Интервьюировал ведущий специалист проекта «Золотое Кольцо Казахстана»
Сергей Кутузов
Со священником Евгением Ягановым, настоятелем Богородице-Рождественского храма в г. Усть-Каменогорск я познакомился следующим образом. Находясь в краеведческой командировке, заехал с коллегой по пути в его приход, но не застал. Вечером созвонились, и отец Евгений предложил:
расскажу обо всём что вас интересует, приеду за вами в гостиницу, сам проведу экскурсию по нашим окрестностям и отвезу обратно. Чтобы понять, необходимо увидеть. Несмотря на то, что был поздний зимний вечер и приход находился в отдаленном районе города — Аблакетка, мы согласились вернуться снова и не пожалели. Интервью было записано в оффлайн формате, сравнительно недавно.
- Батюшка расскажите о вашем увлечении Астрономией.
Астрономию, как и многие другие дисциплины, люблю со школьной поры. Серьезно астрономией я начал увлекаться в школе, лет с двенадцати. К десятому классу, когда преподавался этот предмет, для меня это был уже давно пройденный материал. Естественно, увлечение астрономией пригодилось. Но она является лишь вспомогательной наукой в открывшейся мне картине устройства нашего мира, в частности нашего края.
- Отец Евгений, скажите: Аблакетка и её окрестности, насколько я понял, стали приоткрывать свои тайны постепенно. Когда и с чего всё началось?
- Я занимаюсь изучением истории Восточно-Казахстанского края, г. Усть-Каменогорска и его близлежащих окрестностей уже много лет. Мне, конечно, это интересно как, священнику и человеку, интересующемуся взаимодействием веры людей, их мировоззрения с ареалом распространения изучаемых объектов нашего края, интеграцией внутреннего мира человека с окружающим миром, с Богом. Учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО утверждает, что культурный ландшафт является объектом историко-культурного наследия. Мне удалось ощутить и хочется поделиться с другими увиденным в пространственном преображении ландшафта отражение той культуры древних людей, которые населяли нашу местность много тысячелетий назад. Ту своеобразную проекцию культуры на природный ландшафт. Так сказать, слепки образов жизни, оставленные человеком в ландшафте. Это связь культур, связь времён. При этом культура понимается как целостность обще человеческого опыта.
Культура — основная сила, формирующая рукотворный облик земной поверхности. И здесь обнаруживаются взаимодействия и взаимовлияния культуры и природы.
В формировании скально-скульптурного компонента культурного ландшафта значительную роль играют передаваемые в виде информации от поколения к поколению духовные и интеллектуальные ценности, которые в свою очередь испытывают на себе влияние материальных компонентов ландшафта. Что во многом утрачивается с техногенным воздействием на природу и местность с одной стороны. И веры и соответствующего мировоззрения — с другой. Наиболее яркое осознанное формирование взгляда с позиции искусственности преображения ландшафтов, в частности скальных преобразованных объектов, каменных выкладок, выемок, стрелок, гротов и прочих скальных "архитектурных скульптур" древних людей у меня началось после ознакомления с неолитическим (как принято считать, около 3 тыс. лет до Рождества Христова) храмовым комплексом «Ак-Баур», так называемым казахстанским Стоунхенджем, который находится недалеко от Усть-Каменогорска. Потом комплекс в районе Аблакетки и другие связанные объекты.
Кесиль – созвездие, упоминаемое в Библии. В иудейской (и библейской - Амос.5:8) традиции созвездию Орион соответствовало созвездие Кесиль. Это созвездие считалось одним из замечательнейших и в древних мифологиях. Кесиль - древнее еврейское слово в переводе означает надежду на обещанное Богом в раю Адаму и Еве пришествие спасителя рода человеческого от греха.
Одна из замечательных особенностей этого созвездия состоит в том, что Пояс Ориона состоит из трех основных звезд, расположенных в ряд. А звезда Сириус находится с ними почти на одной прямой. Четыре эти звезды образуют тетра форму 3+1.
Кесилем обобщенно обозначаются искусственные изменения ландшафта, в которые заложены идеи передачи образа всего того, что связано с созвездием Орион. Кесиль - это тетраоним.
Основной частью "Кесиля" является выраженная явная трехвершинность, повторяющая подобие трех звезд созвездия пояса Ориона. Кесиль может выглядеть и четырех вершинным (связка Пояс Ориона + звезда Сириус), и иметь более вершин, но с обязательно ярко выраженной трехвершинностью.
- Какие дополнительные знания, навыки, ресурсы понадобились впоследствии, чтобы исследовать то, чем вы занимаетесь?
- Астрономия, география, геометрия, краеведение, история и проч. Но какие бы науки в своем исследовательском инструментарии не использовал человек, все они должны находиться в согласии тех идей, которые открываются человеку. В том числе, а для меня, и в первую очередь, науки церковные, теология. Это и Библейская и Церковная Истории, Догматическое Богословие и т.д. А основной источник — Библия. В принципе, любые знания, которыми владеет человек, и церковные, и светские, можно использовать в своих исследованиях и их популяризации. Очень помогает знание фотографии — как инструмент фиксации культурного рельефа и его изменений.
Часть изображения в гроте Ак-Баура.
Образы ковчега в виде лодки и шарообразного навершия. Человек в виде креста (обозначено красным цветом) и Его место Рождения, Пришествия.
- Можно ли каким-то словом или словосочетанием обозначить ваше хобби, и хобби ли это вообще?
- Скорее всего, это профессиональный взгляд православного священника на мировоззрение древних людей. В контексте взгляда, прежде всего, через призму единобожия. Это осмысление и поиск откровений об окружающем нас мире невидимом и видимом. Это старание и труд увидеть своеобразное послание для нас. Язык письма в нем — это изменённые человеком формы ландшафтных фаций, урочищ и более крупных ландшафтных местностей. Скальная скульптура древних каменно-архитектурных культурных ландшафтов, ещё один вид послания, которое либо очень трудно стирается временем, либо вообще не стирается. Особенно, крупные мега комплексы. Усть-Каменогорск в современном своём расположении находиться примерно на тех же местах, где и селились древние люди. Не всегда можно определить культуру этих людей, но с той или иной вероятностью можно понять, чем они занимались и каково их духовное устремление.
- В какие дополнительные направления переходит подобного рода краеведение? Например, в топономику, разработку туристических маршрутов, ведение аккаунта в соц. сети, фотографирование?
- Есть люди заинтересованные, есть соратники по исследовательскому духу. С ними стараюсь налаживать контакты и поддерживать отношения. Выступаю с докладами, печатаюсь с тематическими статьями, снимаю видео фильмы. Всегда готов предложить доступ к накопленным за эти годы материалам. Оказать помощь для содействия в организации туристических маршрутов, религиозного паломничества, религиозного туризма. В целом, однако, таких широких задач не ставлю, потому что в первую очередь, организовываю свою деятельность, как священник, настоятель прихода. Вся остальная деятельность носит сопутствующий характер, заполняет дополнительное время моего служебного и рабочего пространства, где параллельно идут занятия подобного рода изысканиями. Возможно, с годами, с веяниями времени и соответствующими возможностями больше информации будет доводиться до широкой публики. Так появился аккаунт @v_gosti_k_batyushke, где я выкладываю тематические видео и фотоматериалы. Опять же всё это требует времени, серьёзного подхода и кропотливой работы, чтобы уметь привлечь и заинтересовать большее количество разных людей.
Изучение края привело к задействованию таких инструментов, как топономика и картография.
Один из интернет инструментов - геокарта OpenStreetMap (www.openstreetmap.org). Сейчас окрестности Усть-Каменогорска украшают вершины с названиями «Скала белый Орион», "Сопка Курган», "Гора Священническая», "Гора Горнее Место" и проч.
-Как эти направления и увлечения стали тесно взаимосвязаны и соединились в единую систему и комплексный подход?
- Все происходило по мере раскрываемости того наследия древних людей, которые заложены в этих культурно-исторических ландшафтах, в артефактах, которые в них входят. Для этого необходимо:
• Выявление достопримечательных мест, которые могут рассматриваться как результат совместного творчества человека и Богом созданной природы.
• Составление системы основных понятий, характеризующих каменно-архитектурный культурный ландшафт как особый объект национального наследия.
• Типология и классификация каменно-архитектурных культурных ландшафтов.
• Определение основных главных и второстепенных формализованных признаков.
• Определение семантики особого духовного (сакрального) отношения к природе. (не путать с обожествлением природы, пантеизмом.)
• Разработка концепции общей структуры исследуемых объектов. Их предназначение и положение в общей структуре.
• Антропогенность объектов.
• Естественность. Ее обще-концепциональная логичность.
• Небесно-ландшафтная связь.
• Мировоззренческий микрокосм.
• Степень возможности определения этнической и конфессиональной общности.
• Определение степени преобразованности и культурной освоенности исходного природного ландшафта (ландшафты целенаправленно созданные, естественно развившиеся и ассоциативные).
• Степень адаптации природных компонентов ландшафта к этим изменениям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс.
• Информационное наполнение.
• Синонимичность с современными представлениями и концепциями.
• Формирование и развитие каменно-архитектурного культурного ландшафта. Связь с современностью. (Особенно, ориентированность и направленность дорог и улиц).
• Изучение ономастики объектов каменно-архитектурного культурного ландшафта.
• Рассматривание каменно-архитектурного культурного ландшафта в качестве иллюстрации важнейших событий мировой истории.
• Оценка степени "угасимости" ландшафта под влиянием техногенности и других факторов (вандализм, природные условия и прочее).
• Охранение, как части культурного наследия. Формирование осознания обществом культурного ландшафта как объекта культурного наследия.
-Насколько подобное этногеографическое краеведение, пересекается с мессианской деятельностью священника?
- Главное, что это одна из форм проповеди о Христе Спасителе, о Его Рождестве, и, заложенном древними в своих каменных посланиях этих и связанных событий. О Потопе, о Богородице, о Троичности, об Имени Божием и т.д. а, отсюда, и возможность взаимодействия с людьми через фундаментальные понятия о вере, любови и надежде, соединении со Творцом через познание Его творения.
Вместо послесловия
Я совсем не удивлён тому, что подобного рода теологическую трактовку слышу именно от православного священника. Подавляющее большинство в современном материальном мире идёт по жизни в буквальном и переносном смысле глядя себе под ноги. Одни в погоне за эфемерными благами и наслаждениями, другие – в борьбе за постоянное выживание. Серые, однообразные будни часто схожи с тем асфальтом, который мы наблюдаем каждый день. Тогда может есть смысл чаще вглядываться в ночное небо, как все мы это делали в детстве? Любоваться бездонной красотой вселенной, и находить ответы в своём сердце на вопросы, обращённые к её Создателю.