Максим Ивлев. Представитель Союза Православных Граждан Казахстана в Санкт-Петербурге , член Союза журналистов России.
Сергей Уточкин Блеск и нищета главного экстремала Российской империи
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге, в стороне от часто посещаемых туристами захоронений, у глухой кирпичной стены находится старая, забытая всеми могила. Летом вокруг нее заросли бурьяна и мусор, зимой — все занесено сугробами снега. Могила в плачевном состоянии, с варварски вырванным портретом усопшего, но на памятнике, обращенном лицевой стороной к стене соседнего здания, все еще можно разобрать надпись и увидеть на оградке проржавевшие и погнутые авиационные пропеллеры… А похоронен здесь один из первых русских летчиков — Сергей Исаевич Уточкин (1876–1915/16), человек интереснейшей и трагической судьбы.
Дедушка русской авиации
Уточкин прожил короткую и удивительную жизнь. Наверное, живи он сейчас, ему более всего подошло бы прозвание «шоумена от авиации», до того искрометными и лихими были его воздушные представления и полеты. Он родился 30 июня (12 июля по новому стилю) 1876 года в солнечной Одессе, в купеческой семье. С юности увлекался боксом, борьбой, верховой ездой, плаванием, фехтованием, роликами, авто- и мотоспортом... Он сам писал, что занимался пятнадцатью видами спорта, в каждом из которых добивался значительных успехов. Был чемпионом России и завоевал Большой приз по велоспорту на международных соревнованиях в Лиссабоне. Затем увлекся воздухоплаванием. В 1907 году совершил первый самостоятельный полет на воздушном шаре в Одессе, а затем восемь полетов над пустыней Сахара. В 1909 году взял на борт в качестве пассажира своего воздушного шара известного писателя Александра Куприна, который затем написал о нем: «Из многих, виденных мною людей он — самая яркая по оригинальности и по душевному размаху фигура». Во время еврейских погромов в Одессе, спасая от распоясавшейся толпы хулиганов старика-еврея, получил удар ножом в спину, после чего полтора месяца провалялся в больнице. Логика его дальнейшей спортивной карьеры неминуемо должна была привести к авиации, к которой он испытывал огромный интерес начиная с первых полетов братьев Райт. И он пришел к ней…
Рыжий кумир
15 (28) марта 1910 года Уточкин совершил свой первый полет на самолете «Фарман-IV». Вскоре после этого предпринял авиатурне по Киеву и Харькову, Варшаве и Лодзи, Петербургу, Нижнему Новгороду, Ростову-на-Дону, Кишиневу, Тифлису и Баку. В августе 1910 года испытывал самолеты на заводе «Дукс» в Москве. В сентябре этого же года на 1-м Всероссийском празднике воздухоплавания завоевал 2-й приз за точность приземления. Купив во Франции двигатель, он сам построил самолет-биплан по типу «Фармана», на котором совершал полеты над Одессой и Черным морем. В 1910–1911 годах поднимался в небо во многих городах России и за рубежом — в Греции и в Египте, где летал над Каиром и пирамидами. Полеты Уточкина наблюдали видные впоследствии российские авиаконструкторы и летчики: Климов (в Москве), Поликарпов (в Орле), Сухой (в Гомеле), Нестеров (в Тифлисе), Королев (в Нежине)... В июле 1911 года Уточкин участвовал в грандиозном для того времени перелете Петербург — Москва. Поднявшись с Коломяжского аэродрома, несколько самолетов взяли курс в сторону Москвы. Долетели не все. Один летчик погиб, трое были искалечены. Сам Уточкин потерпел аварию в Новгородской губернии, под Крестцами, — его аэроплан врезался в берег реки и развалился на мелкие части. Авиатор получил перелом ключицы, вывих колена и многочисленные ушибы, но чудом остался жив. Огненно-рыжего и веснушчатого Уточкина узнала и полюбила тогда вся Россия. Он стал кумиром публики. Еще при жизни о нем выходили статьи и книги, а в советское время был снят художественный фильм «В мертвой петле» с Олегом Стриженовым в главной роли. Его воздушные приключения и кульбиты на грани хулиганства надолго стали предметом шуток и обсуждений. Своим поведением Уточкин предвосхитил подобные же трюки советского летчика Валерия Чкалова.
Карьеру сломала жена
В 1913 году авиатора постигла личная драма, сломавшая его карьеру и судьбу, — безумно любимая им жена ушла от него к его хозяину — владельцу одесского авиационного завода Артуру Анатра. В жизни Уточкина появились наркотики — гашиш и кокаин, которыми он пытался заглушить тоску и боль. Потом летчик уехал в Петербург, и вскоре его задержали у подъезда Зимнего дворца, где он требовал от швейцара пропустить его к императору Николаю II, якобы ожидающему его. Уточкина доставили в психиатрическую больницу в Питере, оттуда отправили в лечебницу в Одессу, а затем под Кишинев. С тех пор жизнь его превратилась в сплошные мытарства — клеймо безумца и сумасшедшего преследовало его до конца дней. Начавшаяся в августе 1914 года Великая война (так называли тогда Первую мировую войну) пробудила в Уточкине новые надежды. Он весь горел желанием попасть на фронт, в авиацию, веря, что его знания и опыт будут востребованы в Русской армии. Но куда бы ни обращался летчик, всюду получал отказ — его считали не вполне нормальным для такого дела, и даже вполне благоприятные отзывы врачей не убедили военные призывные комиссии. Уточкин опять вернулся в Петроград. Жил там в полной нищете, часто голодный, не имея возможности заплатить 15 рублей квартирной хозяйке, угрожавшей выгнать его на улицу. А ведь еще недавно в свои лучшие времена во время блистательных воздушных шоу этот человек зарабатывал десятки тысяч и щедро раздавал деньги всем нуждающимся и просителям! Уточкин перебивался случайными заработками от выигрышей на бильярде — благо он мастерски владел кием. Пытался устроиться на авиационные заводы, уже не летчиком-испытателем, а хотя бы надсмотрщиком или даже рабочим. Посылал в разные инстанции свои авиационные проекты.
Инстинкт борьбы
В конце концов настойчивость Уточкина достигла цели — ему присвоили звание прапорщика и зачислили инструктором в Петроградскую школу авиации. Он снова получил возможность заниматься своим любимым делом — летать. «Хочу летать, бросать вызов природе. Инстинкт борьбы, владеющий всем живым, увлекает меня на этот бой, для одного меня лишь опасный, бескровный для других. Рано или поздно я должен слиться с природой, но пока это случится — буду всячески издеваться над ней и, мстя за грядущую неизбежность, обнимая ее всю, владеть», — писал он когда-то. …В декабре 1915 года, во время полетов над Петроградом,
Сергей Исаевич жестоко простудился и был отправлен в больницу Св. Николая Чудотворца на Мойке — ту самую, куда он впервые попал летом 1913-го. Там он и скончался от воспаления легких в ночь на новый, 1916-й год (31 декабря 1915-го — 13 января 1916-го по новому стилю). Его похоронили на Никольском кладбище при большом стечении народа, в петроградских и одесских газетах появились некрологи. Людям, близко знавшим Уточкина, не верилось, что ушел из жизни этот большой, веселый и сильный человек.
Короткая память потомков …
И вот теперь, по прошествии девяноста лет, на центральном питерском кладбище оказалась полуразрушенной и забытой всеми его могила… Глядя на нее, обидно становится за наше отношение к собственной истории и относительно недавнему прошлому. Поневоле задаешься вопросом: а где же современные коллеги и наследники летчика Уточкина? Неужели руководству компании «Россия», аэропорта «Пулково», командованию Военно-воздушными силами нет дела до заброшенной могилы пионера русской авиации? Ведь не нужно очень много усилий и средств на приведение ее в надлежащий порядок (кстати, могилу можно было бы показывать многочисленным туристам, посещающим кладбище Александро-Невской лавры). Конечно, не надо возводить на этом месте помпезных монументов, какие сооружены неподалеку на могилах недавних «вождей демократии» — Собчака, Маневича, Старовойтовой (установленных, кстати, на чьих-то старых захоронениях этого же кладбища!), но вложить хоть немного средств в сохранение памяти о Сергее Уточкине современные авиаторы, его коллеги и наследники просто обязаны!
Сравните: Небесного мечтателя чтят на Украине
Совсем иное отношение к талантливому русскому летчику Уточкину на его родине, в Одессе, городе, находящемся ныне на территории, мягко скажем, «недружелюбного» к России и русской истории государства. В
2000 году на улице Дерибасовской в доме 22 была закончена реконструкция кинотеатра, которому было возвращено первоначальное название «Уточ-кино» (иллюзион был открыт 3 октября 1913 года братьями Сергея Уточкина, в советское время, он, естественно, носил другие названия — «Червоний лiтун», «Красный железнодорожник» и т. д.). А 2 сентября 2001 года там же, на Дерибасовской, у входа в кинотеатр «Уточ-кино» торжественно открыли изящный бронзовый памятник Сергею Уточкину работы местного одесского скульптора Александра Токарева. На бронзовой доске под памятником надпись: «Кумиру Одессы, воздухоплавателю и мечтателю Сергею Уточкину — благодарные потомки».
«МК в Питере» № 37(866), 9 – 16 сентября 2009г. http://www.mk-piter.ru/2009/09/09/017/