16 ноября 2011 г. в Евразийском Национальном университете им. Л.Н. Гумилева г. Астаны состоялся Форум религиоведов Казахстана, организованный Агентством по делам религий, Министерством образования и науки и Министерством иностранных дел РК.
В нем приняли участие представители государственных органов и религиозных объединений Казахстана, ученые-религиоведы, депутаты Парламента, руководители общественных организаций.
Форум был посвящен решению проблем интеграции научного сообщества в сфере религии, а также определению путей и условий законодательного регулирования государственно-конфессиональных отношений.
По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского АЛЕКСАНДРА в работе Форума принял участие Управляющий делами Синода Округа, епископ Каскеленский Геннадий.
Владыка Геннадий зачитал собравшимся приветственный адрес Главы Митрополичьего Округа и выступил с докладом, посвященным роли Православной Церкви в казахстанском обществе.
Свое выступление владыка Геннадий предварил цитатой из произведения раннего христианского писателя Тертуллиана: «По человеческому праву каждый может почитать то, что он хочет... и одной вере не свойственно притеснять другую, так как жертвы требуются от духа волящего».
«Понять простую истину о недопустимости религиозного насилия может каждый разумный и нравственно здоровый человек, потому что в душе каждого укоренено некое естественное представление о природе Божества: Наш Бог, Творец – Благ и немстителен, Он не подвержен тем человеческим страстям, которые зачастую мы Ему приписываем. Всякое насилие, тем более, прикрывающееся религиозными лозунгами, глубоко противно Его природе. И никакие человеческие идеологии, никакие человеческие религии, никакие измышления и никакая клевета человека на Бога неспособны затемнить это некое естественное представление о Божестве, которое изначально содержится в каждой человеческой душе», - отметил владыка.
В своем докладе владыка стремился «…показать, что лучшие представители православного христианства, - религии, имеющей глубокие корни на территории Республики Казахстан, всегда неизменно выражали эту точку зрения, а Православная Церковь вносит свой значительный вклад в дело консолидации общества».
Проведя экскурс в историю христианства на территории Казахстана в домонгольский период и отметив, что уже тогда оно было широко распространено между многими племенами, как то: найманы, кераиты, уйгуры и другие, епископ Геннадий особо подчеркнул роль православных иерархов и пастырей в период жесточайших гонений на религию прошлого столетия.
«Вся злоба диавола обрушилась на тех, кто старался жить по Божиим заповедям и нравственным законам в то страшное время, когда богохульство было возведено на степень обязательных требований государственной власти к каждому гражданину. И так получилось, что именно на благодатной, щедрой, плодородной земле Казахстана обильно пролилась кровь наших новомучеников и исповедников. И земля эта стала теперь поистине землей благословенной и святой. Она дорога нам, она дорога сердцу каждого человека, который интересуется историей нашей Церкви и чтит подвиг мучеников.
Поэт Тютчев писал про среднерусскую полосу:
«… всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
исходил, благословляя...».
А про Казахстан можно сказать, что эту землю Христос не только исходил, но и напитал Кровию Своею».
Говоря о сегодняшнем дне, владыка Геннадий отметил: «Казахстан –светское государство. И религиозные объединения по Конституции у нас равны перед законом. Ни к одному такому объединению не должны проявлять пристрастность в суде или в правоохранительных органах. Но они неодинаково воспринимаются гражданами, имеют разный вес в духовной и культурной жизни Отечества.
И вполне очевидно, что юридически равные религиозные конфессии не имеют равенства в отношении культуры Казахстана. Невозможно сравнивать Православную Церковь с новейшей американской или корейской заезжей синкретической сектой, деятельность которой иногда безболезненна, но зачастую - агрессивна, вносит разделение и вражду.
И поэтому, не нарушая принципа светскости, государство имеет полное право выбирать среди пестрого спектра конфессий те, с которыми оно вправе вступать в особые отношения культурного сотрудничества и социального партнерства. Подобная практика является общепринятой во всем мире».
Упомянув, что самые тесные взаимоотношения между государственной властью и Церковью имеют на земле степей глубокие исторические корни, епископ Геннадий привел пример из истории средних веков, когда «образцом такого сотрудничества являлись золотоордынские ярлыки XIII – XIV века – грамоты, выдаваемые ханами русским митрополитам. В них все православное духовенство освобождается от платежа разного рода пошлин, даней и повинностей; митрополитам предоставляется право суда над всем духовенством и подведомственными ему людьми, равно как и распоряжения всякого рода церковным и монастырским имуществом, а всем подданным Алтын Орды предписывается величайшее уважение к православной религии».
В завершении владыка отметил, что «наша Церковь уже давно стала неотъемлемой частью религиозного и культурного мира Казахстана. Как невозможно представить архитектурный облик Алматы без красавца Вознесенского собора, а Астаны - без нового, Успенского, так и наша история обеднеет, если мы вычеркнем из нее имена и подвиги православных исповедников прошлого века, православных деятелей науки, искусства, градостроителей, хозяйственников. Убежден, что и в дальнейшем наша Церковь будет последовательно и целенаправленно осуществлять свою духовно-историческую миссию, служа благу народа и государства».
Первый Форум религиоведов Казахстана завершился созданием общественного объединения «Конгресс религиоведов Казахстана», утверждением его Устава, а также принятием Итогового документа.
Источник Mitropolia.kz