Руководитель миссионерского отдела Союза Православных Граждан Казахстана Елизавета Дильмухамедова
В 1987 году нам здорово повезло. Моя сестра Эльза, снимавшая документальный фильм о методах внешкольного воспитания на примере нашего историко-краеведческого клуба, организовала встречу с величайшим ученым Л.H. Гумилевым. Он любезно согласился на участие в фильме, съемки которого должны были проходить в Эрмитаже. Мы встретились в одном из просторных залов музея, где были выставлены уникальные находки назырыкских курганов.
Как оказалось, Лев Николаевич сам принимал участие в раскопках этих курганов и по нашей просьбе рассказал об этом удивительном открытии: «Я думал, что на большой высоте над уровнем моря, где находятся эти курганы, должна быть лучшая сохранность предметов. Потому что под курганами, где тепло и куда проникает влага, все предметы естественно истлевают, как всякие вещи. В эти курганы также проникала влага. Но первый же курган показал блестящие и неожиданные результаты. Влага, которая туда проникла, замерзла, и внутри кургана был огромный совершенно чистый зеленовато-синий куб льда. Задача заключалась в том, чтобы этот лед растопить и вынуть то, что лед сохранил от всепоглощающего времени. Правда, первые раскопки профессора С.И.Руденко не удалось довести до конца. Его вызвали в Ленинград, и к науке он вернулся через много лет. И он снова поехал на Алтай, куда без него никто не ездил и я ему сопутствовал, работая с ним.
Третий курган был раскопан мной лично под его руководством с помощью местных жителей и главным образом детей вашего возраста. Мы аккуратно разбирали каменную кладку, вернее набросанный камень. Уносили его на носилках. Мы вскрыли внутренние камеры, собирали сучья, кипятили воду, лили ее на лед, чтобы он постепенно растаял. Вот, благодаря этому, создался замечательный комплекс, выставленный в этом зале Эрмитажа. Кто были эти люди, когда были созданы эти курганы? Это удалось узнать по исследованию срезов деревьев. Есть такая наука дендрохронология, которая позволяет выяснить, в какое время эти деревья были срублены. К этому был добавлен радиокарбоновый метод, который показывал когда погиб организм. Выяснилось, что курганы сделаны в VI-V веках до н.э., т.е. когда ни сарматов, ни гуннов, ни саньбийцев не было. Эти курганы сделали скифы, жившие в Казахских степях, в Джунгарии и по персидски назывались Сака. В дальнейшем им пришлось отступить под натиском новых народов - сарматов, гуннов и они ушли в Индию и сейчас их потомки живут в долине Инда. А это место очень сходно по своим ландшафтным особенностям и климату Средней Азии. Такое впечатление, говорят побывавшие там люди, что из Туркмении опять приехал в Туркмению. Только вместо Аму-Дарьи течет Инд, а пески и солнышко такие же».
Мы провели с Львом Николаевичем незабываемый день. Ему импонировали любознательность и подготовленность ребят, и он охотно отвечал на их многочисленные вопросы. Приведу только несколько из них.
На вопрос Тайжанова Мухтара об едином казахском народе он ответил: «Их было три больших племени, населявших современный Казахстан. На северо-востоке - кипчаки, на юге между Балхашом и Аральским морем - канглы, примерно на Эмбе и Яике жили гузы. Они постоянно воевали друг с другом, пока не были захвачены монголами. Но монгольских ханов и их воинов было немного, поэтому они стали принимать всех местных жителей в свои войска без различия - кипчаки это, или канглы, или гузы. Образовалось три большие орды с царевичами чингизидами. Золотая Орда - на Волге. Синяя Орда, где кочевки были от Тюмени до Мангышлака и Белая Орда, из которой вышли казахи от Тарбагатая до Алтая в Восточном Казахстане. К 15 веку Монгольские ханы потеряли власть, выродились, вообще исчезли, но их потомки сохранились в Казахстане и назывались ак-суек - белая кость. Ни политического, ни социального значения они не имели. А местные жители казахи, которым под властью монголов никто и никогда не мешал заниматься скотоводством, ремеслом, культурой, создали большой этнос. Сначала на востоке - это Улу Жуз - старшая орда; потом Орта Жуз - в Центральном
Казахстане, а потом, когда нужно было расширить свои пастбища, отвоевали у туркмен Западный Казахстан - Киши Жуз. Все это было в ХV веке.
Откуда произошел этноним «Казах»?
Казахами называли очень большое количество народа, а главным образом тех, кто не подчинялся центральной власти. На Днепре казаками назывались те украинцы, которые ушли в Запорожье, не подчинившись польскому королю. На Дону казаками назывались те люди, которые в древности носили название бродники - славяно-хазарская смесь. Они не подчинялись Московскому царю. Те, которые не подчинялись татарскому хану в Сарае, стали называть себя казахами. Казак - это одно слово, букву «х» пишут для отличия, а вообще правильно писать «к». Казак означает - человек свободный, вольный, который не подчиняется начальству.
Как известно, казахский народ состоит из многих племен, в числе которых аргыны, найманы, канглы, уйсуни, кипчаки и другие. Можно ли его считать суперэтносом? - спросил Кашаганов Мейр.
Нет. Все эти народы субэтносы, входящие в единый казахский этнос. Суперэтносом является объединение казахов с татарами, монголами и даже русскими. Долгое время русские и казахи смешивались. Те русские, которые оказывались в казахских степях, оставляли казахских детей. А казахи, которые приезжали в Москву на службу оставляли русских детей, которые имели казахское происхождение. Сколько же русских фамилий имеет тюркское происхождение - Кутузовы (Кутуз), Суворовы это по-персидски Сувор - всадник, Тютчев - Тут-чи. Перечислять времени не хватит.
Меня зовут Найман. Я ношу имя племени найманов. Я хотел бы узнать откуда они пришли от тюрков или монголов?
Я объясню. В древнее тюркское время, когда еще существовал Великий Каганат, каждое племя носило два названия: одно собственное, а другое по числу родов, которые в него входили. Найман это монгольское восемь. Восьмиплеменный союз был только в Восточной Манджурии. И назывался помимо этого «ктай». И вы знаете, что в Семиречье жили кара- китаи, эта часть племени «ктай», которые не подчинились джунгарам и ушли. По историческим данным северная часть кара-китаев отделилась и сохранила свое старинное название найман. Найманы долго воевали с Чингизханом и монголы их победили. Монголы побежденных не убивали, а зачисляли в свое войско. И вот найманы, жившие среди тюркских народов, забыли свой язык и стали говорить по тюркски.
Маржан. Почему кочевники кочуют? Они же могут свободно жить в бассейнах рек Аму-Дарьи, Сыр-Дарьи.
А почему академики у нас кочуют, зимой они едут в свою благоустроенную квартиру, а летом на дачу за двести верст. Так им больше нравится. Так удобнее жить.
Чекин Алексей. Как зарождается этногенез, где точка его рождения?
Этногенез зарождается тогда, когда происходит мутация небольшого количества пассионарных людей - мутантов. Это те люди, которые в состоянии сделать больше, чем обычному человеку положено. Это люди героические, это богатыри, гении. Их очень немного, они всем мешают и от них хотят избавиться. Но они все равно одерживают победу и постепенно размножаются, передавая свой ген по наследству. Это происходит до тех пор, пока их не становится слишком много, и они начинают убивать друг друга. После этого идет спад, отдых, инерционная фаза. Но когда инерция заканчивается, наступает мрак, по латыни обскурация.
Огнепоклонники - это поклонение солнцу?
Я думаю это не поклонение солнцу. Это, скорее всего, уберечь тела своих близких от оскорбления врагами. Это моя догадка. Так было у римлян. У римлян было и трупоположение и трупосожжение. Во время походов, когда они отступали, они не хоронили, а сжигали покойников.
И у монголов тоже?
Монголы хоронили, у них могилы с подбоем.
А в Рязани? Там ведь убитых при штурме сожгли на площади, так написано у Яна.
А у Яна могло быть все, что угодно. Яну надо было роман писать. Для него, что трупосожжение, что трупоположение - все одно. А я вам лишнего не скажу.
Какую роль в истории этногенеза играет личность?
Такую же, какую она вообще играет в исторических процессах. Иногда личности удается делать большие достижения, например, Колумбу открыть Америку. Но, если бы не Колумб, ее бы открыл Кабот, который в то время достиг Ньюфаудленда.
В конце встречи Лев Николаевич напутствовал ребят: «Если вы хотите всерьез заниматься этнографией, этнической историей, этнологией и этногенезом, вы должны запомнить два тезиса, о которых я вам расскажу. Каждый этнос тесно связан с природой, населяемого им региона. Если он привык к горам, ему хорошо жить в горах. Мне, например, плохо. Я люблю степь, люблю ровные места, тихие реки, заросшие ряской и камышами. Другие люди считают их тяжелыми местами и предпочитают глухие леса, тайгу, или приморские берега, где постоянно бушуют приливы и отливы и холодный ветер приносит дождь. Они к этому привыкли. Им это нравится больше, чем солнечная степь Казахстана. Каждый этнос живет в своем ландшафте, к которому он хорошо приспособился. Это называется адаптационный синдром. А сама территория, к которой этнос приспособился, называется Родина.
Родина не то место, где человек родился. А если он родился в скором поезде Москва-Париж, это вовсе не значит, что поезд его Родина. Это то место, которое он полюбил. Принцип любви является самым главным для того, чтобы определить свою Родину.
Но ведь мы живем не только в пространстве, мы живем во времени. У нас есть, как мы считаем, прошлое, настоящее и будущее. Я думаю, что это неважно. Потому, что настоящего у нас нет. Настоящее - это момент, который немедленно становится прошлым. Будущего у нас тоже, в общем, нет, потому, что оно еще не настало. Фактически, все, что мы знаем и из чего черпаем знание о мире - это прошлое. Вот почему история является практически самой необходимой наукой, а не только теоретически. Так вот, знание своей истории - это есть понятие отечества. То, что унаследовано от отцов, наших дедов, прадедов. Вот такая живая традиция такое же устойчивое понятие, столь же устойчивый синдром, как и в отношении окружающей природы. Для того, чтобы сохранить его и пользоваться им, его тоже надо любить. Вот почему вся наука основана на принципе симпатии к окружающему нас миру. Это и есть основа научного познания. Основа утверждения, что мир существует, мы его любим, мы его ценим, и мы его можем познать».
С тех пор прошло много лет. Распался Союз, а вместе с ним фундаментальная система образования. Больше всего пострадали внешкольные учреждения, и огромная армия подростков оказалась на улице. Под какую-то коммерческую структуру забрали помещение и нашего клуба. Благо удалось сохранить экспонаты, передав их в Центральный государственный и школьные музеи.
Как-то ко мне в поселок, куда я перебрался на жительство, нагрянули бывшие ученики. С ними были дети того же возраста, какими я запомнил их родителей. За разговором и просмотром наших фильмов время шло незаметно. Память вернула нас в то далекое время, оставившее в сердцах и душах ребят неизгладимый след. Я видел, с каким интересом и даже завистью слушают нас дети, и очень сожалел, что они вряд ли смогут повторить путь своих родителей.
Олег Дильмухамедов. 1987 год. ( Во время съемок «Степная сюита», «Киностудия Казах фильм»