О радости подлинной религиозной жизни, о тайне открытия Бога в человеческой душе, о духовных, христианских ценностях рассуждает управляющий делами Синода Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в РК епископ Каскеленский Геннадий.
Насколько сложно проповедовать Христово благовестие в современном секулярном мире, не заигрывая с миром не идя на компромисс с совестью и догматами веры?
Я думаю, что как раз проповедовать Христово благословение и привести людей к вере во Христа в современном мире гораздо легче, чем в любом другом. Это совершенно очевидно, потому что мир сейчас он просто не имеет ценностей как таковых. Ведь ранее, проповедовать Христово Благовестие православным проповедникам, приходилось людям иных традиций, где целые поколения воспитывались в каких-то языческих традициях или в традициях других религий и религиозных культов. Переубедить таких людей, означало сломать всю их традицию, в которой воспитывались поколения, это было очень сложно, практически невозможно. Сейчас, ситуация совершенно другая. Традиционные культуры уже сами претерпели эпоху постмодерна, сейчас у молодежи, где бы она ни росла, за исключением таких традиций как мусульманская, иранская, у них практически нет никаких идеалов, поэтому с такой молодежью работать гораздо легче, чем с людьми, которые разделяют твердо свою традицию, чуждую традиции христианства. Убедить в истине Христовой человека, современного подростка какой-нибудь российской глубинки стало проще, чем убедить старообрядца, жившего в этих же местах в 19 веке.
Но сейчас гораздо сложнее современного человека убедить жить по-христиански.
Человек заявляет, что он Христианин, носит крестик, а жизнь его никак не отличается от жизни его сверстников, которые вовсе и не говорят о том, что они христиане. Вот в чем проблема.
В современную эпоху возник такой феномен, что у людей поведение никак не соотносится с их убеждением. Если в старое время человек как мыслил так он и старался жить, в соответствии со своими мыслями, а сейчас представления человека живут отдельно от его практической жизни. Вот посмотрите, на западе живут рядом католик, буддист - последователь экстравагантного культа, марксист и все они живут совершенно одинаково, вместе ходят по клубам, вместе играют в футбол, заняты решением своих земных задач. То есть создался определенный, навязанный массовой культурой стереотип потребительского отношения к обществу, к жизни и мало кто, осознавая себя христианином при этом осознает, что он должен жить не для себя, как живут все, а жить, жертвуя собою ради Христа и ради ближних. Слишком велико влияние массовой культуры, которая отовсюду проникает с каждого рекламного плаката: «Бери от жизни все!». Человек заявляет, что он Христианин, носит крестик, а жизнь его никак не отличается от жизни его сверстников, которые вовсе и не говорят о том, что они христиане. Вот в чем проблема.
В советское время священниками становились, искренне веруя, вопреки тоталитарному режиму, тяготам и лишениям. А сейчас? Какое оно – молодое поколение священнослужителей? Может кто-то, просто ищет теплое место?
Сейчас вообще неверующего человека сложно встретить, который бы бил себя в грудь и кричал, что я атеист. Вроде как верующих-то уже большинство. Но при этом верить в Бога не означает ему служить. В Священном Писании Апостол Иаков говорит: «что ты мне говоришь о своей вере, и бесы веруют и трепещут…», поэтому необходимо не только верить в Бога, но и иметь какой-то характер, иметь волю и настроить эту волю, воспитывать в себе решимость следовать за Христом. Человек обладает очень сложной природой, человек очень противоречив, если даже Апостол Павел признается в одном из своих посланий, что он иногда находится в отчаянии: « Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю…», - то, что говорить о людях, которые не имеют никакого опыта духовного подвижничества, никакого опыта духовного рассуждения. Он может прекрасно понимать умом, что поступать в соответствии со свей верой он должен определенным образом, но при этом делать прямо противоположные дела, повинуясь закону страсти, которые воюют в нем и толкают его на поступки, несовместимые с его верой. Это очень сложные вещи. Конечно, и здесь от пастырей и в том числе от тех священнослужителей, которые преподают в воскресной школе и в семинарии требуется терпении. Опыт подсказывает, что даже самый далеко стоящий в своем поведении от образцов христианского поведения человек, может измениться и может стать на путь праведной жизни. И таких примеров сколько угодно. Поэтому не следует никогда раньше времени ставить на человеке крест. Даже студенты духовной семинарии, которые бывают и ленивые, также бывают случаи, когда поступают, чтобы избежать армии – они не безнадежны, из них все равно могут вырасти хорошие пастыри. Единственное, из семинарии мы стараемся отчислить человека, если видим что у него другое призвание.
Открыть радость подлинной религиозной жизни для человека можно только одним способом, если человек обретет свои личные отношения с Богом, если он почувствует радость духовной жизни, радость молитвы, какой-то у него будет духовный мистический опыт.
В Костроме я долго был ректором семинарии, у меня были такие случаи, когда студенты приходили и просили их отчислить, - я хочу, чтоб меня отчислили, но пожалуйста, не говорите родителям, что я сам не хочу учиться, - просил меня один студент. Конечно, бывает, родители иногда насильно толкают свое чадо в семинарию, а у ребенка другое призвание, он может быть блестящим офицером, или врачом и т.д. Ведь мы христиане отличаемся от последователей иных восточных религий тем, что веруем в личного Бога. Восточные религии пантеистического толка, они Божество представляют как некие абстрактные разлитые по всему миру энергии, и любой человек с помощью определенных практик может этими энергиями овладеть и заставить эти энергии служить на себя. А мы веруем в личного Бога, а это значит, если Бог личный, то значит, по отношению к нам имеет замысел, имеет волю и по сути дела вся задача человека узнать что Бог хочет от меня. В идеале конечно нужно чтобы священниками становились те, кто имеет особое призвание от Бога.
Как открыть молодому человеку радости подлинной религиозной жизни?
Открыть радость подлинной религиозной жизни для человека можно только одним способом, если человек обретет свои личные отношения с Богом, если он почувствует радость духовной жизни, радость молитвы, какой-то у него будет духовный мистический опыт. В этом случае он выстроит систему ценностей таким образом, что Бог, Церковь, религиозная жизнь будет, безусловно, на первом месте, и задача пастырей, священников подвести молодого человека к этому порогу, за которым ему откроется Бог и подлинная религиозная жизнь. Причем нужно еще учитывать, что это открытие человеком Бога оно сочетается с открытием, когда Бог открывает человека. Бога может узнать только тот, кому Бог соблаговолит открыться. И потому тут не может быть никаких стереотипов, никакой единой универсальной практики. Бог – личность, человек – личность и эти две личности встречаются на мистических путях, и встреча эта таинственная и честно говоря, мало описуемая и мало изъяснимая. Перед свободой человека и перед волей Божьей мы по сути дела в самый ответственный момент отступаем, ну а задача священника каким-то образом пробудить первоначальный интерес у человека к духовной жизни. Для этого надо общаться, показывать, являть идеал вот этой самой жизни. Скажем прекрасный пример проповеди жизни во Христе - это счастливая православная многодетная семья. Особенно во время семейных торжеств, когда все сопряжено с молитвой, общей трапезой. Такая проповедь православной семьи сильно действует на людей, и я убеждался в этом много раз.
Также сильно действует на людей образ святого человека, какого-нибудь старца-подвижника. Я много ездил к старцу отцу Николаю Гурянову на остров Талапск. О нем узнали широко, когда ему уже было за 70, это в восьмидесятые годы. В девяностые, к нему ездили тысячи людей, и достаточно было просто послушать несколько фраз, которые он споет или скажет, принять помазание маслицем из Иерусалима и как-то все становилось на свои места, все становилось ясно, и он своим образом уже проповедовал жизнь во Христе. И люди понимали, что нужно не только веровать, но и жить, жить молитвой. Люди понимали, что значит святой человек, что значит жизнь с Богом, что значит спасение, что это то, лучшее - этот идеал достоин подражания по-настоящему. И все те радости наслаждения греховные, которые дает мир, воспринимаемые людьми, за содержание жизни – все это меркнет, по сравнению с той радостью о святом духе, которая может быть явно через святого человека. Но, к сожалению, такие старцы большая редкость, они рождаются редко, и, тем не менее, свидетельство святости оно не иссякает.
Не случайно славянофилы в 19 веке любили повторять: бытие Божие не доказывается, а бытие Божие показывается. То есть никакими доказательствами формальной логики не возможно человека побудить к содержательной духовной жизни. А вот святой человек, который достиг высот, он может просто своим примером побудить человека к духовной жизни, жизни во Христе. Как происходило освоение огромных территорий в 15-16 веке в эпоху строительства русского государства. Сначала в глухой лес уходил подвижник монастырский, уходил только за молитвой и уединением, но образ его настолько сиял из глухих лесов, что к нему приходили ученики, люди собирались вокруг него, чтобы получать духовное окормление, чтобы пользоваться плодами этой святости, которую святой подвижник стяжал, приобрел в этом лесу. И так возникал монастырь, пассат, потом город. Таким образом, духовная энергия подвижника перековывалась в материальное богатство края.
Автор:
Беседовала Лариса Янина