворец, а деревянные сельские домики, кибитки аульчан, почтовая станция, да базар на площади. «… Занимая половину тех комнат, в коих жил хан, я любовался мечетью из моих окон, пред коими торчат жалкие остатки деревьев от бывшего некогда сада; вслушивался в протяжно-заунывный призыв муэдзина, раздававшийся с башни мечети на разные голоса и возвещавшей суннитам, чтобы они собирались к намазу (молитве); этот призыв, по уставу Корана, провозглашался им пять раз в день, а именно: перед рассветом, в полдень, перед закатом солнца, немедленно по закате солнца и спустя час по закате солнца».
В истории Внутреннего ханства , после смерти хана Букея и короткого правления его сына- преемника, казачьего генерала , чингизида Джангера Гирея ( Жангир Керей) , был учрежден временный Совет , под управлением его родного брата Аделя, с наименованием правителя и опекуна, двух советников. Один из них — родной его брат Менгли Гирей, а другой — его дядя Чука Нурали, 80 лет роду. Были в Совете четыре султана , сыновья Джангера, воспитанники Пажеского корпуса , корнеты лейб-гвардии казачьего полка в Санкт-Петербурге. Среди них младший Губай Дула , средний Ахмет Гирей и старший Ибрагим . Службу проходили в Уральском, Астраханском и Оренбургском казачестве .Скажем, Губай Дула полковник, флигель –адъютант Его Величества . Старшая дочь Зюлейха впоследствии была выдана замуж за потомка известного мурзы, полковника Александра Тевкелева, жившего в Оренбурге.
Достопримечательностью ханского двора были мечеть и двухэтажный дом зятя покойного хана Джангера , второй этаж которого был со стеклянным куполом и изящной балюстрадой остаточно взглянуть на его комнаты, убранные со вкусом. Стулья, кресла, диваны и зеркала выписаны им из Петербурга; картины, портреты семейные и его самого, развешаны по стенам, что по закону магометанскому запрещается; по столам расставлены украшения, между ними помещены глобусы земной и небесный, последний с показанием движения планет; подле часы, на верху коих шар лунный, показывающий явления ее четвертей. В особом отделении устроена зала приемная для киргизов, коих он угощал, сидя на разостланных коврах; с ними он пил и ел. Желая нравиться своей орде, он придерживался их обычаев, так что между ними был он тот же кочующий киргиз-кайсак. Между отечественными учеными состоял почетным членом Казанского университета. Его мнения и разговоры слушали с удовольствием. Он следил за просвещением и участвовал в исследовании края . Он любил собирать оружия из восточных пистолетов, ружей, саблей, шашек, ятаганов, топориков, булав, кольчуг, щитов и шишаков, крытых серебряной и золотой чернью и украшенных дорогими каменьями, с арабской или куфическою надписью В числе саблей ему дарственных были от царственного дома, от императриц Анны, Елисаветы и Екатерины Второй , императоров Павла и Александра, царем Михаилом Федоровичем.
Шуберт с огромным интересом рассматривал оружейную комнату. Он участвовал в торжествах со скачками, национальной борьбой и с экзотическими вокальными номерами. В особо отведенном месте приезжий музыкант концертировал на простом табурете , но обитом сафьяном изумительной отделки.Во время гастролей в зал вошел молодой человек, сын Букеевского султана Сеит Гирей . В руках юнец держал малахай из красного бархата. На нем ладно сидел широкий распахнутый халат из синего сукна, с золотым позументам по краям, из-под которого виднелся вышитый серебром жилет. Костюм дополняли широкие шаровары из фиолетового плиса , голову украшала небольшая тюбетейка из синего сукна, вышитая золотом и обложенная понизу соболем.
Вполне уместным оказался обед с европейскими блюдами и местной вареной бараниной, подданной после дурманящей стерляжьей ухи, под лучшие французские вина и шампанское. Приглашенное общество расселось в мягких креслах обтянутых шелковой персидской тканью . Во время ханской трапезы слух Шуберта радовал оркестр под управлением русского капельмейстера. Аульчане к удивлению недурно исполняли Моцарта и Россини.
Иллюстрации
1. Композитор К. Б. Шуберт
2. Магдебург. С видом на Эльбу и Собор
3. Астрахань. Летний театр
4. Иргиз Худ. Т. Шевченко
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи