Епископ Геннадий (Гоголев)
Двести лет назад, 2 марта 1824 года, в Туле родился замечательный писатель и
основоположник православной отечественной педагогики Константин Дмитриевич
Ушинский. Впрочем, иногда датой рождения называют 1823 год.
В 1844 году он блестяще окончил Московский Университет, пробовал
заниматься научной деятельностью в сфере юриспруденции. Но вскоре понял, что
гораздо больше его занимает практический вопрос распространения грамотности и
образования среди народа. Демократизация просвещения, распространение
накопленных знаний всюду, среди самых низших, самых темных слоев населения, -
этому благородному делу все в большей степени будут посвящать себя представители
русской интеллигенции. Позже Некрасов назовет их «сеятелями знанья на ниву
народную»
Через два года после окончания университета Константин уедет в Ярославль и
в течение трех лет будет преподавать в местном Демидовском Лицее государственное
право. Но затем Ушинский будет вынужден оставить педагогическое поприще и
поселится в Петербурге, где устроился на мелкую чиновничью должность. Вообще,
при жизни этому гениальному педагогу всячески препятствовали заниматься
любимым делом. Точно такая же история повторится через тринадцать лет:
Ушинскому придется оставить должность инспектора в Смольном институте
благородных девиц - главном учебном заведении Империи для девушек. И в
Ярославле, и в Петербурге причина ухода с должности была одна - зависть бездарных
коллег и начальников по отношению к тому влиянию, которое оказывал Константин
Дмитриевич на учащихся.
В промежутках между работой в Ярославле и Петербурге Ушинский
преподавал русскую словесность в Гатчинском сиротском институте. Именно там
сформировались основные педагогические принципы, которыми этот гениальный
педагог обогатил отечественную традицию.
Принятые в Гатчине порядки – суровость начальников и преподавателей,
атмосфера слежки и доносов – молодого учителя не удовлетворяла. Он понимал,
какая пропасть разверзлась между воспитателями и учащимися и сетовал на то, что
воспитание совершается, в основном, вне стен учебного заведения. Однако великую
ценность для молодого и горящего сердцем педагога представляла институтская
библиотека. В архивах института он обнаружил большое собрание педагогических
книг, которые все внимательно изучил и осмыслил. Тогда и стали появляться его
первые статьи о педагогике, которые вскоре принесли автору всероссийскую
известность. Ушинский сурово критикует принятую систему образования. Он
утверждает, что выпускники школ вступают в жизнь и как будто никогда и ничему
не учились: «Выполнили необходимую комедию детства и юности и принимаются за
новые роли, не имеющие никакого отношения к старым, воспоминание о которых
только мешает жить и чем скорее исчезнет, тем лучше».
Заметим, что Ушинский начал свою литературную деятельность в те годы,
когда в России появилась читающая публика, воспитанная на Пушкине, Карамзине,
Гоголе. Ее запросы были высоки. Всю отечественную культуру тех лет сегодня принято
называть литературоцентричной. Чтобы достичь успехов в любой сфере деятельности,
прежде всего, нужно было уметь хорошо писать - ярко, образно. Привлечь внимание
к педагогическим вопросам и к самому делу народного просвещения - решение этой
задачи также требовало высокого литературного мастерства. И с этой задачей
Ушинский блестяще справился.
В 60-е годы Константин Дмитриевич написал две замечательных книги:
«Родное слово» и «Детский мир». Они стали первыми общедоступными учебниками
на русском языке для начального обучения детей. Кроме этого, Ушинский издал
специальное «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и
родителей». В истории отечественной педагогики нет другого пособия, которое
оказало бы столь огромное влияние на школу. За первые полвека оно выдержано
полторы сотни изданий.
Свой главный научный труд Константин Дмитриевич назвал так: «Человек как
предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Третий том остался
незавершенным. Ушинский умер не достигнув сорока восьми лет в Одессе и
похоронен в Киеве, на кладбище древнего Выдубицкого монастыря.
Важнейшая заслуга Ушинского состояла в том, что он поднял на
недосягаемую высоту авторитет народного учителя. Послушайте, что он пишет:
«Воспитатель чувствует себя живым, деятельным членом великого организма,
борющегося с невежеством и пороками человечества, хранителем святых заветов
людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя могучим ратоборцем
истины и добра и сознает, что его дело - одно из величайших дел истории, что на этом
деле зиждутся царства и им живут целые поколения… Педагогика не наука, а
искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех
искусств. Как искусство оно стремится к идеалу совершенного человека».
Ушинский намного опередил свое время. Новым, революционным для того
времени была его мысль о значении в жизни ребенка игры. Он пишет, что игра
намного важнее обучения. «Если вы хотите лучше узнать ребенка – внимательно
наблюдаете за его играми. Тогда вы поймете, какое направление принимают его
мысли и воображение. В играх становится ясными склонности детей, которые
разовьются в будущем. Дети не любят неподвижных, «готовых» игрушек. Игрушки
должны следовать за воображением, поэтому лучшая игрушка – куча песка,
пластилин». В XX веке другой известный педагог, Василий Александрович
Сухомлинский, продолжая мысль Ушинского, заметит: «Истоки способностей и
дарования детей — на кончиках их пальцев».
Заслуги Ушинского перед отечественной наукой столь велики, что даже в
безбожное советское время не решались «сбросить его с корабля современности». В
1961-м году в Петербурге, перед главным зданием Педагогического института им.
Герцена, на Мойке, установили прекрасный памятник Ушинскому работы скульптора
В. В. Лишева. Но клеветы и глупостей про Константина Дмитриевича написали
немало.
Между тем, вся система воспитания для Ушинского имела смысл и значение
только в свете христианской религии. Он прекрасно понимал, что, если вынуть
религиозную основу, то разрушится все здание педагогики. Религия есть основа
основ. Он писал: «Все, чем человек может и должен быть, выражено в Божественном
учении. Воспитанию следует прежде всего и в основу всего вкоренить истины
христианства. Когда мы говорим о воспитании чувств ребенка, то должны понимать
высшую цель этого процесса. В чем она заключается? В конечном итоге мы
воспитываем детей не для себя, не для семьи, не для общества, а для Царства
Небесного».
Ушинский проповедовал триединое развитие ребенка: умственное, физическое
и воспитание воли. Но главное, по его мнению, состоит в воспитании чувств, то есть
прежде всего следует обращать внимание ребенка на его собственные эмоции, на
эмоции и переживания других людей. Именно воспитание чувств приводит в должное
равновесие телесные и душевные стремления ребенка.
Почему воспитание чувств важнее всего? Ответ на этот вопрос становится
очевиден, если мы обратимся к глубоким религиозным основам педагогического
творчества Ушинского. Говоря иными словами, прежде всего следует заботиться о
бессмертной душе ребенка, а уже потом - о телесном начале. Чувства, эмоции,
помыслы – есть содержание душевной жизни. У выдающегося православного
психолога, святителя Феофана Затворника читаем о душевной жизни: «Какое там
множество и разнообразие действий и движений! То одно, то другое, то входит, то
выходит, то принимается, то отвергается, делается и переделывается. Ибо душа
приснодвижна и на одном стоять не в силах. Да уж давно присмотрелись и
распределили все действия души на три разряда – мыслей, желаний и чувств, назвав
каждый особой стороной души – мыслительной, желательной и чувствующей».
Конечная цель воспитания лежит за пределами земной жизни человека.
Поэтому и акценты в воспитания смещаются – фокусируются не на жизни тела, а на
жизни бессмертной души. Константин Дмитриевич вообще не представляет, как без
религии можно воспитать нравственного человека. Он утверждает: «Источник живой
воды — Евангелие. Если эта вода питает корни души, она будет давать и плоды
нравственности. Все лучшее, что есть в природе народа, неразрывно срослось с его
религиозными убеждениями».
Глубокая религиозная вера, убеждение в истинности теоцентрической картины
мироздания, приводят выдающегося педагога еще к одному важному,
жизнеутверждающему и чрезвычайно оптимистическому выводу. Он убежден, что
религиозное воспитание тесно связано с врожденным стремлением человеческой души
к истинному знанию. Он говорит: «Идолы обманывают. А Христианский Бог — сама
Истина. Пусть воспитатель заботится только о том, чтобы не давать детям ничего,
кроме истины, и пусть будет спокоен насчет нравственных и практических
результатов».
Иными словами, в деле воспитания следует исключить всякую ложь, неправду,
манипуляцию. Ушинский уверен, что «не стеснениями и запрещениями, а только
истинными знаниями можно оградить человека от знаний ложных. Поэтому полезны
также и любые знания в области естественных наук. Никакие истинные знания не
способны извратить нравственности, они не сделают ребенка материалистом, не
поколеблют в нем благоговения к Творцу вселенной».
Вообще, всякий опытный педагог понимает: ничто так не разрушает доверие
между учителем и учеником, как намеренный или даже непроизвольный обман.
Ребенок более чувствителен ко лжи, чем взрослые. Одно неверное слово – и авторитет
учителя потерян. Ушинский высоко и правдиво учит о назначении человека: «Не
простое удовлетворение желаний, а цель в жизни является сердцевиной человеческого
достоинства и человеческого счастья». Наблюдая за молодыми людьми и характерами,
он преисполнен оптимизма: «В огне, оживляющем юность, отливается характер
человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на
него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, а только
заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юноши, был
хорошего качества».
04.04.2024
https://svladimir.kz/tpost/ktkios4411-osnovatel-otechestvennoi-pedagogiki-k-d