2014 году состоялся первый выпуск Алма-Атинской духовной семинарии. О первом выпуске, семинарии и планах на будущее беседуем с ректором Алма-Атинской семинарии епископом Каскеленским Геннадием (Гоголевым).
- Владыка Геннадий, в 2014 году в семинарии состоялся первый выпуск. Сколько человек окончило семинарию, куда (и по какому принципу) они были распределены?
- На зимнем ученом совете мы утвердили 29 дипломных работ, но в итоге защитилось только 7 студентов пастырского отделения.
С первого года мы постарались заявить достаточно высокие требования к выпускникам семинарии. Среди выпускников есть пять священнослужителей Карагандинской епархии и два мирянина, находящихся на церковных послушаниях в Усть-Каменогорской епархии. Каждая работа будет опубликована на сайтах семинарии и епархий округа и потом издана отдельной книжкой. Трое студенток окончили регентское отделение – все они уже трудятся в храмах Алма-Атинской области.
- Нацелены ли выпускники семинарии на миссию среди местного населения, или по преимуществу на служение среди русской диаспоры?
- Говорить, что православное население в Казахстане - это диаспора, неправильно. Православных в Казахстане порядка четырех миллионов. В некоторых крупных городах они составляют большинство населения. И, конечно, священнослужители прежде всего стремятся осуществлять духовное окормление тех, кто этнически является православными.
Однако Церковь Христова открыта для всех. Среди мирян и даже священнослужителей много детей от смешанных браков. И такие христиане не мыслят себе иной Родины кроме Казахстана, являясь патриотами своего Отечества
- Как Вы оцениваете этот результат: насколько подготовленные выпускники вышли из стен семинарии? Сколько из них приняли священный сан, монашество?
- Среди выпускников первого выпуска монашествующих нет. Но возможно, один из них примет монашество. Четверо уже священники. Один из выпускников (у него, кстати, диплом № 001) - секретарь епархиального управления Караганднинской епархии.
- Есть ли какие-то значимые пробелы в их образовании, которые планируется устранять для дальнейших курсов?
- Конечно, семинария находится в процессе становления. Нам нужно обращать большее внимание на преподавание казахского языка, на знакомство с традициями народов, населяющих землю Семиречья и сары-арки с древних времен, на изучение новых религиозных движений, которых в Казахстане в последние 20 лет расплодилось великое множество. Ведь земля Средней Азии всегда была местом, где сходились и проживали представители самых разных цивилизаций. Здесь проходил Шелковый Путь. По территории нынешней Алма-Аты, по Кульджинскому тракту ехал в Великую Орду святой Александр Невский. Нужно хорошо знать культуру Казахстана, чтобы успешно осуществлять здесь священническое служение.
- Вы стали ректором в 2010 году. Можно ли подвести какие-то промежуточные итоги: что для Вас за эти 4 года служения было самым запоминающимся?
- Ректором я стал в 1995 году Сначала Костромского духовного училища, потом Костромской семинарии. Может быть, в Русской Церкви я уже самый "пожилой" ректор. Самое приятное впечатление в Алма-Атинской семинарии произошло после доклада отца Проректора на декабрьском педсовете 2010 г. Он сообщил что за все первое полугодие в семинарии студентами написано только 12 (!) объяснительных. Помню, что в Костроме бывало в день по дюжине объяснительных. Это факт: нравственный уровень студентов в Алма-Ате значительно выше, чем в российских семинариях.
Здесь много приходов с серьезным и даже жестким пастырским руководством, православные люди небольших городов и сел ценят свой храм, привязаны к храму. Храм связывает их с русской культурой. Дети очень любят храмы и глубоко проникают в смысл религиозной традиции, отличаются благочестием.
Убежден, что любое учебное заведение можно назвать состоявшимся, если в нем утвердились какие-то особые традиции, которые отличают его от других школ того же профиля. Такие традиции есть уже и у Алма-Атинской семинарии. Раз в год у нас проходит Всеказахстанская викторина, своеобразный брейн-ринг, посвященный историко-богословской тематике, На масленице - непременно литературно-музыкальный вечер, на который собирается вся православная Алма-Ата. В декабре семинария готовит Образовательные Филаретовские чтения (наш храм освящен в честь святителя Филарета, митрополита Московского), и другое. Жизнь студента проходит интересно. Да... Чуть не забыл. У нас лучшая футбольная команда, если брать все семинарии Сибири: неожиданно для всех наши ребята выиграли год назад в Томске турнир по мини-футболу.
- По Вашему мнению, какие стороны семинарской жизни сегодня требуют самого пристального внимания?
- Прежде всего, конечно, требует внимания и заботы благочестие студентов. Я уже давно ректор... И сейчас понимаю, что по неопытности раньше делал серьезные ошибки в организации воспитательного процесса, излишне надеясь на взрослую сознательность молодых людей. Студенты - это молодые люди, поведение и работа которых требуют постоянного контроля. Внимательная пастырская опека, индивидуальная работа каждого преподавателя с каждым студентом - в этом секрет успеха семинарии. Бывает, что в семинарию поступают люди, в принципе неспособные стать священнослужителями. Я считаю, что каждый студент должен непременно сам понять свое предназначение, свое место в жизни и стараюсь подвести такого неготового учиться в духовной школе человека к тому, чтобы он сам написал прошение об отчислении
- В нашей системе духовного образования развиваются две новые линии — дистанционные трансляции лекций и экзаменов и формирование штата индивидуальных наставников при каждой семинарии. Как с этим обстоят дела в Алматинской духовной семинарии?
- Дистанционная трансляция лекций полезна, но она не должна подменять курс, читаемый в каждой конкретной семинарии. Каждый курс - авторский. При нынешнем развитии средств коммуникации организовать просмотр конкретной лекции - не проблема. Но, на мой взгляд, преподаватель должен определять, что и когда смотреть его студентам в качестве дополнительного видеоматериала к его курсу.
- Сколько человек вы планируете набрать на первый курс бакалавриата на 2014/2015 учебный год?
- Планируем набрать 25 человек на 1 курс.
- Что предпочтительнее для жителя Казахстана, решившего получить духовное образование: учиться в Алма-Атинской духовной семинарии или ехать в центральные учебные заведения? Какие плюсы и минусы в обоих случаях?
- Если абитуриент не предполагает переезжать с семьей из Казахстана в Россию то, конечно же, он должен учиться в Алма-Атинской семинарии. Если молодой человек из Казахстана едет поступать учиться в Москву - это верный знак того, что в Казахстан он уже не вернется
Я не препятствую таким людям. Мы знаем, что среди преподавателей МДА есть урожденные Алма-Атинцы. И это очень приятно.
- Казахстан - страна с преимущественно мусульманским населением. Каково отношение окружающих к православной семинарии, ее студентам? Нет ли проблем, трений?
- Нет, мы пока не сталкивались с прявлением открытой межнациональной и межрелигиозной вражды. Правительство Казахстана и лично Президент Н. А. Назарбаев очень много делают для того, чтобы сохранять тысячелетние традиции мира и толерантности во многоконфессиональном обществе. Знаю, что слово "толерантность" многие православные не любят, и нарочно употребляю его. В республиках Средней Азии многое воспринимается по-другому. Здесь мы защищаем принцип светского государства и берем в союзники отдельные постулаты классического либерализма.
- Каковы дальнейшие планы по развитию семинарии? Предполагается ли открывать, например, магистратуру или какие-то новые направления деятельности?
- Перед семинарией стоят серьезные задачи в плане приведения уставных документов в соответствие с законодательством Казахстана. Дело в том, что для духовных учебных заведений (христианских и мусульманских) в Казахстане предусмотрен некий образовательный стандарт. Но этот стандарт прописан только для средних учебных заведений. В то время как мы преподаем программу пятилетнего курса обучения. Мы будем решать эти задачи.
***
Сердечно благодарим епископа Геннадия за то, что нашел время для нашего интервью!
Беседовала Ольга Богданова.
"Официальный портал Учебного комитета Русской Православной Церкви".