5 апреля 2021 года в результате недуга, на 66-м году жизни скоропостижно скончался клирик Алма-Атинской епархии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» поселка Космос иеромонах Глеб (Борис Жартовский).
«…Без малого два десятилетия почивший пастырь предстоял Престолу Божию, совершая дело «служения Богу живому и истинному». Многие годы отец Глеб трудился по благо украшению храма, посвященного Царице Небесной, который был построен у источника с целебной водой; он заботился об укреплении приходской жизни и развитии паломничества. За свои душевные качества, скромность и трудолюбие, он пользовался уважением собратьев-священнослужителей и любовью прихожан...» - За строчками официального соболезнования, проглядывает огромный жизненный путь беззаветного сподвижничества и служения христианским ценностям.
У истоков бессмертной души
С настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» отцом Глебом, мне лично довелось встретиться лишь два раза в жизни. Наиболее запоминающееся было первое знакомство, в начале сентября прошлого 2020 года, когда с гордостью преуспевающего хозяина, иеромонах, для нас с коллегой проводил небольшую экскурсию по своим владениям. Вторая и последняя встреча состоялась в трапезной Алматинской митрополии, накануне святого праздника Крещения. Он занимался подготовкой купели. Речь зашла о общих строительных работах на источнике. Беседа запомнилась лишь парой фраз: «наш благодетель, желая сделать всё в едином архитектурном стиле временно приостановил строительство». «Давайте пока подождём с планами привлечения туристов, а после крещения, встретимся и всё обстоятельно обсудим…» Кто же знал, что «после» для нас двоих уже не наступит никогда.
В основу материала легли записи диктофонного интервью. Поэтому, там, где это уместно, будет сохранена прямая речь. Ведь теперь, когда личности такого масштаба уже нет среди нас, беседа приобретает биографическую ценность.
Человек-легенда в истинном значении этого слова, прежде всего, человек труда. Настоящий труд – ежедневный подвиг с полной самоотдачей, на который способен далеко не каждый, и наш герой был в числе тех немногих. Наше недолгое знакомство началось с рассказа, в котором иеромонах вспомнил предысторию своего появления на Живоносном источнике.
- Протоиерей Валерий, который сейчас служит в Омске, отбывал на новое место в новороссийскую, десантно-штурмовую бригаду. Его туда пригласили служить, позвали полковым священником. Он мне позвонил и спрашивает: Я уезжаю, а мне здесь свой человек нужен, я душой к этому месту прикипел и не хочется оставлять на кого попало. Поедешь? А я сам местный, моя родина - село Желкамыс (Талгарский район). Владыка, под началом которого я служил – Феодосий, никогда, никому не давал отпустительную грамоту, но сама Богородица благословила меня на поиск источника. Стою в приёмной, переминаюсь с ноги на ногу, а сам не смею даже надеется, что отпустит.
- Что просить пришёл? – вопрошает он строго.
- Здоровье у меня владыка, сильно сдавать начало. На родину, к истокам своим хочу вернуться. Недавно позвонил, трубку моя внучка взяла, Настя. — В трубке мой голос не узнала, это кто? - Я, Настенька, твой дедушка! - Да? а я тебя и знать не знаю…, - у меня так сердце и упало… Стою рассказываю о нашей телефонной беседе. Он молча вышел к своему секретарю и через 10 минут у меня уже была открепительная грамота. Приезжаю сюда. Здесь тогда владыка Мефодий был.
— Куда хочешь?
— Хочу на «Живоносный источник»!
— Вот как здорово, а у меня как раз ни одного желающего туда поехать нет! - Здесь тогда ни дороги, ни электричества не было, мы потом уже позже всё провели. Когда нашли родник, он был настолько захламлен, что все сначала засомневались: то ли это святое место? Я остался там, чтобы очистить источник. Несколько дней, стоя по пояс в воде, выгребал глиняную жижу. Когда под руками блеснула медная закладная доска: “при поддержке императора Николая Александровича основать на этом месте церковь в честь Матери Божией “Живоносный источник”, и дата: 25 октября 1909 года, тогда сразу все сомнения в правильном направлении поиска отпали.
Краеведение, археология, история…
Предыдущий деревянный храм разобрали по брёвнышку ещё в 30-х годах. От него не осталось даже фотографий. В луже нашёлся деревянный сруб 2 х 2 метра, глубиной в три венца. Из доски 70-ки (толщина 70 мм.) потом сделали престол и жертвенник в новом храме.
- Ты крещённый? - тогда пошли в алтарь, покажу свои находки. Откуда-то из глубин алтаря достал сумку, в ней - несколько полиэтиленовых мешочков, внутри которых было аккуратно расфасовано не меньше сотни различных монет. - Я когда стал снимать слои глины и ила, монеты как будто пластами лежали в обратном хронологическом порядке. Сначала наши тенге, большие, массивные, самые первые, которые ещё в начале 90-х чеканили. Затем советские копейки, но не много, до 61-го года (хрущевская денежная реформа). После, россыпью, - начало 20-х годов. Наибольшее количество дореволюционных царских копеек было в нижнем слое. Самая старая датирована 1853-м годом. Там же находилась и легендарная закладная медная доска. Всё эти и другие артефакты - экспонаты будущего музея, который я планирую открыть в строящемся гостевом доме для паломников.
Вы не подумайте, что искали методом случайного «тыка». Была проделана огромная исследовательская работа, с привлечением историков и краеведов. Первоначально пришло понимание что купель находилась внутри, в центре относительно небольшого храма из Тянь-Шанской ели. Потом я стал додумывать, если православные храмы стоят престолом на восток, где удобнее всего он мог бы располагаться в этой местности?
Архиерейское подворье
Отец Глеб обладал уникальным успешным опытом создания архиерейского монастырского подворья, практически, «с нуля». Сразу у входа нас встретила палатка с мороженным, правда, монастырского мороженного оказалось намного меньше, чем желающих его приобрести. Всё раскупили ещё утром.
- Мы живём на полном самообеспечении. Молоко, сметана, творог, свинина - всё своё. Делаем квас. Вот вчера мы 140 литров виноградного сока надавили. Есть коньяк шести летний, в дубовых бочках, могу угостить. Фотографировать можно, но не для интернета. У нас здесь четыре пруда, причём выкопанные на разных уровнях. Глядя на столь многообразное хозяйство, сложно поверить, что всё это было возможно создать одному человеку.
- Нет, конечно, одному не по силам. Всё приходит только с Божией помощью, и не сразу. Это я раньше одной лопатой ковырял, а теперь мне благодетели трактор подарили. Освоил довольно быстро, там ничего сложного - два рычага, сейчас покажу. И точно, не далеко от хозяйственных построек нас встретил ковшовый «Беларусь». - Каждый летний сезон мне местная семья из посёлка помогает. В основном ухаживают за скотом и птицей - пасут, кормят, охраняют.
Пока отец Глеб не провёл нас по всему своему обширному подворью, он не успокоился. Почему-то особую гордость в нём вызывала недавно опоросившаяся тёмная вьетнамская свинья. По пути нам попадались овцы, куры, утки. Важно переходили дорогу гуси.
- Из четырёх прудов в два рыбу запустил, видите какой капитальный деревянный причал - здесь всё по-настоящему. Сельские рыбаки и мальчишки приходят рыбачить. Я даже лодку деревянную заказал, скоро привезут. Беседуя, поделился рецептом монастырского кваса. - Мы изготавливаем без дрожжевой квас на хмелю, делаем на пророщенном ячмене. Сами выращиваем хмель, который 2-3 дня сначала отмокает в воде. Были у нас здесь два местные, сельские казашки - Ирина и Варвара, которых сам старец Наум (духовник Троице-Сергиевой Лавры) во время приезда в Алма-Ату специально благословил работать в московских архивах, для поиска карт и чертежей источника. Они попутно отыскали и этот рецепт монастырского кваса, которым восхищался ещё сам Пушкин! В 2013-14 году набрали множество материала, по которому написали книгу в двух частях. Первая часть не сохранилась, - всю быстро распродали, а вторую можете свободно купить в нашей церковной лавке, что мы и сделали после интервью.
Целительные силы живоносного источника
Не удивительно, что значительная часть нашей беседы велась вокруг лечебных свойств источника. - У нас тут постоянно множество разных посетителей бывает. Есть, например, один полковник из прокуратуры Астаны. Сам каждый год приезжает, берёт с собой маму, детей, сотрудников. Жена приехать не может, он ей в целлофановом пакете мокрую рубашку привозит, говорит, что спит потом «как убитая». Я сам, когда в 2017 году сюда впервые прибыл, мог передвигаться только на коляске или на костылях. Теперь свободно хожу. Мы каждое воскресение воду с источника освящаем, и специальную молитву от коронавируса читаем. За полгода ни одного случая заражения не было!
Вода в купели чистейшая и обжигающая, аж дух захватывает! Даже в незначительных деталях угадывалась рука хозяина, делавшего всё основательно и по уму. Отдельные кабинки для омовения мужчин и женщин, кафельная плитка, хромированные ручки перил, рамки с молитвами перед тем, как окунуться. От кваса, как от хорошего пива, начала кружиться голова. «Квас монастырский четыре градуса, за рулём не пить» - прочли чуть позже на объявлении и этикетках.
Живоносный источник как этнокультурный и туристический центр
«Казачий городок» или «казачий стан» как его ещё здесь называют, место регулярных сборов Семиреченских казаков Верненского Казачьего Станичного Объединения, некое подобие этно-деревни. Не скажу, что стан меня сильно впечатлил - огороженный плетённым частоколом гектар земли, с настоящим колодцем, детской и спортивной площадкой, местом для кострища. Однако, сама территория выглядела довольно уютной, что свидетельствовало о её частом использовании.
- Здесь казаки свою присягу принимают. Проводят игры, фестивали, ярмарки... Ребёнку очень важно, если его с детства учат кататься на лошади, разводить костёр, а если ещё дают возможность пострелять из лука или пневматики, так это высшие удовольствие для мальчишек и девчонок. Место много, я им землю выделил бесплатно, а они мне по хозяйству иногда помогают.
После омовения в купели пока обсыхал под уличным навесом, разговорился с двумя селянками из посёлка Космос. -Мы сюда уже второй раз приезжаем. И от жары спасаемся, и подлечиться можно. Рядом есть пляж, ещё с советских времён, но он давно разрушен. Раньше и здесь ничего не было. Стараниями батюшки каждый сезон насыпь грейдерами делали. Теперь асфальт положили, не самый лучший, но проехать уже можно.
- У меня тут не только столы под навесом, а рядом, видите, - полевая кухня стоит. Она подарена храму казаками, включается батюшка в наш разговор. Бывает на автобусе до пятидесяти человек туристов и паломников приедут, теперь всех смогу накормить и напоить горячим чаем. Вот сделаем ещё гостиницу, где можно остаться и переночевать, и совсем комфортно будет. На первом этаже планируем отрыть небольшую экспозицию личного музея митрополита Николая Могилевского. Остались некоторые его личные вещи, будет тот «клад» выставлен, который я вам показывал.
Планы, проекты, достижения… из этих и многих других повседневных хлопот состояла неустанная и неуёмная деятельность настоятеля «Живоносного источника», отца Глеба. Не скрою, чувствовалось его внутреннее одиночество. Уязвимость православных приходов, особенно туристическо-паломнического характера, как раз и заключается в том, что они завязаны на энтузиазме нескольких прихожан или даже одного священника, отдающего намного больше своих жизненных сил и здоровья, чем может компенсировать любой лечебный источник. Тогда, ранний уход таких людей ко Господу как бы предопределён, а вот заменить их, восполнить образовавшийся вакуум часто некем. Приходиться в прямом и переносном смысле возвращаться к истокам, начинать всё сначала.
Кажется принципиально важным, какой задел из добрых и полезных дел успел оставить, уходя в последний путь наш предшественник. Однако куда важнее, не растеряв сокровищ возрождённой земли, суметь вновь отстоять право называться её достойными детьми.
Фотография снята Дмитрием Бочаровым.