Клирик Свято-Никольского собора Алма-Аты диакон Георгий Сухобокий
Спокойная размеренная жизнь, удовлетворённость самим собой, своим делом, отсутствие резких колебаний:
все эти понятия, хотя бы даже прочитанные или услышанные, уже погружают в тёплую и уютную атмосферу комфорта.
Впрочем, это очень справедливо. Желание жить качественно – вроде некоего шестого чувства. Вполне ответить потребностям этого чувства невозможно, оно всегда стремится к большему, что само по себе явление положительное. Все достижения человека есть прямое следствие постоянной жажды большего и лучшего. Это наше, если хотите, жизненное кредо, от которого мы ни на йоту не отступились на протяжении всей своей истории. И слава Богу, что так оно и есть.
Но вот ведь в чём штука! Не каждый день в жизни всё гладко. Победы и поражения – это «учащиеся параллельных классов» – вроде и далеко друг от друга, а идут рука об руку до самого окончания школы.
Со взлётами и падениями ситуация понятна, куда ж без них? Ну, а если, допустим, некая особа чётко определяет своё положение дел как гладкое, но совершенно «загнившее». Первому из них следует бы и радоваться – стабильность, как-никак. Однако, человек решительно не желает смириться с такой стабильностью. Худшего он, разумеется, не хочет. Но лучшее, где ж оно? Где прогресс?
В такой период даже начинает казаться, что вот он – твой удел, вот всё, на что ты способен. О большем и не мечтай, как бы имеющегося не потерять. Последнее особенно заботит. Будто по закону подлости всё может в одночасье пропасть. А ведь столького хотелось, множество было планов и намерений. Как вода сквозь пальцы…
Ответить себе, как поступить именно в ситуации «загнивающей», достаточно сложно. И здесь на память приходит один, на мой взгляд, очень показательный случай. Человек занимает очередь в больнице, к доктору. А нужно не к одному, а, положим, к двум. Разорваться – никак. Занял место в одной очереди, занял в другой. Ждёшь в приоритетной. Очереди, в особенности в госучреждениях, у нас, как известно, часа на два – минимум. Через добрых два часа заходишь. Выходишь. Следуешь к другому врачу. Но, к сожалению, очередь твоя потерялась – людей, за которыми занимал, и след простыл. И, наверняка, стоило бы снова занять место и терпеливо выждать своего часа, раз уж надо. По моему мнению, это будет честнее и безопаснее всего. Говорю безопаснее, потому что, если начнёшь препираться и доказывать свою правоту, скорее, получишь массу полезных сведений о своей персоне и всё же будешь вынужден поступить так, как описано выше. А ведь набраться терпения и немного подождать было бы куда менее ущербно.
Поступаем, несомненно, с точностью до наоборот. Банальной выдержки недостаёт. Однако ж, фраза Христа «Терпением вашим спасайте души ваши» (Евангелие от Луки, глава 21, стих 19) не отменена. Она действует.
Сказать по правде, мы давно перестали видеть авторитет в ком бы то ни было. Если ещё лет эдак 150 назад нигилизм был явлением новомодным, то сегодня он устроил себе гнёздышко чуть ли ни в каждом доме. Слова Писания нас не утешают. И всё оттого, что они фактически не имеют авторитета в наших глазах. Нет авторитетов, нет надежды на пользу терпения и, как следствие, нет веры в Бога. Люди верят в какого-то своего «бога» и поэтому Слово Истинного Бога никакого утешения им не приносит. Напротив, у человека появляется некая неосознанная неприязнь к обетованиям Христа, потому что их отношение к Его Слову очень похоже на отношение к обещаниям политиков: «да врёт он всё».
Ну, а раз нет во Христе никакого утешения, то его (утешение) нужно отыскать самостоятельно. «Утешься, братец!», – настойчиво шепчет внутреннее чувство защиты собственных потребительских прав. Найтись это утешение может где угодно, главное получить сатисфакцию, удовлетворить себя, уравнять кажущуюся несправедливо перевешенной чашу весов. Кто-то обретёт утешение в бутылке, другой в измене супругу, третий в чём-то ещё, способов – вагон. Конечно, ощущение того, что проглотил суррогат, первое время будет приходить, но с каждым разом оно всё больше притупляется. Это как на велосипеде кататься – поначалу робеешь, а потом как по маслу.
Жалость к себе, вызванная чувством мнимой несправедливости, подсовывает нам колоссальнейшую по размеру свинью. Первый незначительный интерес к губительной сатисфакции со временем перерастает в искреннюю увлечённость и постепенно захватывает человека целиком. Любая стрессовая ситуация теперь находит успокоение в любимом предмете. Ничто не заставляет сердце биться чаще, нет объекта вожделеннее и желаннее. Это состояние можно охарактеризовать одним словом: страсть. Страсть держит цепко, пальцы её, словно абордажные крюки – ухватившись, тянут, пока не сблизят два корабля на расстояние мельчайшего прыжка. Страсть – трясина: смотришь на неё и совершенно убеждён, что это твёрдая земля, а как ступишь – только чудо может избавить от неминуемой гибели.
Спасти человека от страсти может действительно вдруг случившееся чудо – сверхъестественное проявление Божественного промысла в нашем мире. Это чудо выбьет из колеи, свалит с ног радостно идущего на эшафот глупца. Совсем необязательно, чтобы оно было явлено мистическим образом, главное – открыть человеку глаза. Форсировать этот процесс могут и жизненные обстоятельства, и помощь родных – любой повод, приведший к положительному результату и давший человеку освобождение – несомненная победа. Правда, отпечаток подобного события может быть хорошо ощутим на протяжении всей последующей жизни.
По моему мнению, пережить такой опыт полезно. Картина мира делается более реалистичной, отношение к жизни – взвешенным.
---------------------
Желание большего решительно характеризую как благо. Также присовокупляю к нему терпение, без которого первое вряд ли полноценно осуществляется. Ну, а если осуществляется, то в виде того самого суррогата – преогромной свиньи. Свиньи, как известно, существа всеядные. И этот боров незамедлительно поглотит своего несчастного обладателя.
---------------------
- Мам, долго ждать?! Я кушать хочу! – кричал мальчик в нетерпении.
- Потерпи пару минут, сынок, и завтрак будет готов.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи