Протоиерей Владимир Горидовец
Протоиерей Николай Фомич Околович родился 4 мая 1863 года в д.Ужлятино Витебского уезда в семье псаломщика. С 1873 года по 1877гг. учился в Витебском духовном училище, а с 1877 по 1883гг. – в Витебской духовной семинарии, которую окончил по первому разряду. В 1883-1887гг. обучался в Московской Духовной Академии, которую окончил магистрантом.
С 6 октября по 4 декабря 1887 года Николай служил столоначальником Полоцкой Духовной консистории. С 4 декабря 1887 года Николай Околович указом Преосвященного Маркелла (Поппеля), епископа Полоцкого и Витебского, назначен на должность противо-раскольнического миссионера Полоцкой епархии и по 4 марта 1889 года жил в г.Режица (теперь г.Резекне).
17 января 1888 года он женился на Александре Михайловне Децикевич - внучке управляющего Полоцко-Витебской епархии в 1882-1889гг. епископа Маркелла (Поппеля). От этого брака родились два сына и две дочери. Отцом Александры Децикевич был протоиерей Михаил Кириллович Децикевич, в 1871-1875гг. являвшийся администратором Холмской епархии.
Вскоре Николай Околович был рукоположен епископом Маркеллом (Поппелем) в сан диакона, а 2 февраля 1888 года и в сан священника.
С 4 марта 1889 года священник Николай Околович был назначен на должность законоучителя Полоцкого кадетского корпуса. Одновременно он являлся членом Полоцкого епархиального попечительства, председателем Совета Полоцкого Церковного Братства, председателем Полоцкого уездного отделения училищного совета.
15 августа 1897 года о.Николай был награжден грамотой Св. Синода и наградной Библией «За особое усердие и ревность в деле благоустройства местных церковно-приходских школ».
По должности противораскольнического миссионера о.Николай был знаком с Витебским губернатором – князем Василием Михайловичем Долгоруким.
На Первом Миссионерском съезде, проходившем в Витебске 5-10 июня 1901 года, священник Николай Околович был единогласно избран председателем и утвержден в этой должности Преосвященным Тихоном (Никоноровым), епископом Полоцким (впоследствии архиепископ Воронежский и Задонский, священномученик, + 27.12.1919 г.).
В 1906 году священник Николай Околович серьезно заболел, к 1907 году болезнь сильно прогрессировала и по требованию врачей он был вынужден переменить климат, переехав на служение в Воронеж.
С 13 августа 1907г. до 1 июля 1913г. – священник Николай Околович являлся ректором Воронежской Духовной Семинарии и главным редактором «Воронежских епархиальных ведомостей». Одновременно, с 14 октября 1908 года до отъезда из Воронежа, о.Николай был председателем Воронежского епархиального миссионерского совета и участвовал в деятельности четырнадцати культурно-просветительских и благотворительных учреждений. В 1911 году по инициативе священника Николая Околовича в Воронеже были учреждены педагогические и миссионерские курсы для преподавателей церковно-приходских школ и приходского духовенства. В Воронежской семинарии трудами о.Николая были организованы: обсерватория, биологическая и электрическая станции, оранжерея.
По свидетельству Воронежского епархиального миссионера Льва Захаровича Кунцевича, «…под председательством протоиерея Николая Околовича Миссионерский Совет работал плодотворно и оживленно. Приходится пожалеть об уходе из Воронежа почтенного миссионерского деятеля, отличавшегося необыкновенной отзывчивостью и сердечностью, согревавшую членов Совета и объединявшую их в одну семью, работавшую во имя дела без разделений и партий».
В декабре 1912 года священник Николай Околович был назначен законоучителем Двинского реального училища (современный г.Даугавпилс). Он был лично знаком с митрополитом Антонием (Храповицким), с которым познакомился в мае 1910 года в Полоцке, во время перенесения из Киева мощей преподобной Евфросинии Полоцкой, а в июле 1916 года встречался с ним в Харькове. Много лет священник Николай Околович был редактором "Полоцких епархиальных ведомостей" и "Воронежских епархиальных ведомостей", где печатал свои литературные труды – больше тысячи страниц миссионерских отчетов, проповедей, некрологов.
Свою 30-летнюю педагогическую службу о.Николай закончил в мае 1919 года в г.Речица, где находилось с октября 1917 года в эвакуации Двинское реальное училище.
После окончания немецкой оккупации он покинул Речицу и с мая 1919 года проживал в Витебске. Витебская Духовная семинария была уже закрыта. По благословению архиепископа Иннокентия (Ястребова) и с разрешения гражданских властей, в 1919 году при Николаевском кафедральном соборе г.Витебска начала действовать пастырская школа под руководством священника Николая Околовича.
Одновременно началось чтение лекций по Закону Божиему в советских трудовых школах 2-й ступени и для взрослых. Лекторами были священник Николай Околович и бывший ректор Витебской Духовной семинарии протоиерей Сергий Артоболевский (+1920г.), который в младшей группе преподавал катехизис и богословие, а о.Николай в старшей группе – историю религий, общую и русскую церковную историю, а также основное, нравственное и догматическое богословие. В этот же период о.Николай с миссионерскими целями ездил в места проживания сектантов.
К 1922 году священник Николай Околович стал настоятелем Николаевского кафедрального собора в Витебске. На время его служения на этом посту пришлось изъятие церковных ценностей, реквизированных как в Николаевском соборе, так и в приписных к нему Успенском соборе, архиерейской Михаило-Архангельской церкви и больничной Скорбященской церкви. Благодаря мудрому поведению о.Николая не только сама передача ценностей прошла достаточно мирно, но и были возвращены в Успенский собор изъятые литургические сосуды, что позволило вновь совершать в нем богослужения.
Не во всех церквях Витебска изъятие ценностей прошло без конфликтов, что вызвало и аресты. Только по подозрению в организации препятствий реквизиции, о.Николай был арестован в 1922 году и содержался под стражей в течение двух недель, был условно осужден на 1 год лишения свободы, но амнистирован.
Избранный в 1918 году Витебский Епархиальный совет поддерживал Святейшего Патриарха Тихона. В 1921 году он был расформирован постановлением административного отдела Витебского горсовета. В 1922-1925 годах в Витебске было официально зарегистрировано и действовало Епархиальное управление, единое как для сторонников патриаршей церкви, так и для обновленцев. Через него производились все назначения священнослужителей с получением разрешения на служение от местных органов власти. Поскольку о.Николай Околович вследствие ареста потерял место своего служения, то ему пришлось принимать новое назначение от «единого» Епархиального управления.
До осени 1924 года о.Николай служил в церкви д.Новики Полоцкого уезда, настоятелем Комшанской церкви Невельского уезда. Одновременно он являлся уполномоченным Витебского епархиального управления по Невельскому уезду.
В 1924 и 1927гг. обновленческие митрополит Иосиф (Кречетович) и архиепископ Александр (Щербаков) письменно предлагали о.Николаю Околовичу перейти в обновленчество, принять архиерейский сан и Полоцкую епархию. Ответом на это предложение был отказ.
Еще от школьных товарищей о.Николай получил прозвище «Николай Миротворец», что характеризует его миролюбие. Мудрость, врожденный такт, стремление разрешить конфликт мирным путем - позволили ему служить в церкви в это сложное время. Благодаря таким высоким личным качествам о.Николай пользовался признанием даже со стороны обновленческой иерархии – Витебским епархиальным советом и Высшим Церковным советом 1 июня 1924 года он был награжден митрой. Впоследствии в 1928 году данная награда повторилась уже указом митрополита Сергия (Страгородского).
С октября 1924 года вплоть до своего последующего ареста в 1931 году – протоиерей Николай Околович являлся настоятелем Ильинской церкви г.Витебска. На этом месте служения протоиерей Николай Околович проявил себя ревностным и бесстрашным служителем Патриаршей церкви, готовым к жертвенным поступкам. Так, после закрытия в июле 1929 года Николаевской (батальонной) церкви, о.Николай Околович принял в Ильинскую церковь всю приходскую общину закрытого храма во главе со священником Игнатием Иосафатовым.
Чувствуя приближение времени испытаний, испытывая необходимость в особой духовной поддержке и укреплении, с 1928 по 1931 годы протоиерей Николай Околович служил в Ильинской церкви ежедневно.
В 1929-1931гг., во время пребывания на Витебской кафедре архиепископа Николая (Покровского), протоиерей Николай Околович был назначен благочинным городских церквей Витебска и являлся верным помощником своему правящему архиерею в деле возрождения закрытых приходов и их возвращения из обновленческой юрисдикции. В это время из обновленчества вернулось около 40 приходов. Часто протоиерей Николай возглавлял торжественные богослужения во вновь открывшихся церквях, как это было в Дорогокуповской церкви, когда на богослужение собралось несколько тысяч человек.
В 1929 году протоиерей Николай Околович по непосредственному указанию митрополита Сергия (Страгородского) и благословению архиепископа Николая (Покровского) подготавливает докладную записку на имя митрополита Сергия о церковно-историческом значении Витебска на предмет размещения в нем органа автономного управления Белорусской Церкви. Поводом для этого явилось рассмотрение Советом народных комиссаров РСФСР проекта о церковной автономии в Белоруссии по примеру соседней Украины.
Такая активность престарелого протоиерея не приветствовалась богоборческой властью. Протоиерей Николай Околович был арестован 24 апреля 1931 года и помещен в Витебскую тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в антисоветской и антиколхозной агитации.
Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 14 июля 1932 года согласно ст.72 и 76 УК БССР, о.Николай Околович был освобожден из-под стражи с лишением права проживания в 12-ти пограничных пунктах и Уральской области с прикреплением к месту жительства на 3 года.
По свидетельству его сына – Петра Николаевича Околовича – протоиерей Николай Околович скончался в заключении в 1934 году. Место его смерти и погребения неизвестно.
Протоиерей Николай Околович был реабилитирован 12 сентября 1989 года Прокуратурой Витебской области.
В период с 1919 по 1931 годы протоиерей Николай Околович стал важнейшей фигурой в уврачевании внутрицерковных расколов в Витебске. В своей жизни он практически воплощал христианские добродетели: духовную мудрость, нестяжание, миротворчество, сердечную веру в Бога.