Сержан Мусатаевич АХИНЖАНОВ родился 3 сентября 1939 года в Алма-Ате. В 1964 г. окончил исторический факультет МГУ и начал работать в ИИАЭ АН КазССР. В 1973 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Кипчаки и их политические взаимоотношения с Хорезмом в 11-начале 13 вв.». Автор монографии «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана». Погиб 16 августа 1991 г.
Под синим куполом Вечного Неба раскинулась от Жёлтого до Чёрного морей Великая степь, пересечённая горами, покрытыми густым лесом и серебристыми струями чистых рек.
Степь окаймляют бурая пустыня Гоби и бескрайняя тайга — зелёная пустыня, но между этими пустынями много тысячелетий кипит жизнь. Растения питают травоядных животных, а тех съедают хищники, в том числе люди. И этот порядок кажется вечным, а Небо (Тенгри), Земля и Вода (Йерсу) — неизменными. Поэтому древние тюрки называли свою державу «Вечный эль», подобно тому, как латиняне, построив крепость на семи холмах на берегу мутного Тибра, назвали её «Вечным городом—.
Но время беспощадно и всемогуще! Оно губит и возрождает всё: государство и культуры, высыхающие озёра и горные хребты, рассыпающиеся в осколки, а потом — в засыпаемые пылью пустыни. И даже небо непостоянно: солнце то вспыхивает протуберанцами, сжигая травы и иссушая реки, то утихает, давая возможность Жизни-биосфере планеты заполнить погибшие регионы и обновить ландшафты и этносы. Это понимал замечательный писатель 8-го столетия Йоллыг-тегин, автор надгробных надписей своему отцу Бильге-хагану и своему дяде Кюль-тегину. Гении рождаются во все эпохи, и долг потомков — уберечь их от забвения…
На небольшом пяточке у входа в Институт археологии всегда оживленно, если, конечно, сотрудники не уехали в поле. Но и в сезон экспедиций нет-нет, да и найдутся свободные минуты, чтобы поговорить о наболевшем. Сегодня встретились друзья безвременно ушедшего археолога Сержана Ахинжанова, человека, бесспорно, талантливого, в особенности в организации научных экспедиций. Он был душой многих начинаний Института. Незадолго до трагической развязки С. М. Ахинжанов издал занимательную книгу «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана». Идея Ахинжанова о том, что кипчакское этнополитическое объединение, сформировавшееся в 8-9-ых столетиях в бассейне Иртыша, связано с проникновением сюда племён из северо-восточной Монголии, прежде всего кумоси и уранкай, сразу же стала предметом серьёзных научных споров, дискуссий и рецензий…
На рубеже 2-го и 1-го тысячелетий ещё до нашей эры в степях Евразии появились первые кочевники. Три тысячи лет они жили, сменяя друг друга, и перемещаясь, завоёвывая и осваивая новые территории. Одним из крупных этносов, сыгравших важную роль в средневековой истории, были кыпчаки-половцы. Несмотря на довольно многочисленные сведения об этом народе, всё же многое остаётся до сих пор тайной. Приоткрыть её завесу задался целью археолог Сержан Ахинжанов, аргументированно проследив путь кыпчаков с Прииртышья в степи Центрального Казахстана, в долину Сыр-Дарьи и на плато Мангыстау.
Сержан Мусатаевич погиб в водах Таласа, по иронии судьбы — реки, на берегах которой селились ранние кочевники, герои его книг и научно-популярных очерков. Он не ограничивался исключительно научной деятельностью, прекрасно дополняя её качествами популяризатора археологии. Во время полевых сезонов он не раз принимал на раскопках съёмочные группы «Казахфильма», участвовал в создании краеведческих картин режиссёра Э. Дильмухамедовой, был главным консультантом известного фильма «Гибель Отрара» режиссёра А. Амиркулова. С. М. Ахинжанов воспитал прекрасную дочь Лейлу, сценариста многих историко-краеведческих кинолент о Казахстане…
Казахи, Казахская земля, Казахское государство. За этими понятиями тоже кроются десятки вопросов, поднятых в науке Ахинжановым свежо и занимательно. В этом, видимо, исключительную роль сыграли гены. Его отец был разносторонним человеком: и учёным-историком, и драматургом, и знатоком народной жизни республики. Мусатай-ага был не просто хорошим отцом, но и великолепным проводником сына в тайны историко-культурного синтеза. А в недрах такого синтеза залегают многие достижения культуры народов Казахстана и Средней Азии, формируются истоки их этногенеза, выходя на путь мирового процесса взаимопроникновения и взаимообогащения.
Как известно, появление кыпчаков-половцев в восточноевропейских степях было связано с военными походами на Русь и Византию. Приглашённые императором Алексеем Комниным в общей борьбе с печенегами, половцы вывозили из империи огромные богатства, добытые грабежами и откупами. Русские летописи пестрят сообщениями о набегах половцев, об учинённых ими грабежах и уведённом в полон населении. Аналогичные процессы имели место и в Центральной Азии. Заслуга С. Ахинжанова в том, что он по-новому увидел среди множества сообщений о кыпчаках проблемы взаимосвязи с кимаками и попытался реконструировать некоторые направления этногенетических процессов в Центральной Азии, в частности взаимодействия и взаимоотношения монголоязычных и тюркоязычных этносов на территории современного Казахстана, на обширных пространствах от Иртыша до Волги, севернее Балхаша и Сыр-Дарьи, которые так и именовались — Кыпчакская степь (Дешт-и Кыпчак). На рубеже 10-11-ых вв. племена, населяющие эту страну, стали главной политической силой в Евразии…
С. М. Ахинжанов поставил перед собой и другую задачу, с которой великолепно справился. Это изучение вопроса о взаимоотношениях кыпчаков и Хорезмского государства, как составной части изучения проблемы кочевников и земледельцев, города и степи. Известно, истоки этой проблемы уходят в глубь веков. И в азиатских, и в европейских государствах ещё у античных авторов возникли легенды о безжалостных варварах — человеко-конях или кентаврах. Древние и средневековые поэты, и прозаики рисовали образ мрачного и неприятного степняка, его жестокость к врагам и баспощадность к подчинённым, вымогательство подарков у послов и купцов, чрезмерное, граничащее с унижением почитание сильных мира сего. Но среди бытописателей древности существовала и противоположная точка зрения на кочевников: наоборот, тесное общение их с благородным конём, спутником жизни. А также высокое искусство всадничества, мужество наездника, выносливость, обычаи побратимства, уважение к старшим, суровые законы, наказывающие за воровство и иные аморальные поступки. Эти черты кочевника вызывали у части историков восторженное отношение к степным рыцарям.
С. М. Ахинжанов сумел примирить эти полярные точки зрения и воссоздать реальный образ кочевника, выявил его подлинную роль в исторических событиях. Благодаря его работам становится в значительной мере понятно, что кочевые государства творчески соединяли в себе культурные традиции кочевых и оседлых народов. Город и степь составляли не два антагонистических мира, а две отрасли хозяйства этих государственных объединений, их экономическую базу. Расцвет городов Казахстана и Средней Азии в 9-начале 13 вв. во многом связан с оседанием кочевников. Они привнесли в городскую культуру много степных элементов обитания…
Путь от Джамбула, древнего центра цивилизации, до Кулана — небольшой отрезок Великого Шелкового пути. Здесь постоянно работают археологические экспедиции, некогда руководимые С. М. Ахинжановым. В память ученого его коллеги называют этот путь именем Сержана. «Ахинжановская дорога» — единственный путь возрождения памятников истории и культуры Казахстана, молодой суверенной республики Центральной Азии. А дорогу, известно, осилит только идущий.