Павел Темников, член правления Союза Православных Граждан Казахстана
С момента своего утверждения на Руси, Православная церковь являлась неиссякаемым источником духовных и нравственных сил, которые на протяжении многих веков способствовали укреплению национального самосознания русского народа, утверждению его государственного бытия и сохранению преемственности в традициях и культуре. Важнейшей миссией Русской Православной церкви всегда являлось служение национальным интересам России. На протяжении веков деятельность русской церкви была направлена на сохранение и укрепление целостности государства, стабильности его развития, поддержание духовной и нравственной чистоты народа.
В отличие от Восточной Римской империи, не имевшей национального характера, в России союз Церкви и Государства обрел особую прочность, ибо укоренился на национальной почве. Русская церковь и православное духовенство никогда не стояли в стороне от событий, переживаемых родным Отечеством, и во все времена были неразрывно связаны с судьбами своего народа и государства.
Лучшие представители русского православного духовенства во все времена стояли в авангарде борцов за свободу и честь родной Отчизны, являли собой образцы мужества, рыцарской храбрости и жертвенного служения своему, народу. Личным примером священнослужители вдохновляли русское воинство на победы и ратные подвиги. Своим скромным и самоотверженным трудом они вписали немало героических страниц в историю России. Заслуги православных служителей перед престолом и Отечеством отмечались различными орденами и медалями существовавшими в Российской Империи в тот или иной период. Однако особых знаков отличия (орденов и медалей) предназначенных специально для награждения представителей духовенства до начала 19 века не существовало. Поводом для учреждения первой награды для священнослужителей стала Отечественная война 1812 года, потребовавшая от России титанического напряжения, духовных и физических сил. Благодаря всенародному патриотизму, мужеству и героизму воинов Русской Армии, войска Наполеона и его союзников были разгромлены, а Россия спасена от разорения и порабощения. Свой посильный вклад в дело общенародной борьбы с иноземными захватчиками внесли и представители православного духовенства. Их участие в Отечественной войне 1812 года было отмечено специальным знаком отличия. 30 августа 1814 года Манифестом Императора Александра I для представителей русского православного духовенства был учрежден медный крест с изображением " всевидящего ока", датой "1812 год" и надписью "Не нам, не нам, а имени Твоему". В императорском Манифесте пояснялось: "... в знак благоволения к вере и любви к Отечеству, да носить на персях своих (т.е. на груди) начиная от Верховного пастыря включительно до священника, нарочно утвержденный для этого крест с надписью "1812 год". Крест носился на черно-красной ленте ордена св. Владимира. Награды удостоилось более 39 тыс. священнослужителей, а вручение крестов продолжалось в течение нескольких лет.
Очередным суровым испытанием твердости духа и мужества русского воинства стала Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. Два с половиной года Россия в одиночку сражалась с объединенными силами "великих держав". Как и прежде, рядом с воинами были их духовные отцы. Военные священники не имели оружия. Их оружием было слово, вдохновлявшее защитников Отечества на подвиги и свершения. Вместе с Армией и Флотом священники делили все тяготы военного лихолетья.
Подвиги многих военных пастырей вписаны яркими страницами в летопись Восточной войны и всегда будут служить замечательным примером героизма, самоотверженности и верности долгу.
26 августа 1856 года для священнослужителей принимавших участие в Восточной войне, или внесших значительный вклад в дело борьбы с врагами был учрежден особый знак отличия в виде медного креста на черно-красной (Владимирской ленте). В центре креста помещался обрамленный сиянием медальон с изображением "всевидящего ока", увенчанные коронами императорских вензелей "На" и датами " 1853-1854-1855-1856". На оборотной стороне медальона надпись " На Тя, Господи, уповахомъ, да не постыдимся во веки". Наперсным крестом "В память войны 1853-1856 гг." было награждено около 40 тысяч представителей русского православного духовенства. К середине 19 века, благодаря многолетним военно-политическим усилиям России, значительная часть территории Закавказья была освобождена от ирано-турецкого ига. Для возрождения и укрепления христианства на освобожденных от чужеземных поработителей землях в 1860 году было образовано "общество восстановления православного христианства на Кавказе". Распространение христианства в Закавказье было связано с именем святой Нины, которая в IV веке проповедовала в Грузии Евангелие Христово. В честь легендарной просветительницы Грузии, для награждения лиц, принимавших активное участие в восстановлении православия на Кавказе, был учрежден знак отличия святой равноапостольной Нины - серебряный, украшенный терновыми ветвями и разноцветными эмалями ажурный крест на светло-лиловой Муаровой ленте. Знак отличия святой Нины делился на 4 степени. Кресты высших степеней (1-я и 2-я) носились на шее, низших - на груди.
В начале 20 века на территории Российской империи и за ее пределами существовало несколько различных по своей активности православно-патриотических союзов, обществ и духовных братств. Основой деятельности этих организаций являлось создание христианско-просветительских кружков, религиозно-нравственное воспитание народа и распространение православного христианства не только на окраинах России и за границей. Многие общества, союзы и братства учреждали собственные награды в виде нагрудных знаков и крестов. Наиболее интересными по замыслу и содержанию являлись знаки отличия Камчатского, Карельского, и Северо-Американского Православных братств. Духовно-просветительская и миссионерская деятельность представителей русского православия в Сибири была отмечена учрежденным в 1901 году знаком отличия "3а содействие духовному просвещению Сибири".
В 1909 году в России прошли масштабные торжества, посвященные 200-летию Полтавской победы. Гораздо скромнее отмечалось 25-летие церковно-приходских школ. Однако, несмотря на скромность события, 29 мая 1909 года Указом (повелением) Императора Николая II была учреждена серебряная медаль "В память 25-летия церковно-приходских школ". Медалью награждались члены Синода и все состоящие па службе к 13 июня 1909 года штатные чины центральных и епархиальных управлений духовного ведомства, а также ректоры духовных семинарий и духовных училищ, при которых имелись церковно-приходские школы. На лицевой стороне медали изображены профили императоров Александра III и Николая II, на оборотной - раскрытая азбука, православный крест и даты "1884-19091 год". Медаль носилась на левой стороне груди на комбинированной Александровско-Владимирской ленте (сложное сочетание различных по ширине красных и черных полос).
Незабываемым событием в истории императорской России стало грандиозное празднование 300-летия воцарения дома Романовых. Памятью об этом событии стали учрежденные в 1913 году бронзовая медаль на черно-желто-белой ленте и увенчанный шапкой Мономаха серебряный крест для представителей православного духовенства. Крест " В память 300-летия царствования дома Романовых" стал последним имперским знаком отличия для священнослужителей русской православной церкви.
Следующая награда для представителей духовенства появилась уже в годы гражданской войны. В 1919 году по инициативе религиозно-патриотических организаций Сибири началось формирование добровольческих православных дружин из представителей духовенства. Наиболее значительными формированиями были дружины братства " Святого Креста". Со второй половины 1919 года дружины стали важным элементом в организации антибольшевистской борьбы на территории Сибири и Дальнего Востока.
Для награждения дружинников отличившихся в боях с красными партизанами и частями Красной Армии был, учрежден необычный знак отличия - нагрудный серебряный ( или бронзовый) щиток с изображением креста и надписью: " Сим побидиши". Этот необычный знак отличия был единственной и последней наградой для духовенства учрежденной в годы Гражданской войны