Аргументация русских апологетов XIX – начала XX вв. в
полемике с исламом
Автор: священник Елисей Кукеев
Вера в ангелов составляет один из основных догматов мусульманского вероучения. Она также является условием веры и благочестия, заповеданного Кораном: «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов» (Коран 2, 172).
По учению мусульман ангелы являются посланниками и слугами Аллаха и исполнителями его воли, решений и приказов. Они живут на небесах, охраняют рай, окружают трон и престол Бога, поют ему хвалу. Они нисходят на праведников, оберегают людей, передают пророкам слова Бога, следят за делами людей и записывают совершенные ими и предопределенные им дела. Они - участники всех стадий посмертного суда и наказания, хранители и стражи рая и ада. Хотя в Коране нет определенного указания на время, когда ангелы были сотворены, но, по всей вероятности, они были сотворены прежде человека. В стихах самого Корана мы видим, что Бог перед сотворением человека советовался об этом с ангелами, следовательно, уже существовавшими: «И вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: "Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?" Он сказал: "Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!» (Коран 2, 28). После такого совещания с ангелами Бог и сотворил человека, как можно предполагать это по мысли Корана, потому что в следующих стихах Бог уже научает Адама именам всех существ (Коран 2, 29-30). По словам Рабгузы, ангелы были сотворены в четверг, вместе с раем и адом, а Адам в пятницу, когда был установлен пост .
Ангелы представляются в Коране личными существами, отличными от человека, но природа ангелов определяется неясно. В катехизисе Бергили ангелы описываются, как тела тонкие, могущественные и бесполые. Между ними нет мужеского и женского пола; они не нуждаются в пище и питии . Также Таджиддин говорит, что ангелы невидимы для наших глаз, что они не женщины и не мужчины и что Бог сотворил их не имеющими похоти .
Таджиддин, признавая ангелов невидыми, утверждает, что они имеют разные образы, именно: некоторые имеют образ человеческий, некоторые вид лошади и коровы, некоторые вид орла и льва; у некоторых ангелов два крыла, а у иных три, у других четыре, у некоторых сто, а у иных тысячи . Байзави прибавляет к этому, что у ангела Гавриила в ночь вознесения Мухаммеда на небо (Мирадж) было шестьсот крыльев .
Не менее своеобразности встречаем мы в кораническом учении о числе ангелов и различных степенях их. Православные богословы, допуская на основании Священного Писания необычайное множество ангелов, не пытаются определить в точных цифрах их число; мусульманские же богословы, напротив, в точных цифрах определяют самое число ангелов. Ибн-Аббас утверждает, что число всех ангелов в три тысячи раз больше числа всех людей. По словам других мусульманских богословов, число приближенных к Богу ангелов определяется в семьдесят тысяч рядов, из которых в каждом ряду семьдесят тысячи ангелов . И все они, приближенные к Богу, находятся у престола Божия и совершают обходы вокруг престола.
По представлению мусульман, ангелы были сотворены из так называемого Мухаммедова света (нур-и-Мухаммад). Под названием Мухаммедова света у мусульман разумеется первозданная материя, разделившаяся впоследствии сотворения на две части. Тончайшая ее часть была названа светом, другая же более грубая часть была названа огнем .
В Коране не говорится о девяти чинах ангельских, известных христианству, но в катехизисе Бергили, согласно с Кораном, перечисляются следующие их разряды: ангелы – приближенные к Богу, ангелы посылаемые (см. Коран 4,170), ангелы – распоряжающиеся, посредством которых нисходят повеления Божия относительно небес и земли (см. Коран 77, 1; 35,1); ангелы – стоящие вечно в небесах пред Богом Всевышним, которым поручено являться к зародышам во чреве матери; ангелы – охраняющие сынов Адама; ангелы – записывающие дела сынов Адама (см. Коран 6, 61; 13, 12).
Ангелы Гавриил и Михаил выделяются из сонма ангелов. Ангел Гавриил (Джибриль) читается вестником Божиих откровений всем пророкам и особым покровителем Мухаммеда. По учению мусульман, он сообщал Мухаммеду откровения Божии и оказывал особое внимание ему, как последнему и превосходнейшему пророку Божию .
Кроме того, Коран упоминает еще двух ангелов: Мюнкяра и Накира, которые являются к умершему мусульманину, когда его положат в могилу, оживляют его труп и производят над ним частный суд (см. Коран 47, 29). Девятнадцать ангелов стерегут ад (Коран 74, 30); ангел Малик распоряжается адскими муками (Коран 43, 77). Два ангела – Гарут и Марут научили людей волшебству (см. Коран 2, 92). Так описываются в Коране и преданиях разные роды ангелов и их занятия.
В Коране и в догматическом богословии мусульман утверждается, что люди выше ангелов . В Рисаля-и-Газия приводится пять причин, почему пророки из людей стоят выше пророков из ангелов. Во-первых, там говорится, что Всевышний Бог повелел ангелам поклониться пред Адамом до земли, что выражало глубокое уважение и сознание превосходство Адама над ними. Во-вторых, Адам был умнее ангелов. В-третьих, пророки из людей совершают повиновение и служение Богу с препятствами; у ангелов нет препятствий. В четвертых, люди, не видя рая и ада, живут благочестиво, а ангелы, уже все это видя, живут хорошо. В-пятых, Всевышний Бог упоминает в Коране о превосходстве Адама, Ноя, Авраама и его собрания .
Кроме ангелов в Коране упоминаются злые духи, которые, хотя прямо и не называются злыми, однако же, противопоставляется ангелам, как непокорные Богу враги человека. Это так называемые джинны, которых признавали арабы-язычники, соплеменные Мухаммеду. Из стихов Корана видно, что джинны – существа отличные от ангелов (Коран 34, 39-40). Если по христианскому учению злые духи имеют одно происхождение с добрыми ангелами, то в Коране происхождение джиннов представляется отличными от происхождения ангелов, так как джинны составляют совершенно самостоятельный класс существ, сотворенных Богом из огня, а ангелы из света. Мирхонд Балхский поясняет, что огонь (нар), из которого были сотворены джинны, составляет грубейшую часть Мухаммедова света, а свет (нур), – из которого были сотворены ангелы – тончайшую . Вообще Коран часто упоминает о джиннах и двух из них называет по имени: Ифрит и Иблис. Иблис, известный в Коране чаще под именем шайтана, считается самым главным джинном, по отношению которому все прочие джинны находятся в подчинении. В начале Иблис представляется существующим в ангельском сонме, что видно из коранического повествования: Бог сказал ангелам: поклонитесь Адаму! И они поклонились, кроме Иблиса. Выражение «кроме Иблиса» дает основание полагать, что Иблис, согласно с христианским учением о диаволе, вначале был сотворен добрым, но согрешил перед Богом и ниспал на степень злого духа. После этого Иблис как враг Божий, постоянно старается препятствовать исполнению людьми божественных предначинаний и повелений. Отказавшись сам поклонится Адаму и будучи низвержен за это с высоты своего прежнего достоинства, Иблис тотчас же объявил, что будет обольщать людей всевозможными средствами. И в этом направлении, по учению Корана, Иблис будет с соизволения Божия действовать до дня всеобщего воскресения.
Если Священное Писание дает христианам основание верить, что злые духи чужды всякой материальности, то в Коране и в мусульманских преданиях джинны представляются грубо чувственным образом. Кроме того, Мухаммед приписывал джиннам чувственную способность похоти, когда говорил о райских девах, что они не были растлены ни человеком, ни джинном (Коран 55, 56). Наконец, джинны, по словам Корана, должны умереть при конце мира (Коран 39, 68).
Под влиянием таких представлений Корана о джиннах, позднейшие мусульманские авторы стали рассказывать о джиннах, что они живут вполне по человечески, т. е. едят, пьют и совершают все физиологические действия, свойственные людям.
Наконец, по учению Корана, все злые духи, или джинны, подлежат мучению в геенне. Это совершенно согласно с верованием иудеев об осуждении диавола и служителей его на мучения. Талмудисты образно это представляют в лице духов Асы и Азазела, в наказание прикованных к северным мрачным скалам, так что цепи их опускаются в глубокую пропасть .
Касасу-ль-анбияи. Казань. 1858. С. 6.
Китабу Бергили. С. 7.
Рисаля-и-Газизя. Казань. 1850. С. 68.
Там же
Толкование на Коран. Т. 2. С. 148.
Рисаля-и-Газизя. Казань. 1850. С. 68.
Остроумов Н. П. Исламоведение (Догматы Корана). М., 1916. С. 140-141.
Здесь имеются в виду два ангела, которые находятся справа и слева каждого человека. Находящийся справа записывает благие дела, а находящийся слева - дурные. См. Китабу Бергили. С. 15-16.
В Тафсире (толкование на Коран) Багави рассказывается: однажды пророк сказал: друг мой Гавриил! Покажи мне собственный свой образ! Гавриил сказал: Мухаммед, ты не вынесешь... Пророк сказал: я хочу видеть. Гавриил сказал: в Медине есть кладбище Бака; ты приди туда когда-нибудь и я покажу тебе свой образ, в каком сотворил меня Бог. Пророк пришёл однажды на кладбище Бака и увидел Гавриила в природном его образе. Своими крыльями он закрыл всё небо. Пророк обеспамятел и упал. Спустя несколько времени, он пришёл в чувство и встал. Гавриил оставил этот образ и принял вид Дахьи Кальбийского. Из других рассказов мусульман известно, что Гавриил, явившись в первый раз Мухаммеду, так ударил его своим крылом по голове, что тот упал без чувств на землю, и что вообще Гавриил своим явлением доставлял Мухаммеду величайшие страдания.
Шахр Агкаид. Константинопольское изд. (1887) С. 80.
Леопардов А. Опыт изложения мухаммеданства по учению ханифитов. Казань, 1878. С. 63-64.
Шейх Мослихуддин Саади Ширазский и его значение в истории персидской литературы. Соч. Холмогорова. Казань, 1865. С. 114.
Труды Киевской академии. 1870. Ч. 2. С. 241. См.: Остроумов Н. П. Исламоведение (Догматы Корана). М., 1916. С. 148-149.
Полемический разбор мусульманского учения о духовном мире
«Самое название ангелов в Коране – маляк – заимствовано у евреев, которые также называют ангелов словом маляк, каковое название употребляется и в священных книгах Ветхого Завета» , – пишет еп. Александр (Светлаков). И действительно, в учении Корана о духовном мире можно найти очень много аналогий с учением об ангельском мире в Талмуде, например: самый совет Бога с ангелами относительно сотворения человека носит на себе явные следы талмудического толкования библейского текста (Быт. 1,26). В Талмуде говорится, что Бог при сотворении мира советовался с небесной семьей . По другому талмудическому рассказу, Бог во время самого творения человека созвал всех высших и низших духов, чтобы каждый из них подарил что-нибудь человеку. «Диавол не только не дал ничего человеку, но старался лишить его и Божия благодеяния, за что Бог самому диаволу не дал формы, за что он остался нагим» . «Коран, таким образом не только уклонился от библейского учение, но и не воспроизвел вполне и талмудических рассказов », – пишет Н. Остроумов.
Выше было указаны свойства злых духов по учению Корана, и особенно их чувственная способность похоти. Все эти описания близко напоминают учение талмудистов о демонах, по которому в демонах обнаруживается шесть свойств: три ангельских и три человеческих. Ангельские свойства демонов состоят в том, что они имеют крылья; могут, не стесняясь пространством, переноситься с одного конца мира на другой и что они узнают будущее. Будущее они узнают не по природе своей, а подслушивая разговоры небожителей сквозь небесные занавесы. Человеческие свойства демонов состоят в том, что они едят и пьют, наслаждаются физическою любовью и умирают . В 72 главе Корана джинны представляются слушавшими чтение Мухаммедом Корана и дивившимся этому чтению. По учению талмудистов, демоны тоже любят чтение, и теснота, замечаемая обыкновенно в тех домах, где происходит чтение, объясняется присутствием там демонов. На вопрос, откуда Мухаммед заимствовал само понятие о джиннах и об их свойствах, отвечает профессор Казанской Духовной Академии М. Машанов. Прежде всего, он видит в этом остатки языческих верований, и пишет: «Следы арабского языческого представления о разных джиннах и их кознях по отношению к людям заметны и в Коране» . И далее: «Без сомнения эти представления о разных видах внешней формы джинов суть наследие верования и представления домухаммеданских арабов о джиннах» .
Выше было указано, что, по догматическому богословию, мусульман люди выше ангелов. Но при этом возникают вопросы: если ангелы ниже человека по своему достоинству в глазах Божиих, то как могут они помогать людям, а в иных случаях и господствовать над ними? Еще более: как низшие существа (ангелы) могут ходатайствовать за высших (т. е. за людей) пред Богом, умоляя Его о прошении грехов людям, живущим на земле. В этом виден скорее еврейско-талмудический взгляд на ангелов чем христианский, о чем утверждает Н. Остроумов своей книге «Догматы Корана» .
В Коране говорится, что есть джинны благочестивые, слушавшие Коран и верующие в него, а есть и неверующие. Одни из них предаются Богу, а другие удаляются от истины. Когда уверовавшие джинны возвратились в среду свою, то старались и других обратить в ислам (Коран 72, 11-15; 46, 28-30). Такая характеристика джиннов очень трудно мирится с общим характером учения Корана, но в этом можно увидеть личное усмотрение самого Мухаммеда. Слишком высоко думая о своем преимуществе пред всеми прежде него бывшими пророками, он по преданию однажды сказал: «Если бы Бог помог мне на самого Иблиса, то и его непременно обратил бы в ислам» .
В Коране различается отношение джиннов к верующим людям и к неверующим. И в этом отношении Сам Бог верующих не только охраняет от козней диавола, но подчиняет самих джиннов верующим. И в Талмуде пишется, что Бог дал полную власть Соломону над джиннами. По приказанию Соломона некоторые из них доставали жемчуг с морского дна; некоторые находились в его войсках; некоторые строили для Соломона дворцы, выделывали статуи и прочее. Что же касается неверующих людей, то Бог не только попускал по отношению к ним враждебные действия джиннов, но сам посылал к ним шайтанов, чтобы они подстрекали людей ко злу .
Эта последняя черта в учении Корана особенно резко отступает от христианского учения об отношении Бога к деятельности злых духов. Христианство учит, что Бог, как высочайшее добро и совершеннейшая святость, только попускает деятельность злых духов и ограничивает их и в то же время направляет ко спасению всех людей без различия. В Коране же Бог представляется желающим спасения только некоторым людям, а людям, назначенным на осуждение, Он сам посылает злых духов для окончательного совращения от истинного пути (Коран 19, 86). В этом смысле в Коране говорится, что Бог сам заблуждает кого хочет. Здесь мы видим суровое учение Мухаммеда о предопределении, непримиримое с Божиим правосудием, о котором было сказано в предыдущей главе. Преставление Мухаммеда о том, что Иблис некогда был в сонме ангелов и что некоторые из джинов веруют в Бога и покоряются Ему, доказывает бессилие мусульманского богословия примирить противоречивые элементы, из которых сложилось мусульманство. Дуалистический взгляд в мусульманском учении о духовном мире высказал германский ученый Густав Росков в своей книге «Gischichte des Teifels» . Но он не выяснил, каким образом в строго монотеистическую систему ислама вкралось дуалистическое представление. Можно думать, что оно произошло под влиянием талмудизма, допускающего дуалистические воззрения в учении об ангелах и злых духах .
Александр (Светлаков) еп. История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана. Казань, 1875. С. 127.
Гурлянд Иона. О влиянии философии мусульманской религии на философию религии Моисея Маймонида… Спб. 1869. С. 115.
Труды Киевской академии. 1870. т. 2. С. 225. Статья Олесницкого. «Из талмудической мифологии».
Остроумов Н. П. Исламоведение (Догматы Корана). М., 1916. С. 138.
Chagiga 16, 1. См.: Гейгера. С. 89.
Машанов М. Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама. Казань 1885. С. 482.
Там же.
Остроумов Н. П. Исламоведение (Догматы Корана). М., 1916. С. 147-148.
Китабу Бергили. С. 9-10.
Остроумов Н. П. Исламоведение (Догматы Корана). М., 1916. С. 161-162.
Gischichte des Teifels. Die Araber. Leipzig 1869.
Труды Киевской Духовной Академии. 1870. т. 2. С. 201-204. Ст. «Из талмудической мифологии».