«У каждого в душе должна быть выстроена иерархия ценностей»
– Владыка, расскажите, пожалуйста, о роли религии в светском государстве в сфере социальной жизни, культуры, образования, науки, влиянии на гражданский сектор.
– Из классических определений государства, известных нам со школьной скамьи, мы понимаем государство как некий аппарат насилия. Задача государства – удерживать и сохранять общество от катаклизмов.
Это некий каркас общества. Задача государства, как заметил один из русских философов – это чтобы общество не сползло в ад. Но государство само по себе в силу своего устроения не может наполнять общество подлинной жизнью, высокими смыслами. Нельзя жить в обществе и посвятить всю свою жизнь лишь тому, чтобы удержать своих родственников и себя самого от преступлений. А государство ставит перед собой именно такие цели - стоять на страже закона.
Жить, на самом деле, можно только ради более высоких смыслов. Жить можно ради Бога и ближнего, ради целей, которые ставит человек в своем профессиональном служении - врача, педагога, ученого, деятеля искусств или литературы. Это и есть те смыслы, которыми живут люди и все общество. По большому счету, жить можно только ради такой цели, ради которой тебе не страшно умереть. И религия как ничто другое, дает людям эту высокую идею и смысл жизни. Дает смысл жизни литература, музыка, культура, и даже спорт. Но религия, без сомнения, в неизмеримо большей степени чем любой другой род деятельности.
Религия поддерживает человека. Нет такой глубины отчаяния, невежества, омрачения, порока, из которого Христос не дал бы человеку выход. В этом смысле никакая деятельность государственных организаций не сможет заменить этого религиозного начала, импульса. Это было очевидно во все времена.
Недавно я перечитывал литературу, посвященную годам сталинских репрессий. Прочитал и последний роман Захара Прилепина «Обитель» про Соловки, реалистичные, мрачные и глубокие по содержанию рассказы Варлама Шаламова о пребывании в лагерях, «Крутой маршрут». Евгении Гинзбург. У Варлама Шаламова очень ярко описано, что уже через несколько недель после тяжелейших испытаний, голода, холода, непосильных работ все заключенные теряли человеческое лицо превращались в настоящих скотов. Все, кроме представителей одной единственной группы. Группы «церковников». Это очень важное свидетельство постороннего, совершенно неверующего человека, которым был Шаламов, о силе религиозной веры.
После страданий мучеников 20-30-хх годов уже никто не посмеет бросить камень в нашу Церковь. А ведь вспомните начало 20-го века. Откройте любые газеты – какая резкая критика церковной жизни! Критика извне и изнутри. Считалось, что Церковь себя изжила, духовенство нравственно деградировало, что веры нет и в народе.
И вдруг эта Церковь, которую отказывались видеть жизнеспособной, которую не упрекал среди образованной публики только ленивый, в 20-30хх годах дает миру невероятное количество мучеников и исповедников. На критику Церковь отвечает беспримерными страданиями и беспрецедентным свидетельством верности Христу. Вера оказалась в народе живой!
Колоссальные силы христианская религия сообщает человеку, давая ему возможность претерпевать нечеловеческие страдания. Вспомним, как выдающиеся маршалы, герои революции, партийные деятели униженно просили пощады, и наговаривали на себя Бог знает что. А церковные люди очень часто выдерживали все пытки. Такова сила веры. Она проявляется со всей очевидностью в критические времена. Пользуясь философской терминологией, скажем, что в особые, экзистенциальные моменты своего бытия человек зачастую в себе открывает такие силы, о существовании которых даже не подозревал ранее. Его религиозность актуализируется.
Но и в мирное время, когда перед обществом и человеком стоят понятные повседневные созидательные цели, верующий человек всегда имеет какой-то дополнительный стимул к труду. Верующий человек более обостренно слышит голос совести. Руководствуется Божественными заповедями. Убежден, что у нашей Церкви громадный потенциал, который мы пока мало используем в повседневности.
«Делай добрые дела втайне»
Мы часто забываем слова Христа Спасителя: «Делай добрые дела втайне». В Евангелии нет ничего лишнего, малозначащего. Нужно вдумываться в смысл каждого выражения, каждого слова, сказанного нашим Божественным Учителем. Мы не должны «трубить» о своих достижениях, о своих добрых делах. Скрывая свои добрые дела от людей, мы лишаемся повода к тщеславию и можем заслужить награду от Самого Бога. Поэтому, на мой взгляд, создание широких общественных движений благотворительной направленности, вымывает дух христианства.
Хотя, такие организации, наверное, тоже нужны. Особенно, в каких-то критических ситуациях для страны, когда общественные организации такого рода могут эффективно организовать помощь нуждающимся.
Но все-таки мы должны понимать, что вовлечение христианина в деятельность подобных организаций сопряжено с определенными искушениями для его совести. Потому что легко ощутить свою мнимую значимость, легко подменить скромное христианское делание реализацией собственных амбиций. Благотворение должно совершаться ежедневно, ежечасно на каждом приходе Православной Церкви, в каждой христианской семье.
В Алматинской области служит замечательный благочинный. Он в своем благочинии, а это немало сел и деревень, провел очень важную работу. Он нашел и посчитал всех инвалидов, стариков и старушек, прикованных к постели. Оказалось внушительное число. И всех священнослужителей своего благочиния распределил так, чтобы ни один страждущий не остался без утешения. В благочинии молодые священники и активные миряне трудятся так, чтобы на всей этой большой территории не осталось ни одного брошенного, забытого старика.
На епархиальном собрании мы обратили внимание других благочинных на этот пример социальной деятельности. Чем больше будет у нас приходов, тем интенсивнее будет проводиться эта социально-благотворительная деятельность.
В Алматы не так много храмов. Но работа идет… Расширяется Петропавловский храм в Алатау, строится большой храм в Покровке. Заложен свято-Владимирский храм в Баганашиле, на очереди еще несколько новых церквей.
Есть проблемы в Алматинской области, связанные с удаленностью некоторых сел от действующих церквей. Но во всех крупных населенных пунктах храмы открыты. Именно в самих православных общинах должна быть сосредоточена вся благотворительная, просветительская, образовательная деятельность.
Я 15 лет служил в Центральной России. На автомобиле, а иногда и на велосипеде, проехал Костромскую, Ярославскую, Ивановскую, Вологодскую, Псковскую области. Хорошо знаю там приходскую жизнь. И могу засвидетельствовать, что в Казахстане приходская жизнь общины живее. Тут прихожане активнее. Храм для рядовых прихожан является не только местом молитвы, но и местом встреч, местом взаимопомощи.
Очень любят храм дети. Мы с вами сейчас беседуем в помещении воскресной школы при Никольском соборе. Посмотрите, сколько вокруг детей! Сегодня воскресение, а каждый воскресный день эта школа напоминает встревоженный улей. Дети, подростки, молодежь после богослужений не расходятся, остаются на занятия, общение.
Век реванша Бога
– Владыка, в декабре этого года в Астане состоялся очередной религиоведческий форум, который был посвящен теме: «Светское государство: особенности и перспективы развития». Вы принимали в Форуме активное участие. Расскажите, пожалуйста, какой сегодня видится Вам религиозная ситуация в Казахстане.
– Иногда в религиоведческой литературе 20-й век называют веком «реванша Бога». Хантингтон говорит об этом в своей книге о столкновении цивилизаций. И в 21-ом веке эта тенденция «реванша» получила продолжение.
В религиозной жизни мы сталкиваемся со многими очень опасными вызовами всему человечеству. Эти вызовы проистекают либо как следствие определенных верований, которые исповедуют группы людей, и сопряжены с агрессивным отношением этих групп к тем, кто не разделяет их точку зрения.
Либо эти вызовы обуславливаются тем, что верующие допускают, чтобы национальное чувство превалировало над религиозным. Христианский и мусульманский мир испытывают разные искушения.
Мы видим, что происходит на Украине. Наблюдается явление, которое иногда называют этнофилетизмом. Это когда национальное превалирует над религиозным. Дико видеть, когда священник с христианским крестом на груди находится на баррикадах или на митингах и благословляет самых настоящих экстремистов и бандитов. А такое на Украине случалось.
Мы видим, что растет исламское государство, где люди исповедуют ислам в самом примитивном, дремучем варианте, когда возрождается самое мрачное средневековье. И к сожалению, мы знаем, что воевать на территорию Сирии и Ирака уехали несколько десятков семей из Казахстана.
Вот такие вызовы. Важно понять, что преодоление этих вызовов заключено, прежде всего, в теоретической области. Один из католических теологов сказал: «Ошибка богослова оборачивается гибелью тысяч душ». И мы это видим. За каждым террористическим актом, экстремистским поступком религиозного человека стоит конкретная теологическая ошибка, конкретное заблуждение, неверная интерпретация того или иного священного текста, следование тому или иному экстремистскому учению. Очень важно сегодня именно в теоретической плоскости осмыслить нашу религиозную традицию православия, традиционный для Казахстана ислам, и в богатой сокровищнице традиции постараться найти ответы на эти вызовы, исходя из священных текстов, творений и работ религиозных авторитетов.
Недавно в Интернете мне попался современный стишок украинского автора, посвященный Тарасу Шевченко. Все мы чтим известного поэта. Моя бабушка, украинка по национальности, знала наизусть невероятное количество стихов Шевченко. Но можно ведь почитать этого поэта по-разному. А в стишке есть такие слова: «Отче наш, Тарасе всемогущий… я до тэбэ одного молюсь». То есть за основу берется главная, священная для каждого христианина молитва «Отче наш» и кощунственно изменяется, перелагается так, что вместо Бога поминается имя Тараса Шевченко. То есть национальный герой становится на место Самого Господа Бога.
В советское время существовала так называемая «лениниана». Нам сейчас дико читать некоторые стихи Маяковского или Вознесенского, когда последний, к примеру, пишет о Ленине как некоем духе, вселяющимся в отдельных героев русской истории, борющихся за свободу. ( «Я в Шушенском»)
Но даже в этом прославлении Ленина, создании некой псевдорелигии, наши авторы не доходили до прямого кощунства, которое сегодня практикуют националисты на Украине.
Творится совершенно новая религия, когда на место Бога становится идол - гипертрофированное национальное чувство. Либо за единственную истинную религию выдается исключительная точка зрения какой-то религиозной группы. Говоря об Украине, вспомним, что в дни Майдана традиционное христианское приветствие «Слава Иисусу Христу!» было заменено на «Слава Украине!». Печальная подмена.
– И все это случилось не сразу, не вдруг, а в том числе и за те двадцать лет бездуховности
– Нацизм всегда подспудно дремлет в человеческом существе. Вспомните Тютчева : «О, бурь заснувших не буди, под ними хаос шевелится!» Проявлялся он и в 1918-м году на Украине, и в годы Второй Мировой Войны. И проявился сейчас.
Отметим, чтобы человеку, обществу, государству сохранять себя на высоте своего призвания, нужно постоянно прилагать усилия, трудиться, возделывая свою душу. А чтобы дать волю всяческим бесам и страстям человеческим, для этого никаких усилий прилагать не надо. Для этого нужно просто все пустить на самотек, прекратить воспитательный процесс, и тогда страсти вмиг выходят из подполья.
Есть очень хорошая история в древнем патерике. Некий монах вышел из монастыря и присутствует в Александрии на базарной площади. С другой стороны площади проходит знаменитая блудница и за ней толпа юношей. К монаху ехидно обращается человек: «Посмотри, старец, сколько юношей идут за ней. А у тебя будет ли столько учеников?». А монах спокойно отвечает: «А чему тут удивляться? Ведь я веду своих учеников наверх, а она - вниз!».
Поэтому все эти события, которые происходят вокруг нас, подчеркивают необходимость ежедневного труда, труда духовного, воспитательного. Для поддержания мира и межрелигиозного, межнационального согласия следует непрестанно трудиться. Очень важно, что работа в такой теоретической плоскости над преодолением опасностей экстремизма и терроризма происходила постоянно. На Форуме религиоведов я разговаривал с некоторыми имамами Казахстана, в частности мы разбирали сложные места Корана, пытались понять, как традиционный ислам эти тексты интерпретирует. Коран – книга, отражающая разное состояние общества. Мусульманам приходилось и бороться за выживание во враждебном мире и наслаждаться покоем и благоденствием. Коран полон рекомендаций для каждой конкретной ситуации, и нужно уметь их применять. И как раз задача традиционного богослова показать, когда и в каких случаях какие суры Корана уместны. Для этого нужно образование.
А любой экстремизм всегда примитивен. Возьмите радикальное направление в исламе, так называемое джихадистское направление, одной из форм которого является ваххабизм. Люди, называющие себя ваххабитами, часто ограничиваются небольшой брошюркой или списком правил. Ими и руководствуются. На мой взгляд, преодоление всех этих теоретических заблуждений лежит в сфере образования и культуры. Я не могу себе представать с автоматом в руках человека, который погружен в традиционную казахскую культуру и культуру народов Казахстана, который знает казахскую литературу, историю, музыку. Культура, системное образование дает мощную прививку от терроризма. Поэтому важны такие собрания, как ставший традиционным Форум религиоведов Казахстана.
– У меня вопрос к Константину Дмитриевичу. Насколько нужным и своевременным было создание ОО «Союз православных граждан» Казахстана и какие цели и задачи стоят перед организацией?
– Я, наверное, вкратце расскажу предысторию. Началось это в 1991 году. Вначале с благословения Святейшего Патриарха Алексия был создан «Союз православных граждан» России, который возглавляет г-н Лебедев. По долгу службы, работая редактором журнала «Веди», я был знаком с Кириллом Фроловым, который занимал должность заместителя председателя СПГ России. И он предложил мне создать представительство этой крупной православной организации в Казахъстане. Помню, на собрание пришли серьезные люди, назначившие меня представителем, чему я был очень рад. Прошло время. В редакцию нашего журнала приходило все больше людей по поводу проблемы РНН. Было решено создать организацию православных граждан, которая занималась бы и этим вопросом. При создании организации внесли предложение организовать казачий, миссионерский и благотворительный отделы. Сама идея СПГ Казахстана состояла в том, чтобы православные люди, объединившись, вместе бы решали насущные проблемы и вопросы. Начали работать. писали письма в правительство и тд. Благодаря Синодам, проходившим в Москве, многие моменты с проблемой РНН и ИНН населению объяснялись. Сегодня очень неплохо работает казачий отдел. Люди, особенно молодежь, охотно воцерковляются. Это замечательно. Идейно воспитанная молодежь интересуется, приходит, занимается. СПГ Казахстана является многонациональной структурой. У нас в правлении есть казахи, русские, татары. Мы по национальности людей не делим. На собраниях мы говорим о самой больной, обнажившейся со всей остротой проблеме современного мира – поднявшем голову нацизме, который вспыхнул на Украине. Где то с пол года назад казачий отдел СПГК во главе с Атаманом В.М. Реуцким организовал массовое мероприятие в Свято-Вознесенском кафедральном Соборе – Молитву за мир. Мы провели эту многочисленную акцию: в храме на общую молитву о мире собрались представители разных казачьих организаций. Хочется сказать, что, несмотря на некоторые разногласия, казачество начинает активно объединяться, что конечно, очень радует.
– Константин сослался на отсутствие в Союзе православных граждан разногласий на национальной почве. Это очень важно. Я могу сказать, что и в Церкви, как среди духовенства, так и активных мирян в Казахстане эта проблема отсутствует напрочь. Я уже пять лет возглавляю Аматинскую духовную семинарию. Когда Митрополит Александр приехал сюда, я приехал с ним, и первым делом мы преобразовали училище в пятилетнюю семинарию. Удивителен национальный состав студентов семинарии. Ни в одном другом учебном заведении Русской православной церкви такого нет. Есть ребята русские, украинцы, евреи, белорусы. Есть корейцы, японец, эфиоп, норвежец, литовец. Все они ощущают Казахстан своей родиной, и даже в голову никому не приходит поднять национальный вопрос. Это очень важно, потому что атмосфера в семинарии должна восприниматься как некий срез всего казахстанского общества. Многие казахстанцы, особенно, молодые – трехъязычные: владеют казахским, русским, английским языками. Это же какое уникальное достояние! Недаром в русских летописях сказано: сколько кто знает языков, столько же у него и умов.
– Настолько он и богаче
– Да. Получается, один человек, обладая в полноте этими тремя языками, приобщен к мировой культуре и объединяет в себе Европу, Азию и Америку. Это наше достояние, которое нужно всячески бережно поддерживать.
По ком звонит колокол
– Владыка, насколько сложно в сегодняшнее непростое время, когда в той или иной части земли вспыхивают межнациональные межэтнические или межконфессиональные конфликты, привить молодежи духовные ценности православия, сохранить единство русского мира, о чем говорил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на заседании XVIII Всемирного Русского Народного Собора?
– Отвечу словами классика: «Никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол, он звонит по тебе, потому что смерть каждого человека умаляет тебя». Эту цитату Хемингуэя уместно привести вот почему. Сегодня любая смерть, к примеру, на Донбассе действительно опустошает и умаляет каждого человека русского мира, наносит рану всему русскому миру.
Мы вообще не очень хорошо понимаем, что происходит сейчас на Украине. У меня с недавних пор возникает ощущение, что мы свидетели какой-то роковой трагедии. События на Украине наносят колоссальный удар по русскому миру, может быть даже смертельный. Всегда остро стоял пушкинский вопрос: «славянские ль ручьи сольются в русском море? Оно ль иссякнет? Вот вопрос». То есть русский мир – это становой хребет православной цивилизации, и пока он представлял собой единое целое, давал возможность сохранять лицо цивилизации и противостоять разрушительному влиянию потребительского общества, которое сейчас насаждается на Западе.
Русскому миру нанесен очень серьезный удар. Это разделение на Украине проникло буквально в каждую семью, и мы сейчас безусловно присутствуем при трагических событиях. И найдет ли русский мир в себе силы выйти из этого кризиса? Это очень актуальный насущный вопрос. А выйти из этого кризиса мы сможем только в том случае, если четко выстроим иерархию ценностей, каждый в своей душе. У верующего человека религиозное должно превалировать над личным и национальным.
Святой князь Владимир, отец всех православных славянских народов, когда выбирал веру, создавал свою культуру, руководствовался стремлением к Истине, а не местечковыми предпочтениями. Для него главным был вопрос не политической целесообразности и личных предпочтений, а вопрос об Истине.
Мы в 80-90хх годах очень часто неправильно рассуждали, проповедовали в наших храмах возвращение к корням, к истокам. Возможно, на каком-то этапе это было и оправдано. Но мы проповедуем христианство не потому, что хотим вернуться к нашим корням, а потому, что нашли в христианстве Истину. Вот в 80-х годах мы проповедовали христианство безбожникам под лозунгом «возвращение к вере отцов». Многие из них вернулись в лоно Православной Церкви, а некоторые стали «копать» дальше, к более глубоким корням.
И посмотрите: русскоязычный сегмент Интернета сейчас заполнен проповедями каких-то магов, чародеев, самых диких язычников. Эти язычники часто имеют научные степени! И несут Бог весть какую чушь, абсолютную историческую неправду. Мы, православные люди, воспринимаем эту пропаганду насмешливо или со страхом. Но ведь этих неоязычников можно понять: они докопались до корней, вернуться к которым мы призывали.
Нет, мы не к корням возвращаемся, мы Истину ищем. И эта Истина Христова должна победить и погасить остроту наших различий в единой цивилизации.
Христианство и национальный вопрос, - вот сложнейшая тема, по которой написано немало книг. Достаточно вспомнить протоирея Сергия Булгакова.
Как –то я был в православном храме в Чили. У нас есть православные храмы в Японии, Австралии. В Японии православные храмы посещают этнические японцы. Пусть в храме на разных языках поют молитву Пресвятой Богородице. Но все равно понятно, что все вместе мы ощущаем себя принадлежащими единой, православной цивилизации. Да, со своей культурой, но это чувство единства во Христе нас объединяет. Это духовное чувство единства во Христе мощнее, чем осознание культурных различий.
Да, у нас есть русская община, украинская, белорусская православная община. Но принадлежность к единой православной цивилизации должна не давать место межнациональным разногласиям. А русский мир сейчас находится перед выбором: «славянские ль ручьи сольются в русском море? Оно ль иссякнет? Вот вопрос». Повторюсь, следует выстроить иерархию ценностей в душе.
– Вы окормляете Союз православных граждан Казахстана, духовником которого является протоиерей Анатолий Измеров. Если можно, расскажите более подробно об этой стороне Вашего служения.
– Я помню одно из своих первых впечатлений от служения в Казахстане. Ко мне пришли казаки, и я сразу окунулся во все радости и проблемы казачьего движения. Важнейшей составляющей деятельности СПГ является информационный сайт с отделом казачьего управления. Думаю, если Церковь окажет благотворное объединяющее воздействие на деятельность различных казачьих групп и организаций, это будет существенным нашим вкладом в установление единства казаков. К сожалению, казаки как люди эмоциональные, часто не могут договориться друг с другом. Одно из важных направлений деятельности Церкви – это взаимодействие со всеми без исключения казачьими организациями.
Конечно, и просветительская деятельность. Помню, неоднократно Константин Дмитриевич приглашал меня на обсуждения острых тем и вопросов, в том числе, и на многочасовые, достаточно острые дискуссии по вопросам РНН и ИНН. Знаю женщину, которая сначала публично поносила и ругала меня, не приняв мою позицию по ряду вопросов, но через пару лет в прощеное воскресенье пришла ко мне мириться, и сейчас у нас хорошие отношения.
Не всех удалось убедить в правильности нашей -священноначалия - позиции. Но мне кажется, что эти дискуссии помогли, по крайней мере, острота вопроса снята.
За последние пять лет стараниями Митрополита Александра и священнослужителей в епархии построено несколько залов для публичных встреч и дискуссий. И мы с радостью предоставляем эти помещения для осуществления любых мероприятий, в том числе и под эгидой Союза православных граждан. Я с большой радостью принимаю участие во всех собраниях и мероприятиях, куда меня приглашают, и где есть возможность выразить точку зрения Православной Церкви, рассказать о ее истории, традициях.
Но может быть, нам с вам недостает каких-то больших проектов, которые могли бы получить широкую огласку?
– Я бы хотел несколько слов добавить об авторах Союза православных граждан. Вы, Владыка, забыли сказать, что на нашем сайте у вас есть свой раздел, где печатаются Ваши статьи и замечательные стихи. У нас выходит Миссионерский листок, который ведёт кинорежиссёр Эльза Ельтоковна Дильмухамедова. Пишет интересные материалы, рассказывая о раскопках на территории Казахстана и истории страны. Много пишется в Миссионерском листке, равно как и на сайте СПГ, есть статей и на казахском языке. Среди наших авторов – известные и замечательные люди, многие из которых являются заслуженными деятелями РК: историки, философы, краеведы, представители священноначалия и казачества, режиссеры научно-популярного кино, журналисты. Такие как Проскурин Владимир Николаевич, Ивлев Максим Николаевич, Бекетова Неля Аубакировна, Вера Викторовна Королёва, Ольга Ивановна Ходаковская и конечно автор интервью Наталья Валуйская с который мы ранее делали совместно передачу на КТК «Видео страница газеты «Веди»». На нашем сайте можно ознакомиться с некоторыми видео сюжетами. И многие другие замечательные авторы. Все эти люди вдохновенно, самозабвенно, сотрудничают с СПГ, пишут прекрасные статьи, создавая уникальное лицо нашего сайта.
Сохранить институт семьи
– Владыка, сегодня западные псевдоценности или ценности потребительского общества просто заполонили, и направлены они на разрушение семьи. Во многих западных странах существуют гей-кафе, происходит легализация однополых браков. Вся эта грязь просачивается в наше общество. Каким образом этот накал можно превозмочь и сохранить институт семьи?
– Очень важный вопрос. Сказать, что семья в настоящее время переживает кризис– это ничего не сказать. Я добавлю: институт христианской семьи разрушает не только ультралиберальная псевдокультура западного мира. Семье угрожает еще и восточное многоженство. Я все чаще встречаюсь с явлением, когда состоятельные крещеные люди со спокойным сердцем, когда первая жена стареет, заводят вторую – молодую, имеют от нее детей и живут на две семьи, на два дома.
– Причем оно сейчас тоже активизировалось
- Моя хорошая знакомая москвичка грустно пошутила: «У сослуживцев моего мужа пошли жены второго, а то и третьего поколения». Это абсолютно несовместимо с христианской религией и культурой. Брак, безусловно, уникален, браки пишутся на небесах. Мы знаем из Библии: «оставь своего отца, матерь и прилепись к жене своей и будет двое плоть едина». Кто-то из богословов написал, что для мужа существует только одна женщина – жена, остальные не имеют пола. Точно так же и для жены. Да, чтобы удержать на высоте семейную жизнь, дух семьи христианской, опять-таки нужно усилия прилагать. Колоссальные усилия. Наверное, нет такой христианской семьи, которая однажды не пережила кризис. Но силой веры и верности заповеди Божией эти кризисы преодолеваются.
Конечно, силой христианской любви все это преодолевается. И конечно, плод семейной жизни – дети. Мы стараемся поддерживать многодетные семьи. Недавно здесь, в Никольском соборе, состоялась конференция, где владыка Митрополит вручил медали, грамоты, денежное воспомоществование нескольким многодетным семьям нашего города. В каждом приходе такие семьи поддерживаются. Недавно на праздник Святителя Николая я поехал поздравить с днем Ангела священника, отца Николая в селе Маловодное. Я провел прекрасный вечер в большой многодетной семье. Собралось порядка 25 человек.
Пребывание в такой христианской семье – лучшее свидетельство о ценностях христианской жизни. На мой взгляд, сейчас многодетность более актуальна, чем монашество. Такие времена. Обычно считалось, что дух православной веры отражен в монашеском подвиге. Но мне кажется, в настоящее время свидетельство подобной крепкой многодетной семьи в миру даже важнее, чем подвиг служения отдельных монахов. Создать семью, где муж и жена в течении десятилетий сохраняли друг другу верность, воспитали в твердой православной вере детей и внуков и собираются вместе как настоящая церковная община, совершают молитвы в памятные дни и где царит удивительная духовная обстановка – подвиг! Вот такая семья – наше достояние, наша ценность и это в развращенном мире важнейшее миссионерское свидетельство.
Согласен, со всех сторон семью атакуют. Что происходит на Западе? Создается впечатление, что есть некая группа заговорщиков с большими деньгами, которая навязывает миллионам какие-то совершенно дикие противоречащие самим основам человека, его души представления. Я не могу поверить, что значительное число населения Франции или Ирландии, воспитанное в христианстве, одобряет эти так называемые однополые браки. Людей никто не спрашивает, никакие референдумы не проводятся. Узаконили извращения. И точка.
Во Франции люди массово выступали против легализации однополых браков. Но верхушка эти законы проводит. Эти процессы, совершенно дикие и не укладывающиеся в голове, процессы, происходящие в Европе, так называемый гендерный мейнстрим, действительно заставляет думать о каком-то заговоре и о скором наступлении апокалиптических времен. Потому что нельзя себе представить, чтобы здоровые люди, большинство, сами соглашались на все эти законы. У меня брат живет в Хельсинки, у него четверо детей. Он пишет, что совсем недавно Финляндия приняла законы, легализирующие однополые браки. Причем, Евангелическо- Лютеранская церковь Финляндия якобы эти законы поддержала, во что очень сложно поверить. Он пишет, что жить в Финляндии материально семье проще, чем в Петрозаводске, где он родился и получил воспитание, но нравственно, духовно тяжелее. Он говорит, что в реальной жизни эти гей-пары никто не видит. Но их навязчиво пропагандируют: на плакатах, в витринах, в кино, на телевидении.
Плохо то, что западное общество потеряло иммунитет и не может противостоять этим явлениям. Протестантский мир, кстати, если и можно в чем упрекнуть, то не в терроризме и не в агрессии, а в пассивности и безвольности, пацифизме. Думаю, представители самых одиозных казахстанских сект – неопятидесятников и новых религиозных движений, самые одиозные пасторы не способны совершить теракт. Их можно обвинить в легкомысленности, инфантилизме, потому что смотреть невозможно без слез на эти примитивные детские кривляния на их собраниях, и невозможно не удивляться наивности их мышления, когда они думают, что таким путем приобретают Духа Божия. Но представить их в поясе шахида – невозможно! Беда христианского мира в том, что у нас пропала сопротивляемость злу. А сопротивляться надо. Спаситель говорит: «ваша брань не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной». То есть мы должны сопротивляться духовному злу духовным оружием.
В свое время страшную угрозу и опасность представляли эпидемии и болезни. Чума, к примеру, зарождалась обычно в густонаселенных регионах Китая и Индии, а в Россию попадала через Новгород, с Запада. Петр Великий прорубил окно в Европу, а до того таким окном в Европу был Великий Новгород. И все тлетворные влияния, разрушительные эпидемии оттуда приходили. Дикое поле, степи Евразии были санитарным кордоном, который Русь ограждал от тлетворных ветров и смертоносных эпидемий. Мне думается, Казахстан по -прежнему сохраняя особое географическое положение в центре Евразии , может стать надежной защитой от тлетворных влияний как с Востока, так и с Запада.
– Я бы хотел добавить, Владыка, насчёт влияния с запада, о котором Вы говорили. Совершенно с Вами согласен. Мы помним, как началась перестройка, и как поднялись неформальные движения. Как-то я побывал в Петербурге. Было ощущение, что определенному кругу людей дана программа на подрыв общественной стабильности и внедрение разлагающих молодежную среду установок. Я тоже был любителем рока, мы даже создали в Алма-Ате рок-клуб под таким смешным называнием «Рок-клуб любителей тяжёлого метала», мы тогда сопротивлялись советской системе и инстинктивно тянулись к церкви. Хочу сказать огромное спасибо протоиерею Евгению Бобылеву, который собирал нас вокруг себя и проводил интереснейшие лекции. И отдельное спасибо архимандриту Иоанну Сазонову, тогда отцу Валентину, к которому, мы приходили домой. Потом в Алма-Ате где то в 90 годах, мы даже создали подобие монархической организации, которые тогда были в России. И я думаю, правильно Владыка говорит, сюда эти веяния в таких масштабах сюда не дойдут.
– Кто знает, как будут развиваться события… Человек вообще существо пластичное, и организм его тоже. Меня всегда удивляло, что в медицине лечишь симптомы, а проходит сама болезнь. И душевная природа человека устроена очень пластично. К сожалению, этим пользуются всевозможные технологи, манипуляторы человеческой душой, сознанием. Вам, наверное, известно о так называемом Эриксоновском гипнозе и построенной на нем технологии нейролингвистического программирования. Это все серьезные вещи, сопротивляться которым успешно может только личность сильная , закаленная, с четко выстроенной системой религиозных ценностей. А тот, кто не имеет веры, беззащитен перед этими технологиями. Ведь если твердить изо дня в день, что он дерево, человек в конце концов и почувствует себя деревом. Есть на эту тему замечательная басня Михалкова, «Ярлык» называется. Я прочту с вашего позволения:
«Проснулся Лев и в гневе стал метаться,
Нарушил тишину свирепый, грозный рык —
Какой-то зверь решил над Львом поиздеваться:
На Львиный хвост он прицепил ярлык.
Написано: «Осёл», есть номер с дробью, дата,
И круглая печать, и рядом подпись чья-то…
Лев вышел из себя: как быть? С чего начать?
Сорвать ярлык с хвоста?! А номер?! А печать?!
Ещё придётся отвечать!
Решив от ярлыка избавиться законно,
На сборище зверей сердитый Лев пришёл.
«Я Лев или не Лев?» — спросил он раздражённо.
«Фактически вы Лев! — Шакал сказал резонно. —
Но юридически, мы видим, вы Осёл!» —
«Какой же я Осёл, когда не ем я сена?!
Я Лев или не Лев? Спросите Кенгуру!» —
«Да! — Кенгуру в ответ. — В вас внешне, несомненно,
Есть что-то львиное, а что — не разберу!..» —
«Осёл! Что ж ты молчишь?! — Лев прорычал в смятенье. —
Похож ли я на тех, кто спать уходят в хлев?!»
Осёл задумался и высказал сужденье:
«Ещё ты не Осёл, но ты уже не Лев!..»
Напрасно Лев просил и унижался,
От Волка требовал, Шакалу объяснял…
Он без сочувствия, конечно, не остался,
Но ярлыка никто с него не снял.
Лев потерял свой вид, стал чахнуть понемногу,
То этим, то другим стал уступать дорогу,
И как-то на заре из логовища Льва
Вдруг донеслось ослиное: «И-а-а!»
***
Мораль у басни такова:
Иной ярлык сильнее Льва!
– Вот пожалуйста, технология…
– Меня всегда поражала Русская Православная Церковь за границей, потомки белой эмиграции. Как они удержались, как выстояли? Они до сих пор живут жизнью императорской России…
– Многие удержались, иные и нет. Опять же, религиозная вера и общинная жизнь дают, конечно, мощный иммунитет против этих разрушительных влияний.
На основе межрелигиозного мира и согласия
– Владыка, вы задели тему терроризма и экстремизма. Как уберечь страну от этих проявлений?
– Прежде всего, еще раз подчеркну, на теоретическом уровне. Как говорил профессор Преображенский: «разруха…она в головах». Поэтому, что касается традиционного ислама, мы должны создать свод, кодекс произведений со всеми понятными и приемлемыми интерпретациями Корана. И доводить это до людей. Ваххабиты ведь везде появляются с цитатниками из Корана.
И мы не можем пройти мимо такого важного вопроса, как преподавание религии в школе. Нужно это или не нужно? Сообщество религиоведов разделилось. Некоторые считают, что лучше вообще не преподавать религию, чтобы не пробуждать религиозное противостояние в школах. Но большая часть специалистов считает, что преподавание религии необходимо. Я убежден, что успех в преподавании религии во многом будет зависеть от того, каким мы напишем учебник религиоведения. В учебнике должна быть заложена основа межрелигиозного мира и согласия. Он должен быть написан так, чтобы там были отражены основные религии Казахстана, интерпретированы священные тексты, фундаментальные документы религий.
– Нет. Вы хорошо знаете, была попытка написания учебника религиоведения. Он вышел небольшим тиражом в 2010 г. Но содержал массу грубых ошибок. Этот учебник изъят из преподавания. Нам обещают к 2018 году учебник написать. Но что ж так долго? Это важнейшая задача. А религию преподавать надо. Потому что Филарет Московский писал, что «если плохо устроен путь законный, то человек идет путем беззаконным». Все равно потребность в религиозной, в духовной жизни – это некая фундаментальная потребность человеческой души, и никуда от этого не деться, что бы не говорили атеисты. Это эмпирический факт, доказанный советским временем. Потому что советский коммунизм являл собой не что иное, как квазирелигию. У Лидии Гинзбург прочитал: пересылают женщин из одиночных камер Ярославской тюрьмы в Магадан. Они впервые друг с другом встречаются, потом их загружают в столыпинский вагон и везут. И женщины из одиночных камер начинают с жаром друг с другом общаться.
Среди женщин есть такие, которые категорически не принимают сталинскую политику. Но есть и такие, кто несмотря на страшные страдания свои и окружающих, на достоверное знание о том, что вокруг свершается , когда целыми мощными пластами забирали и уничтожали лучшую часть общества, продолжают фанатично верить в Сталина как в бога. Это совершенно иррациональный факт. Но факт, который свидетельствует о том, что человеку нужен Бог. И если отнять у человека Бога подлинного, то Его придется заменить либо Сталиным, либо либеральной идеей в абсолютном виде, как сейчас происходит на Западе.
– Владыка, понимаю, настало время завершить наш интересный многоплановый разговор. Мне бы хотелось поздравить Вас с высокой государственной наградой РФ – медалью Пушкина. Что значит для вас эта высокая награда?
– Я думаю, что в данном случае очень уместно процитировать Василия Теркина: «Нет, ребята, Я не гордый, не заглядывая в даль, Я скажу: не надо орден, я согласен на медаль». Медаль Пушкина очень значимая для меня награда. Знаете, свое духовное, церковное воспитание я получил в Псковской области. Я уроженец Петербурга, но все лето проводил там, недалеко от Святых Гор, где в 1825 году пережил свое духовное преображение А. С. Пушкин, где он и похоронен. Много раз бывал я на его могиле. Кроме того, эта медаль, конечно, свидетельство оценки заслуг многих священнослужителей и мирян, полагающих свои усилия на поприще духовно-просветительской деятельности.
Беседу вела журналист Наталья Валуйская.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи