Церковный музей – как главный демонстрационный проводник православного Казахстана
У среднестатистического, современного человека, знакомство с историей христианства носит весьма поверхностный характер. Все же когда он слышит о греческом, русском, армянском православии, в голове появляются какие-то отличительные ассоциации.
Подобные отличия иногда рождают устойчивый интерес к неизведанному. Служат стимулом к посещению доселе неизведанных мест и даже целых стран.
Фрагмент экспозиции церковно-исторического кабинета при Андреевском кафедральном соборе.
Фотография предоставлена Усть-Каменогорско-Семипалатинской епархией.
Пожалуй, наиболее известным и доступным в этом отношении является маршрут «Золотого кольца России» по древним городам Северо-Восточной Руси, где сохранились уникальные памятники истории и культуры России, монастыри, храмы, центры народных ремёсел.
Поездка по «Золотому Кольцу» удобна тем, что за день можно посетить 3-4 города-музея. А туры выходного дня позволяют увидеть «почти всю» русскую старину и побуждают интерес самих россиян и иностранных туристов расширить географию уже самостоятельных исследований этого тематического маршрута, например, на личном транспорте, «дикарями». Работает эффективно, особенно если есть, куда расширять. С момента зарождения проекта в 1967 году, маршрут «Золотого Кольца» России вырос с семи до 40 мест для посещений! Есть, чему позавидовать.
Для Казахстана, где проехав по степи десятки км. можно не встретить ни одного человека, такая форма туризма практически не приемлема. Храмовая архитектура не имеет странового колорита. Богослужения проводятся на старославянском и русском языках. Облачения священнослужителей, иконопись, другие символы православной религии, максимально приближены к канонам РПЦ. Есть местные, особо чтимые святые, чудодейственные иконы, святые источники, но работе по их масштабному продвижению ещё только предстоит начаться. Тогда как местные церковные музеи, смогут хотя бы приоткрыть своим посетителям тему под названием «История казахстанского православия»?
Единственным безальтернативным выбором остаётся строительство храмовых комплексов, где можно и нужно размещать церковные музеи. Вот только при отсутствии соответствующей инфраструктуры, работа по популяризации собраний церковно-исторических реликвий будет мало эффективной. Гостям храмовых комплексов экспозиции будут малоинтересны уже с первых минут, если на демонстрационных стендах их ждёт знакомство со стандартным комплектом из прялок, утюгов, книг, икон, и другой бытовой и церковной утвари. Между тем, главным условием современных дестинаций становиться новая устойчивая тенденция. Необходимо создавать такие условия, чтобы заинтересовать любых гостей оставаться на как можно большее количество суток. Естественно, с прицелом на последующие посещения. Церковные музеи могут иметь конкурентное преимущество, если принять во внимание что смотреть искушённому гостю в нашем среднестатистическом городе особенно нечего.
В сухом остатке – музей должен быть своеобразной изюминкой того места, которое гость запланировал посетить. Посетить, потратив минимум один выходной, или один день отпуска.
Рассмотрим различные примеры и возможные идеи по организации церковных музеев в Казахстане.
Под небом голубым
«Стены без музея» —редкая форма музея, в которой главным объектом демонстрации является сама «оболочка», то есть архитектура здания или комплекса. Храм Рождества Христова (Западно-Казахстанская область, акжаикский р-н, бывшее село Коловертное). https://sobory.ru/article/?object=55908 Административно входит в состав Бударинского сельского округа. Как нельзя лучше иллюстрирует рассматриваемый пример. Село расположено на правом берегу реки Урал. Улицы и номера здание не имеет. Расположен у дороги на въезде в село.
Храм отобрали в 1930-е г.г. и использовался в качестве зернохранилища. Отрадно, что до наших дней большая часть фасада сохранилась. Нашелся предприниматель, который посчитал необходимым восстановить храм как памятник архитектуры. Сегодня объекту присвоили особые название и статус: «Евразийский перекрёсток - Этнографический музей под открытым небом», хотя такое позиционирование не совсем верно. Капитальный ремонт или реставрацию здания бывшего православного храма не проводили. Восстановили кровлю, установили новые купола и спасли их уцелевшую историческую часть. «Открытого неба» больше нет.
Предприниматель собрал предметы быта и старины, включая иконы, распятия и пр. и разместил их в широких оконных проёмах бывшей станичной церкви. Рядом, до недавнего времени, находился старообрядческих молитвенный дом. Один из местных жителей разобрал его до основания фундамента на кирпичи для строительства собственной усадьбы, и через полгода умер. Богобоязненность местных жителей теперь надёжно защищает музей от разграбления и поругания, хотя его безопасность фактически ограничивается только амбарным замком.
Фото Храма-музея «Евразийский перекрёсток».
Публикуется с разрешения Андрея Голубева, владельца проекта.
По завершении работ благотворитель оказался в патовой ситуации. И рад бы передать объект на баланс заинтересованному лицу, но такового… просто нет! Туристические маршруты через это село не проходят. Православных, которые могли бы стать прихожанами храма, в селе отсутствуют. Акимату Уральска или местным жителям, исповедующим другую религию, он не нужен. Главная ошибка проекта – отсутствие предварительного маркетинга территорий, на предмет востребованности данного объекта культуры. Спасти от разрушения - не значит оживить.
Пока не заросла народная тропа
В контексте казахстанского религиозного туризма форма «музея под открытым небом» может включать посещение кладбищ и прикладбищенской инфраструкры. Памятные стелы и плиты, надгробия уважаемых горожан, братские могилы времён гражданской и Великой Отечественных войн, старые и новые часовни при кладбищах, и даже функционирующие храмы! Если даже в относительно молодой Алма-Ате такие тематические маршруты набирают популярность как экскурсии выходного дня, то в Шевченко (Актау), Уральске, Семипалатинске, Усть-Каменогорске и других городах, где есть давно закрытые русские и советские кладбища, культурно-исторических слоёв более чем достаточно. В связи с чем уместно вспомнить Михайловское кладбище в Караганде – как объект паломничества для представителей различных конфессий. В Уральске имеется Спасо-Преображенский храм с прилегающей территорией русского кладбища.
Не всё так однозначно и в Алма-Ате. С одной стороны, нет исторических захоронений дореволюционного периода – как единого культурного пласта. С другой – идёт активное создание на месте бывших захоронений «мемориальный маркеров».
Попробуйте опросить своих знакомых - коренных алмаатинцев, из числа тех, кто не в теме, а заодно и себя проверите. Правильные ответы в скобках. Уверен, результаты такого опроса удивят многих:
1. Назовите самый большой из ныне действующих прикладбищенской храмов Казахстана? Где он находится? (Владимирский храм у кладбища на «Верхней Пятилетке», со стороны микрорайона Алатау)
2. Где расположена часовня в честь священномученика Пимена, епископа Верненского и Семиреченского? (У кладбища на «Верхней Пятилетке», со стороны микрорайона Баганашил)
3. Где находится обелиск епископу Пимену? (На месте его расстрела, в роще Баума).
4. Где находится памятный мемориальный крест жителям города Верного, расположенный на месте первого православного кладбища? (В парке 28 Панфиловцев, напротив кафедрального Свято-Вознесенского собора)
5. Где находится большой Поклонный крест невинно-убиенным в 20-е годы прошлого века? (на Старом кладбище в р-не кирпичного завода в бывшей станице Софийская, ныне – г. Талгар.)
Многим алмаатинцам будет трудно ответить правильно на все вопросы просто потому, что они никогда не были в тех местах. Или не обращали на них внимания. Но это ли не готовый исторический маршрут по православной тематике?
В моём сибирском снежном детстве очень часто облисполком на центральных площадях, в парках, в больших дворах строил не только катки, но и снежные, сказочные городки. Впоследствии, даже в Казахстане, в некоторых городах снежные городки стали заменять на деревянные терема. Неизменным архитектурным элементом таких площадок оставались только горки и лестницы. Стилизованная реконструкция крепостных укреплений первых поселенцев – отличная идея такого музея под открытым небом. Посудите. Есть юридически закреплённая за епархией историческая территория, на территории которой стояла первая крепость. Есть остатки земляного рва 17 в. Даже сохранились пушки того времени – XVII-XVIII веков, на новых лафетах. Получено благословление иерархов. Реконструкция Усть-Каменной крепости, вернее части крепостной стены, смогла бы стать настоящим эко музеем (этно-экологическим музеем-заповедником). Функционально это место могло стать детской площадкой и одновременно выполнять роль декоративного ограждения части исторического центра. Ведь всё равно, каждый год бывший земляной вал используется как горка для окрестной детворы.
Фрагмент эскиза проекта реконструкции части крепостного укрепления крепости Усть-Каменная, на основе традиций сооружения сибирских крепостей.
Образцы храмов русского деревянного зодчества
Классический образец русского храмового деревянного зодчества можно встретить на территории частной турбазы «Климовка» под городом Риддер, в Восточном Казахстане. Владелец имитировал в своих владениях часовню Смоленской пресвятой Богородицы «Одигитрия». Храмом это считать нельзя, поскольку ни благословения на возведение, ни освящения этого места хозяин не сделал. Тем не менее, наряду с другими стилизованными постройками этот объект создает атмосферу русской деревушки и храма и вызывает объяснимый интерес туристов, которые посещают эти места с целью отдыха или оздоровления, и останавливаются в «Климовке». Отсюда начинаются тропы к природным курортно-оздоровительным зонам, которые остаются популярными на протяжении десятилетий и даже веков.
Подобные, но уже канонические и освященные сооружения можно было бы возводить на святых и лечебных источниках, бальнеологических, лесных, морских и горнолыжных курортах. В любом случае, инициатива должна исходить от владельцев территорий и могла бы опираться на потребности гостей.
Фото с турбазы Климовка. Не освещённая часовня Смоленской пресвятой Богородицы «Одигитрия».
Такие, иногда нарочито стилизованные строения, конечно, нельзя назвать музеями. Хотя и храмами их не назовешь. Но с точки зрения пробуждения интереса, снятия внутренних барьеров из предубеждений между отдыхающими (посетителями) и православием, работают безотказно – одним фактом своего присутствия.
Музей - аттракция
«Attraction» в переводе на русский – «привлекательность», «притяжение», «привлечение». Аттракция представляет собой место, которое имеет определённую привлекательность для определённого круга людей. Применительно к туризму, аттракция - место, которое имеет притягательность для туристов с определённой точки зрения, к примеру, исторической.
Музей п. Долинка, храм памятник жертвам политических репрессий. Если присмотрится повнимательнее, во всём его мрачном, антитоталитарном однообразии, не нашлось даже одного кабинета, для тематической экспозиции посвящённой репрессиям православных узников. Хотя среди узников Карлага их было если не большинство, то самая значительная часть – людей, принявших страдания и смерть за свою веру. При всём уважении к создателям музея, он не раскрывает главного: что давало силы пережить нечеловеческие испытания, которым подвергался наш народ?
В Караганде подслушал одну идею. Предлагалось в ныне заброшенном шахтёрском посёлке «Рудник-2» воссоздать реконструкцию первого молитвенного дома у шахты «Кировская». Служили тогда под землёй, окна были на потолке. До 50-х годов прошлого века пристраивали сарайчики и мазанки. Ныне там находится Михайло-Архангельский храм, вобравший в себя наибольшее количество православных чудес и святынь центрально-казахстанского региона. И поныне храм представляет собой уникальное в архитектурном плане сооружение, без фундамента, на шахтёрских стяжках.
Концепция: Тематический парк с элементами экстрима, максимально приближенный к соцреализму. Предлагает окунуться в литургию подземной службы, прожить сутки в землянке или мазанке. Центром такого парка могли бы стать не бараки, не кабинеты следователей, а именно своеобразный символ первых катакомбных храмов на заре христианства – подвальный молитвенный дом с окном вместо крыши, вырытый между двумя землянками.
Рядом, за кладбищем находится заброшенный карьер открытого типа. На импровизированной насыпи можно было бы воспроизвести фрагмент железнодорожного полотна, установить паровоз м вагоны, в которых возили узников. Там же – импровизированный пункт приёма пищи. Экскурсантам можно было бы предложить одеться в лагерную робу, взять в руки кайло или тачку, попробовать себя в роли заключенного, который добывает породу.
Вид со спутника на возможные территории размещения православного карагандинского музея под открытым небом.
Между заброшенным ж/д полотном, на котором можно установить поезд-товарняк, недалеко от насыпи, напротив, от старого кладбища можно вырыть небольшую стилизованную улицу, возвести постройки из подручных средств. Внутри – самый простой интерьер: лежаки, они же лагерные «шконки» из грубо оструганных досок, керосинки, «буржуйки», уголь, алюминиевая посуда, рацион питания тех лет.
В посёлке немноголюдно. Прихожан почти не осталось. Для Михайло-Архангельской общины такой тематический исторический парк мог бы стать одним из основных источников дохода, так как несмотря на суровый климат карагандинских степей он может работать весь год. На территории же самого храма постоянно действует экспозиция, которую можно было бы расширить до статуса прихрамового музея. Земля вокруг храма осела из-за многолетней добычи, а под основанием разработки не велись, поэтому он оказался как бы на возвышении. На территории есть кельи для паломников. Духовенство охотно откликается на частые просьбы и становится гидами для туристов и паломников. В этом отношении храм открыт для посещения и главное, для общения.
Окончание следует