Сейчас в СМИ много рассуждается о том, нужна ли современному христианину помощь психолога. Ведь в Евангелии даны не только заповеди, то есть ориентиры на жизненном пути, но и обещание, что исполняющий их обретет покой – как раз то душевное состояние, которого сознательно и бессознательно ищет всякий человек.
Есть еще одно мнение, что критерии психической нормы, столь неопределённые для традиционно безбожной психологии, были провозглашены Господом около двух тысячелетий тому назад.
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И
Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Евангилие от Матфея, глава 5
О том может ли окормление православного священника заменить профессионализм психолога, хотя бы даже и православного, рассуждает управляющий делами Синода Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Републике Казахстан епископ Каскеленский Геннадий.
- Существует некая принципиальная разница между работой психолога и работой священника. Психолог приводит людей к себе, а священник является лишь посредником и приводит людей к Богу. В этом смысле психолог работает в вакууме, мне кажется, что работа священника даже пусть это молодой священник она гораздо более эффективна, чем работа психолога. Правда для эффективности этой работы необходима сущая малость, чтобы у людей, которые обращаются к священнику, была религиозная вера. Если человек безрелигиозный, и видит в священнике лишь только психолога, и не видит в нем посредника между ним и Богом, то такому человеку священник не поможет. А вот если в человеке есть религиозная вера, то священник, через которого преподается благодать Божия, он окажется более полезным, чем психолог. И в этом смысле мне кажется, хотя многие, может, не согласятся со мной, что понятия православная психология - это надуманное понятие. Любая психология подменяет собой духовничество, любая психология подменяет собой Бога.
Что означает понятие духовник?
- Духовник есть посредник между человеком и Богом. И это общение между человеком с Богом осуществляется в таинствах церковных. В этих церковных таинствах священник иногда должен сделать самый минимум, просто выслушать человека, сказать ему буквально пару добрых слов, потом положить епитрахиль на голову, прочитать разрешительную молитву и имеющий веру человек, таким образом, получит благодатные священные дары, получит гораздо больше, чем он мог бы получить от самого известного православного психолога. Который потратит на него и часы и недели и месяцы и при этом вряд ли достигнет того, что может достигнуть самый простой необразованный священник силой Божьей.
Насколько обязательно иметь духовника для православного христианина?
- Если православный христианин действительно ставит перед собой задачи в сфере духовной жизни, если он желает духовного роста, если он желает очиститься от страстей, стать на путь спасения, приобщиться к Божественной благодати, то духовник такому человеку просто необходим. Конечно сейчас не так много опытных известных духовников, которые могут дать четкий совет с позиции своего опыта духовного, но человек, который искренне желает духовного спасения встать на путь духовной жизни ему даже не обязательно искать опытного рассудительного духовника. Ему главное иметь настроение, смирение и желание исполнять волю Божию. И при этом ему даже можно обратиться к простому священнику и этот простой священник по вере человека, который к нему обращается, безусловно, станет проводником воли Божьей. В конце концов, самый простой и малообразованный священник он действует от имени церкви, когда совершает таинства и происходят чудеса, помимо воли священника он становится орудием спасения и Бог через этого священника в таинствах спасает искреннего и верующего человека.
По каким вопросам можно обращаться к духовнику?
- Сейчас принято обращаться практически по любым вопросам, нет никаких ограничений и, безусловно, священник может что-то посоветовать, священник может стать для человека проводником в царство Божие, причем подчеркиваю, любой священник может.
- У меня был личный опыт, я только стал священником и поехал в паломничество в Оптину Пустынь, там еще было мало священнослужителей и меня попросили наряду с оптинскими монахами поисповедовать перед воскресным днем. Ночью я исповедовал в Введенском Храме – это была моя самая тяжелая исповедь, потому что ко мне на исповедь пришли несколько десятков человек, которые приняли паломничество с разных городов и сел России в Оптину Пустынь, будучи наслышаны о ее духовной жизни. И каждый из них был в очень тяжелой ситуации, и каждый из них заготовили очень сложные вопросы. Они ж не знали, что в Оптина еще было мало священников, и они попадут на исповедь к священнику, который священником был-то всего несколько месяцев и не имеет опыта. Это была, наверное, самая сложная моя исповедь, в то время, но надеюсь что по милости Божьей те советы, которые я давал, не послужили во вред этим людям, хотя после этой исповеди я очень долго волновался, не мог отойти от впечатления, что, что-то сказал не так.
Человек, когда спрашивает совет священника на исповеди, он обращается за советом именно к Богу, а не к священнику.
Получается, что священнику не обязательно знать основы психологии, психотерапии, психиатрии, для того чтобы помогать людям?
- Я думаю, что совсем не обязательно. Священнику нужно иметь чистое сердце и любовь к пастве своей это самое главное и Господь сам даст нужные слова. Ну а если серьезно изучать священнику психологию можно просто запутаться, потому что столько существует противоречивых и самых разных учений психологических, не будем их все перечислять, что в пору просто запутаться. Кроме того и Фрейд и Юнг, и тот же Выготский – они во многом конечно правы, но все достоинства этих учений исчезает при памяти о том, что эти люди не имеют никакого представления, что такое благодать Божья. Большинство модных психологов были агностики или атеисты. И все это качественно, конечно отличает действия психолога от действия священника. Ни что не может быть более чуждо православному духу исповеди и пастырского окормления, чем вот этот пресловутый эриксонианский гипноз, нейролингвистическое программирование, прочие технологии манипуляции своего сознания, манипуляции своим пациентом – вот это все, абсолютно чуждо практике православного душепопечения. Человек, пришедший на исповедь, останется, полностью свободен, где им не манипулируют, а где его пытаются подвести к тому, чтобы он осознал необходимость и реальность его связи с Богом, необходимость его личной молитвы. Так что если изучать психологию, то можно просто сбиться с пути, на мой взгляд, православному человеку. Надо быть проще, у нас есть прекрасные совершенно книги пастырского душепопечения, которые изучают в семинарии, начиная от «Лествицы» Иоанна Лествичника и заканчивая трудами Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского. И поверьте, что нет ничего более противоположного, чем дух этих книг и дух новейших так сказать теорий манипуляций сознанием, которые сейчас так популярны.
Источник Православная служба «Милосердие» Талдыкорганского церковного округа Астанайской и Алматинской епархии