Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с участием Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в сегменте высокого уровня 25-й сессии Совета ООН по правам человека
Россия уделяет особое внимание работе в Совете ООН по правам человека (СПЧ). Об этом свидетельствует участие Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова 3 марта в сегменте высокого уровня 25-й сессии Совета в Женеве.
12 ноября 2013 г. 176 государств поддержали избрание России в состав СПЧ. Расцениваем это как высокий уровень международной поддержки нашим усилиям, направленным на установление атмосферы конструктивного диалога и сотрудничества в Совете.
Сложившаяся в СПЧ за время годового отсутствия России ситуация вызывает у нас озабоченность. Обеспокоены растущим уровнем конфронтации и политизации, размыванием межправительственного характера работы Совета, подрывом доверия к этому важному ооновскому органу. Фактически СПЧ повторяет историю бывшей Комиссии ООН по правам человека, судьба которой хорошо известна - ее упразднили в 2006 году.
Деятельность СПЧ все больше фокусируется на мониторинговой составляющей. Не видим проблем в этой работе как таковой, однако в Совете она осуществляется в ущерб другим, не менее важным направлениям. Существенно сокращаются возможности обсуждения тематических вопросов прав человека, недостаточное внимание уделяется поощрению прав человека. Этот перекос необходимо исправлять. Будем над этим работать.
Исходим из того, что основополагающим принципом работы СПЧ, да и в целом правозащитного измерения ООН, должно быть равноправное сотрудничество государств, основанное на уважении суверенитета. Все заинтересованные стороны должны соблюдать этот принцип в своей деятельности, отказавшись от двойных стандартов и узкополитических соображений. Только так можно избежать политизации правозащитного направления международных отношений. Будем активно продвигать этот подход в Совете, в том числе и через резолюции.
Считаем, что деятельность международного сообщества в области поощрения и защиты прав человека должна осуществляться в строгом соответствии с международным правом. Борьба за права человека или демократию не может служить оправданием действий, противоречащих Уставу ООН или нормам и принципам международного права. Принцип верховенства права в международных отношениях должен соблюдаться так же, как и внутри государства.
Категорически неприемлемы попытки введения политических или экономических санкций под правозащитными предлогами. Считаем, что эти санкции только ухудшают ситуацию в заинтересованном государстве и способствуют новым нарушениям прав человека.
Считаем также, что права человека не должны служить инструментом политического давления и вмешательства во внутренние дела, в том числе использоваться для смены легитимных правительств. Будем твердо противодействовать попыткам использовать для этого СПЧ.
Выступаем против навязывания через СПЧ узких интерпретаций международных норм в области прав человека под видом универсальных. Вряд ли кто-то будет оспаривать универсальность прав человека как таковых, но в процессе их осуществления необходимо учитывать традиции, культурные и исторические особенности и уровень экономического развития. Нельзя осуждать государства только за то, что допустимые ограничения отдельных прав и свобод в них жестче, чем в других государствах.
В работе в СПЧ и в целом на ооновском правозащитном треке продолжим уделять приоритетное внимание борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью, включая их современные формы. Будем бескомпромиссно противодействовать попыткам переписывания истории, оправдания нацистских преступников или возрождения нацистских идеологий.
СПЧ не должен затрагивать темы, не относящиеся к его компетенции. Иными словами, Совет не должен вторгаться в политические прерогативы деятельности СБ ООН, решать вопросы изменения климата, борьбы с терроризмом, противодействия распространению наркотиков, содействия развитию и т.д.
В ходе 25-й сессии СПЧ Россия внесет традиционный проект резолюции «Целостность судебной системы». Она направлена на укрепление международных гарантий отправления справедливого и беспристрастного правосудия для всех. Рассчитываем на принятие этого документа без голосования, как и в 2012 году.
3 марта 2014 года
Министерства иностранных дел Российской Федерации