Подписка на почту  

  Свежие статьи на почту!

Впишите свой E-mail здесь! 

   

Страны  

   

75 -ЛЕТ ПОБЕДЫ  

Казахстанский русский культурный центр.

Праздничный концерт к 75 летию Победы над фашистской Германией.

   
 
 HotLog
   

   

Мы на Facebook  

   
   

Мы в Контакте  

   

Мы на Mail.ru  

   

Иеромонах Глеб (Жартовский) Сергей Кутузов

5 апреля 2021 года в результате недуга, на 66-м году жизни скоропостижно скончался клирик Алма-Атинской епархии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» поселка Космос иеромонах Глеб (Борис Жартовский). 


«…Без малого два десятилетия почивший пастырь предстоял Престолу Божию, совершая дело «служения Богу живому и истинному». Многие годы отец Глеб трудился по благо украшению храма, посвященного Царице Небесной, который был построен у источника с целебной водой; он заботился об укреплении приходской жизни и развитии паломничества. За свои душевные качества, скромность и трудолюбие, он пользовался уважением собратьев-священнослужителей и любовью прихожан...» -  За  строчками официального соболезнования, проглядывает огромный жизненный путь беззаветного сподвижничества и служения христианским ценностям.

 

У истоков бессмертной души


С настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» отцом Глебом, мне лично довелось встретиться лишь два раза в жизни. Наиболее запоминающееся было первое знакомство, в начале сентября прошлого 2020 года, когда с гордостью преуспевающего хозяина, иеромонах, для нас с коллегой проводил небольшую экскурсию по своим владениям. Вторая и последняя встреча состоялась в трапезной Алматинской митрополии, накануне святого праздника Крещения. Он занимался подготовкой купели. Речь зашла о общих строительных работах на источнике. Беседа запомнилась лишь парой фраз: «наш благодетель, желая сделать всё в едином архитектурном стиле временно приостановил строительство». «Давайте пока подождём с планами привлечения туристов, а после крещения, встретимся и всё обстоятельно обсудим…» Кто же знал, что «после» для нас двоих уже не наступит никогда.
В основу материала легли записи диктофонного интервью. Поэтому, там, где это уместно, будет сохранена прямая речь. Ведь теперь, когда личности такого масштаба уже нет среди нас, беседа приобретает биографическую ценность.
Человек-легенда в истинном значении этого слова, прежде всего, человек труда. Настоящий труд – ежедневный подвиг с полной самоотдачей, на который способен далеко не каждый, и наш герой был в числе тех немногих. Наше недолгое знакомство началось с рассказа, в котором иеромонах вспомнил предысторию своего появления на Живоносном источнике.
- Протоиерей Валерий, который сейчас служит в Омске, отбывал на новое место в новороссийскую, десантно-штурмовую бригаду. Его туда пригласили служить, позвали полковым священником. Он мне позвонил и спрашивает: Я уезжаю, а мне здесь свой человек нужен, я душой к этому месту прикипел и не хочется оставлять на кого попало. Поедешь? А я сам местный, моя родина - село Желкамыс (Талгарский район). Владыка, под началом которого я служил – Феодосий, никогда, никому не давал отпустительную грамоту, но сама Богородица благословила меня на поиск источника. Стою в приёмной, переминаюсь с ноги на ногу, а сам не смею даже надеется, что отпустит.
- Что просить пришёл? – вопрошает он строго.
- Здоровье у меня владыка, сильно сдавать начало. На родину, к истокам своим хочу вернуться. Недавно позвонил, трубку моя внучка взяла, Настя. — В трубке мой голос не узнала, это кто? - Я, Настенька, твой дедушка! - Да? а я тебя и знать не знаю…, - у меня так сердце и упало… Стою рассказываю о нашей телефонной беседе. Он молча вышел к своему секретарю и через 10 минут у меня уже была открепительная грамота. Приезжаю сюда. Здесь тогда владыка Мефодий был.
— Куда хочешь?
— Хочу на «Живоносный источник»!
— Вот как здорово, а у меня как раз ни одного желающего туда поехать нет! - Здесь тогда ни дороги, ни электричества не было, мы потом уже позже всё провели. Когда нашли родник, он был настолько захламлен, что все сначала засомневались: то ли это святое место? Я остался там, чтобы очистить источник. Несколько дней, стоя по пояс в воде, выгребал глиняную жижу. Когда под руками блеснула медная закладная доска: “при поддержке императора Николая Александровича основать на этом месте церковь в честь Матери Божией “Живоносный источник”, и дата: 25 октября 1909 года, тогда сразу все сомнения в правильном направлении поиска отпали.

Краеведение, археология, история…


Предыдущий деревянный храм разобрали по брёвнышку ещё в 30-х годах. От него не осталось даже фотографий. В луже нашёлся деревянный сруб 2 х 2 метра, глубиной в три венца. Из доски 70-ки (толщина 70 мм.) потом сделали престол и жертвенник в новом храме.
- Ты крещённый? - тогда пошли в алтарь, покажу свои находки. Откуда-то из глубин алтаря достал сумку, в ней - несколько полиэтиленовых мешочков, внутри которых было аккуратно расфасовано не меньше сотни различных монет. - Я когда стал снимать слои глины и ила, монеты как будто пластами лежали в обратном хронологическом порядке. Сначала наши тенге, большие, массивные, самые первые, которые ещё в начале 90-х чеканили. Затем советские копейки, но не много, до 61-го года (хрущевская денежная реформа). После, россыпью, - начало 20-х годов. Наибольшее количество дореволюционных царских копеек было в нижнем слое. Самая старая датирована 1853-м годом. Там же находилась и легендарная закладная медная доска. Всё эти и другие артефакты - экспонаты будущего музея, который я планирую открыть в строящемся гостевом доме для паломников.
Вы не подумайте, что искали методом случайного «тыка». Была проделана огромная исследовательская работа, с привлечением историков и краеведов. Первоначально пришло понимание что купель находилась внутри, в центре относительно небольшого храма из Тянь-Шанской ели. Потом я стал додумывать, если православные храмы стоят престолом на восток, где удобнее всего он мог бы располагаться в этой местности?

Архиерейское подворье


Отец Глеб обладал уникальным успешным опытом создания архиерейского монастырского подворья, практически, «с нуля». Сразу у входа нас встретила палатка с мороженным, правда, монастырского мороженного оказалось намного меньше, чем желающих его приобрести. Всё раскупили ещё утром.
- Мы живём на полном самообеспечении. Молоко, сметана, творог, свинина - всё своё. Делаем квас. Вот вчера мы 140 литров виноградного сока надавили. Есть коньяк шести летний, в дубовых бочках, могу угостить. Фотографировать можно, но не для интернета. У нас здесь четыре пруда, причём выкопанные на разных уровнях. Глядя на столь многообразное хозяйство, сложно поверить, что всё это было возможно создать одному человеку.
- Нет, конечно, одному не по силам. Всё приходит только с Божией помощью, и не сразу. Это я раньше одной лопатой ковырял, а теперь мне благодетели трактор подарили. Освоил довольно быстро, там ничего сложного - два рычага, сейчас покажу. И точно, не далеко от хозяйственных построек нас встретил ковшовый «Беларусь». - Каждый летний сезон мне местная семья из посёлка помогает. В основном ухаживают за скотом и птицей - пасут, кормят, охраняют.
Пока отец Глеб не провёл нас по всему своему обширному подворью, он не успокоился. Почему-то особую гордость в нём вызывала недавно опоросившаяся тёмная вьетнамская свинья. По пути нам попадались овцы, куры, утки. Важно переходили дорогу гуси.
- Из четырёх прудов в два рыбу запустил, видите какой капитальный деревянный причал - здесь всё по-настоящему. Сельские рыбаки и мальчишки приходят рыбачить. Я даже лодку деревянную заказал, скоро привезут. Беседуя, поделился рецептом монастырского кваса. - Мы изготавливаем без дрожжевой квас на хмелю, делаем на пророщенном ячмене. Сами выращиваем хмель, который 2-3 дня сначала отмокает в воде. Были у нас здесь два местные, сельские казашки - Ирина и Варвара, которых сам старец Наум (духовник Троице-Сергиевой Лавры) во время приезда в Алма-Ату специально благословил работать в московских архивах, для поиска карт и чертежей источника. Они попутно отыскали и этот рецепт монастырского кваса, которым восхищался ещё сам Пушкин! В 2013-14 году набрали множество материала, по которому написали книгу в двух частях. Первая часть не сохранилась, - всю быстро распродали, а вторую можете свободно купить в нашей церковной лавке, что мы и сделали после интервью.

Целительные силы живоносного источника


Не удивительно, что значительная часть нашей беседы велась вокруг лечебных свойств источника. - У нас тут постоянно множество разных посетителей бывает. Есть, например, один полковник из прокуратуры Астаны. Сам каждый год приезжает, берёт с собой маму, детей, сотрудников. Жена приехать не может, он ей в целлофановом пакете мокрую рубашку привозит, говорит, что спит потом «как убитая». Я сам, когда в 2017 году сюда впервые прибыл, мог передвигаться только на коляске или на костылях. Теперь свободно хожу. Мы каждое воскресение воду с источника освящаем, и специальную молитву от коронавируса читаем. За полгода ни одного случая заражения не было!
Вода в купели чистейшая и обжигающая, аж дух захватывает! Даже в незначительных деталях угадывалась рука хозяина, делавшего всё основательно и по уму. Отдельные кабинки для омовения мужчин и женщин, кафельная плитка, хромированные ручки перил, рамки с молитвами перед тем, как окунуться. От кваса, как от хорошего пива, начала кружиться голова. «Квас монастырский четыре градуса, за рулём не пить» - прочли чуть позже на объявлении и этикетках.

Живоносный источник как этнокультурный и туристический центр


«Казачий городок» или «казачий стан» как его ещё здесь называют, место регулярных сборов Семиреченских казаков Верненского Казачьего Станичного Объединения, некое подобие этно-деревни. Не скажу, что стан меня сильно впечатлил - огороженный плетённым частоколом гектар земли, с настоящим колодцем, детской и спортивной площадкой, местом для кострища. Однако, сама территория выглядела довольно уютной, что свидетельствовало о её частом использовании.
- Здесь казаки свою присягу принимают. Проводят игры, фестивали, ярмарки... Ребёнку очень важно, если его с детства учат кататься на лошади, разводить костёр, а если ещё дают возможность пострелять из лука или пневматики, так это высшие удовольствие для мальчишек и девчонок. Место много, я им землю выделил бесплатно, а они мне по хозяйству иногда помогают.
После омовения в купели пока обсыхал под уличным навесом, разговорился с двумя селянками из посёлка Космос. -Мы сюда уже второй раз приезжаем. И от жары спасаемся, и подлечиться можно. Рядом есть пляж, ещё с советских времён, но он давно разрушен. Раньше и здесь ничего не было. Стараниями батюшки каждый сезон насыпь грейдерами делали. Теперь асфальт положили, не самый лучший, но проехать уже можно.
- У меня тут не только столы под навесом, а рядом, видите, - полевая кухня стоит. Она подарена храму казаками, включается батюшка в наш разговор. Бывает на автобусе до пятидесяти человек туристов и паломников приедут, теперь всех смогу накормить и напоить горячим чаем. Вот сделаем ещё гостиницу, где можно остаться и переночевать, и совсем комфортно будет. На первом этаже планируем отрыть небольшую экспозицию личного музея митрополита Николая Могилевского. Остались некоторые его личные вещи, будет тот «клад» выставлен, который я вам показывал.
Планы, проекты, достижения… из этих и многих других повседневных хлопот состояла неустанная и неуёмная деятельность настоятеля «Живоносного источника», отца Глеба. Не скрою, чувствовалось его внутреннее одиночество. Уязвимость православных приходов, особенно туристическо-паломнического характера, как раз и заключается в том, что они завязаны на энтузиазме нескольких прихожан или даже одного священника, отдающего намного больше своих жизненных сил и здоровья, чем может компенсировать любой лечебный источник. Тогда, ранний уход таких людей ко Господу как бы предопределён, а вот заменить их, восполнить образовавшийся вакуум часто некем. Приходиться в прямом и переносном смысле возвращаться к истокам, начинать всё сначала.
Кажется принципиально важным, какой задел из добрых и полезных дел успел оставить, уходя в последний путь наш предшественник. Однако куда важнее, не растеряв сокровищ возрождённой земли, суметь вновь отстоять право называться её достойными детьми.

 

Фотография снята  Дмитрием Бочаровым.

 

Добавить комментарий

Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев.


Защитный код
Обновить

   
   

Портал «Туркестанская Голгофа»  

Попечительством епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила создан портал

«Туркестанская Голгофа».

ПОДРОБНЕЕ 

 

   

РОССОТРУДНИЧЕСТВО В КАЗАХСТАНЕ  

Мы открыли свой ютюб-канал. Смотрите нас, подписывайтесь на нас! Мы рядом! Мы вместе!

 НАЖМИТЕ СЮДА, ЧТОБЫ ПЕРЕЙДИТЕ НА КАНАЛ 

ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ПИШИТЕ НА

E-mail: rs_almaty@mail.ru

   

Последние комментарии

Знакомство и общение православных христиан Республики Казахстан"

 

   
© spgk.kz © 2011-2012 Союз Православных Граждан Казахстана. Официальный сайт Общественного Объединения "Союз Православных Граждан" РК. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!. Мнение авторов не всегда совпадают, с мнением редакции сайта. Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев (подробнее...). Редактор сайта Константин Бялыницкий-Бируля. Адрес для писем в редакцию сайта E-mail:spgk@spgk.kz