Вопрос: Минск предложил площадку для переговоров между украинскими сторонами. Как Вы расцениваете это предложение? Могут ли такие переговоры быть эффективными?
С.В.Лавров: Мы неизменно выступаем за переговоры, приветствуем любую возможность, которая для этого предоставляется.
В этом смысле ценим предложение Республики Беларусь. Отмечу, что как бы ни относиться к тому, что наши западные партнеры предпринимали в отношении этой страны, пытаясь вводить против нее санкции, отлучать от Совета Европы и т.д., но когда наступила «минута истины», Минск оказался приемлемым для всех в качестве площадки для переговоров между украинскими сторонами. Это говорит о репутации Белоруссии на международной арене и о том, что честная политика в итоге признается даже теми, кто испытывают неприязнь к тому или иному государству и его руководителям. Будем приветствовать контакты и благодарим наших белорусских коллег за то, что они помогают украинцам сесть за стол переговоров, чего мы давно добиваемся. Для этого недостаточно одной встречи. Рассчитываем, что будет завязан переговорный процесс, чего требует уже упоминавшееся мной Заявление России, США, Украины и ЕС от 17 апреля с.г. Сейчас самая главная задача – и упомянутое Заявление выносит ее на первый план – прекращение применения силы, а в качестве абсолютно приоритетного шага – прекращение боевых действий в районе падения обломков малайзийского «Боинга», как того требует принятая СБ ООН 21 июля с.г. резолюция 2166.
Мы помним, как Президент Украины П.А.Порошенко объявил, что отдал приказ прекратить боевые действия в радиусе 40 км от места падения самолета, после чего Совет национальной безопасности и обороны Украины заявил, что боевые действия будут прекращены, когда украинские вооруженные силы вытеснят из района падения ополченцев. Иными словами, обращение П.А.Порошенко было дезавуировано. Мы пытаемся призвать всех выполнять резолюцию 2166. Буквально вчера в СБ ООН, учитывая продолжающиеся в этом районе боевые действия украинской армии, мы предложили принять короткое заявление, требующее уважать резолюцию 2166 и прекратить эти действия, но оно было заблокировано делегациями США, Великобритании и Литвы. Не хочу скрывать нашего разочарования, что СБ ООН через несколько дней после принятия консенсусом резолюции не смог подтвердить ее ключевое положение.
Вчера мы вновь слышали, что Киев готов объявить перемирие в радиусе 20 км от места падения «Боинга». Было 40 км – стало 20 км. Не знаю, с чем это связано, но цена таким обещаниям известна. Верить мы теперь будем не словам, а только конкретным делам. Пока, к сожалению, эти дела говорят об обратном. Ведется обстрел «градами», из артиллерии и танков Донецка, Луганска, населенных пунктов в этих областях. Вчера телекомпания «Си-Эн-Эн» сообщила, что, по их данным, применялись баллистические ракеты системы «Точка-У». Все это тревожит и происходит на фоне утверждений, будто Россия и ополченцы препятствуют доступу инспекторов на место катастрофы.
Я видел интервью с представителями ОБСЕ, включая голландцев, которые в сопровождении ополченцев, обеспечивающих их безопасность, пытались проехать к месту катастрофы, но не смогли этого сделать, поскольку там вовсю работала украинская армия – в грубое нарушение резолюции Совбеза ООН. Поэтому, когда на фоне этих очевидных фактов мы слышим призывы к России обеспечить доступ международных экспертов на место катастрофы, не остается никакой иной реакции, кроме предложения, чтобы СБ ООН принял резолюцию (если они уверены, что только Россия может это сделать), приглашающую Российскую Федерацию развернуть там свои миротворческие силы и обеспечить периметр безопасности вокруг места катастрофы. Если ничего другого с киевскими властями сделать невозможно. Это предположение, конечно, и строится на абсурдности нынешней ситуации, но абсурдность тоже должна иметь пределы.
Еще один момент, который я считаю очень важным. Вчера у меня состоялся телефонный разговор с Госсекретарем США Дж.Керри. Мы всегда разговариваем достаточно конструктивно, говорим друг другу правду. Во вчерашнем разговоре особое внимание я уделил, во-первых, необходимости немедленного прекращения действий украинской армии в районе катастрофы в нарушение резолюции Совета Безопасности ООН. Дж.Керри обещал, что пошлет соответствующий сигнал. Посмотрим, насколько Киев будет восприимчив к этому сигналу.
Во-вторых, мы уделили особое внимание тому самому Женевскому заявлению от 17 апреля, которое мы с ним, Высоким представителем ЕС К.Эштон и тогдашним министром иностранных дел Украины (А.Б.Дещицей) разрабатывали в течение 8 часов и который после этого наши западные партнеры отказались поддержать в СБ ООН и ОБСЕ. Госсекретарь США со мной согласился в том, что данное Заявление является наилучшей основой для дальнейшей работы. Напомню, оно предусматривает немедленное прекращение применения силы и немедленное же начало конституционного процесса, который должен быть инклюзивным (с участием всех украинских сторон), подотчетным и обеспечивать вовлеченность всех регионов Украины в конституционную реформу. Этого сделано не было, и до сих пор никаких шагов в этом направлении не предпринимается – ни в плане прекращения применения силы, ни в плане, подчеркну, немедленного начала конституционного процесса. А слово «немедленный» прозвучало 17 апреля.
Никто не знает, что с тех пор происходит с проектом конституционной реформы. Дж.Керри со мной согласился, что нужно вернуться к истокам, на прочную основу консенсуса, достигнутого Россией, США, Украиной и Евросоюзом 17 апреля, и все-таки начать эту работу. Мы договорились, что надо постараться нацелить запланированную встречу в Минске именно на выработку договоренностей по выполнению Женевского заявления и, наверное, «дорожной карты», которую Действующий председатель ОБСЕ, Президент Швейцарии предложил в развитие женевского документа.
У меня опять возникает вопрос о договороспособности - буквально через час после нашего с Дж.Керри разговора он выступал в США на совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Украины П.А.Климкиным, где заявил, что Украина наконец-то готова к прекращению огня (наверное, это огромное достижение – прошла уже неделя с тех пор, как СБ ООН потребовал такого прекращения), к диалогу и что все компоненты для диалога с повстанцами содержатся в «мирном плане П.А.Порошенко». Не в Женевском заявлении – Дж.Керри не упомянул публично вчера об этом документе, возродить который он согласился со мной в телефонном разговоре, а сослался на «мирный план П.А.Порошенко», который предусматривает, что ополченцы должны сдать оружие и уповать на амнистию, иначе их уничтожат. Наверное, вы поймете различие между этим ультиматумом и призывом к немедленному равноправному диалогу, который был сформулирован Россией, США, Украиной и Евросоюзом в Женевском заявлении. Меня это тревожит.
И последнее, что я хотел сказать, раз уж мы говорим об Украине. Гуманитарная катастрофа налицо. Из Донецкой, Луганской областей бегут люди, прежде всего в Россию, но и в другие районы Украины. Те, кто оказываются в России, рассказывают, какие ужасы они пережили, как страдают дети, старики, женщины. На территории Российской Федерации они получают необходимую помощь. Кстати, помощь оказывается и украинским военнослужащим, которые, получив ранения, просят помочь им на нашей территории. Мы это делаем. Не знаю, куда они потом возвращаются – опять в ряды армии, в отряды национальной гвардии или возвращаются к мирной жизни. Но все украинцы, которые приходят к нам как гражданские лица, как беженцы, получают необходимую помощь, всю возможную помощь. В Ростовской области и в других регионах Российской Федерации их становится все больше. Вы можете видеть по телевизионным репортажам их рассказы о том, что многие не могут выехать из Донецка и Луганска, и что там лежат в больницах дети, нуждающиеся в срочной специализированной медицинской помощи, которую не могут получить, потому что под обстрелами их оттуда трудно вывезти в специальных машинах скорой помощи. Многим некуда ехать – у них нет родственников, многие бояться оставить свои дома.
Мы уже давно ставим перед международными организациями – перед ООН, в которой есть управления по делам беженцев, по гуманитарным вопросам, перед ОБСЕ, Международным Комитетом Красного Креста (МККК) – вопросы о том, что нужно обязательно срочно доставить необходимую медицинскую и продовольственную помощь в Донецкую и Луганскую области, чтобы люди, которые физически не в состоянии оттуда выехать, не были оставлены на произвол судьбы.
Мы многократно официально направляли украинской стороне ноты Министерства иностранных дел России с просьбой разрешить доставку гуманитарной помощи колоннами МЧС России. Нам было резко и немотивированно отказано. Было цинично заявлено, что «никакого гуманитарного кризиса в Донецкой и Луганской областях нет, гуманитарная катастрофа происходит в Крыму, и все ваше продовольствие и медикаменты отправляйте в Крым». Я думаю, в этой аудитории нет нужды объяснять, чего стоят подобные сравнения и насколько они подобающи в нынешней ситуации.
В самое ближайшее время мы будем формулировать конкретные предложения для ООН, ОБСЕ, МККК, Международной организации по миграции с призывом срочно сформировать гуманитарную миссию для Юго-Востока Украины. В реализацию этой миссии взносы деньгами и «натурой» могли бы вносить национальные структуры, в нашем случае – МЧС России. Убежден, что и в других странах есть механизмы, ведомства, которые могут помочь в этом деле. Я считаю, было бы уже просто преступно и дальше закрывать глаза на то, что там происходит, на сугубо гуманитарный характер потребностей, которые эти люди испытывают. Мы будем действовать, будем требовать от международного сообщества конкретной реакции на происходящее.