Расскажем современнику об обстановке в самом Кокандском ханстве , пограничном районе Туркестанского края , ставшего с 1876 г. Ферганской областью. Коканд был взят русскими войсками и ханство было присоединено к Российской империи.
Важную роль в освоении юго-восточных земель и продвижении госграницы в горах Памиро-Алая сыграли выдающиеся генералы, командующие всеми войсками Георгиевские кавалеры К.П.Кауфман и Г.А.Колпаковский, основатели Семиреченского казачества и первых областей Туркестанского края .
Генерал-майор М.Д. Скобелев был назначен военным губернатором Ферганской области и командующим войсками. Особо отметим, что успешными преобразования значились в истории Туркестанского ( бывшего Оренбургского) батальона . Командиром 2- го линейного назначен М.Е. Ионов, будуший атаман Семиреченского казачьего войска. В войне против Кокандского ханства капитан Ионов, военачальник 2-й штурмовой колонны в составе 1-й роты батальона, 150 спешеннных казаков , взвода 2-х ракетных станков, получил Георгиевский крест 4-й степени за взятие Андижана. Были отмечены в бою десятки казаков- семиреков- среди них полковник П.А. Пичугин, капитан А.Н. Куропаткин, есаулы Г.К. Штакельберг и К.П. Мариуца за взятие стен города и его улиц, высотки Гультюбе.
Тем временем, случилось в армии памятное и печальное событие. Осенью 1875 г. унтер-офицер Фома Данилов, с обозом казаков следовал из Ташкента в Наманган. Офицер перегружал сломанную повозку и отстал от военного прикрытия. Вместе с несколькими другими русскими воинами Фома был схвачен в плен отрядом кокандца Пулат-хана и доставлен в Маргелан. По его мнению, акция обращения в мусульманство русских солдат должна был поднять дух войска . Кокандский военачальник Пулат-хан обещал ему «помилование, награду и честь», если согласится отречься от Христа. Данилов отвечал, что изменить кресту не может и должен исполнить свой к царю и к христианству. 21 ноября 1875 года в Маргелане Фома Данилов был убит после страшных мук.
Поводом для кокандских бунтов , смут и казней, были действия проведенные главой Кокандского ханства Худояр-ханом. Восстание против его династии возглавил Исхак Хасан-улы, принявший имя Пулат-хана, имя внука популярного в народе хана Алим-бека . 9 октября 1875 г. повстанческая армия овладела Кокандом. Худояр-хан и его сын Насреддинбек бежали под защиту российских войск в Ташкент, пользуясь заключенным соглашением Коканда с Россией. В такой ситуации Пулат-хан провозгласил газават - войну с неверными. В годы взятия Кокандского ханства он был выдан Российской армии сообщниками. 1 марта 1876 года он и некоторые его подручные военно-полевым судом были приговорены к повешению за зверства над русскими пленниками. Символично, что казнены они были на той самой площади Маргелана, где был замучен Фома Данилов и другие пленные. Узнав о подвиге воина-мученика, русские солдаты нашли его могилу и перезахоронили по христианскому обряду.
Так кто же такой Фома Данилов? После его смерти было установлено, что он житель села Кирсановки , ныне Оренбургской области. Данилов – это фактически отчество, указывающее, что Фома - сын Данилы. Фамилия же его была Лотырев, 1846 г. рождения. Однако, в описании подвига оренбуржца его называют Фома Данилович Данилов . В 1864 г. он женился на Ефросинье Филипповне Тугих. Через пять лет Фома был призван на военную службу, произведен в унтер-офицеры и стал каптенармусом 2-го Туркестанского стрелкового батальона.
История мученической смерти Фомы Данилова, захваченного в плен кокандцами полна неясностей. По приказанию Пулат-хана его приспешник Абдул-Мамын двукратно предлагал Данилову перейти в мусульманство, обещая за это богатство и хорошие должности, в противном случае угрожая мучительной смертью. Фома отверг эти предложения, и сказал «….в какой вере родился, в такой и умру, а своему царю я дал клятву и изменять Ему не буду» . Мол, «…напрасно … надрываетесь, ничего с меня не возьмете, а хотите убить, так убейте». Героя по разным версиям связали и привязали к колесу арбы . Сипаи кокандцы дали по нему «неправильный залп», стремясь не убить, а тяжело ранить. 29-летний Фома жил не более часа. Пощады он не попросил. Смерь воина Данилова произвела огромное впечатление на туземцев, которые говорили, что «русский солдат умер как батыр».
Ф.М. Достоевский, потрясенный этой историей, посвятил воину-мученику раздел в «Дневнике писателя за 1877 год», в котором описал эту историю в очерке «Фома Данилов, замученный русский герой» , назвал воина-мученика «… эмблемой России, всей России, всей нашей народной России» . Образ Данилова вдохновил Достоевского при написании седьмой главой романа «Братья Карамазовы» .
М.А.Терентьев в своем обширном труде «История завоевания Средней Азии» (СПб., 1906 г. ) также пишет об этом незаурядном событии. По его мнению, кроме Данилова на площади в Маргелане были казнены Святополк-Мирский и сотник Кузьмин . Товарищей Данилова просто зарезали, а ему была уготована казнь более изощренная. Унтер-офицеру «…отрубали по суставу каждого пальца, вырезали из спины ремни, поджаривали тело на угольях и т.п.» Мученик остался непреклонен. Историк Терентьев отмечает также, что это не был единичный случай мученичества за веру.
Как видим, подробности событий на площади Маргелана и казни воина-мученика Фомы существенно отличаются. По воспоминаниям о нем остались строки подвига в очерке писателя Д. Иванова ( «Геройская смерть Данилова. Кокандский бунт в 1875 году». – СПб., изд-во Досуг и Дело, 1890 г.) , воен. инж. А.Серебренникова ( «Из истории Кокандского похода» // Военный сб., 1901 г. № 8 ) , с рисунком того времени, когда Данилов был привязан к колесу арбы и был расстрелян десяткой палачей. Дополнительную достоверность этой версии, придает изложение множества деталей, ссылка на расследование, проведенное по приказу генерала М. Д. Скобелева . О доблестном поведении и геройской смерти Фомы Данилова было объявлено в приказе по Туркестанским венному округу. Государь император Александр II восхитился силой духа русского воина. Вдова героя получала пенсию из государственного казначейства 120 руб. в год. Что касается родственников Фомы Даниловича, то прямых наследников у него не было. Особо следует сказать о сыне его брата Андрея – Федоте . Он глубоко чтил память своего дяди Фомы. Вместе с группой крестьян совершил паломничество в Иерусалим. Поклонившись гробу Господнему, принес оттуда икону «Усекновения головы Иоанна Предтечи», которая долгое время хранилась в семье как реликвия.
Илл. Воин-мученик Фома Данилов