Наталья Валуйская, руководитель информационного отдела Союза Православных Граждан Казахстана
Каждый раз, отправляясь в служебную командировку, я решительно выбирала железную дорогу. И не потому, что боялась летать самолетами. Просто мне вновь и вновь хотелось ощутить беззаботное чарующее время, когда я была ростом чуть выше штакетника во дворе. Весь день мы носились как угорелые, играли в мячик, прыгали на скакалке, рисовали мелом классики. А потом бабушка звала обедать. Она пекла чудесные лепешки с начинкой из толченой корицы и гвоздики. Соленые лепешки назывались ахалцихская гата, сладкие – ереванская. Когда бабушка стряпала, она всегда пела.
Но самое волнующее воспоминание детства – поезд, шпалы, пахнущие дегтем, купе. Мы едем в Москву, оттуда электричкой – в Ленинград, в гости к родным. Бабушка раскладывает на столике нехитрую снедь: кусок пирога, вареные вкрутую яички, огурцы, хлеб. Дедушка режет колбасу и сало, покрытое тонкой прозрачной соленой корочкой. Сало присылают дедушке в посылках родственники-минчане. Проводник несет обжигающий черный чай с сахаром-рафинадом. В резных подстаканниках стаканчики весело позвякивают горячими ложками. Пью маленькими глоточками и на верхнюю полку, на степь смотреть. Поезд ухает и приближается к станции. А там, глядишь, дедушка принесет сладкое сливочное мороженое в вафельных стаканчиках…
Вот так, в канун праздника Дня единения я вспоминаю дорогих моему сердцу людей – бабушку и дедушку. Их давно нет рядом с нами, но на гостеприимной казахской земле живут потомки рода Соловьевых из Белоруссии и Косян из Армении.
Судьба соединила сердца двух любящих людей и привела в Казахстан, ставший второй родиной. Дедушка мой Георгий Спиридонович Соловьев родом из крестьянской семьи из-под Минска. Желание учиться было столь велико, что вместе с одним из братьев они проделали пеший переход до Петербурга, где дедушка поступил в медицинскую академию. Он был отличником, и довелось ему даже слышать лекции знаменитого Павлова. После успешного окончания академии он по направлению уехал на Кавказ. Именно там, в Ереване, и встретил свою половинку.
Бабушка Серабике Карапетовна Косян происходила из семьи учителя гимназии. Он преподавал музыку и физику. Бабушка вспоминала, что ее отец всегда носил с собой камертон. В тяжелые голодные годы шестеро детей из двенадцати умерли, и один пропал без вести. В 15 лет бабушка осталась сиротой. В то время она училась в медицинском училище и подрабатывала в госпитале. Там они с дедушкой и познакомились. Это была красивая пара: высокий голубоглазый блондин и кареглазая волоокая брюнетка. В первое же свидание дедушка пригласил бабушку в Ереванский оперный театр. Так началась семейная любовь к опере, оставшаяся на долгие-долгие годы будущей совместной жизни.
По распределению бабушка уехала в далекое азербайджанское село, принимала роды, проводила разъяснительную работу с роженицами, боролась с материнской и детской смертностью в одиночку. Порой не хватало самого необходимого для жизни. Но селяне помогали всем, чем могли: кто молоком, кто яичками, кто дровами. А по праздникам бабушка сидела по правую руку с председателем, что считалось признаком большого уважения и признания. Однажды на проселочной горной дороге прозвенел колокольчик: дедушка приехал за невестой на бричке, запряженной лошадьми.
В годы военного лихолетья Казахстан принимал семьи эвакуированных. Через поселок Шербакуль, что на границе Сибири и Казахстана, шли эшелоны с женщинами и детьми. Их, приехавших в чужие края, одаривали радушием и доброжелательностью, поддерживая словом и делом. Моя бабушка с двумя малолетними ребятишками тоже ступила на землю, которая стала потом домом родным. Дедушка служил во Владивостоке, и каждый месяц посылал семье продуктовую посылку, а бабушка – добрая душа – делилась со своими казахскими подругами. Ее любили за открытый, добрый характер и отзывчивое на чужую беду сердце. Всю войну проработала бабушка в роддоме, ее квалифицированная помощь требовалась и в такое нелегкое время.
В 1946 году семья Соловьевых переехала в Алма-Ату. Первым впечатлением моей мамы была большая нарядная юрта у театра оперы и балета им. Абая. Улыбающиеся радушные хозяева угощали всех вкусными национальными блюдами, и мама впервые попробовала кумыс и бешбармак.
Дедушка, ветеран Отечественной войны, награжденный боевыми орденами и медалями, работал после войны врачом-терапевтом, бабушка – медсестрой в физиокабинете госпиталя. Пациенты очень тепло отзывались о ней, я же прибегала после школы и сидела подле нее, наблюдая, как пересыпается-перетекает быстрокрылое время – мелкие крупинки через узкое горлышко песочных часов. Бабушка гладила меня по головке и вела домой кушать пирожки с повидлом, вкуснее которых не было и нет на целом белом свете.
Бабушка обладала уникальным голосом. В молодости она участвовала в известной армянской опере «Ануш», пела в детском церковном хоре. Здесь, в Алма-Ате они с дедушкой вместе ходили слушать любимую оперу о любви - «Биржан и Сара». Бабушка готовилась к походу в театр загодя и очень волновалась. В маленькой черной сумочке всегда лежал театральный бинокль, пара кружевных черных перчаток на выход и флакончик духов «Красная Москва». Бабушка долго прихорашивалась перед зеркалом. Дедушка, понимая важность момента, терпеливо ждал.
На Первое мая дружно, целыми семьями ходили в Парк культуры и отдыха им. Горького. Всюду развевались флажки и разноцветные воздушные шарики. Расстилали одеяла, закусывали, пели, общались. Танцевали и слушали духовой оркестр.
В нашем доме, где даже полы зимой оставались теплыми, часто собирались многочисленные друзья бабушки и дедушки, среди которых были белорусы, армяне, казахи, украинцы, грузины. Это было единое сообщество людей, которые умели честно трудиться, достойно жить и весело отдыхать.
Сегодня сын дедушки и бабушки, мой дядя – известный композитор и музыкальный издатель. Дочь, моя мама – преподаватель, доктор философских наук, автор многих научных публикаций.
Внуки дедушки и бабушки, родившиеся на древней казахской земле, тоже пустили здесь свои корни, и многонациональная наша семья пополнилась правнуком-казахом, навеки соединив всех вместе под одним общим казахстанским шаныраком.