всечестные отцы, братья и сестры!
Текущий год для Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан ознаменован 50-летием со дня преставления выдающегося подвижника благочестия, исповедника веры ХХ столетия и последнего старца Оптиной пустыни – преподобного Севастиана Карагандинского.
«Блажен творящий волю Божию, а не свою собственную. Я предаюсь от всей души и от всего сердца в волю Твою, Господи. Делай со мной то, что Тебе угодно», – это высказывание преподобного Севастиана отображает суть его бытия, определяет характер всех его трудов и деяний. От юности будущий Карагандинский подвижник, восприняв начальные уроки Православия от родителей, глубоко уверовал во Христа, и в четырехлетнем возрасте впервые побывав в Оптиной пустыни, навсегда пленился духовной красотой монашества. Уже тогда сердце простого, скромного юноши из Орловской глубинки охватило всецелое желание служить Господу, пребывать в послушании Церкви Христовой, отдавать свои силы и таланты к духовной пользе ближнего, осуществлять в жизни своей волю Божию. Его современник, преподобный Варсонофий Оптинский, так говорит об этом особом состоянии человеческой души: «Дух, Бога ведущий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет насладиться». Желая пребывать в доме Господнем во все дни жизни, созерцать красоту Господню (см. Пс. 26:4) юный Стефан, как в крещении был наречен преподобный, становится послушником, а затем и монахом в одном из самых видных духовных центров Российского Православия – Оптиной пустыни. Впоследствии старец так скажет о необходимости именно в молодом возрасте начинать служить Богу: «Надо с юности своей приносить жертву Господу самим собою, когда находишься во цвете лет, здоровья, чистоты, духа бодрого, а не тогда, когда всего этого лишишься». Оптина пустынь, которую известный священник-философ отец Павел Флоренский назвал «Духовной лечебницей многих израненных душ», стала для монаха Севастиана школой молитвы, послушания, терпения и смирения. Под мудрым руководством всероссийски известных старцев иеросхимонаха Иосифа (Литовкина) и иеромонаха Нектария (Тихонова), вдохновляемый их подвигами и научаемый личными примерами, инок Севастиан стяжал многие благодатные дары, которыми в будущем щедро станет делиться со своими многочисленными духовными чадами.
О глубине христианского подвига, готовности верующих к самопожертвованию ради имени Божия апостол Павел пишет: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1:29). Времена аскетических трудов и монастырских послушаний сменились в жизни преподобного Севастиана годиной огненного искушения, для испытания посылаемого (1Птр. 4:12). Одному Богу известно, сколько боли претерпела душа подвижника при виде мерзости запустения (Дан.11:31), водворившейся на месте святой обители, дорогой его сердцу Оптиной пустыни. Волей Божией преподобный открыл новую страницу бытия ее существования – период старчества в изгнании.
Среди лютых гонений от безбожных властей, притеснений от раскольников-обновленцев, унижений и издевательств от забывших Бога людей, преподобного Севастиана не покидало горячее желание «проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян. 20:24). В его неустанном пастырском делании слышится апостольское дерзновенное свидетельство: «Ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса» (Деян. 20:24). «Истина тогда ликует, когда за нее умирают», – будет утешать старец страдающих за Православную веру своих духовных чад.
За твердое исповедание евангельской правды семь лет работ в концентрационных лагерях получил смиренный пастырь. С 1934 года в жизнь преподобного Севастиана навсегда вошла Караганда. После своего освобождения из КарЛага в апреле 1939 года, старец получил возможность вернуться в любой российский регион, где его ждали духовные чада, но неожиданно сказал: «Здесь будем жить. Здесь вся жизнь другая и люди другие. Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя. Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая Родина. Я остаюсь!». В этих словах слышится завет преподобного Севастиана всем нам, живущим на богоспасаемой Казахстанской земле – месте подвигов бесчисленного множества страдальцев за веру Христову, о необходимости исполнить возложенное на нас Самим Богом послушание – быть хранителями православных святынь Казахстана и развивать духовную жизнь в нашей стране. Наставник преподобного Севастиана святой Оптинский старец Иосиф учил своих духовных детей видеть во всех событиях жизни действие Божественного Промысла: «Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не случайно… а всё делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении». Намерению следовать не своим собственным желаниям, но воле Господа Карагандинский подвижник был верен во все дни своей жизни, а «исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин. 2:17), – говорит нам Священное Писание. Смиренный, измученный тюрьмами и лагерями, непосильным трудом, голодом и болезнями, преподобный Севастиан стал великим молитвенником, прозорливцем и дивным чудотворцем Казахстанской земли, а маленький храм в карагандинской Михайловке, чудом созданный им в годы безбожных гонений на Православие, стал второй Оптиной для сотен тысяч верующих, ищущих духовного утешения и поддержки, со всех областей огромной страны. О святом Севастиане подвижник благочестия митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) сказал такие слова: «Он все терпел со смирением, за всех молясь Богу о спасении и вразумлении. И вот за его слезы и молитвы ко Господу благодать Святаго Духа будет на Караганде до второго пришествия».