Римма Артемьева – казахстанский поэт, прозаик, журналист. Член Союза Писателей Казахстана, Союза журналистов РК, Союза православных граждан Казахстана
Одним из значительных событий 2012 года в жизни православных Казахстана стал концерт-реквием «От Рождества до Воскресения». Он явился продолжением международной мемориальной акции, целью которой было знакомство как можно большего числа людей в России и Казахстане с подвигом греческих новомучеников, а в Греции – с подвигом новомучеников российских и казахстанских.
Эта акция - часть масштабного проекта «От Рождества до Воскресения». Его основная идея выражена в самом названии: с Рождеством Христовым человечеству Господь даровал путь к спасительному Воскресению. Авторы проекта посвятили свою работу светлой памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Первая часть этого международного проекта - документальный фильм «От Рождества до Воскресения», вышедший в 2004 году. Вторая его часть - аудиокнига «Исповедники Православия после гибели империи», основанная на духовном наследии многовекового подвига греков - мучеников за веру внутри Оттоманской империи. В середине XV века колыбель Православия Византия оказалась под гнетом турок. Никогда со времен первых христиан православная греческая церковь не претерпевала таких жестоких гонений, как во времена османского ига. В эти тяжелые дни только вера спасла греков от полного уничтожения.
На станицах аудиокниги звучат рассказы о жизни тайных христиан, которые в свое время были опубликованы в книге «Будь верен до смерти. Судьбы Православия в Османской империи ХV-XX вв.», духовные наставления старца Паисия Святогорца, жития святых. Читают их известные российские и казахстанские актеры А.Петренко, И.Купченко, Е.Стеблов, Э.Кюрдзидис, С.Погосян, В.Толоконников, М.Токарев священники, воспитанники церковных школ. Аудиокнига состоит из двух томов, в каждый из которых входит по три диска.
Первая акция памяти греческих новомучеников прошла в январе 2012 года в Москве в зале церковных соборов храма Христа Спасителя в завершение XX Рождественских образовательных чтений, после чего патриарх Кирилл благословил провести эту акцию и в Казахстане. Алматы стал центром, где в едином духовном служении – на сцене и в зале свершалась память святых, явивших пример духовного служения.
Организаторами вечера в Алматы выступили: Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, студия «Константинополь», Ассоциация греческих обществ Казахстана и Киргизии «Филия».
Мне довелось быть на этом уникальном концерте, возвышенная атмосфера которого, спустя пять лет, не исчезает до сих пор. В переполненном зале Государственной филармонии им. Жамбыла ощущалось удивительное единение и истинный интерес к происходящему. Не у меня одной останется в душе то высокое чувство сопричастности к духовному опыту тех, кто задолго до нас укреплялся в вере, и пронес этот огонь через всю жизнь, терпя лишения и гонения, чтобы передать его потомкам.
Особое состояние зала вызвало видео-послание Святейшего Патриарха Алексия II прозвучавшее с экрана в начале вечера: «Мы помним всегда, что православие мы получили из Византии. Именно поэтому укрепление связей между греческим народом и русским народом мы считаем очень важным. Я приветствую всех вас радостным пасхальным приветствием, которое идет к нам от времен апостольских и передается из рода в род: Христос Анести, алисос Анести».
Концерт-реквием стал высоким образцом духовного чтения. События из истории Византии, жития святых, примеры тайного служения, наставления старца Паисия звучали в этот вечер со сцены в исполнении народных артистов России Алексея Петренко, Ирины Купченко, лауреата Госпремии РК Сергея Погосяна, который вел этот незабываемый концерт, заслуженных артистов РК Владимира Толоконникова, Михаил Токарев, артистов Игоря Личадеева,Олега Полторатских, Татьяны Щегловой. Весь вечер звучала прекрасная музыка Ребуцики, Свиридова, Теодоракиса в исполнении Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» - имени Людмилы Зыкиной (главный дирижер Дмитрий Дмитриенко). А чистые голоса детского хора воскресной школы алма - атинского храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова, исполняющего духовные песнопения создавали особую атмосферу возвышенности события.
Сегодня нет уже с нами знаменитого артиста, а в памяти так явственны, незабываемые моменты…Зал слился в едином дыхании, когда под крики чаек, появившихся на экране, Народный артист России Алексей Петренко читал стихотворение алма-атинского священника - иеромонаха Аверкия:
Греческая по морям тоска,
Как и русская по снегу, высока.
Эта тяга всё переменить.
И в опасностях молиться, верить, жить.
И в разлуках помнить, плакать ждать.
Ветер правды сеять, бурю жать.
Лица в обрамлении бород
Делать твёрже кремневых пород.
Греческая ко Христу любовь,
Как и русская, впиталась в сердце, в кровь.
Убиенные на море и в снегах
Носят нас, плывущих на руках.
Ожидают нас, идущих в небесах.
Помогают нам молиться о врагах.
А когда Алексей Васильевич запел народную песню на украинском языке, зал словно растворился бескрайнее раздолье.
Из уст Михаила Токарева звучали страницы истории: «В 1453 году пал Константинополь, в1456-м – Афины, в 1461 году был осаждён Трапезунд. В 1571 году был завоёван Кипр.
Никогда со времён первых христиан православная греческая церковь не претерпевала таких жестоких гонений, как во времена османского ига.
В эти тяжёлые дни только вера спасла греков от полного уничтожения.
Вера - «душа нации» наполняла сердца православных любовью к Родине и давала им силы для терпения. Греков насильственно заставляли отречься от Христа, убивали за вероисповедание. Но многие из них предпочитали принять мученическую смерть, нежели отречься от веры отцов.
Они становились криптохристианами, то есть тайными христианами: принимали турецкие имена и фамилии, облачались в турецкие одежды, создавали тайные храмы, где в окружении единоверцев молились Богу».
А Сергей Погосян, обратившись к поучению монаха Иосифа Вриенния ромеям перед падением Константинополя, огласил ответы на такие важные вопросы: «Все-таки почему, за какие грехи и проступки попустил милостивый Господь крушение Византийской империи, гонение за веру грекам? Что приводит, в конце концов, к тайноисповедничеству, криптохристианству»? Знаменитый византийский богослов учил: «Когда увидите карающий перст Божий – не удивляйтесь, за что и почему он приближается. Лучше восхититесь Божиим милосердием, ибо нет зла, которое не нашло бы места среди нас. Большинство из нас не отдают себе отчета в том, что значит быть православными, пренебрежительно относятся ко всему, что Божие. Часто встречаются богохульства и святотатства. Мы проклинаем собратьев, тем самым проклиная самих себя, присягаем на имени Божием и, не задумываясь, нарушаем присягу. Ропщем на Бога: один за то, что идет дождь, другой – почему его нет, третий, почему одни богаты, а другие бедны. Одним словом, становимся судиями Бога. Повсюду нагота: не только мужчины на половину наги, но и женский пол не проявляет ни малейшего стеснения. Девушки и юноши предаются распутству. Церковные праздники сопровождаются танцами, песнями, пьянством, возмутительными обычаями. В случае болезни людей или скота каждый спешит к знахарям и колдунам, минуя Бога, Церковь, честных врачей. Нет такого дня, чтобы мы не участвовали в обжорстве, пьянстве, половой распущенности, зависти, воровстве или убийстве, содомских грехах. Все это приобрело характер публичный, а о том, что делается в тайне и говорить стыдно. Такое положение вещей приведет нас к заслуженной Божией каре».
Но жители Константинополя не вняли монаху Иосифу, и в 1453 году Константинополь пал. А разве мы, живущие в XXI веке, избавились от этих страшных грехов? Или думаем, что мы так особенны, что Господь помилует нас без покаяния, без исправления жизни своей и будет более терпелив к нам, чем к жителям Константинополя?
Почитаемый во всем православном мире старец Паисий Святогорец напоминает нам в своих поучениях о том, как люди обращались к Богу, как их сердца смягчались во времена войн, смут, гонений.
Он знакомит нас с истинными подвижниками веры Христовой. И в то же время говорит о современном человеке, который стремится к земной славе, а не к небесной. Он соотносит прошлую героическую эпоху с современностью, где нет героев, где люди добровольно отказываются от Христа.
Искренне и проникновенно звучал неподражаемый голос Народной артистки России Ирины Купченко, когда читала она послания старца ПАИСИЯ:
О Божественной правде
«Ибо говорю вам, что если не преизбудет
правда ваша больше, нежели книжников и
фарисеев, не войдёте в Царство небесное».
Евангелие от Матфея
«Как человек может стать святым, и что было тем отличительным, которое имели Святые, и за которое Бог одарил их.
Святые имели Божественную правду, а не человеческую. Вот, скажем, сидят двое за одним столом и едят, и перед ними одна тарелка с десятью абрикосами. Если один съест, по чревоугодию, семь и оставит другому три, тогда он имеет неправду и не оправдывает другого: это есть несправедливость.
Если теперь он скажет: «Э, нас двое, а абрикосов - десять, нам приходится по пять» - и съест пять, и оставит другому - остальные пять, тогда этот человек проявляет человеческую справедливость и имеет человеческую правду.
Ради этой человеческой справедливости много раз бегаем мы по судам, чтобы её найти.
Если же увидит, что другому брату нравятся абрикосы, и притворится, что они ему не нравятся, - и съест только один, ради помысла, - и говорит другому: «Брат, ешь ты остальные абрикосы, потому что мне они не очень нравятся, и поэтому лучше я не буду есть другие» - тогда он имеет Божественную правду, по которой по-человечески предпочитает быть неоправданным. Божественной благодатью, однако, вознаграждается с лихвой жертва его. Он принимает Божественную благодать «мешками».
Истинный христианин не должен ни осуждать, ни подавать в суд, хотя бы кто разделил и одежду его.
Христиане имеют как закон Божественную правду, в то время как неверующие имеют человеческую справедливость.
Правда людей есть ничто перед правдой Божией.
Господь наш первый осуществил эту Божественную правду. Когда Его обвиняли, не оправдывал Себя, и когда плевали на Него, не протестовал, и когда страдал, не угрожал, но переносил терпеливо и молча, отнюдь не возражая.
Но самое важное было то, что Он не только искал помощи от человеческих законов, но, напротив, оправдывал гонителей Своих перед Отцом Своим и молился за них, чтобы простил: «Отче, оставь им, не ведят бо, что творят».
Когда человек осуществляет иногда Божественную правду, а иногда человеческую, уподобляется тому человеку, который иногда поклоняется Богу, а иногда идолам.
Божественная правда противоположна человеческой справедливости. Человеческая правда подобна метру, так как даёт каждому справедливо и не отклоняется в ту или в другую сторону и не проявляет пристрастия, когда предстоит отдать справедливо. Божественная правда, однако, преклоняется и даруется всем с благорасположением: и от достойного наказания не истязует, и достойного похвалы исполняет всяким благом.
Итак, Божественная правда и милость преклоняется в сторону благорасположения и любочестия владыки; человеческая же справедливость клонится в сторону зла.
Нам нужно с радостью принимать все неправды, если будут по благодати Христа нашего, который сказал, чтобы мы, прежде всего, искали правды Божией, «и всё остальное приложится вам».
В этот вечер прозвучал и манифест выдающегося греческого композитора Микиса Теодоракиса, обращенный к участникам акции. В нем он коснулся очень острых современных проблем, которые испытывает греческий народ и весь мир в целом. А заключительные слова он адресовал казахстанцам: «Я счастлив от того, что эта акция проходит в Казахстане. Ваша страна - это пример мира и терпения. Вы - люди разных национальностей и разных конфессий уживаетесь друг с другом. Ваш президент Нурсултан Назарбаев - мудрый человек, он думает о вас. И вы тоже умеете думать. Вы понимаете, что каждый имеет право на память. Помнить - это значит любить. Никто не призывает никого к оружию. Молитва - вот оружие наше, если мы христиане. Мы, греки, понимаем, что если турки, жившие много лет назад, убили наших греков, то турки сегодняшние нам не враги. Мы умели и умеем жить с мусульманами. Давайте думать, друзья, и любить друг друга!
Прекрасным завершением этого памятного вечера стало выступление Управляющего делами Синода Митрополичьего округа епископа Каскеленского Геннадия, который продолжил поэтическую и творческую атмосферу вечера, прочитав свое стихотворение, посвященное нашей общей православной святыне — Иверской иконе Пресвятой Богородицы.
ИВЕРСКАЯ*
Отряд в селе остался на постое,
Солдаты занимали сеновал.
И мыслями своими каждый воин
В ту ночь уже в столице пребывал.
Вдали сверкала башнями Никея,
У берега темнели две скалы,
И море, на закате пламенея,
Катило к ним послушные валы.
Крестьянка хлеба вынесла покорно,
Лежала рыба на печных углях.
И хижину, что крепче и просторней
До утра занял молодой кентарх.
Уха дымилась в деревянной миске,
Кисейка узой до краев полна.
И освещала профиль исаврийский
Глядевшая на воина луна.
Кентарх сидел, водя суровым взором,
По стенам, полкам, пыльному ковру
И за пустым ленивым разговором
Полушутя расспрашивал вдову:
<<Ответь, подруга, тяжко ль одинокой
У моря дни и ночи провожать?
Ты молода. Зачем себя до срока
Навечно в душной келье заключать?
А ну, подай еще, пожалуй, чашку,
Полнее лей - ведь льешь не старику.
Чего молчишь? Да видно ты монашка!
Знавал я чернохвостиц на веку!
Нарядятся, как темные вороны,
То плачут, то колдуют, то шипят,
И тайно нечестивые иконы
На чердаке и в погребе хранят.
Послушай, мать! Открой-ка занавеску,
Да выставь из угла теперь мешок>>, -
Шатаясь, сотник поднимался с места
И по ковру пошел наискосок.
Как-будто диавол черными устами
Ему на ухо слово прошептал.
Угрюмый воин засверкал очами:
Священный образ перед ним стоял.
Налился мутный взор кентарха гневом,
К себе икону он поворотил,
Короткий меч занес над Чистой Девой
И в белую ланиту поразил.
Но что это? Вдруг слышит варвар стоны!
И ужаса в душе не побороть.
Сочится кровь по капле от иконы,
Как бы пронзила сталь живую плоть.
Кентарх вскочил и выбежал со страхом,
На камни островерхие упал.
И труп его холодным звездным прахом
Уже рассвет небрежно осыпал...
.............
Когда лежала, кровью истекая,
Моя страна, поругана врагом,
И варвары от края и до края
Ее стальным рубили топором,
И в каждом сердце чувства умирали
Теряла бодрый разум голова,
И лишь уста Твоих детей шептали
Пред Иверской иконою слова:
Пречистая, не осуди нас ныне
В огне и дыме верных сохрани!
А тех, кто поднял руку на святыни,
Безумием из храмов прогони.
* Список иконы Божией Матери «Иверская» на Русь 13 октября 1648 года принесли три инока со святой горы Афон.
Затем владыка вручил всем участникам этого проекта памятные медали, посвященные 140-летию образования Туркестанской епархии, так как акция проходила накануне празднования этой памятной даты.
Главным духовным символом алма-атинской акции стала икона, написанная известным иконописцем Иваном Мастеропуло на Святой Горе Афон, на которой изображены наиболее почитаемые из новомучеников и исповедников Эллады, Малой Азии и Понта. Она была написана специально в дар Митрополичьему округу Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Эта икона несколько отличается от подаренной Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, где изображены священномученик Косма Этолийский, новомученик Ахмет Калфас, новомученик Михаил Смирнский, исповедник Иоанн Русский, мученик Георгий. На подаренной казахстанцам иконе изображены еще и патриарх Григорий V Константинопольский, Симеон Трапезундский, Палеодор Кипрский, равноапостольный Никодим Святогорец, старец Паисий Святогорец. Каждый смог приложиться к этой святыне.
О значимости этого события епископ Каскеленский Геннадий отозвался с особым чувством: «Значение этой акции трудно переоценить. Народ за нее проголосовал своим присутствием. Мне пришлось выступать в самом конце. Поразило то, что внимание людей сохранилось. Когда я, произнеся вступительные фразы, посмотрел на зал, зал молчал и все находились под впечатлением прошедшего концерта и с глубоким чувством, со вниманием слушали мое слово. Это было очень приятно и очень радостно.
Такой интерес к акции свидетельствует и о том, что, во-первых, чрезвычайно близка тема, ибо мучеником исповедником любой христианин должен быть готов стать в любой момент. Все мы живем между страхом и надеждой – это некий императив* христианской жизни и каждый из нас должен быть готов в любой момент пролить кровь за Христа. Это не высокие слова, а нормальное состояние христианина с глубоким религиозным чувством. Тем более что события, происходящие в мире, дают нам повод к ожиданию гонений. Как массово сейчас страдают христиане в Египте, в Нигерии, в Ираке… Второе, почему эта тема оказалась близка – мы почувствовали родство, единство православных народов. Славянских народов с греками, грузинами. У нас по-настоящему бьется единое сердце.
Я вспоминал, когда сам впервые услышал о греках, услышал слово «грек». Я родился, воспитывался в Петербурге. И бабушка меня шести-семилетним водила по местам, где жила до войны, до блокады. В войну она все потеряла, как и большинство ленинградцев. Дом был разрушен бомбой, муж погиб. И вот мы прошли мимо концертного зала «Октябрьский» и она со слезами сказала: «Тут еще недавно была греческая церковь. Тут еще недавно жили греки». Церковь простояла ровно 100 лет с 1861-1962гг. Пережила гонения 20-30-х годов разрушения храмов, но была разрушена при Хрущеве. Там рядом жил Иосиф Бродский и откликнулся своим, таким не очень ярким, стихотворением, но стихотворением, которое сохранило печаль жителей Петербурга: «Теперь так мало греков в Петербурге, / Что мы сломали греческую церковь….». В нем есть такие слова, что вместо нормального купола – «безобразно плоская черта». Так произошло, кстати, и со всей страной, где в атеизме уравнялись все нации, расположившись на этой безобразной плоской черте, приземленной, без права посмотреть на небо. Любопытно, что когда церковь разрушили безбожники-коммунисты 60-х, они не остановились перед тем, чтобы вскрыть и разрушить склеп, где был похоронен строитель этой церкви знаменитый грек Дмитрий Бенардаки. И церковь была Димитриевская. Вытащили его тело, которое на удивление хорошо сохранилось, отправили его на судебно-медицинскую экспертизу. И были статьи в прессе, что обнаружили, что в этом теле нет сердца. То есть этот греческий меценат, промышленник, который всю жизнь сознательно прожил в России, завещал сердце свое похоронить в Греции, в Афинах. Он, кстати, перезахоронен был с почестями только осенью 2011 года. Так вот, сердце наше, вне зависимости от того русские мы, греки, грузины, осетины… оно принадлежит небесной отчизне. Наш дух укоренен в будущем, он переживает всегда радость вечной жизни. И, конечно же, нашему духу, нашему сердцу близки те культурные события, те духовные явления, которые оживляют в нас вот это вот чувство укоренённости, обновляют в нас Пасхальную радость. Этот замечательный спектакль, он, как раз, отвечал глубинным запросам православного духа, поэтому и вызвал такой неподдельный живой интерес православных людей самых разных национальностей Алматы и области. Поистине во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни русского, ни украинца. Мы все были едины в этот вечер. И дай Бог, чтобы осознание этого единства во Христе, единства в Пасхе, единства в любви, единства в памяти мучеников греческих и казахстанских, и российских нам пронести всю жизнь».
*Императиiв (лат. imperativus) — требование, приказ, закон, объективное принуждение поступать так, а не иначе.