ГЛАВА 3
На месте злачне, тамо всели мя
Иерей Владимир Воронцов
Очерк исповеднического пути настоятеля храма Покрова Божией Матери города Джамбула митрофорного протоиерея НИЛА Рясенского
Байкадам (современное название – Саудакент) Сарысуйского района – один из самых отдалённых от областного центра, города Джамбула (современное название – Тараз), аулов.
И если Джамбул – это зелёный оазис с благоприятным климатом, то Байкадам расположен на окраине Мойынкумской пустыни в болотистой, открытой ветрам местности. Зимой там мороз и сугробы, летом – зной. Основное занятие сарысуйцев – скотоводство. В этот скотоводческий аул 10 июня 1951 года прибыл в ссылку отец Нил Рясенский. Поражает самоотверженное мужество его супруги матушки Александры Яковлевны, которая приняв ссылку мужа как послушание от Бога, поехала за батюшкой в этот чужой и далёкий край. Старшая дочь, слабая здоровьем Людмила, осталась в Осташкове на попечении родственников, а трехлетнюю Веру матушка привезла в Байкадам с собой.
При объявлении приговора в тюрьме города Твери представитель УМГБ заверил отца Нила, что в ссылке он будет обладать всеми гражданскими правами, и даже будет иметь возможность, по согласованию с местным архиереем, служить в храме. Но православного храма не было не только в Байкадаме, но и нигде по близости в радиусе 200 километров. Вести какую-либо церковную службу или исполнять требы здесь было невозможно, так как основное население района составляли мусульмане. Найти какую-нибудь официальную работу батюшке тоже не удалось. Ему приходилось наниматься к частникам, и работать за незначительную плату. В Байкадаме отец Нил работал на производстве кирпича, на земляных работах, а также пас скот.
18 апреля 1953 года батюшка написал жалобу на имя Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова. Он писал: «я при наличии слабого здоровья, страдая сердечными заболеваниями, /…/ вынужден нести тяжёлый физический труд, /…/ что крайне отражается на моём состоянии, но тяжёлое безвыходное материальное и семейное положение заставляет работать через силу и влачить своё жалкое существование» . Жила семья Рясенских в бедном саманном доме. Выживать в бесчеловечных условиях им помогала молитва. В доме была оборудована молитвенная комната, где отец Нил совершал богослужения.
Вопрос о назначении батюшки на приход в район с русским населением давно был решён архиепископом Алма-Атинксим и Казахстанским святым священноисповедником Николаем (Могилевским). Но власти не торопились утверждать решение архиерея, также этому препятствовали органы госбезопасности и внутренних дел, которые непрестанно следили за батюшкой. 7 июля 1953 года начальник УМВД по Джамбулской области Джандильдинов писал начальнику секретариата ОСО МВД в Москву: «На Рясенского Н.Ф. заведена предварительная оперативная проверка. /…/ Рясенский, находясь на поселении в с. Байкадам активизировал религиозную деятельность, свою квартиру превратил в молитвенный дом, обставив предметами религиозного культа, где проводит религиозные обряды» .
Отец Нил был духовно близок со священноисповедником Николаем (Могилевским). Их роднила память преподобного Нила Столобенского и Нилова пустынь. Владыка Николай считал Нилову пустынь своей духовной родиной, там он принял монашеский постриг и рукоположение в священный сан. До конца дней он благоговейно почитал преподобного Нила. Ежегодно в день памяти Столобенского подвижника в воспоминание его великого смирения митрополит Николай совершал Божественную литургию иерейским чином в холщёвой иерейской ризе. С Ниловой пустынью были связаны и лучшие духовные воспоминания отца Нила Рясенского. Известно, что владыка Николай, который сам прошёл испытания заключением и ссылкой, много помогал ссыльным священникам, ходатайствуя за них перед властями. Очень вероятно, что он просил и за отца Нила. И, хотя 23 октября 1953 года батюшке отказали в освобождении из ссылки, ему разрешили переехать в город Джамбул.
В 1946 году на окраине Джамбула, в районе сахарного завода был открыт небольшой молитвенный дом. Служил там протоиерей Александр Богословский. Это старейший священник Джамбула, который служил в Покровском храме города Аулие-Ата (старое название Тараза) ещё до революции. В 1927 году его арестовали и осудили на три года в Соловецкий лагерь. Покровский храм был закрыт и разрушен. После освобождения из лагеря отец Александр вернулся в Джамбул. В 1946 году Бог благословил его возрождать общину закрытого Покровского храма на новом месте. Вскоре к его трудам присоединился и отец Нил Рясенский.
Протоиерей Александр, человек с непростой судьбой, по старости лет был слаб здоровьем, у него отказали ноги. Вместо него настоятелем Покровского молитвенного дома был назначен отец Нил. Осенью 1953 года он прибыл в Джамбул и вступил в должность настоятеля. Покровский храм к тому времени имел небольшое помещение с пристроенным алтарём. Службы посещали десять-пятнадцать человек. Отец Нил понёс труды по благоустройству и расширению территории. Своими руками батюшка садил деревья и цветы, обустраивал клумбы и тротуары, занимался строительством.
Со временем храм расширялся. Прихожане помогали батюшке – несли строительные материалы, кто что мог, чтобы сделать к молитвенному дому необходимые пристройки. Росли стены, рос и приход. Отец Нил умел привлекать людей проповедью. Так постепенно молитвенный дом стал приходским храмом. Прежний настоятель, протоиерей Александр, жил рядом с храмом, отец Нил заботился о нём. Когда отец Нил служил Литургию, отца Александра приносили на носилках в алтарь, где он причащался. В лице отца Нила Рясенского протоиерей Александр Богословский обрёл духовного друга и помощника, который не оставил его до самой смерти.
В это время Н.С. Хрущёвым был инициирован пересмотр дел политзаключённых и реабилитация людей, подвергшихся политическим репрессиям. 5 июля 1954 г. особая комиссия под председательством К.Е. Ворошилова вынесла постановление «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев». Согласно этому постановлению всем ссыльным поселенцам предоставлялась свобода, и возвращались все гражданские права. Получив освобождение из ссылки, отец Нил не стал возвращаться в родные края, но решил связать свою жизнь с Казахстаном и джамбулской паствой, которую вручил ему Господь.
Полная реабилитация батюшки последовала в 1956 году. 10 сентября военный трибунал Московского ВО вынес определение о реабилитации незаконно осуждённых Тройкой УНКВД Калининской области в 1937 году «контрреволюционерах» протоиерее Дмитрии Поликарпове и его «подельниках». 1 ноября 1956 года семью Рясенских постигло горе. Умерла их старшая дочь Людмила. Её похоронили рядом с отцом Александром Богословским. Отец Нил посадил на могиле дочери куст сирени, и каждый день носил с помощью коромысла два ведра воды, чтобы поливать его.
В 1961 году в Джамбуле закрыли Успенский храм, который располагался в самом центре города на кладбище, а всех священников перевели в Покровскую церковь, под начало отца Нила. Так Покровская церковь на сахарном заводе стала единственным храмом в Джамбуле, а отец Нил стал духовным отцом всех православных джамбулцев.
Приход отцу Нилу достался сложный, состояния плачевного. Бывший в начале 1950-х годов в ссылке в Джамбуле архимандрит (впоследствии – епископ) Вениамин (Милов) в письмах рассказывал о конфликтах между священнослужителями, склоках и доносительстве. «Был в местной церкви; здесь хорошо, но склок – море. Атмосфера сугубо тяжелая», «крестятся люди совершенно неподготовленные, сами кумовья даже креститься не умеют, подчас и крестов не носят. Можно по этому признаку судить, как низок здесь уровень религиозного развития» .
Такое положение дел выглядит вполне естественным следствием гонений и притеснений Церкви со стороны властей. В 1930-е годы все православные храмы в Джамбуле и области были закрыты. При поддержке властей орудовали обновленцы, чей образ мыслей растлевал паству. Прихожанам агрессивно навязывалась апостасия. В более позднее время, когда православные храмы были вновь открыты, спецорганы следили за священниками и прихожанами, внедряли на приходы своих агентов, доносчиков. Царила атмосфера всеобщего страха.
Отец Нил явил джамбульскому приходу личный пример духовного делания и молитвенного подвига, терпения и усердного предстояния перед Богом. Его трудами приходские нестроения были преодолены. Прихожане вспоминают, что в годы настоятельства отца Нила джамбульский приход стал дружным и сплочённым. Протоиерей Нил дарил людям любовь и заботу. Он смог научить прихожан взаимной выручке и христианскому милосердию.
Служил отец Нил часто и всегда проповедовал. Службы его были продолжительными и торжественными. А проповеди он всегда говорил сам, никогда не читал по книге или с листа. Говорил он тихо, но очень внятно и доходчиво, хорошо поставленным певучим церковным голосом. Прочитав Евангелие на Литургии, он всегда разъяснял смысл прочитанного, учил применять евангельские наставления к современной жизни, к быту. Батюшка учил блюсти чистоту веры и внимательно следить за богослужением.
Настоятель храма Святой Троицы в г. Балаково Саратовской епархии игумен Амвросий (Волков), который в 1980-е служил диаконом в г. Джамбуле вспоминает об отце Ниле: «Служба в храме была для него смыслом жизни. Когда же он практически потерял зрение и не мог читать, то все равно участвовал в богослужении» . Службу отец Нил знал прекрасно. Его «можно было назвать ходячим Типиконом. Он не только знал тропари к двунадесятым праздникам, а наизусть выдавал кондак какому-нибудь не очень известному святому» . Духовные чада отца Нила вспоминают его рассказы о лишениях, голоде и издевательствах, которым он подвергался в тюрьме и в ссылке. Отец Нил со скорбью отзывался о злобе людей и их ненависти к Богу и Его святой Церкви, но всех прощал и за всех молился.
С прихожанами он был очень вежлив и мягок, любил детей, каждого приходящего любовно приветствовал и всех помнил по именам. Но при такой мягкости и обходительности он делал строгие замечания тем, кто во время службы нарушал тишину разговорами. Если кто-нибудь из прихожан пропускал воскресные богослужения без уважительной причины, то при встрече батюшка отказывался их благословлять, воспринимал пропуск воскресной службы как личное оскорбление. При необходимости отец Нил давал строгие епитимии и даже отлучал на время от причащения. После окончания службы отец Нил никогда не торопился уходить домой. Он подолгу задерживался в храме, беседуя с прихожанами и отвечая на вопросы.
Никогда не порывал протоиерей Нил духовного общения с родным Осташковом, Ниловой пустынью и её великим подвижником, преподобным Нилом Столобенским. В 1967 году отец Нил в соавторстве с протоиереем Владимиром Шустой (будущий первый наместник возрождённой Ниловой пустыни) к 300-летию прославления преподобного Нила Столобенского написали для Журнала Московской Патриархии его подробное житие .
Отец Нил любил приезжать в Осташков, посещать закрытую и заброшенную Нилову пустынь. Осташи вспоминают, что отец Нил помнил на острове Столобном каждый закоулок, каждое деревце. Во дни отпусков он проводил для своих духовных чад экскурсии по острову и по Ниловой пустыни. В 1971 году он писал: «Так живо в памяти осталась наша поездка на моторной лодочке по озеру Селигер по волнам до Ниловой пустыни» . Из Осташкова батюшка привёз в Джамбул икону преподобного Нила старинного письма и частицу его святых мощей. Эта святыня и сегодня является многочтимым духовным сокровищем города Тараза.
Являясь настоятелем Покровского храма в Джамбуле, отец Нил очень много заботился о неимущих и больных, воплощая в своей жизни евангельский образ милосердия. Он поручал прихожанам попечение о больных людях и стариках, которые не могли приходить в храм. Благословлял регулярно посещать своих подопечных и приносить им угощения. Поскольку в то время с продуктами было тяжело, батюшка распоряжался делиться с нуждающимися приношениями с панихиды. Отец Нил и сам много ходил по домам. Посещая своих прихожан, тем из них, кто нуждался, он в корзине приносил угощения.
В житиях многих угодников Божиих содержится рассказ о нападении на келлию старца разбойников. Произошёл такой эпизод и в жизни отца Нила. В одну из ночей в дом батюшки ворвалась компания подвыпивших хулиганов. Молодые люди связали немощного батюшку, били его и требовали денег. Отец Нил жил скромно и богатств никаких не накопил, но преступники не верили и требовали отдать им золото. Поняв, что у священника ничего нет, они изрядно поиздевались над ним и его женой, и ушли ни с чем. Батюшка не только простил злодеев, но и призывал близких молиться за них. Отец Нил категорически запретил рассказывать об этом инциденте посторонним, чтобы милиция не узнала и не наказала бандитов, потому что тюрьма ни кого не исправляет. Батюшка сострадательно говорил о злодеях, что они потерявшиеся люди и нуждаются в сочуствии и милости.
Возможно, именно это происшествие окончательно расстроило здоровье протоиерея Нила. Умер он 15 марта 1987 года. Отпевание батюшки совершил епископ Евсевий (Саввин). Надгробное слово произнесли епископ Евсевий и протоиерей Борис Киняк. Похоронили батюшку на старом сахзаводском кладбище рядом с дочерью и протоиереями Александром Богословским и Феофилом Кехиопуло.
За выдающиеся заслуги перед Церковью протоиерей Нил был награждён многочисленными церковными наградами, в том числе орденами святого равноапостольного князя Владимира II и III степени и Преподобного Сергия Радонежского II и III степени. В 1978 году, в связи с 25-летием служения настоятелем Покровского храма в Джамбуле, протоиерей Нил был удостоен Святейшим патриархом Пименом права ношения второго креста с украшениями .
Матушка Александра пережила батюшку на пять лет. Умерла она 16 июля 1992 года, похоронена рядом с супругом. Таразцы горячо чтут память протоиерея Нила. Тропинка к его могилочке протоптана в любое время года. И хоть вопрос о канонизации отца Нила и прославлении его в лике святых пока не поднимается, прихожане таразских храмов помнят батюшку как праведника и исповедника веры, пронесшего свет любви Божией через всю жизнь. Рассказывают, что после молитвы на могиле отца Нила, улаживаются трудности и неприятности.
При подготовке использованы собранные автором аудиозаписи воспоминаний о протоиерее Ниле Рясенском Демичевой Раисы, Цитович Марии, Стрикачевой Софьи и Кияшкиной Нины.
Автор благодарит за помощь в сборе биографических материалов о протоиерее Ниле Рясенском наместника Ниловой пустыни архимандрита Аркадия, настоятельницу Богородичного Житенного монастыря игумению Елисавету (г. Осташков), настоятеля Вознесенского собора г. Осташкова, благочинного церквей Осташковского района, иерея Димитрия Марковского, настоятеля храма Святой Троицы г. Балаково игумена Амвросия, главного редактора газеты «Селигер» Н.В. Николаеву (г. Осташков), профессора А.В. Матисона (г. Москва), директора воскресной школы Успенского собора г. Тараза Т.В. Чемерис, И.В. Цыкова (г. Тверь), М.В. Совкову (г. Осташков), монахиню Сергию (г. Тверь), В.А. Попкову (г. Тараз).
Фотография Отец Нил с матушкой и дочкой в своём доме в Байкадаме после Божественной литургии. Пасха 1953 г.
1.ЦГА г. Твери. Ф.160. Оп.15. Д.781. Л.39об., 40. Метрическая книга Воскресенской церкви г. Осташкова, 1906 г.
2.Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3. – Тверь. 2001, с. 421-425.
3.Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5. – Тверь. 2001, с 131-168.
4.Архив ЦДНИ г. Твери. Ф. 7849. Д. 7691-с (Дело по обвинению церковников Поликарпова и других), Л. 211, 211об. Жалоба адмссыльного Рясенского Н.Ф. Председателю Совета министров СССР, 1953 г.
5.Архив Там же, Л.270. Жалоба осуждённого Рясенского Н.Ф. прокурору Калининской области, 1940 г.
6.Там же, Л.136. Характеристика заключённого Рясенского, 1940 г.
7.Там же, Л.140об. Жалоба заключённого Рясенского Н.Ф. Народному Комиссару Внутренних Дел, 1940 г.
8.Там же, Л.206. Жалоба адмссыльного Рясенского Н.Ф. Председателю Совета министров СССР, 1953 г.
9.http://ostashkow.narod.ru/karpov/karpov_22.htm
10.В архиве Ниловой пустыни сохранилась историческая записка, написанная 17 декабря 1954 года собственноручно настоятелем Покровской церкви г. Джамбула священником Нилом Рясенским. В этой записке отец Нил подробным образом описывает события, свидетелем и участником которых он был: закрытие обители, изъятие церковных ценностей и мощей преподобного, передача их в музей, восстановление Вознесенского храма и возобновление богослужений в нём.
11.Архив ЦДНИ г. Твери. Ф.7849. Д.7691-с (дело по обвинению церковников Поликарпова и других), Л.268,269. Характеристика гр. Рясенского, 1940 г.
12.Там же, Л.174. Заключение УМГБ Калининской обл. по архивно-следственному делу на Рясенского Н.Ф., 1949 г.
13.Там же, Л.208об. Жалоба адмссыльного Рясенского Н.Ф. Председателю Совета министров СССР, 1953 г.
14.Там же. Л.188. Отношение УМВД по Джамбулской обл. Каз. ССР на запрос о ссыльных Власовой и Рясенском, 7 июля 1953 г.
15.Епископ Вениамин (Милов). Дневник инока // http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1023
16.«Священство – это всецелая жизнь», интервью с игуменом Амвросием (Волковым) // http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_9527
17.«Вместе мы можем сделать многое», интервью с протоиереем Александром Волковым // http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vmeste-my-mozhem-sdelat-mnogoe
18.Протоиерей Владимир Шуста, протоиерей Нил Рясенский. Преподобный и богоносный Нил, Столобенский чудотворец // ЖМП. 1967 г. № 5, с. 56-61.
19. М. Совкова. Духовный путь отца Нила // Газета «Селигер». № 24 (11429) 24 марта 2001 г., с. 4.
20.Протоиерей Нил Рясенский. Некролог // ЖМП 1987 г. № 11, с. 45.
ВСЕ ГЛАВЫ!