27 октября 2007 года в Одессе состоялось торжественное открытие восстановленного памятника Императрице Екатерине II и основателям города Одессы, среди которых светлейший князь Григорий Потемкин, граф Платон Зубов, адмирал Иосиф де Рибас и инженер Франс де Волан.
История этого монумента такова… Первоначально, решение о его создании было принято в 1889 году, в рамках подготовки официальных торжеств по случаю празднования 100-летия города Одессы. Тогда была создана подготовительная комиссия под председательством городского головы Г.Маразли, которая выработала решение городской думы по всем организационным вопросам, планируемым к юбилею города.
Среди множества мероприятий была запланирована установка на Екатерининской площади памятника основателям города. В 1893 году, вместо подготовительной комиссии была создана исполнительная комиссия. На сооружение памятника из городской казны выделялось 50 тысяч рублей.
Городской думой был объявлен конкурс на проект памятника и из множества вариантов был выбран проект архитектора Юрия Дмитренко. Монумент изображал Императрицу Екатерину II в окружении тех сподвижников, которые являлись основателями города и всегда были особо почитаемы в Одессе. Это светлейший князь Г.А.Потемкин-Таврический, граф Платон Зубов – начальник Новороссийского края, под руководством которого начиналось строительство и обустройство Одессы, адмирал Иосиф де Рибас – флотоводец, получивший из рук Императрицы высочайшие государственные награды, не только за штурм Измаила и взятие крепости Хаджибей, но и за значительный вклад в строительство нового города. Это и инженер Франс де Волан, разработавший план застройки города по Гипподамовой системе.
На двухдневном праздновании 100-летнего юбилея города, по утвержденной комиссией программе была назначена торжественная закладка монумента. Она состоялась 22 августа (2 сентября) 1894 года и ей предшествовала Божественная литургия и крестный ход от Спасо-Преображенского собора до Екатерининской площади. Торжественное открытие монумента состоялось 6(17) мая 1900 года и сопровождалось салютом береговых батарей.
Десятиметровый монумент, несколько напоминавший памятник Екатерине Великой на Невском проспекте, в Петербурге, был изготовлен скульпторами Б.В.Эдуардсом, М.П.Поповым и Л.Д.Менционе. Его венчала фигура Императрицы в мантии, обращенная к Екатерининской улице. Левой рукой она указывала на море и порт, а в правой держала указ об основании города Одессы, ногой попирая поверженный турецкий флаг. Статуя стояла на постаменте, в виде широкой колонны из розового финляндского гранита, вокруг которой и расположились основатели города. Торжественный молебен совершил архиепископ Херсонский и Одесский Иустин в сослужении всего соборного духовенства и пении архиерейского хора. Праздничный колокольный перезвон звучал во всех церквях города.
Памятник Екатерине Великой прекрасно завершил всю композицию площади, он удивительно гармонично вписался в общий ландшафт, благодаря чему, в 1901 году на Всемирной выставке в Париже Екатерининская площадь была признана лучшей площадью в Европе.
Но украшать своим видом город этому творению русских мастеров пришлось недолго – в феврале 1920-го Белая армия эвакуировалась из Одессы, она была взята красными войсками, а уже 1 мая 1920 года памятник Екатерине был демонтирован. Часть пьедестала все же оставили, и как это было принято у большевиков, вскоре на нем водрузили бездарную статую Карла Маркса (вероятно, по мнению новых властей, он имел самое непосредственное отношение к причерноморскому городу). Впрочем, и он простоял недолго. В 1965 году на этом месте соорудили еще одно историко-революционное убожество – памятник мятежным морякам-потемкинцам.
Удивительно, что чудом уцелели фрагменты памятника Императрице – фигуры Потемкина, Зубова, де Рибаса и де Волана, а также голова Екатерины Второй долгие годы находились во внутреннем дворике историко-краеведческого музея.
Пришли другие времена.… И вот, несмотря на открыто декларируемую нынешними властями Украины патологическую ненависть к России и ко всему русскому (в том числе и к Екатерине Великой, которая де «знищила права неньки-Украiни») в Одессе нашлись здравомыслящие люди, которые решили восстановить памятник Императрице. Инициатива в этом вопросе принадлежала депутату Одесского городского совета Руслану Тарпану. В 2007 году депутатами Одесского горсовета было принято решение о комплексной реставрации Екатерининской площади, соответственно ее историческому облику и воссоздании утраченного памятника основателям города. Согласно соцопросу, это решение поддержало большинство одесситов. Вскоре был демонтирован памятник «потемкинцам», но не уничтожен, как это обычно практиковали большевики, а перенесен на Таможенную площадь. 18 июля 2007 года Градостроительный совет одобрил проект восстановления памятника, а 19 июля состоялась торжественная церемония его закладки и освящение этого места. Освящение совершил митрополит Одесский и Измаильский Агафангел в сослужении викария Одесской епархии, епископа Белгород-Днестровского Алексия, духовенства города и в присутствии городских руководителей, депутатов и горожан. В основание монумента была заложена мраморная закладная плита и ларец с текстом об этом событии и другими документами.
Памятник был воссоздан на средства того же Руслана Тарпана и Оксаны Шишовской. Проект восстановления разработал архитектор В.Глазырин, а воплотили его в жизнь скульпторы Н.Олейник и В.Черноиванов. При восстановлении монумента были использованы сохранившиеся подлинники фигур Иосифа де Рибаса, Франса де Волана, Платона Зубова и Григория Потемкина, а торс фигуры Екатерины II был выполнен заново.
Казалось, что все основные вопросы по установке монумента были благополучно разрешены, но тут начались непредвиденные сложности. События, которые последовали дальше, иначе как вакханалией взбесившихся националистов не назовешь.
Уже 26 июля в Одессу прибыли представители так называемых «казацких организаций» Украины. Они заблокировали место установки памятника на Екатерининской площади, установили там освященный крест и выступили с какими-то абсурдными требованиями к городским властям и жителям Одессы. По их словам «на этой святой земле должна была бы стоять казачья церковь», но никак не памятник русской Императрице.
Дальше – больше… К кампании против установки памятника основателям Одессы подключились украинские националисты сразу нескольких организаций – Всеукраинского объединения «Свобода», общества «Просвита», украинской республиканской партии «Собор», УНА-УНСО, радикальной украинской националистической организации «Тризуб» и т.п. 2 сентября, в День рождения города, эти «отморозки» в количестве нескольких десятков человек собрались на митинг напротив здания областной администрации. Под самостийными жовто-блакитными и черно-красными флагами Украинской повстанческой армии «щирые» украинцы опять выдвинули требования прекратить работы по восстановлению монумента. Но в этот раз идейным наследникам Бандеры и Петлюры это не сошло так просто с рук.
На альтернативную акцию в поддержку восстановления памятника собрались представители пророссийской организации «Единое Отечество», Союза Православных граждан Украины (СПГУ) и других патриотических объединений Одессы. В количестве около ста человек, они с утра отправились к памятнику. Вскоре это место было оцеплено сотрудниками милиции с целью недопущения возможных провокаций и столкновений. Убедившись в том, что правоохранители перекрыли подходы к монументу и до него не смогут добраться недовольные, одесситы стали расходиться по домам. Уже на обратном пути между ними и украинскими нацистами произошло столкновение. В завязавшейся потасовке несколько активистов украинских националистических организаций было избито, а остальные вскоре ретировались. Милиция почти не вмешивалась в происходящее.
Видя, что дело принимает столь крутой оборот, вмешалась сюда и «тяжелая артиллерия» в лице президента Украины В.Ющенко. На своей пресс-конференции 19 сентября, транслировавшейся по всем телевизионным каналам, он попросил не открывать в Одессе памятники российским царям. Этот записной русофоб произнес буквально следующее (но на «мове» разумеется): «У меня только просьба – не открывать памятник Петру Первому, или там кому следующему. Давайте уважать свою историю, давайте помнить, что мы украинцы». Этим своим высказыванием Ющенко опять дал карт-бланш на дебоши и провокации поддерживаемым им националистам (хотя в Одессе давно не было тайной, что секретариат президента курирует все откровенно провокационные акции привозимых в город нацистов, направленные против восстановления памятника).
Партия Ющенки – «Народный союз – Наша Украина» также выступила с совершенно бредовым заявлением, что, мол, открытие памятника и праздник по этому поводу «являются поруганием памяти тысяч замученных Екатериной украинских патриотов и вызовом всему украинскому народу».
Такая недвусмысленная поддержка националов «всенародно избранным» не замедлила сказаться на дальнейших событиях.
Уже через два дня в Одессу прибыла очередная партия так называемых «казаков» из западных регионов Украины – Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской и Хмельницкой областей (то есть оттуда, где, кстати, никогда в истории казачества не существовало!). 21 сентября около 250 человек, обряженных в самые фантастические одеяния, построились рядами на Приморском бульваре, а затем попытались прорваться к памятнику. К тому времени площадь была уже оцеплена кордонами милиции и спецназа. Ряженые поломали заграждение и вступили в драку с одесской милицией. После нескольких неудачных попыток пробиться к монументу, псевдоказаки покинули площадь, а затем убрались восвояси из города.
Ввиду напряженной предвыборной ситуации на Украине, памятник Императрице оказался «яблоком раздора» и между двумя основными политическими силами страны. В пику президенту Ющенко, его основной оппонент, премьер В.Янукович вступился за памятник. В эфире сумской телерадиокомпании он заявил, что считает недопустимым, когда представители одних регионов вмешиваются в дела других и навязывают им какие памятники и где надо ставить.
Кульминация событий наступила 27 октября. В этот день было намечено торжественное открытие восстановленного монумента. Еще накануне, специально нагнетая обстановку, ряд украинских националистических организаций и партий потребовал от Службы безопасности Украины (СБУ) не допустить появления в городе монумента, который, по их мнению, был задуман «как постоянно действующий генератор межнациональной вражды, чтобы спровоцировать хаос и анархию в государстве, прежде всего в Одессе». Хотя на самом деле хаос, вражду и анархию нагнетает вовсе не памятник (он физически не в состоянии это сделать), а сами националисты, периодически приезжающие в Одессу из западных регионов Украины и устраивающие здесь дебоши и драки с народом или милицией.
О том, что в город на открытие памятника опять съедутся непрошенные гости и попытаются спровоцировать беспорядки и помешать мероприятию, было хорошо известно. Поэтому рано утром на площадь вышли наряды милиции и представители Войска верных казаков черноморских имени Богдана Хмельницкого, выступающие за восстановление монумента Екатерине II.
К 17.00 у памятника собралось около 1,5 тысяч жителей города и до 1,5 тысяч представителей православной общественности и различных политических сил. Вскоре к площади организованной колонной подошли члены УНА-УНСО, ВО «Свобода», «Тризуба» и «казаки Украинского казачества», которые громко ругались матом и дудели в футбольные дудки. Скандируя лозунги вроде «Катерину в домовину», «одесситы хватит спать, треба свободу добывать» они направились к бойцам спецназа и милиции, окружившим памятник плотным кольцом. Размахивая флагами, с криками «Смерть врагам нации» они начали прорываться к памятнику. Одновременно с тыльной стороны на оцепление напала другая колонна националистов. Впрочем, спецназу удалось отбить обе атаки, но на протяжении пары часов приезжие националисты пытались сорвать торжественные мероприятия. Около 200 представителей Войска верных казаков черноморских и членов «Единого Отечества» в драку не вмешивались – они сжимали в руках российские императорские штандарты и самозабвенно пели «Боже, Царя храни». Самые смелые одесситы, находясь в толпе среди националистов, говорили им, чтоб они убирались из русского города Одессы, на что следовал ответ: «Украина для украинцев» и «Украине – украинскую власть».
Только в 18.00 с монумента основателям города было снято покрывало. Памятник открывали меценат проекта депутат горсовета Руслан Тарпан, заслуженный художник Украины Михаил Рева, депутат Верховной Рады Дмитрий Волошенков и настоятельница Свято-Архангело-Михайловского монастыря игуменья Серафима.
По словам Р.Тарпана, открытие памятника свидетельствует о том, что «мы помним свою историю, а значит, можем с уверенностью смотреть в будущее». Он выразил благодарность всем тем, кто принимал участие в восстановлении монумента и всем одесситам, поддержавшим его в этом деле.
После официального открытия монумента, вытесненные с площади националисты, начали расходиться с криками: «что же вы, одесситы, охраняете московскую Катьку-шлендру». Как заявили затем журналистам их вожаки, теперь они через суд будут добиваться демонтажа памятника, «которому не место на украинской земле».
Торжественное мероприятие завершилось праздничным фейерверком, а несколько сотен одесситов выстроились, чтобы возложить цветы к памятнику и сфотографироваться рядом с ним. Охранять монумент на ночь остались около полусотни милиционеров, спецназовцев.
Вечером, 28 октября торжественное освящение монумента в сослужении духовенства города совершил Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский.
Открытие памятника Императрице в Одессе, подвинуло на подобные действия и жителей других регионов. В Крыму стали громко раздаваться голоса с мнениями о том, что пора бы поставить памятник Екатерине Великой в Симферополе. Это тут же вызвало злобное шипение уже не только «щирых» украинцев, но и крымских татар, движение которых исподволь поддерживается ющенковским режимом – только из-за того, что оно резко непримиримо к России и русским.
Вскоре, как бы в отместку за действия одесситов, украинской властью в срочном порядке было принято решение об установке на месте Полтавской битвы, там, где стоит памятник Петру I и русским воинам, памятника изменнику Мазепе и шведскому королю Карлу XII (можно подумать, что последний когда-либо думал о «незалежной» Украине!). То есть начинается какая-то «война памятников», если это можно так назвать.
События же в Одессе свидетельствуют об одном – несмотря на 15 лет оголтелой русофобской пропаганды на Украине, насильственную украинизацию населения и навязывание ложных кумиров и ценностей, народ не потерял свою «русскость», не забыл, кто есть кто и кто чего стоит. Восстановленный памятник русской Императрице и ее соратникам в городе у Черного моря отныне будет напоминать одесситам и гостям города, откуда пошла Одесса, кто был ее истинным творцом и основателем, в те времена, когда не было еще и в помине такого государства, как Украина, когда не было такой нации, как «украинцы», а были лишь русские. По указу этой Императрицы, было когда-то организовано и переселение запорожцев на Кубань, после того, как был сломлен хребет Османской Турции и возвращен России Крым. Этим было положено начало образованию Черноморского казачьего войска, которое затем стало Кубанским. Потомки тех славных запорожцев живут и сейчас на Кубани и зовутся теперь кубанскими казаками, но в отличие от опереточных «западенцев» не испытывают никаких враждебных чувств к Екатерине Великой, а наоборот, давно уже добиваются возвращения исторического имени своей столице – городу Екатеринодару (пока еще остающемся Краснодаром).
Закончить бы эту статью, хотелось словами камергера и члена Государственного совета России Владимира Иосифовича Гурко (1862-1927) – этнического украинца, считавшего себя русским и не представлявшим будущего Украины вне России. В 1924 году, уже в эмиграции, вспоминая об Украине времен гетмана П.П.Скоропадского, он писал:
«Вся украинская затея была вообще смехотворна: страна и народ, которые в качестве национальных знаменитостей могли выставить лишь поплатившегося жизнью предателя и полуграмотного составителя народных песен, едва ли могут иметь притязание на самостоятельное культурное существование. Когда к этому еще добавляется отсутствие разработанного литературного языка, обязанность которого исполняет народный говор, дополняемый искусственно созданными словами иноземно-галицийского или польского происхождения, то подобные притязания и смешны и жалки».
Эти слова полностью актуальны и сегодня.
Одесса – Санкт-Петербург , Максим Ивлев, Наталья Пономаренко
М. Ивлев
Представитель Союза Православных Граждан Казахстана
в Санкт-Петербурге.