В современной глобальной сети множество пользователей становятся жертвами фейков, фейковых новостей, фейковой информации.
Давайте вместе попробуем разобраться с фейками, научимся их игнорировать и, помня о личной ответственности за свои слова, не распространять ложь в соцсетях, мессенджерах и личной переписке. В общем, начнем “дезинфицировать” личное интернет-пространство
Фейки — это лживая информация в СМИ, по своей форме - это подделка под новость.
Зачем и кому нужны фейки?
Прежде всего, подобные «новости» используются в конкурентной войне компаний, для влияния на имидж, уровень продаж и проч.
«Политические фейки» могут даже дестабилизировать настроение в обществе. В последние несколько лет внимание пользователей интернета привлекают именно фейки, они получают большее распространение в глобальной сети.
Большинство пользователей, по оценкам аналитиков, также не могут отличить фейк от достоверной информации.
Структура фейка:
- изначально за основу берется «полуправда», например, проведение благотворительной акции (здесь сознание не обнаружит фейк, поскольку в основе лежит реальное событие, освещенное в разных источниках СМИ);
- фейк начинается с вполне правдивого описания события, что изначально также не противоречит действительности и повышает доверие читателя к новости;
- лживая информация подается не сразу, в форме “пикантных подробностей” из “авторитетного источника”, “который предпочел не называть себя”, “от одного из руководителей компании, мероприятия”.
Здесь ставка делается на “иерархическое сознание человека”, ведь не доверять “руководителю, анониму из директоров” и т.п. нет никакого повода. В сухом остатке имеем отсутствие ссылки на источник, нет
никаких контактов, куда можно позвонить и получить подтверждение правдивости информации;
- обязательная составляющая фейков – ЧАСТИЧНАЯ правда о событиях. Например, упомянутое выше благотворительное мероприятие состоялось и прошло успешно, помощь была оказана 1000 семей (факт!).
А теперь внимание фейковая составляющая новости – по данным оргкомитета мероприятия (как сообщил один из организаторов благотворительной акции, на условиях анонимности), деньги на благотворительную акцию были предоставлены из источников, законными которые даже условно назвать нельзя.
Вывод: В двух словах обесценено социально значимое мероприятие в глазах общественности.
Таким образом, буквально в одном предложении автор фейка сведет усилия благотворительной акции к нулю, вызовет негатив к организаторам, настроит общественность к обсуждению подобных мероприятий в отрицательном ключе.
Проверка информации по технике вопросов “от конца к началу”
- кто автор статьи, уровень его профессионализма в вопросе? Сформируйте запрос в интернете, нет ли у автора статьи личных мотивов к созданию фейка?
- соответствует ли содержание заголовку? Нет ли в них противоречий?
- если в статье приведена статистика, обратите внимание на статистические исследования. Есть ли хотя бы 1% соответствия открытым источникам?
- можно ли проверить источник информации? Не является ли новость пустым безапелляционным заявлением “от ветра головы своея”?
- где размещена статья? (авторитетный финансовый журнал или, может быть, дешевый сайт с обилием вирусов и подозрительным контентом?);
- прежде, чем принять информацию, вспомните простую народную мудрость “семь раз отмерь”.
И теперь нужно все новости так проверять?
Конечно, нет. Только те, которые будут влиять на принятие вами каких-то ключевых решений по поводу себя и своих близких.
На самом деле, достаточно сделать детальную проверку одной, максимум, трех новостей, затем уже без проверки, вы будете отсекать фейки и даже просто смеяться над ними в кругу друзей.
С уважением, бюро переводов APD-Translate