Дорогие отцы, братия и сестры, жители земли Казахстанской!
По милости Божией 27 февраля мы с вами вступаем на спасительное поприще Великого поста.
Для каждого православного христианина начинается особый период, определенный Священным Преданием для подготовки ко встрече «праздника праздников и торжества из торжеств» – светлого Христова Воскресения.
«Всесвященное воздержание начнем радостно,– призывает нас в одной из первых великопостных стихир Святая Церковь, – сияя лучами святых заповедей Христа, Бога нашего: любви светлостью, молитвы блеском, ясностью чистоты, благого мужества силою, чтобы светоносными встретить святое и тридневное Воскресение». Святитель Афанасий Великий предупреждает: «Кто соблюдение сорокадневного Поста почитает маловажным, тот не совершит Пасхального празднества».
В повседневности мы забываем о том, что «наше же жительство – на небесах» (Флп. 3:20). Ежегодно наступление спасительных великопостных дней дарит нам возможность вернуться на «путь жизни» (Пс. 15:11), пробудиться от сна и отвергнуть дела тьмы (см. Рим. 13:11,12). Этому способствует как календарное время святой Четыредесятницы – «весны духовной», совпадающее с пробуждением природы, так и особый покаянный настрой всех богослужений. В дни Великого поста сама обстановка в храмах призывает восскорбеть о греховных поступках и мыслях, задуматься об исправлении жизни по евангельским заповедям: звучат протяжно-умилительные распевы, приглушено освещение, священнослужители облачаются в ризы темного цвета, часто совершаются земные поклоны и многократно звучат покаянные молитвы, читаются обличительные строки из ветхозаветных книг. Особое значение в благодатном воздействии на душу человека имеют Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, открывающий вечерние богослужения первых четырех дней поста и полностью исполняемый вечером в среду 5-й седмицы, и молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Необыкновенной внутренней красотой наполнена великопостная Литургия Преждеосвященных Даров, совершающаяся по средам и пятницам Четыредесятницы. Эта древняя служба, составленная по преданию святителем Григорием Двоесловом, призывает нас к теснейшему единению с Богом в таинстве Причащения. «Вкусите и видите, как благ Господь», – слышим мы этот призыв в одном из ее песнопений. «Святая Церковь всех и всегда призывает к Святому Причащению, – напоминает святитель Феофан Затворник, – особенно же во время святых постов, и еще особеннеево святую Четыредесятницу, в которую и все службы и чинопоследования приспособлены к приготовлению верующих к достойному Принятию Тела и Крови Христовых».
Поэтому для того, чтобы Великий пост принес душе ощутимую пользу, необходимо как можно чаще бывать в храме и участвовать в общей молитве, а самое главное – усердно, с сердцем сокрушенным и смиренным (Пс. 50:19) приступать к таинствам Исповеди и Причащения. Особенно важно это сегодня, когда стремительный ритм жизни и усугубляющаяся с каждым днем мирская суета помрачают человеческий разум, мешают задуматься о смысле жизни, препятствуют духовному росту.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Всего главнее в нас душа». Преодолевая всевозможные искушения, подлинные и мнимые трудности, необходимо выделять время для обновления внутреннего человека (см. 2 Кор. 4:16), находить минуты и часы для молитвы дома и в церкви, чтения святого Евангелия, размышлений над словами святоотеческих писаний, для деятельной помощи ближнему. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26), – предупреждает нас Спаситель. Семь недель Великого поста – это время, когда мы призваны исправить наше отношение к Богу, к самому себе и ближним, все расставить в соответствии с изначально установленным Творцом премудрым порядком. Через соблюдение поста, с его правилами и законами, мы учимся отдавать по евангельскому слову «Божие Богу» (Мф. 22:21) и «угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим.15:2).
Еще одна серьезная духовная проблема, с которой человеку помогает справиться пост, – это самоуспокоенность, убежденность, если не в праведности, то уж во всяком случае, в некоторой собственной безгрешности: «я не убивал, не грабил и т.д.». Но, как свидетельствует блаженный Августин: «Хотя бы и не было отдельных за нами смертных грехов, вроде убийства, прелюбодеяния или других подобных, однако в совокупности они смертоносны своею многочисленностью». В очах Божиих злое слово и вспышка гнева приравниваются к убийству – об этом нас предостерег Сам Христос в Нагорной проповеди: кто скажет брату: «безумный», подлежит геенне огненной (см. Мф. 5:22). По словам святителя Иоанна Шанхайского: «Маленькая травка беззакония столь же окаянна перед Господом, сколь большое дерево преступления». Приняв и осознав этот факт, мы сможем по-настоящему раскаяться пред Богом, удалить из сердца фарисейское высокомерие и встать на пусть исправления. Преподобный Феодор Дамаскин учит: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных, как песок морской».
С какими мыслями и чувствами необходимо вступать на поприще Великого поста, чтобы положить достойное начало подвигам воздержания и молитвы? Церковь Христова, отвечая на этот вопрос, назвала воскресный день, вводящий нас во дни Четыредесятницы – «Прощеное воскресенье». Признание собственных ошибок и неправд в отношение ближнего, терпеливое, милосердное снисхождение к его немощам и слабостям – вот необходимые условия правильной духовной жизни. «Пост не допускает злопамятства. А собирающие в память огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, но подобны людям, которые черпают воду и выливают ее в разбитую бочку», – сетует о тех, кто не умеет прощать, преподобный Ефрем Сирин. Прощение обид, непамятозлобие, стремление жить в мире с родственниками, с соседями и сослуживцами, со знакомыми и чужими людьми является тем основанием, на котором можно строить еще более высокие отношения с ближним, начатком жертвенной любви, заповеданной нам Господом.
Пусть по молитвам Пресвятой Богородицы, новомучеников и исповедников Казахстанских и всех святых, дни Великого поста послужат всем нам к духовному укреплению и обновлению жизни, будут наполнены благими поступками, молитвой и богомыслием, чтобы по слову апостола стать нам «мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6:11), и в радости сердца поклониться честным Страданиям Господа Иисуса Христа и прославить Его светлое Воскресение.
Призывая Божие Благословение,
Глава Митрополичьего округа
Русской Православной Церкви в Республике Казахстан
Митрополит Астанайский и Казахстанский