Подписка на почту  

  Свежие статьи на почту!

Впишите свой E-mail здесь! 

   

Страны  

   

75 -ЛЕТ ПОБЕДЫ  

Казахстанский русский культурный центр.

Праздничный концерт к 75 летию Победы над фашистской Германией.

   
 
 HotLog
   

   

Мы на Facebook  

   
   

Мы в Контакте  

   

Мы на Mail.ru  

   

Владимир Проскурин ( Берлин)

В предыдущих очерках подробно рассказано о вкладе академика византийской живописи Василия Васильевича Васильева, в благоустройство Алматинской станичной церкви, с приложением храмоздания и иллюстрации иконостаса

http://proskurin.ucoz.kz/publ/turkestanskaja_eparkhija_ do_i_posle_ vernogo_chast_ 3_ja_khramovoe_zodchestvo/1-1-0-124
В нащем повествовании о храмовом искусстве расскажем о принявших участие в создании первого иконостаса Верного В.В. Васильева ( 1827-1894) и художниках — прикладниках А. И. Резанове (1817- 1887) ) и Л. А. Серякове (1824-1881) . Рисунок проекта благоустройства первых церквей Верного исполнен художником А. О. Адамовым, как прекарасный образец складного или походного иконостаса.
В.В. Васильев прошел путь художника в известной иконописной мастерской Василия Макаровича Пошехонова (1818- 1888 ) https://www.vologdamuseum.ru/content?id=154 В годы учебы взял в творчество строгие правила церковного иконописания. Иконостас православного храма с незапамятных времен принятия Владимиром Равноапостольным Св. Веры Спасителя. Думается, название Верного , укрепления и города, исходит из приснопамятного события основания Заилийского или Яблочного городка.
На рисунке по дереву А.О. Адамова видны непременные иконы в иконостасе. На царских вратах Благовещение и Евангелисты. По сторонам иконы Спасителя и Богоматери .На северных и южных дверях в алтаре Архангелы. По краям иконостаса помещены изображения Святых , во имя которых освящена церковь. Чаще всего лик Св. Благоверного князя Александра Невского , тезоименитого державного покровителя церкви, общего отца России. Между прочим, старая Алматинская станичная церковь была названа по центральному алтарю Николаевской. И вошла как Старо-Николаевская церковь в Большой станице.
Заметим, в иконостасе академика Васильева над церковными вратами , т.е «на воздусе», ставились изображения «Тайные вечери Христовой» . Здесь же, было для икон разных местных святых, утвержденного и освященного проекта сооружения храмоздания. Есть сведения, что генерал Колпаковский , устроитель Верного и Семиречья, тоже был в сонме святых и помещен в иконостасе.
Иконостас исполнен в Петербурге в августе 1869 г. по заказу военного губернатора Семиреченской области, генерала Г.А. Колпаковского. Судя по рецензиям, иконостас предназначен для Алматинской станичной церкви. Город только-только начинал строиться. Заметим, что процесс возведения и реставрации храмоздания был сложным. Помнится, что 14 ноября 1858 г. яивилась первая церковь во время строительства казачьих Больщой и Малой станиц Старая церковь реставрировалась , и названа по центральному алтарю Николаевской. Затем, здание, словно детская игрушка «матрешка», находилось внутри строившейся новой церкви .Прихожане во время реставрации храма по проекту П.М. Зенкова, бережно, по бревнышку, по гвоздику перенесли храм в 1871 г. в Малую станицу и назвали Свято- Казанской, в память основания Алматинских станиц.
Тем временем, в станице Большой начали строить каменно- бревенчатый храм Первостроитель города Павел Зенков отмечает:» … Я знаю Верный с 1867 года..Это было открытие Семиреченской области … Все здания помещались в станицах Большой и Малой Алматинских… Одна деревянная церковь стояла в Большой станице на четырехугольной площади, окруженной рощею . » Т.е. идет речь о Старо-Николаевской церкви. . Однако, с 1872 г. Преосвященным Софония, первым архипастырем Туркестано- Ташкентского края, соборные богослужения проводились в Алматинской станичной церкви до и после трагического землетрясения 1887 года. Жуткого природного явления, снесшего город Верный во время его строительства..

 

.
Городская жизнь города Верного украшалась работами значимых художников, скульпторов, дизайнеров, фотографов Среди них были туркестанцы, заилийские горожане Н.Н. Каразин, Н.Г.Хлудов, С. А. Лейбин ( и его семье тоже) , ,из окружения и содружества мастеров , оставивших историко-кульурные следы прошлого. Увы, забытые виды, типы, сценки далекого Семиречья отраженные в первых почтовых открытках - в домах и улицах, в скверах и парках, в площадях, в одежде и быту местных жителей.
Скажем с благодарностью о художнике Л. А. Серякове, искусном резчике, великом мастере литографии, исполнивших на дереве работы по Семиречью, Произведения Лаврентия Серякова широко публиковались в СМИ, в научно-популярных журналах "Русская Старина" ,"Семья и школа", "Отечественная история", в иных иллюстрированных изданиях.Здесь же, были опубликованы жизнь и творчество, биография Лаврентия Аксеновича Серякова.
Серяков прошел путь через тернии к звездам ,от крепостного крестьянина, кантониста военных поселеений, топографа до заслуженного академика живописи .С детства любил резать по дереву перочинным ножиком, делал буквы на стали для штампования на погонах шифров полка. Рисовал он настолько хорошо, что портрет его работы императора Николая Первого пришелся по вкусу всей России. Ему было 23 года., когда был отмечен государем поступлением в Академию художств.Между прочим, в академии не было учебной программы по ксилографии. Лаврентий Аксенович был первым в России вольноопредялющимся академиком.
В это время Лвврентию Серякову попался гравированный листок из одного французского издания "Тысяча и одна ночь". Будущий светила книжной графики догадался, что в этом рисунке литографа каждая линия делается на доске рельефом, как типографские буквы, и что этот рисунок печатается вместе с набором. Заинтересованный самделишным открытием, Серяков попробовал вырезать перочинным ножом рисунок на куске березового дерева. Но дерево не годилось для этого. В Гостином дворе он узнал, что для вырезывания существуют особо приготовляемые дощечки. Достав их принялся гравировать перочинным ножом, без всяких указаний и советов. В то время в России совсем не было граверов , их изделия делались только за границей. Он впервые выполнил на заказ 15 рисунков для детской литературы Каждый мелкий рисунок Серяков делал по несколько дней., начал чертить « французским карандашем» , тушью и пером, изучал манеру штриха на «бристольской бумаге». Топограф Серяков не следовал рутинной методе выделывания штрихов и добивался лишь, чтобы свет и тени помещались на своем месте, чтобы был схвачен момент и как можно вернее переданы фигуры. Наряду с занятиями в академии продолжал гравировать для популярного журнала "Иллюстрация";
Кукольник Н.В. , редактор «Иллюстрации », выписал для гравера особые инструменты, и работа пошла несравненно скорее и лучше .. Серяков Л. А. созддл уникальные 62 картины для «Всемирной иллюстраци» . Среди них, иконостас для церкви города Верного. Уже и тогда его рисунки оказывались талантливыми , критика е быа великолепной . Особенно, в "Северной Пчеле", газете, которая давала первые очерки по возведению укрепления Верное.
Лаврений Серяков благополучно вошел в художественно- практические и литературно- музыкальные кружки Питера и Москвы. Гравер жил и работал в мастерских во всех странах мира. Был почетным резчиком по дереву в Париже, в Европе, и в Ватикане. Получил заказы резчика и благоустройства Киево-Печерской лавры Лаврентий Аксенович Серяков , первый в России гравер- ксилограф со званием "гравер Его Величества , с причислением к Эрмитажу» скончался в Ницце,

Иллюстрации: 1 Иконостас церкви в Верном на дереве 2. Старо-Николаевская церковь, где был вначале помещен первый иконостас Верного.

Добавить комментарий

Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев.


Защитный код
Обновить

   
   

Портал «Туркестанская Голгофа»  

Попечительством епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила создан портал

«Туркестанская Голгофа».

ПОДРОБНЕЕ 

 

   

РОССОТРУДНИЧЕСТВО В КАЗАХСТАНЕ  

Мы открыли свой ютюб-канал. Смотрите нас, подписывайтесь на нас! Мы рядом! Мы вместе!

 НАЖМИТЕ СЮДА, ЧТОБЫ ПЕРЕЙДИТЕ НА КАНАЛ 

ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ПИШИТЕ НА

E-mail: rs_almaty@mail.ru

   

Последние комментарии

Знакомство и общение православных христиан Республики Казахстан"

 

   
© spgk.kz © 2011-2012 Союз Православных Граждан Казахстана. Официальный сайт Общественного Объединения "Союз Православных Граждан" РК. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!. Мнение авторов не всегда совпадают, с мнением редакции сайта. Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев (подробнее...). Редактор сайта Константин Бялыницкий-Бируля. Адрес для писем в редакцию сайта E-mail:spgk@spgk.kz