Криминализация общества, падение уровня жизни, разрушение культурных традиций, нравственных ценностей – это лишь поверхностное описание духовно-нравственного состояния современного мира. Как уберечь молодое поколение от пагубного влияния пороков нынешнего общества. На вопросы журналиста отвечает Преосвященнейший Геннадий, епископ Каскеленский, викарий Астанайской и Алматинской епархии, ректор Алматинской духовной семинарии.
Владыко, вы являетесь ректором духовной семинарии в Алматы, расскажите немного об этой семинарии, поделитесь планами православного образования.
Несмотря на то, что у духовной семинарии существуют проблемы по благоустройству здания (перед нами стоит задача постройки нового корпуса), уже сейчас видно, что у семинарии есть база, которая заключена, прежде всего, в людях. Как известно самый ценный капитал это не материальные средства, а люди. Где есть люди, там потом появляются и средства. В семинарии работает прекрасный сложившийся коллектив преподавателей, которые могут на хорошем уровне преподавать различные дисциплины, как специфические, так и дисциплины образовательного порядка, а также языки. В Казахстане есть большое количество подростков, которые желают получить духовное образование, а это для семинарии самое главное, потому что можно построить благоустроенное здание, но если там некому будет преподавать, и некому будет учиться, то сама постройка окажется бессмысленной. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и надеемся, что наша семинария станет не только полноценным духовным учебным заведением, но и со временем будет вписана в образовательное пространство Казахстана. Выпускники смогут получать дипломы государственного образца, что позволит им быть священниками, а также преподавать религиоведение и другие гуманитарные дисциплины в светских школах. На семинарию возлагают большие надежды не только церковное священноначалие, но и все общество в целом.
Какое значение Церковь придает работе с молодежью в молодежных клубах при воскресных школах?
Необходимо отметить, что Господь так устроил человеческую природу, что сами собой люди не приходят в церковь, не становятся сами собой нравственными. Воспитание - и духовное и нравственное не приходит само собой. Над ребенком, подростком необходимо приложить много усилий, потратить много времени, чтобы он стал полноценным членом общества. И это очень хорошо понимали «творцы нового мира», люди которые пытались осуществить коммунистические утопии в 20 веке. Ведь с чего начинался проект построения коммунистического общества – с разрушения семьи. Дети изымались и помещались в коммуны, в лагеря, в школы, где с утра до вечера их идеологически обрабатывали. Собственно уничтожение семьи, как ячейки духовного воспитания – это программная задача, основанная на «Манифесте Коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса. К церкви, как к большой общественной группе тоже можно применить те же задачи, которые мы применяем к обществу, говоря о том, что общество обязано заботиться о подрастающем поколении своих молодых членов.
В Евангелие сказано: - что человек посеет, то и пожнет. Эти слова напрямую относятся к делу церковного воспитания молодых людей. Конечно, идеально предположить, чтобы воспитание осуществлялось исключительно в твердых крепких православных семьях, но что делать, если этих семей еще не так много. Поэтому в 90-х годах во всем пост советском пространстве, в том числе и в Казахстане, при приходах, при церковных общинах стали проводить новые специфические детские молодежные проекты, которые позволяют охватить значительные группы молодежи. И в этом плане уже наработан очень большой опыт. Молодежь необходимо объединить, заинтересовать общим социально значимым делом. А дальше объединив их одновременно, ненавязчиво предлагать основы православного воспитания. Это может быть паломничество по святым местам, совместная молитва, совместное посещение богослужений, исполнение послушаний при Храмах, участие в таинствах церковных – все это должно сочетаться с интересными направлениями в спортивной области, в творческой области, в туристических областях, в области социального служения. Если таким образом строить работу с детьми и молодежью, то успех непременно будет, об этом свидетельствуют двух десятилетний опыт различных приходов русской православной церкви, на которых осуществляется такое молодежное служение. И очень хорошо, что в Талдыкорганском благочинье каждый год проводится детский фестиваль воскресных школ «Духовный сад Семиречья», который уже стал визитной карточкой не только талдыкорганцев, но и всей православной церкви Казахстана. Мы знаем, что в этом году фестивалю будет дан уже международный статус, так как будут представлены команды воскресных школ Российской федерации и возможно даже и США.
Молодые люди в первую очередь подвержены порокам и не всегда умеют противостоять мирским соблазнам. Скажите, Владыко, как жить, если тебя окружают разврат, ложь, предательство, как обрести, сохранить и укрепить свою веру, как найти дорогу к Храму?
Человек может осознать себя русским, в полной мере укорениться в традиционной культуре, только если воцерковится. Воцерковиться нам нужно не только для этого, но и для того, чтобы выжить. Потому что я не вижу иной защиты, от всех этих коварных пороков, которые подступают к душе каждого человека. Только жизнь во Христе, жизнь возле церкви. Еще в советское время не было таких вызовов, какие есть сейчас. В лице наркомании, пропаганды вседозволенности, агрессии через интернет – ничего этого не было, мир поистине становится все более прозрачным, а значит душа каждого человека, тем более молодого человека, становится все более уязвимой. И никакими внешними средствами, внешними запретами душу молодого человека невозможно уберечь от вторжения в нее пороков. Душа может быть сохранена и может быть спасена, только если внутри у молодого человека сформируется некоторая внутренняя установка, как часть его внутренней сущности, часть его собственного я, некое глубокое внутреннее убеждение и потребность следовать добру и противостоять злу. Наша задача помочь молодому человеку, чтобы такое убеждение приходило как следствие его религиозного опыта. Когда человек начинает молиться, когда он осознает радость религиозной жизни, испытывает некое глубокое духовное удовлетворение от того что исполняет заповеди Христа Спасителя и верен ему, верен своим религиозным идеалам, тогда естественно от него отстает все прочее зло. Не внешними запретами, а пробуждением влечения к добру можно уберечь наших детей от гибели. И это понимают все больше молодых людей, это понимают молодые семьи. Приходилось не раз встречаться с такой жизненной ситуацией, когда получив в воскресных школах религиозное воспитание, ребенок, когда становится подростком в возрасте 17, 18,19 лет уходит из церкви. Но по прошествии 5-10 лет он уже зрелым человеком вступает в брак, когда у него появляется своя семья и дети, вместе с этим появляется и чувство ответственности за своих детей. Во тогда он возвращается в церковь, но возвращается со всей своей молодой семьей, потому что он начинает ощущать чувство ответственности за своих детей, и уже понимает что как его когда-то уберегли в детстве от разрушительного влияния пороков его родители-верующие, так он теперь обязан следовать примеру своих родителей и уберечь своих детей от этого же зла. Как один из апостолов сказал: - Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, (Ин. 6;68)
И вот действительно как бы мы, будучи увлекаемы злом, искушениями, греховными страстями, человеческими желаниями не уходили от религиозной духовной жизни, но в итоге каждый из нас повторяет слова апостола: куда нам идти, только ты Господь имеешь настоящее слово к вечной жизни. Поэтому после падений, искушений, различных увлечений мирских, люди в разном возрасте возвращаются к церковной жизни, возвращаются ко Христу.
Комментарии
Наша задача сегодня - объяснять молодым людям, что с ними происходит. Категорическое - "грех совершать нельзя" сегодня не работает, слишком много примеров греха перед глазами. Нужно объяснять подробно, раскладывая все "по полочкам", вскрывая механизмы искушений, показывая внутреннюю логику происходящих событий. Мы должны не запрещать те или иные поступки голословно, а объяснять, что произойдет, если их совершить, как повлияют на жизнь их последствия. Техника безопасности души - вот основной общественно необходимый сегодня предмет. За тысячелетия существования духовной традиции накопился огромный опыт, который мы можем передать тем, кто захочет им воспользоваться . Здесь, кажется, есть только одно "но": поставить диагноз легко, а вот вылечиться труднее. Скорее всего, любой желающий при наличии некоторого времени и откровенности человека может объяснить, что произошло, и как нужно реагировать на происшедшее. А дальше уже сам человек должен приложить усилия. Многому придется учиться, и, чтобы не упустить время, начинать знакомство с духовной жизнью желательно как можно раньше.
Православное нравственное воспитание молодежи - залог духовного здоровья общества.
Православная аскетика не должна восприниматься как одно большое "нельзя", она должна быть понятна и обоснованна. Тем более, недопустимо ставить на один уровень исполнение внешних, обрядовых предписаний и соблюдение заповедей. Как часто в храме одергивают молодую женщину в брюках, без головного убора, совсем не заботясь о том, что она "уже имела несколько мужей, и тот, кого сейчас имеет - не муж ей, а просто сожитель". Какая польза, если в следующий раз она придет в платочке, но все так же не будет подозревать, что живет во грехе? А мужчин, если они не курят на территории храма, мы вообще не трогаем, они ведь не носят юбки, не обязаны надевать платок, входя в храм, так что приходскому "миссионеру" не за что и зацепиться. Не лучше ли рассказать людям сначала о Христе и Евангелии, о страстях и добродетелях? А какую одежду носить, потом они поймут сами.
Большую роль в деле подготовки молодых людей к семейной жизни способно сыграть сотрудничество Церкви с государственным и и общественными организациями, прежде всего, с учебными заведениями и центрами социальной психологической помощи. С помощью Основ православной культуры, Основ православной нравственности возможно предостеречь школьников и студентов от грубейших психологических ошибок, а участие священника в работе муниципальных центров психологической помощи поможет стабилизировать обстановку в "проблемных" семьях. Семейные отношения - область, на которой держится благополучие государства и здоровье общества, семья, как малая Церковь, является одним из основных элементов построения церковного организма, поэтому ее сохранение - наша общая задача, а православное нравственное воспитание молодежи - один из ключевых вопросов в решении этой проблемы.
Духовно-нравственной основой общества также является патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения. Необходимо уделять больше внимания патриотическому , нравственному, правовому, физическому и трудовому воспитанию, то есть комплексному подходу к данному вопросу. Только в единстве они способны сформировать подлинного патриота и защитника Отечества.
RSS лента комментариев этой записи