Максим Ивлев, Алексей Кузинков
Литературное творчество Петра Николаевича Краснова представляет собой огромный, чрезвычайно разноплановый и еще сравнительно малоисследованный пласт русской литературы конца XIX – первой половины XX века.
Краснов был чрезвычайно плодовитым писателем, и его неиссякаемая работоспособность просто поражает – только вышедшие отдельными изданиями его произведения составляют десятки томов! Причем, надо учесть, что частенько работать ему приходилось в условиях совершенно неподходящих для творчества, вдали от тиши кабинетов и библиотек.
Среди этих трудов есть антикоммунистическая публицистика и повести с авантюрно-приключенческим сюжетом, исторические романы и произведения в жанре фантастики и альтернативной истории, путевые дневники, воспоминания, исторические исследования, романы и повести из современной ему жизни и специальные военные работы. Пожалуй, только стихов и поэм не найдем мы в его обширном литературном наследии.
Хорошо известно, что Краснов очень рано начал заниматься литературой – впервые он стал писать еще гимназистом в двенадцатилетнем возрасте, когда выпускал в нескольких экземплярах домашний журнал «Юность», где сам выступил в роли автора, редактора и издателя, опубликовав в нем детские рассказы на темы из русской истории. Несомненно, что он имел наследственные способности к литературе. Первым за перо взялся еще его дед – генерал Иван Иванович Краснов, а отец его, Николай Иванович, Генерального штаба генерал-лейтенант, уже вполне профессионально работал на ниве литературы и опубликовал несколько художественных произведений и исследований по истории казачества. Два брата Петра Краснова – Андрей Николаевич и Платон Николаевич также оставили свой яркий след в науке и литературе.
17 (29) марта 1891 года молодой хорунжий Лейб-Гвардии Атаманского полка Петр Краснов опубликовал свою первую, из числа многих сотен последующих, статью – «Казачий шатер - палатка полковника Чеботарева» в официальной газете Военного министерства «Русский Инвалид». Этот день знаменует собой начало литературно-публицистической деятельности будущего писателя. С этого времени его статьи и очерки под общим для тех лет названием «фельетоны» регулярно помещаются на страницах этого издания. В последующем он начинает публиковаться в «Петербургском Листке», «Биржевых Ведомостях», «Петербургской Газете», «Отдыхе», «Военном Сборнике», «Военном Обозрении», «Военном Журнале», «Разведчике», «Вестнике Русской Конницы», «Русском Кавалеристе», «Руси», «Новом Времени», «Вокруг Света», «Ниве» и приложениях к ней.
В 1893 году выходит из печати первая книга Краснова – сборник «На озере». Тема казачества и вообще воинской службы на длительное время становится главной в творчестве молодого писателя, а начиная с 1896 года книги его выходят практически ежегодно.
В «Русском Инвалиде» Краснов, помимо собственного имени, часто пользуется псевдонимом «Гр.А.Д.». Тайна этого псевдонима проста – «Град» - это было имя его любимой скаковой лошади Стрелецкого государственного завода, верно прослужившей Краснову много лет.
В 1901 году, в качестве корреспондента «Русского Инвалида» Краснов следит за ходом Боксерского восстания в Китае, а в 1904–1905 годах, опять же, как военный корреспондент находится на театре военных действий Русско-Японской войны. Здесь следует отметить, что, будучи военным корреспондентом П.Н.Краснов не только регулярно публиковал в газете статьи под общей рубрикой «На войне», но и неоднократно лично участвовал в боевых операциях под Ляояном, на реке Шахэ и под Мукденом. Репортажи Краснова с Дальнего Востока обратили на себя внимание Николая II и по прибытии с войны в Петербург, он был приглашен в Царское Село на аудиенцию к Императору, о чем осталась запись в дневнике последнего.
Кстати, парируя многим прошлым и нынешним псевдо-знатокам Краснова, следует здесь привести только одно из очень многих его высказываний, свидетельствующее о крайне уважительном, если не сказать благоговейном, отношении Донского атамана к личности покойного Императора:
«Государь Император знал и меня лично. Мне приходилось иметь счастье неоднократно представляться Его Величеству. Я подносил Государю для Него и для Наследника Цесаревича Алексея Николаевича свои труды – «Атаманскую Памятку», «Картины былого Тихого Дона», «По Азии» и «Год войны». Государь постоянно читал фельетоны, подписанные «Гр.А.Д.», и некоторые возвращались Военному министру с собственноручной отметкой Государя синим карандашом, требовавшей справки. Знала меня и Государыня Императрица Мария Федоровна» (П.Н.Краснов «На рубеже Китая», Париж, 1939, стр. 8-9). Причем написано это было в эмиграции и много лет спустя после революции и Гражданской войны, в самом преддверии Второй Мировой, когда ничто казалось уже не связывало с присягой и моральным долгом к бывшему царю.
Стоит отметить, что помимо основной своей воинской службы и работы в качестве корреспондента и писателя, с 1908 по 1911 год П.Н.Краснов был помощником редактора журнала «Вестник Русской Конницы», издаваемого при Офицерской кавалерийской школе в Петербурге.
Во время Первой Мировой (или, как тогда говорили – Великой) войны, Краснов, почти все время находясь в гуще боевых действий, тем не менее умудряется не бросать и литературных занятий. Видимо это уже вошло у него в естественную жизненную необходимость. Он переиздает несколько своих произведений, а в госпитале, после ранения, приступает к написанию замечательного сборника новелл «Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской Армии», завершенного уже в эмиграции в 1923 году. Поэзия в прозе – именно так можно охарактеризовать это проникнутое тончайшим лиризмом, потрясающее жестокой правдой произведение, ставшее заслуженно своего рода реквиемом старой Императорской армии.
Даже в грозовые годы Гражданской войны генерал Краснов успевает что-то написать и опубликовать. Еще в конце 1917 года, в Великих Луках, он составил «Описание действий 3-го Конного корпуса под Петрогра¬дом против Советских войск с 25 октября по 8 ноября». Это «Описание», в котором были воспроизведены все приказы самого Краснова и главковерха Керенского, все телеграммы и юзограммы, относящиеся к походу было напечатано в количестве 100 экземпляров в типографии штаба корпуса. При разгроме штабного эшелона в Царицыне все книги были уничтожены, а единственный экземпляр, остававшийся у Краснова был передан им известному кадету П.Н.Милюкову и пропал впоследствии в Киеве.
Скрываясь весной 1918 года от большевиков в станице Константиновской на Дону, Краснов пишет там свой приключенческий роман «У подножия Божьего трона». На следующий год роман был напечатан в Новочеркасске, тиражом тысяча экземпляров и разошелся по рукам, почти не поступая в продажу.
В сентябре 1919 года Краснов прибыл из Эстонии в Северо-Западную армию генерала Н.Н.Юденича, где не получив никакой строевой должности занялся пропагандой и стал помогать знаменитому русскому писателю А.И.Куприну редактировать белогвардейскую газету «Приневский Край», название которой он сам же и придумал. В газете он публикует страстные и яркие статьи в антибольшевистском и патриотическом духе.
В эмиграции проявился настоящий расцвет творчества Петра Николаевича Краснова. Лишенный возможности сражаться на поле брани, главным своим оружием в это время он сделал литературное перо. Проживая в Париже и Берлине, он пишет в этот период свои лучшие романы, повести, статьи и исследования.
Уже в 1921 году, в первом томе «Архива Русской революции», издававшимся И.В.Гессеном в Берлине, выходят воспоминания Краснова о событиях 1917 года – «На внутреннем фронте». Эти воспоминания частично заполнили лакуну, образовавшуюся после гибели всего тиража «Описаний действий 3-го Конного корпуса под Петроградом», уничтоженного большевиками. Они издавались потом множество раз и даже были перепечатаны пиратским способом в СССР издательством «Прибой» в Ленинграде и в сборнике «Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев».
На следующий год, в том же «Архиве Русской революции», в томе пятом выходит продолжение этих воспоминаний – «Всевеликое Войско Донское», также переизданное потом много раз.
Наверное, самое значительное произведение автора – роман в четырех томах «От Двуглавого Орла к красному знамени» вышел первым изданием там же, в Берлине в 1921 году. Роман этот писался начиная с весны 1918 года, и сразу же по выходу в свет завоевал блистательный успех у публики. Роман выдержал несколько изданий в Зарубежье только на русском языке – дважды в Берлине, а также в Риге, Нью-Йорке и Сан-Франциско. По некоторым сведениям, малым тиражом, в первой половине 20-х годов он был переиздан в СССР «для служебного пользования». Был переведен на двенадцать иностранных языков и уже в середине 20-х годов экранизирован. Это поистине грандиозная эпопея русской жизни конца XIX - начала XX века, охватывающая войны и революции, эпопея, которую сравнивали с толстовской «Войной и миром», как по заданию, так и по исполнению.
По вполне понятным причинам, роман этот не могли увидеть и прочитать граждане страны Советов – он был снят со спецхрана только в 1990 году, а с тех пор уже несколько раз переиздан в России.
Благодаря тому, что многие произведения Краснова имели несомненный коммерческий успех, он мог позволить себе относительно безбедно проживать в Европе, исключительно за счет литературных публикаций. Книги у него выходили каждый год, не считая переизданий и многочисленных переводов на все европейские языки. Только на немецкий было переведено полтора десятка его повестей и романов и по весьма приблизительным оценкам, в одной только Германии было продано более двух миллионов его книг. Некоторые произведения добивались престижных международных призов, как, например роман «Ненависть», получивший в 1936 году третью премию французского Католического Института за «лучший антибольшевистский роман».
Наверное, первые попытки создания библиографии Петра Николаевича Краснова были сделаны им самим в 30-х годах, когда в выходивших книгах были перечислены многие произведения автора изданные в Зарубежье. В 1968 году редактором эмигрантского кадетского журнала «Военная Быль» Алексеем Герингом была предпринята попытка перечислить основные произведения Краснова, изданные в эмиграции в «Материалах к библиографии Русской военной печати за рубежом» (Париж, 1968). В последние годы составить полную библиографию произведений Краснова опубликованных за границей неоднократно предпринимал ростовский исследователь казачьего Зарубежья Константин Николаевич Хохульников в серии изданных им книг.
Сейчас же мы постарались привести в хронологическом порядке список основных произведений Петра Краснова, выпущенных отдельными изданиями не только в эмиграции, но и в дореволюционной России, а также в период гражданской смуты. В этот список не входят произведения, переизданные с начала 90-х годов в нынешней России и других странах СНГ. Список в основном, охватывает только первые издания и, как видится нам, на сегодняшний день наиболее полный, но несомненно нуждающийся в уточнениях и исправлениях.
Следует отметить, что многие книги П.Н.Краснова изданные в эмиграции выходили без указания места или даты издания, и поэтому здесь могут быть некоторые разночтения.
Библиография Петра Николаевича Краснова
(В хронологическом порядке)
1. «На озере». СПб, 1893 - сборник (повесть и рассказы).
2. «Атаман Платов». СПб, 1896 - исторический роман в двух частях.
3. «Донцы. Рассказы из казачьей жизни». СПб, 1896, (второе издание - СПб, 1909).
4. «Донской казачий полк сто лет тому назад». СПб, 1896.
5. «Казаки в начале XIX века». СПб, 1896 - исторический очерк.
6. «Ваграм. Очерки и рассказы из военной жизни». СПб, 1898, (второе издание - СПб, 1909).
7. «Атаманская памятка. Краткий очерк истории Л.-Гв. Атаманского Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича полка. 1775-1900». СПб, 1898, (второе издание - СПб, 1900).
8. «Казаки в Африке. Дневник начальника конвоя Российской Императорской миссии в Абиссинии в 1897-98 году». СПб, 1899, (второе издание под названием «Казаки в Абиссинии», СПб, 1900, третье издание - СПб, 1909).
9. «Суворов. История генералиссимуса, князя Италийского, графа Рымникского Александра Васильевича Суворова для юношества, народа, солдат и народных чтений». СПб, изд. журнала «Отдых», 1900.
10. «Борьба с Китаем. Популярный очерк столкновения России с Китаем в 1901 году». СПб, издание газеты «Русское чтение», 1901.
11. «Любовь абиссинки и другие рассказы». СПб, 1903.
12. «По Азии. Путевые очерки Манчжурии, Дальнего Востока, Китая, Японии и Индии». СПб, 1903.
13. «Памятка о русских героях. Смерть рядового 284-го пехотного Чембарского полка Василия Рябова». Асхабад, издание К.М.Федорова, 1904.
14. «Год войны. 14 месяцев на войне. Очерки Русско-Японской войны с февраля 1904 года по апрель 1905 года». СПб, том 1 - 1905, том 2 - 1911.
15. «Затмение». СПб, 1905 – рассказ.
16. «Погром». СПб, 1907, (второе издание - Пг., 1915) - роман из Русско-Японской войны.
17. «Картины былого Тихого Дона». СПб, 1909, (второе издание - Новочеркасск, 1913).
18. «Сборник повестей и рассказов в двух томах». СПб, книгоиздательство «Национализм и прогресс», том 1 - 1909, том 2 - 1910 (1 том: «В манчжурской глуши»; «Сотник гроба Господня»; «Темною душною ночью»; «Баклановский суд»; «Маленькая подвела»; «Клодина уходит»; «Окровавленные руки»; «Рождество под Араратом»; 2 том: «Элла Рулит»; «Оболдуй»; «Тринадцать»; «Страшно и смешно»).
19. «Российское победоносное воинство. Краткая история русского войска от времён богатырей до Полтавской победы». СПб, 1910.
20. «Русско-Японская война. Восточный отряд на реке Ялу. Бой под Тюренченом». СПб, 1911.
21. «Записная книжка 1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка». Место издания - Верный или Джаркент, 1911.
22. «Донцы и Платов в 1812 году». М., 1912.
23. «Мир тайн. Повести из таинственной жизни и мистических явлений». СПб, 1913 (переиздание 1-го тома «Сборника повестей и рассказов в двух томах», СПб, 1909).
24. «Выездка строевой казачьей лошади. Опыт руководства выездки молодой лошади в четыре месяца на уздечке и под казачьим седлом». Пг., 1914.
25. «Памяти подвигов Донского казачьего Мельникова 5-го полка. Его потомки 10-й Донской казачий генерала Луковкина полк. 1812 – 1814 – 1914. Опыт исторического очерка». Замостье, Холмской губернии, 1914.
26. «В житейском море. Судьба трех офицеров». Пг., 1915 (роман ранее печатался в газете «Русский Инвалид» в 1911-1913, второе переработанное издание - Париж, изд. Главного Правления Союза русских военных инвалидов, 1961).
27. «Фарфоровый кролик. Волшебная песня». Пг., 1915 - сборник повестей для детей и юношества.
28. «О славных боевых днях 1914-1915 годов Донского казачьего генерала Луковкина полка». Пг., 1915.
29. «Описание действий 3-го Конного корпуса под Петрогра¬дом против Советских войск с 25 октября по 8 ноября». Великие Луки, 1917 (описание было напечатано в 100 экземплярах в типографии штаба корпуса и не сохранилось ни одного экземпляра).
30. «Степь». Новочеркасск, 1919, (второе издание - Берлин, издание «Град Китеж», 1922) – сборник рассказов.
31. «У подножия Божьего трона». Новочеркасск, издательство «Часовой», 1919.
32. «На внутреннем фронте». // «Архив русской революции», том 1, Берлин, 1921 (впоследствии неоднократно переиздано, в том числе и пиратским способом в СССР в 1925, 1926 и 1927).
33. «От Двуглавого Орла к красному знамени. 1894-1921». Том 1-4, Берлин, издательство Ольги Дьяковой, 1921 (второе издание, переработанное и исправленное - Берлин, издательство О.Л. Дьяковой и Ко., 1922, последнее зарубежное издание - Нью-Йорк, «Всеславянское издательство», 1960-1972).
34. «Терунешь (Любовь абиссинки). Аска-Мариам». Берлин, издательство «Литература», 1921 (второе издание – лагерь Шлайсгайм, близ Мюнхена, издательство «Златоуст», 1947) – сборник.
35. «Открытое письмо казакам» [№1]. Берлин, 1921.
36. «Всевеликое Войско Донское». // «Архив русской революции», том 5, Берлин, 1922 (впоследствии неоднократно переиздано).
37. «Казачья «Самостийность»». Берлин, издательство «Двуглавый орел», 1922 (первое издание в журнале «Двуглавый Орел», № 25, 1/14 февраля 1922, Берлин).
38. «Открытое письмо казакам № 2». Берлин, 23 марта/5 апреля 1922.
39. «За чертополохом». Берлин, издательство Ольги Дьяковой и Ко., 1922 (второе издание - Рига, издательство «Грамату Драугс», 1928) - фантастический роман.
40. «Амазонка пустыни». Берлин, издание Сияльского и Крейшман, 1922 (второе издание - Берлин, издательство «Фремдшпрахенферлаг», 1945) - переработанное издание повести «У подножия Божьего трона», Новочеркасск, 1919.
41. «Открытое письмо казакам № 3». Мюнхен, 1922.
42. «Опавшие листья». Мюнхен, издательство «Медный всадник», 1923.
43. «Открытое письмо казакам № 4». Париж, 19 ноября 1923.
44. «Тихие подвижники. Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской Армии». Варшава, 1924 (первое издание в альманахе «Русская Летопись», кн. 6, Париж, 1924) - сборник очерков.
45. «Армия». Белград, издательство «Старое время», 1924 – брошюра.
46. «Понять простить». Мюнхен, издательство «Медный всадник», 1924 (второе издание - Лондон, 1928) - продолжение романа «Опавшие листья».
47. «Открытое письмо казакам № 5». Сантени, 25 сентября/8 октября 1924.
48. «Единая-Неделимая». Берлин, издательство «Медный всадник», 1925.
49. «Открытое письмо казакам № 6». Сантени, 1925.
50. «Всё проходит». Том 1,2, Берлин, издательство «Медный всадник», 1925, 1926.
51. «Открытое письмо казакам № 7». Сантени, 1926.
52. «С нами Бог!». Том 1-2, Берлин, издательство «Медный всадник», 1927.
53. «Открытое письмо казакам на Дон № 8». Сантени, 1927.
54. «Душа армии. Очерки по военной психологии». Берлин, издательство «Медный всадник», 1927.
55. «Картины Императорской России. 1896-1917». Париж, 1927 – брошюра.
56. «Белая свитка». Берлин, 1928.
57. «Мантык - охотник на львов». Париж, 1928 - повесть для детей и юношества.
58. «С Ермаком на Сибирь!». Париж, издание В.Сияльского, 1929 - повесть для детей и юношества.
59. «Largo». Париж, издание В.Сияльского, 1930 – роман, первая часть трилогии.
60. «Выпашь». Париж, издание Е.Сияльской, 1931 - роман, вторая часть трилогии.
61. «Подвиг». Том 1-2, Париж, издание Е.Сияльской, 1932, роман, третья часть трилогии.
62. «Цесаревна». Париж, издание Е.Сияльской, 1933 - исторический роман.
63. «Ненависть». Париж, издательство Е.Сияльской, 1934 – роман.
64. «Екатерина Великая». Париж, издательство В.Сияльского, 1935 - исторический роман.
65. «Смена. Драма из жизни русских эмигрантов». 1935 (поставлена в середине 30-х годов в Париже, Белграде и Праге).
66. «Домой! На льготе». Париж, издательство В.Сияльского, 1936 - роман.
67. «О чуде. Личные переживания». Чехословакия, Русская церковная типография преп. Иова Почаевского, 1936.
68. «Накануне войны. Из жизни пограничного гарнизона». Париж, издание Главного Правления Зарубежного Союза русских военных инвалидов, 1937 - воспоминания.
69. «Цареубийцы. 1-го марта 1881-го года». Париж, издание В.Сияльского, 1938 - исторический роман.
70. «На рубеже Китая». Париж, издание Главного Правления Зарубежного Союза русских военных инвалидов, 1939 – воспоминания.
71. «Ложь». Париж, издание В.Сияльского, 1939 – роман.
72. «Пять рассказов. Поездка на Ай-Петри и другие рассказы: Лунною ночью. Труп. Хильда. Письма матери», б.м., б.г.
73. «Великий князь Николай Николаевич».
74. «Павлоны. 1-е Военное Павловское училище полвека тому назад». Париж, издание Главного Правления Зарубежного Союза русских военных инвалидов, 1943 (воспоминания ранее печатались в газете «Русский Инвалид», Париж в 1938).
75. «Исторические очерки Дона». Часть 1-я: «Всевеликое Войско Донское», выпуски 1-4, Берлин, издание журнала «На казачьем посту», 1943-1944.
76. «Казачьи песни». Берлин, издание журнала «На казачьем посту», 1944 - сборник под редакцией П.Н. Краснова.
77. «Казачьи войска». Берлин, 1944 – брошюра на немецком языке.
Неизданные произведения П.Н. Краснова
1. «Погибельный Кавказ».
2. «Между жизнью и искусством».
Фотолитография в заголовке - Начальник 2-й Сводной казачьей дивизии генерал-майор Петр Николаевич Краснов. Июль 1915 - июнь 1917
В заключение необходимо упомянуть о том, что в рукописях остались подготовленные П.Н. Красновым в конце 30-х годов романы «Погибельный Кавказ» и «Между жизнью и искусством». Эти рукописи хранились у вдовы Петра Николаевича - Лидии Федоровны Красновой, скончавшейся 23 июля 1949 года в Вальхензее, близ Мюнхена, а затем, вероятно, у внучатого племянника Краснова - Николая Николаевича Краснова. Во всяком случае, Николай Николаевич очень хотел издать эти произведения своего деда, но неожиданно наступившая смерть 22 ноября 1959 года в Буэнос-Айресе помешала ему выполнить эту задачу.
Возможно, что следы этих произведений следует искать у проживающей ныне в Аргентине племяннице Николая Николаевича Краснова доктора Ирины Вербицкой. Как кажется нам – это единственная зацепка найти сейчас неизвестные доныне труды П.Н.Краснова.
И еще об одном факте, непосредственно связанном с творчеством Петра Краснова… В 2007 году в прокат был выпущен довольно бездарный российский фильм-боевик «Золото Кольджата». Режиссер фильма – Дмитрий Орлов, то ли по незнанию (во что трудно верится), то ли умышленно, нигде даже не упомянул о том факте, что фильм этот снят по мотивам известного приключенческого романа П.Н.Краснова «Амазонка пустыни», выдержавшего несколько изданий и переведенного в свое время на десять европейских языков.