Васильева Елена. Представитель Союза Православных граждан РК в Москве и в Московской области
В конце 20 — начале 21 века эту икону вполне уже можно именовать и Небесной Путешественницей по огромному количеству её передвижений по России для поклонения верующих, участии в воздушных крестных ходах:
подобно бесконечному путешествию по земле самой Царицы Небесной — Пресвятой Богородицы, которую в своих молитвах о помощи призывают к себе и глубоко верующие, и те, кто сердцем любит Ее Сына, но ещё не пришел в храм. И всем, и всегда, и везде помогает Богородица.
Её посещение городов всегда отмечено чудесами, обновлением сердец и неизреченной радостью всех, с верой и любовью прибегающих к ее Великому Заступничеству за род человеческий.
Немного об истории города, где постоянно пребывает Великая Российская Святыня.
Город был основан в 1152 году (по версии историка В. Татищева), в ходе экспансии князя Юрия Долгорукого в Поволжье. По одной из версий, «Кострома» происходит от слова «костёр».
В 1272 году Василий Ярославич стал великим князем владимирским — главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Он остался в Костроме, тем самым сделав город столицей Северо-Восточной Руси. С именем этого князя связано важное событие: обретение главной костромской православной святыни — иконы Феодоровской Божией Матери, которая была обретена легендарным князем Василием Квашнёй 16 августа 1239 г. Икона получила название «Феодоровской», поскольку была поставлена в соборном храме Феодора Стратилата. На месте, где князь нашёл икону, основали Спасо-Запрудненский монастырь. Икона чудесным образом помогла костромичам одержать победу в битве с ордынцами при Святом озере (1262(?) г.)
В настоящее время главная святыня Костромы хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе (http://sobor.kostromaeparhia.ru/). Паломники со всей России стремятся поклониться чудотворному образу. А история чудотворений от этого образа известна далеко за пределами России. Феодоровская икона Божией матери – покровительница Российской государственности. Недаром в дореволюционное время существовала благочестивая традиция царского и императорского поклонения Феодоровской Божией матери. Все цари и императоры рода Романовых приезжали в Кострому для поклонения чудотворному образу Царицы Небесной (за исключением Петра Iи Павла I). Феодоровской иконе особо молятся за семью и просят помощи в благополучном разрешении от бремени, ждущие детей мамы. Особое чувство охватывает сердце в присутствии святыни, и нет числа чудесам и благодарности людей:
В XIII—XIV веках вокруг Костромы возникают укреплённые монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский.
В Смутное время Кострома была дважды взята отрядами польского пана Лисовского, в 1609 году костромское ополчение сыграло важную роль в борьбе с польской интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря укрывшихся там сторонников Лжедмитрия II. Позже в Ипатьевском монастыре был призван на царство Михаил Фёдорович Романов, и таким образом Кострома стала колыбелью царской и императорской династии Романовых. В 1767 году Екатерина II учредила герб города с изображением галеры «Тверь», на которой она прибыла в Кострому.
В настоящее время Кострома — это живописный и тихий провинциальный город-хранитель Великой Святыни на протяжении веков.
История Феодоровской — Алмаатинской святыни также очень древняя.
Чудотворная Феодоровская икона является одной из древнейших икон России. На Русь она прибыла из Византии. Первые летописные известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она благоговейно чтится жителями старинного поволжского города Городец, в котором был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице – Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – до того момента, когда монголо – татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.
По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святаго благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав (Феодор) Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Изображение св. мученицы Параскевы Пятницы можно видеть на оборотной стороне иконы.
Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме местному князю Василию Ярославичу, младшему брату святого князя Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Древний исторический памятник описывает эти события следующим образом: накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках (в воине многие узнали великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы). На следующий день, 16 августа (по старому стилю), князь Василий Ярославич обнаружил эту икону на ветвях дерева у речки Запрудни, близ Костромы.
Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора, по причине чего и стала впоследствии именоваться Феодоровской. Позднее образ Царицы Небесной перенесли в воздвигнутый князем Василием Успенский собор, ставший кафедральным храмом города; здесь икона, сразу же после своего явления прославившаяся многими чудотворениями и исцелениями, пребывала до 1929 года.
В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено ежегодное празднование, совершаемое 29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса–на–Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в XX веке, была возрождена в 1990 году.
Чудотворная икона неотступно пребывала в Костроме, получив вскоре известность во всех пределах государства Российского. Здесь перед ней молились святой князь Димитрий Донской, победитель Мамая, его сын Василий Димитриевич, другие великие князья и самодержцы. Паломничество к святыне совершали множество паломников.
14 марта (по старому стилю) 1613 года в Костромском Свято-Троицком Ипатиевском монастыре боярин Михаил Федорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского. С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней Царственного дома Романовых, а в память о событиях 1613 года было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта (по новому стилю).
С этого момента Кострома стала «колыбелью дома Романовых» и местом паломничества Русских царей, Российских императоров и представителей Царствующего Дома. Все они считали своим священным долгом поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.
В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династии Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна», свидетельствуя таким образом свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей
В годы гонений на Церковь в XX столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен и сохранялась как церковная святыня (учитывая ее выдающуюся культурно-историческую значимость, это уникальный случай в новейшей истории Русской Православной Церкви).
В 1929 году Успенский кафедральный собор Костромы был закрыт и впоследствии полностью разрушен. Чудотворная святыня переходила из храма в храм, пока, наконец, в 1991 году не водворилась в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы. Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря (на территории которого располагается собор) с 1991 года ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более ста. В настоящее время вы также можете направить свои чудесные истории для занесения в летопись о чудесах. Для начала достаточно подробно изложите в письме ситуацию чудесной помощи.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери традиционно почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.
С 2001 года была возрождена традиция принесения Феодоровской иконы в разные города России. Святыня посетила Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Иваново, Тверь, Архангельск и Соловетские острова, Белгород, Воронеж, Саратов, Самару, Пермь, Кемерово, Краснодарский край, Республику Адыгею, а также Дальний Восток России: Камчатку, Сахалин, Владивостокскую, Хабаровскую и Благовещенскую области, город Биробиджан.
Осенью 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по приглашению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира Феодоровская икона принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал более восьми миллионов человек.
К чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы совершали паломничество первый президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин, Президенты РФ В. В. Путин и Д. А. Медведев
С 28 января по 1 февраля 2009 года чудотворная Феодоровская икона пребывала в кафедральном соборе Храме Христа Спасителя города Москвы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни состоялись избрание и интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В 2010 г. по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра, назначенного Управляющим Астанайской и Алмаатинской епархией, был изготовлен точный список, «мера в меру», чудотворной Феодоровской иконы, который был освящен перед явленным образом. Список получил имя: Алматинская — Феодоровская икона. Отныне эта святыня находится в Вознесенском кафедральном соборе города Алматы.
Приближение к святыне всегда особенное событие, готовиться к которому необходимо молитвенно. В сердце человека есть частица Неба, искра Божия, которая помогает найти связь, разрушенную грехом и своеволием. Совсем немного нужно — дыхание воли, внутренний голос со словами: «я тоже хочу быть рядом со святостью». И это уже первый шаг, первое движение вперед. Душа по своей сути верующая, а осознанное желание человека идти к вере, к Богу, к сердечной чистоте исполняется всегда. И после встречи с Великими Святынями современного православного мира меняется внутреннее устроение души человека. Появляется правильный вектор движения и прохождения жизненного пути. Всегда «для всех с верою притекающих».
Но тайна сердца велика и всех ее глубин постичь не дано, но желательно к этому стремиться, «тот кто познает тайну своей личности, тот познает Бога»...
Особое событие для любого города, любого края, любой страны — Посещение Царицы Небесной. И это особые дни, когда Небо оказывается совсем близко от земли — успейте протянуть к нему руки и дотянуться до Света.
(исторические данные статьи — по материалам Интернета, с редакцией автора)