Если такой вопрос вас интересует, то это уже первый шаг на пути к пониманию проблемы, т.к. некоторые верующие живут в таком положении годами и не пытаются понять его причины. Дело в том, что они уверены, что все правильно делают, а их близкие просто упрямятся и далеки от Бога, пока не созрели или просто Бог их еще не коснулся и надо молиться дальше.
Так- то оно так, но, в таком случае получается, что в этом виноваты они сами или Бог, Который не хочет или не может их спасти. А что, если это мы во всем виноваты? Ведь сказано в Писании: «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой» (Деян.16:16-40). Так ли мы веруем? Спасет ли нас самих эта вера? Не являемся ли мы сами препятствием для наших близких и не отталкиваем ли их от Бога и Церкви? Рассмотрим основные причины скрытого или явного противления родственников церковной теме. **Наиболее распространенная причина – это навязывание церковных традиций и Самого Бога тем, кто нас окружает. Надо понимать, что в вопросе спасения принцип рекламы не срабатывает. Тем более, что наши попытки далеки от проповеди Евангелия, а больше похожи на дешевую рекламу, по типу «Мы сделаем вас счастливыми». Почему дешевую, потому что мы сами еще не заплатили цену, трудясь над собой, еще не поняли, что значит спасение для нас и каковы его плоды, а уже спасаем кого – то, навязывая Бога, Который не нуждается в рекламе. Его не нужно рекомендовать, Его нужно являть своим отношением. Как же являть Бога? Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге (1 Ин. 4, 7). Являть Бога – это являть Любовь, любить близких. Если любовь не стала главным содержанием человеческого сердца, главным содержанием его души, то это значит, что он не пребывает в Боге и не познал Бога.
«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь» (1 Ин. 4: 7-8). Как же мы можем являть Того, Кого сами не познали и, тем более говорить о Нем всем подряд со знанием дела? Именно это и отталкивает людей, т.к. мы сами еще пусты и слова наши не имеют веса.
Как правило эти слова не слышат, хоть криком кричи.
И даже если мы уже много знаем о Боге и церкви – это не повод кого-то учить, ведь «…знание надмевает, а любовь назидает. Если кто думает, что он знает что – нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8: 1-3)
Вот почему мы должны любить Бога и ближнего, ведь в той мере, в какой человек научится любить, в той мере он пригоден для вечности. Тоесть спасение нас и наших близких зависит от уровня нашей любви к Богу и ближним. Это основная причина того, что родные противятся всему, что от нас слышат – отсутствие любви в наших сердцах.
Кто-то может подумать: «Но ведь именно из-за любви к ближним я их тяну или толкаю в храм, на исповедь» Давайте задумаемся, почему все усилия бывают напрасными? Может быть мы сами, приходя из храма, ведем себя так, что окружающие не видят особой пользы от наших хождений для нас же самих. Какими мы были, такими же и остались, только тему для разговоров и рекомендаций поменяли (раньше всех к врачу или бабке, а теперь в церковь и к батюшке), а характер наш и привычки по большому счету те же. Мы раздражаемся, злимся, не хотим терпеть, завидуем, гордимся и хвалимся, не доверяем, подозреваем, контролируем, ссоримся, обижаемся, не умеем прощать. Наличие же любви в сердце можно определить по признакам, абсолютно противоположным подобному поведению: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (1 Кор. 13: 4-8)
Вот сколько работы еще над собой и молитв за себя и свое сердце не способное любить! Как говорится, работы непочатый край, а мы привыкли работать над кем-то и ожидать изменений в окружающих.
Стремясь спасти наших близких не будем забывать о том, что сделал Господь для нашего спасения, чем Он нас привлек. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.» (1 Ин.3:16)
Иногда неверующие родственники оказываются терпеливее и тактичнее, а, порой и адекватнее своих церковных «крестоносцев». Необходимо оставить все свои духовные эксперименты над близкими и срочно заняться собой. Настроимся на серьезный и глубокий труд над своим характером, на молитву за свое сердце, на смирение, которое поможет обрести благодать Божию спасительную. Ведь без благодати Божией ни мы, ни наши родные не спасемся.
Если будете жить во взаимной любви, вы низведете на себя и потомство свое Божию благодать и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом, ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там все доброе. Святой праведный Иоанн Кронштадский
На ближних сильнее действует молитва о них, чем слово к ним. Святитель Игнатий Брянчанинов
Не надо вам становиться кем-то другим, а не той, которую полюбил муж. Надо и одеться со вкусом и причесаться к лицу и все прочее, ведь Вы не монашествующая. И интересы с супругом у Вас должны быть общие, и не смущайте его своей показной религиозностью, но соблюдайте во всем меру и учитывайте постигшую его духовную болезнь. Молитесь о нем тайно. Одним словом – сохраняйте в семье мир и любовь, терпеливо снисходя к его душевной немощи. Вера придет к нему в ответ на ваши труды и мудрое поведение с ним во всем. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи. Преподобный Серафим Саровский.
Бывают, конечно, и такие ситуации, когда верующий человек ведет себя правильно по отношению к родственникам. Ни кого не дергает или не рискует (если окружение агрессивно настроено), молится, постится, старается служить ближним, смиряться, но ничего не меняется. В таком случае нужно проверить свои мотивы и свое сердце, нет ли там обиды или скрытого гнева на родных или на кого – то еще.
« Если ты, человек, не прощаешь всякому согрешающему против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя» Преподобный Ефрем Сирин
Если мы молимся за наших родных и обижаемся на них за их противление или агрессию или равнодушие, то такие молитвы напрасны. Надо сначала простить близким все, что нас огорчает. После этого становится легче понять свои мотивы, что нами движет - сострадание и любовь к тем, кто нас окружает или желание избавиться от проблем, связанных с их безбожной жизнью ( пьянства, наркомании, телемании и т.п.). В случае, когда становится понятно, что, молясь о спасении родных, мы, на самом деле, больше печемся о своем избавлении от проблем, связанных с их неверием, необходимо покаяться пред Богом. Молитва, мотивированная жалостью к себе и стремлением изменить ситуацию, не принесет плода. Просто нашими плотскими глазами трудно разглядеть Божий промысел. Поэтому нужно помнить, что очень часто, молясь Богу об изменении ситуации, мы не понимаем, что Сам Бог попустил эту ситуацию для нашего изменения. Значит, пока мы не изменимся – ничего не поменяется. Вот и приходим снова к выводу, что начинать нужно с себя…
Пусть же поможет нам Господь, наполнит сердца наши любовью и пошлет благодать Свою в помощь нам, да прославим имя Его святое!